СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение Земли вокруг Солнца

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Движение Земли вокруг Солнца"

Просмотр содержимого документа
«Движение Земли вокруг Солнца»

Предмет: география

Учитель: Донскова Наталья Викторовна МБОУ г. Астрахани «СОШ №35»

Тема и номер урока в теме – раздел «Земля как планета Солнечной системы»,

тема «Движение Земли по околосолнечной орбите»,

урок №1 «Обращение Земли вокруг Солнца».

Тип урока: урок-практикум

Используемые учебники и учебные пособия: УМК «Вентана-Граф» 2013г.

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о движении Земли вокруг Солнца.

Задачи:

обучающие: продолжить формирование умения устанавливать причинно- следственные связи на основе представления о

движении Земли вокруг Солнца;

развивающие: продолжить работу над развитием учебно-познавательных умений и навыков, ставить цели,

преобразовывать информацию, выделять главное, сравнивать и обобщать, делать выводы;

продолжить работу по развитию навыков работы с картой и глобусом;

развивать умение организовывать свою учебную деятельность;

воспитательные: способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с

одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

предметные: выделять и объяснять существенные признаки и понятия

«земная ось», «экватор», «географический полюс», «тропик», «полярный круг», «полушарие», «точка зенита», «полярный день», «полярная ночь», «угол наклона земной оси»;

использовать эти термины для решения учебных задач по изучению географических следствий движения Земли вокруг Солнца;

находить условные линии на глобусе и карте;



метапредметные:

познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск информации, её преобразование, логические УД (анализ,

синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей);

регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать

средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели;

коммуникативные: планирование разрешения конфликтов, умение выражать свои мысли, самостоятельно

организовывать учебное взаимодействие в коллективе;

личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и

общества;

формирование ответственного отношения к учению, познавательной и информационной культуры;

формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению.

Оборудование: проектор, компьютер, карта полушарий, глобусы, учебники, атласы, рабочие тетради.

этапа урока

Смысловые блоки урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Приветствие.

Создание необходимого положительного настроя на учебную деятельность.

Проверка готовности класса к уроку.

Приветствуют учителя.

Восприятие положительного настроя на учебную деятельность.

Самопроверка готовности к уроку.

2

Актуализация знаний

1.Вспомните, что называется географическим объектом.

2. Можем ли мы назвать географическими объектами планеты, Солнце, другие звёзды и космические тела, с которыми мы знакомились на предыдущем уроке.

3. Докажите свои предположения.

4. Сделайте вывод по итогам нашей дискуссии.




5. Вспомните, как могу изменяться географические объекты.

6. Приведите примеры, как изменялась Земля во времени.

7. Приведите примеры изменения Земли, как географического объекта в пространстве.

Называют: разнообразные объекты, созданные природой и человеком.

Высказывают предположения: можем назвать, не можем назвать.



Приводят свои доводы.

Делают вывод: это географические объекты созданные природой, которые хотя и не находятся на Земле, но влияют на процессы, происходящие на Земле.


Называют: во времени и в пространстве.


Называют этапы возникновения и развития Земли.

Называют: движение Земли вокруг Солнца и вокруг оси.

3.

Постановка учебной задачи

1.Прослушайте загадку. Отгадав её, вы поймёте, какое движение Земли мы будем изучать сегодня на уроке.

Земля вращается, вращается, вращается.

И на Земле вдруг представление начинается.

На сцене в свой черёд артисты появляются.

И выступление каждого артиста отличается.

Один, в костюме рыжем, слёзы льёт.

Другой, в одежде белой, снег метёт.

По воле третьего подснежник расцветает.

Ну а четвёртый ярким солнцем согревает.

2. Следствием какого движения является смена времён года?

3. Что ещё о движении Земли вокруг Солнца вы знаете из курса Окружающий мир?

4. Что бы вы ещё хотели узнать о вращении Земли вокруг Солнца?

5. Откройте рабочие тетради на стр.10 Найдите информацию о том на какие из ваших вопросов мы сможем дать ответы уже сегодня на уроках и на следующем уроке по данной теме.

6. Цветными карандашами отметьте на сколько вы осведомлены в поставленных перед вами вопросах:

зелёный кружок – знаю достаточно по этому вопросу и могу поделиться знаниями с одноклассниками;

жёлтый кружок – имею некоторые знания по данному вопросу, но хотел бы их пополнить и уточнить;

красный кружок – ничего не знаю по этому вопросу.

Слушают загадку, дают ответ – времена года









Называют: движение Земли вокруг Солнца.

Записывают тему урока.

Называют: движение Земли по орбите, продолжительность движения по времени.


Высказывают свои пожелания.


Читают информацию в рабочей тетради.





Проводят самодиагностику уровня имеющихся знаний по данной теме.

Делают вывод о недостаточном уровне знаний. Определяют задачи на урок.

4

Открытие «нового» знания






























































1.Прочитайте задание 1.1 в рабочих тетрадях на стр.10. Подумайте, где можно найти необходимую информацию для выполнения задания?

2. Ознакомьтесь с первым пунктом параграфа «Обращение Земли вокруг Солнца». Расскажите об особенностях движения Земли вокруг Солнца, опираясь на рис.7

3. Выполните задание №1.1в рабочей тетради.

4. Комментарий учителя.

Для удобного изучения процессов происходящих на Земле, географы определили некоторые условные(воображаемые) линии и точки. Условными они называются потому, что на самом деле на поверхности Земли их нет. Но на глобусе и карте их легко можно найти.

Какие условные (воображаемые) линии и точки вам известны из курса Окружающий мир?

5.Сформулируйте определения «ось Земли», «географический полюс», «экватор», «северное и южное полушария»

5. Рисование на доске и в тетрадях опорного конспекта в виде графического рисунка Земли с известными условными линиями и точками.



6. Найдите эти условные линии и точки на глобусах и картах полушарий в атласах (стр.8-9)

7. Комментарий учителя:

-сегодня мы продолжим знакомство с воображаемыми условными линиями. Внимательно посмотрите на глобус и найдите окружности, проведённые в районе экватора пунктиром, найдите соответствующие линии на карте, прочитайте, как они называются, найдите в тексте учебника их определение, нанесите на графический рисунок.

8. Комментарий учителя:

- Северный и Южный тропик ограничивают территорию, где Солнце хотя бы раз в году бывает в зените.

Найдите в тексте параграфа, что называется точкой зенита.

9. Найдите на глобусе окружности, проведённые в районе Северного и Южного полюсов пунктиром. Найдите соответствующие линии на карте, прочитайте, как они называются.

10.Комментарий учителя:

-полярные круги ограничивают области Земли, где наблюдаются полярный день и полярная ночь.

Просмотрите видеофрагмент «Полярный день, полярная ночь», сформулируйте определение «полярный день», «полярная ночь» и дайте их характеристики.

http://www.youtube.com/watch?=YNbNF42iPjY


Знакомятся с заданиями, определяют источник информации.



Работают текстом и рис.7 на стр.19. Составляют рассказ об обращении Земли вокруг Солнца.



Выполняют задание.











Называют: ось Земли, экватор, Северный и Южный полюса, северное и южное полушария.

Формулируют определения.



Рисуют окружность Земли, проводят под углом Земную ось, наносят линию экватора, точками отмечают Северный и Южный полюса, красным и синим цветами обозначают Северное и Южное полушария.

Ищут условные линии и точки на глобусах и картах.





Ищут на глобусе и карте условные линии Северный и Южный тропик, наносят на рисунок.

Называют определение: воображаемые окружности на поверхности Земли, расположенные на одинаковом расстоянии севернее и южнее экватора.





Называют: точка, расположенная над головой наблюдателя.

Ищут на глобусе и карте условные линии Северный и Южный полярный круг, наносят на рисунок.







Смотрят видеофрагмент, формулируют определения, дают отличительные характеристики.


5

Первичное закрепление.

Физкульминутка

Игра «Я - Земля»

Детям предлагается представить себя круглой Землёй. Учитель называет условные линии и точки, дети выполняют упражнения:

экватор – руки на поясе,

Северный полюс – руки на макушке головы,

Южный полюс – наклониться, дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах,

Северное полушарие – руки на плечах,

Южное полушарие – руки на коленях.

Играют.

Можно выбрать ведущего и предложить придумать свои движения для показа условных линий.


6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Установите соответствие между понятием и его определением.

1.Точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью её вращения.

2.Воображаемая окружность на поверхности Земли, которая расположена посередине между Северным и Южным полюсами и делит Землю на Северное и Южное полушария.

3.Воображаемая окружность на поверхности Земли, расположенная на одинаковом расстоянии севернее или южнее экватора.

4.Линия, за которой наблюдается полярный день и полярная ночь.

А-экватор, Б-тропик, В-полярный круг, Г-полюс.

Записывают ответ в тетрадь и самостоятельно проверяют по ключу:

1-Г, 2-А, 3-Б, 4-В

7

Включение нового знания в систему знаний и повторение

1.Выполните задание 1.2 (стр.10-11 в рабочей тетради) с помощью глобусов

2.Используя рис.8 учебника (стр.20) и карту полушарий (стр.8-9) назовите географические объекты, где бывает полярный день и полярная ночь.

3. Ответить на вопросы 1,2 в конце параграфа (стр.23)

Выполняют задания.


Называют географические объекты




Отвечают ан вопросы.


8

Рефлексия (итоги урока)

1.Вернёмся к вопросам на стр. 10 рабочей тетради. Нарисуйте рядом с вашими цветными кружками ещё один кружок:

зелёный - всё понял, могу объяснить этот материал другому;

жёлтый – сам всё понял, но объяснить другому не берусь;

красный – для полного понимания мне нужно всё повторить.

2. Сделайте вывод. «Для того чтобы узнать об особенностях вращения Земли вокруг Солнца мы выполнили следующие действия…

Для этого нам понадобились такие информационные материалы, как…которые мы изучали… и…, что позволило нам быстро нарисовать…, найти… на глобусе и карте, обобщить и закрепить полученные знания.

Проводят самоопределение уровня полученных знаний








Называют свои действия: выявили направления движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, проанализировали текст учебника, выделив точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью её вращения; расширили свой географический кругозор, усвоив новые знания (Северный и Южный тропики, Северный и Южный полярные круги, полярный день и полярная ночь, точка зенита), научились рисовать графический конспект, находить на глобусе и карте условные (воображаемые) линии; работали коллективно и индивидуально, использовали учебники, рабочие тетради, атласы, глобусы.

9

Домашнее задание

Обязательное:

Прочитать пар.4 (п1) стр.19

Дополнительное:

1.Составить кроссворд, используя названия условных линий и точек Земной поверхности.

2.Подготовить презентацию о полярном дне и полярной ночи.

Формулируют уточняющие вопросы учителю





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!