Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 16 г. Мозыря»
Конспект коррекционного занятия
по развитию познавательной деятельности
для детей с трудностями в обучении
| Разработала: учитель – дефектолог Назарчук Е. В. |
Тема: Движение в заданном направлении. Справа-слева, вверху-внизу, в центре, выше - ниже.
Цель: развивать пространственную ориентировку.
Задачи:
Формировать умения ориентироваться в задании, представленном в устной словесной форме.
Развивать устойчивые координаты ("право - лево", "вверх-вниз", "в центре", "выше - ниже").
Развивать зрительно-пространственное восприятие.
Воспитывать уважение друг к другу, вежливость.
Оборудование: компьютер, пособие «Лесные тропинки», картинки «Дикие животные и их детёныши» (волк – волчонок, лиса – лисёнок, белка - бельчонок, медведь – медвежонок), альбом, тетради, простой и цветные карандаши, ластик, шаблоны круга и цветка на каждого учащегося.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Приветствие.
- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! –
улыбнётся он в ответ.
И, наверное,
Не пойдёт в аптеку
и здоровым будет много лет.
Учитель-дефектолог: - Когда люди говорят "Здравствуйте", они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга следующим образом.
2. Чтение учителем-дефектологом стихотворения "Где право, где лево?"
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево
Понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
"Победа!" - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.
Обсуждение содержания стихотворения.
Учитель-дефектолог: – Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите её. Все предметы, которые вы видите на той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Кто мне скажет, что обозначают слова вверху - внизу, в центре, выше – ниже? (Учитель-дефектолог уточняет и эти понятия).
II. 1. Основная часть. Сообщение темы занятия.
Учитель-дефектолог: Сегодня мы с вами продолжим ориентироваться в пространстве, закрепим понятия "право - лево", "вверх-вниз", "в центре", "выше - ниже".
Давайте поиграем в игру "Где предмет?"
Вариант I. Учитель-дефектолог называет предмет. Все остальные определяют его место расположения. Слова для справок: справа - слева, вверху - внизу, в центе, выше - ниже.
Вариант II. Учитель-дефектолог называет предмет, если он находится слева от нас, то дети поднимают левую руку, если справа – правую, если сверху, поднимают обе руки, если внизу, приседают.
2. Упражнение для глаз под спокойную музыку.
И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению.
3. Работа в тетради
1. Упражнение «Попади в центр!»
Детям предлагается нарисовать круг диаметром 5 см. с использованием шаблона. Затем держа руку с карандашом на столе поставив на локоть, по команде быстро поставить в центре пять точек. Локти не отрывать. Выигрывает тот, кто точнее всех поставит точку в центре.
2. Задание "Внимательно слушай и рисуй! "
Учитель-дефектолог называет геометрические фигуры с указанием их места. Просит детей изобразить их в тетради согласно инструкции. Ребята зарисовывают их на указанном месте. Пример: вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центе круг и т д.
3. Игра " Стань наоборот!"
Каждому из детей следует стать не в заданном учителем-дефектологом направлении, а наоборот. По хлопку, направление следует поменять.
Учитель-дефектолог: - Слева от меня Настя, а справа – Денис (но дети должны стать наоборот, т.е. слева Денис, а справа Настя. Хлопок и меняются местами)
4. Задание "Нарисуй на салфетке!"
Предлагается на салфетке слева нарисовать орнамент из кругов и треугольников, а на салфетке справа – из кругов и квадратов. В центре каждой изобразить круг.
Физкультминутка (Дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Широко расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу,
Молодцы! Влево – вправо, влево – вправо…
Пособие «Лесные тропинки». Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.
Учитель-дефектолог: – Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.
В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить. Медведь предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: "Школу нужно построить на поляне". Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса"
(Дети в соответствии с текстом перемещают животных).
Проведи детёнышей зверей в школу по лесным тропинкам.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель-дефектолог: – При помощи цвета человек может выразить своё настроение. Если настроение хорошее, то его обычно "рисуют" яркими, светлыми цветами: жёлтым, оранжевым, красным, светло-зелёным, голубым… Плохое настроение – тёмные цвета: чёрный, коричневый. Если трудно определить настроение, показать можно при помощи синего, зелёного, серого цветов. У вас в альбомах нарисован цветок. В цветке пять лепестков. У нас сегодня на занятии было пять основных дел. Вам нужно будет выразить своё отношение к каждому из них, т.е. раскрасить лепестки в цвета вашего настроения.
Первый лепесток у нас будет "Приветствие". Вспомните, как мы друг с другом разными способами здоровались. Вы должны раскрасить один лепесток в тот цвет, который выражает ваше отношение к приветствию.
Второй лепесток – "Игры". Понравились ли вам игры? Раскрасьте.
Третий лепесток – "Физкультминутка".
Четвёртый лепесток – "Задания в тетрадях".
Пятый лепесток означает, довольны ли вы собой.
Примечание: детям можно предложить и самостоятельно нарисовать цветок с пятью лепестками.
Учитель-дефектолог: – Посмотрите на цветы в своём альбоме и по очереди скажите, какое у вас настроение: хорошее, плохое или так себе. (Обсуждение). Спасибо всем за работу. Желаю хорошее настроение сохранить надолго!