СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Движение тел под действием нескольких сил»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование целостного представления об окружающем мире через этапы научного познания, а также функциональную грамотность.

Просмотр содержимого документа
««Движение тел под действием нескольких сил»»

Открытый урок по физике

«Движение тел под действием нескольких сил»

10класс.1 урок.


Тип урока. Урок одной задачи.

Цель. Создание условий для активации познавательной деятельности с помощью исторического материала и информационной грамотности. Дидактическая цель. Выявить и обозначить основные шаги при решении сложной, одной из ключевых задач по теме «Динамика». Приобретение учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков при выполнении практико-ориентированных заданий.

Развивающая цель. Выработать у учащихся логическую цепочку рассуждений при решении сложных задач; обратить особое внимание на требования к задачам в развернутом виде, при сдаче ЕГЭ по физике.

Воспитательная цель. Указать на примере одной задачи на необходимость владения знанием всего раздела «Динамики»

Продолжить формирование целостного представления об окружающем мире через этапы научного познания, а также функциональную грамотность.

Планируемые результаты.

Систематизация исторического материала, его интерпретации и применять при решении практико-ориентированных заданий по механике с применением математического аппарата;

Продолжить формирование умений:

- самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения исследовательских задач;

- владения основами самоконтроля, самооценки;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- владения устной монологической речью;

-сформировать целостное представление о мире через этапы научного познания.

Цель и этапы урока

Учебная задача

Результат

Организационный момент.

1 мин

На предыдущих уроках мы с вами прошли раздел «Механики» –«Динамику», где еще раз рассмотрели все силы, которые действуют на тело при его движении. В частности законы Ньютона , закон Гука, закон Всемирного тяготения.

Но главное то, что задачи на этот материал входят в ЕГЭ по физике. Сегодня мы будем решать задачи с применением этого материала.

Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока.

«Движение тела под действием нескольких сил».

Кто из вас был в Санкт-Петербурге? А вы знаете, что в этом году в мае, северной столице исполнилось 320 лет?

Как вы думаете, как этот факт может быть связан с нашим уроком?

Откройте учебник «Физики» на стр 106. Посмотрите задачи после п 24

Настраиваются на урок.











Записывают в тетрадях тему урока










Задача № 4 «О памятнике Петру 1»

Находят задачу и отвечают, что это связано с Петром Первым, императором России.

Актуализация и мотивация.

5 мин.

Санкт-Петербургу в этом году исполнилось 320 лет. Один из главных символов Северной столицы - памятник Петру I на Сенатской площади. Монумент в честь императора приказала Екатерина II.

Оказалось, что Гром-камень действительно уникален.

Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета исследовали минералогический состав ледникового валуна и обнаружили уникальные вкрапления, включая топаз.

А в годы Великой Отечественной войны, жители Северной столицы верили: пока памятники Петру 1 и великим полководцам стоят, то нацистам город не взять.

Горожане даже укрывали Медного всадника от немецких бомб подручными материалами.

Видео фрагмент «Гром-камень»




Так, о чем сегодня будет идти речь на уроке?







Как вы думаете, чем эта задача интересна?














Смотрят видео и делают некоторые записи в рабочих тетрадях.

Например:

- скорость перемещения камня 20-30 шагов/сутки; (14-21) м/сут или

0,0002 м/с или 0,2 мм/с

-на поворотах скорость уменьшалась;

- объем камня первоначально был (13*8*6) м3 ;

-падал 5 раз;








Учащиеся говорят о том, что увидели. Что можно рассчитать некоторые физические величины:

коэффициент трения скольжения;

ускорение;

решить задачу при движении РД и НРД;

рассчитать водоизмещение при перемещении валуна до места.



Она содержит интересные исторические факты, и ее можно рассмотреть с физической точки зрения.

Совместная работа учителя и учащихся по выработке логической цепочки при решении задачи (работа с доской).




























Давайте попробуем разбить задачу на уровни сложности:


1.Рассчитать коэффициент трения скольжения по известным данным. Задача в (Ф10) Касьянове, стр. 106, задача 4, если движение равномерное.


К доске ученик.

Дем-ция: движение бруска по поверхности доски (имитация движения валуна РД)


Расставляем силы, проводим СК ОХ, записываем ДАНО, выполняем решение задачи, анализируем ее решение

Находим коэффициент трения валуна.


А теперь представим, что вначале валун покоится, его скорость =0.

Давайте рассчитаем скорость движения валуна в м/сут

Но вот он начинает двигаться. Что изменится?

Давайте представим себе, что валун начинает двигаться с ускорением?


Попробуйте тащить брусок с ускорением. Давайте найдем его, а.

Задачу решаем в общем виде.

Что изменится?

2.Рассчитать ускорение, с которым начинала двигаться скала на ровной поверхности, но уже с ускорением.


А если еще усложнить задачу?


3.А если был уклон, например, равный 0,02?


А как проверить правильность выведенной формулы?










Ребята работают на местах

У доски ученик, которые представляет эту ситуацию на доске:

Ребята анализируют задачу, на столе проводят демонстрацию этой ситуации.

R = 0 Fтг =Fтр

Fтг = µ N, а N = mg µ = µ = 0,01

К доске выходит ученик и решает задачу





R = ma Ребята анализируют задачу, на столе проводят демонстрацию этой ситуации. Но уже равнодействующая не будет равна 0!

Рассчитывают скорость движения валуна в м/сут. Значит движение уже не РД!, а с ускорением.

Делают рисунок, находят ускорение валуна!


Ребята анализируют задачу, на столе проводят демонстрацию этой ситуации.

Делают рисунок, расставляют силы, записывают 2 закон Ньютона, и находят ускорение валуна!


Решаем задачу в общем виде.





Ученик выходит к доске и начинает решать задачу.

Выполняет рисунок, расставляют силы, записывают 2 закон Ньютона, и находят ускорение валуна!


Проверяем размерность единиц измерения формулы в общем виде.


Подведение итогов работы

Давайте попробуем на основании логической цепочки рассуждений, сформулируем алгоритм решения задач под действием нескольких сил на законы Ньютона.

Ребята высказываются:

  1. Делаем чертеж, расставляем силы, проводим оси координат

  2. Записываем закон Ньютона, сначала в общем виде, затем расписываем равнодействующую сил.

  3. Находим проекции сил

  4. Выводим общее решение задачи

  5. Проверяем ее правильность, по единицам измерения

  6. Делаем расчет

  7. Анализ полученного числа.

Рефлексия.

3 мин.

Благодарю вас за работу. Узнали что то новое?

Ни кому не захотелось в Санкт-Петербург?


Про памятник, его строительство, а главное, что такие задачи есть в ЕГЭ.

Составили алгоритм решения задач под действием нескольких сил.

Домашнее задание.

2 мин.

1.Если кого заинтересовал этот исторический момент, можете рассчитать водоизмещение судна. (2 «5»! желающим!);

2. Упр на стр. 106 (Ф10) закончить: №1-3, и № 5

Ребята записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!