Актуализация и мотивация. 5 мин. | Санкт-Петербургу в этом году исполнилось 320 лет. Один из главных символов Северной столицы - памятник Петру I на Сенатской площади. Монумент в честь императора приказала Екатерина II. Оказалось, что Гром-камень действительно уникален. Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета исследовали минералогический состав ледникового валуна и обнаружили уникальные вкрапления, включая топаз. А в годы Великой Отечественной войны, жители Северной столицы верили: пока памятники Петру 1 и великим полководцам стоят, то нацистам город не взять. Горожане даже укрывали Медного всадника от немецких бомб подручными материалами. Видео фрагмент «Гром-камень» Так, о чем сегодня будет идти речь на уроке? Как вы думаете, чем эта задача интересна? | Смотрят видео и делают некоторые записи в рабочих тетрадях. Например: - скорость перемещения камня 20-30 шагов/сутки; (14-21) м/сут или 0,0002 м/с или 0,2 мм/с -на поворотах скорость уменьшалась; - объем камня первоначально был (13*8*6) м3 ; -падал 5 раз; Учащиеся говорят о том, что увидели. Что можно рассчитать некоторые физические величины: коэффициент трения скольжения; ускорение; решить задачу при движении РД и НРД; рассчитать водоизмещение при перемещении валуна до места. Она содержит интересные исторические факты, и ее можно рассмотреть с физической точки зрения. |
Совместная работа учителя и учащихся по выработке логической цепочки при решении задачи (работа с доской). | Давайте попробуем разбить задачу на уровни сложности: 1.Рассчитать коэффициент трения скольжения по известным данным. Задача в (Ф10) Касьянове, стр. 106, задача 4, если движение равномерное. К доске ученик. Дем-ция: движение бруска по поверхности доски (имитация движения валуна РД) Расставляем силы, проводим СК ОХ, записываем ДАНО, выполняем решение задачи, анализируем ее решение Находим коэффициент трения валуна. А теперь представим, что вначале валун покоится, его скорость =0. Давайте рассчитаем скорость движения валуна в м/сут Но вот он начинает двигаться. Что изменится? Давайте представим себе, что валун начинает двигаться с ускорением? Попробуйте тащить брусок с ускорением. Давайте найдем его, а. Задачу решаем в общем виде. Что изменится? 2.Рассчитать ускорение, с которым начинала двигаться скала на ровной поверхности, но уже с ускорением. А если еще усложнить задачу? 3.А если был уклон, например, равный 0,02? А как проверить правильность выведенной формулы? | Ребята работают на местах У доски ученик, которые представляет эту ситуацию на доске: Ребята анализируют задачу, на столе проводят демонстрацию этой ситуации. R = 0 Fтг =Fтр Fтг = µ N, а N = mg µ = µ = 0,01 К доске выходит ученик и решает задачу R = ma Ребята анализируют задачу, на столе проводят демонстрацию этой ситуации. Но уже равнодействующая не будет равна 0! Рассчитывают скорость движения валуна в м/сут. Значит движение уже не РД!, а с ускорением. Делают рисунок, находят ускорение валуна! Ребята анализируют задачу, на столе проводят демонстрацию этой ситуации. Делают рисунок, расставляют силы, записывают 2 закон Ньютона, и находят ускорение валуна! Решаем задачу в общем виде. Ученик выходит к доске и начинает решать задачу. Выполняет рисунок, расставляют силы, записывают 2 закон Ньютона, и находят ускорение валуна! Проверяем размерность единиц измерения формулы в общем виде. |