Министерство образования и науки РФ
Якутский государственный университет
им. М. К.Аммосова
Кафедра Всеобщей истории и этнографии
Движенческая пластика в контексте якутского олонхо и героических эпосов народов Южной Сибири.
Выполнила: Михайлова Александра Николаевна
Руководитель: Стручкова Наталья Анатольевна
Якутск, 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ДВИЖЕНЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА В ЭПОСЕ – ИСТОЧНИК ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
1.1. Историческая взаимосвязь якутов и народов Южной Сибири
1.2. Движенческая пластика в героических эпосах
ГЛАВА II СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Историко-культурные связи
Система движений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Основная этническая группа, вошедшая в состав Якутского народа, - тюркского происхождения в древности не жила на территории нынешней Якутии. Предки якутов прибыли в Якутию с верховьев Лены и районов прилегающих к Байкалу, где они жили по соседству с бурятами. На основании архивных, этнографических и лингвистических материалов, удалось установить близость и родство.
Сходство социальных, исторических, географических условий и культурного развития народов способствует большей близости их эпических сказаний. Такого рода типологическое сходство имеется и в эпическом творчестве сибирских народов – якутов, алтайцев, бурят и. т. д. Здесь можно найти и элементы генетической общности происхождения или географической близостью сибирских народов.1
Эпос любого народа – одновременно представляет собою органическую часть фольклора (духовной культуры) данного народа и определенное звено в эпическом творчестве как закономерном явлении, возникающем и развивающемся в определенных исторических условиях у разных народов характеризующемся известным единством и преемственностью.2 Героический эпос, является носителем огромной информации о прошлой жизни, о древних верованиях, об их культуре. У каждого народа есть устное творчество, переходящая из поколения в поколение, которая сохраняет традиционную культуру этих народов. Так как эпос является повествованием о событиях предполагаемых в прошлом, передаваемая, народным преданием, то можно узнать об историческом прошлом этого народа и изучить и выявить много общего с другими народами.
В героических эпосах народы стремятся к полному отображению жизни, что любая мелочь, имеет очень большое значение, для полного его изучения. Героический эпос является достоянием народа, и источником прошлой жизни этноса, которая прошла многовековую стадию дифференциации.
Если рассмотреть и сравнить ритуальные и повседневные движения в героических эпосах, то можно выделить много общего и с помощью их анализа выявить общность народов Южной Сибири и Якутов. Возможность их родственных связей в прошлом.
На сегодняшний день изучение устного творчества является наиболее актуальной. Так как, героический эпос отражает религиозные, нравственные, этические и эстетические идеалы народа. Семантика движений в эпосах представляет собой ценный материал для изучения истории и генезиса этого народа. Движенческая пластика в целом, несет собой ценную информацию о восприятии окружающего мира.
Цель данной работы является исследование основных ритуальных и повседневных движений в олонхо и в героических эпосах народов Южной Сибири. В связи с этим ставятся следующие задачи:
Рассмотреть историческое значение героических эпосов
Выявить историческую связь эпоса якутов и народов Южной Сибири
Установить связь основных движений в героических эпосах
Проанализировать и сравнить основные ритуальные и повседневные движения
Для исследования были рассмотрены и использованы труды Н. А. Стручковой, Г. В. Ксенофонтова, А. Е. Захаровой, А. Г. Лукиной, И. В. Пухова, В. Н. Иванова, А. И. Гоголева, А. Н. Алексеева, М. Я. Жорницкой.
Особое внимание обращено изучению текстов героических эпосов, в которых имеется ценный материал движенческой пластики. Для изучения были рассмотрены такие эпосы: якутское олонхо «Кыыс Дэбилийэ», «Нюргун Боотур Стремительный», бурятский эпос «Гэсэр».
В данной работе рассмотрена семантика движений в олонхо и в героических эпосах народов Южной Сибири. Анализируется позы, движения, жесты как неотъемлемая часть эпических традиций. Система движенческой пластики в якутском олонхо и в эпосах народов Южной Сибири малоизученна. Героический эпос отражает образную картину мира, обряды, верования, ритуалы.
ГЛАВА I
ДВИЖЕНЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА В ЭПОСЕ – ИСТОЧНИК ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
1. Историческая взаимосвязь якутов и народов Южной Сибири
Г. В. Ксенофонтов пишет, что теория южного происхождения якутов оформилась еще в конце XVII столетия в записках одного иностранного купца, немца или голландца, Эверта Исбрандта Идеса, который по поручению русского правительства ездил через Южную Сибирь в Китай для улажения пограничных дел. Во время своего путешествия он ввел дневник. По собранным им слухам Исбрандт Идес, описывает одежду якутов, их верования, кое-что из религиозных обрядов, дает сравнительную характеристику якутского языка и отмечает его южное происхождение. «Исбрандт Идес говорит, что они (якуты) и буряты, которые теперь живут около Байкальского моря, прежде составляли один народ».3
Более поздние историки XIX и XX века Н. Остолопов, Н. Н. Щукин, В. Л. Серошевский, Н. А. Аристов, Д. А. Кочнев, В. Ф. Трощанский, Н. Н. Козьмин и В. И. Огородников этнические термины «саха» и «ураангхай» используют как решающие научные доказательства, которые предуказывают древнюю родину якутов и их ближайших родственников из числа ныне существующих турецких племен, ибо аналогичные и созвучные племенные термины обнаруживаются среди южносибирских и засаянских турецких народов, а именно , «сагай» в Минусинском крае, «урангхай» в уранхайском крае, нынешней Танну-тувинской республике.4
При изучении родства народов и их этнического состава метод сравнения языков имеет бесспорно первое место. По мнению А. Г. Ксенофонтова «Якутский народ не богат материальной культурой, по сравнению с соедло-земледельческими народами не на высоком уровне стоят у него разные роды пластического искусства, почти отсутствует музыка, но зато каждого исследователя, не может не поразить исключительный дар якутов в области словесного творчества и обилие его памятников».5 А. Г. Ксенофонтов прав что устное творчество народов, является грандиозным шедевром. Но в этом устном творчестве есть ценные материалы именно о пластическом искусстве народов. Якутский героический эпос олонхо – величайшее достояние народа Саха, пронесшего его сквозь многие столетия, занимает достойное место среди шедевров мирового народного творчества.
Многие исследователи писали о южном происхождении олонхо. Такой точки зрения придерживались В. Л. Серошевский, А. П. Окладников, И. В. Пухов и др. (А. Г. Лукина, 99 стр. ) А. И Гоголев пишет, что религиозная система народа формируется на протяжении длительного времени фактически переживает в своем развитии все этапы его становления. Основа традиционной религии якутов, представленная материалами XVII-XIX вв., возникла в районах Южной Сибири и центральной Азии в эпоху ранних кочевников (I тыс. до н.э.).
Изучая, героический эпос, можно узнать о мировоззрении этих народов, о прошлом их духовной культуры. По мнению, Н. А. Стручковой актуальность и необходимость проведения этнологического исследования духовной культуры этноса обусловлена возрастанием проблемы сохранения этнической специфики в новых условиях развития этносов. Известно, что в историческом плане все этнические общности изменяются либо в соответствии с закономерностями внутреннего развития или вследствие взаимодействия с другими общностями.6
1.2 Движенческая пластика в героических эпосах
Героический эпос – величайшее достояние народа. Олонхо является энциклопедическим собранием древнейших мифов и сказаний, легенд и преданий. В яркой художественной форме в нем запечатлен образ жизни, традиции, нравственные принципы, история, культура, мировосприятие, якутского народа.7 Героический эпос, является не только воспеванием о героических подвигах богатырей, но источником для изучения духовной культуры, верований, образа жизни народа. Героический эпос народов Сибири относится к числу феноменальных явлений мировой цивилизации. Ее значимость трудно переоценить. Хорошо развитая художественная система, устойчивая эпическая традиция способствовали тому, что героические сказания, в своей основе сохранившие архаические черты первобытного мышления встречаются в живом бытовании у ряда сибирских народов.8
Тело – это первый наиболее естественный инструмент человека, с помощью которого как биологический вид, человек прошел длительную адаптацию к окружающей среде, вырабатывая разнообразные техники тела.
В древних обществах все жесты имели свое символическое обозначение,
и значение, выступая как информационные и коммуникативные знаки. Поэтому жесты стали использоваться в различных религиозных ритуалах. Некоторые использовались в повседневной жизни в ходе наиболее значимых церемоний, выполняя, роль бытовых и символических поведенческих форм.
В совокупности движения тела отражают многомерное поведение человека, их расшифровка может дать довольно полную информацию о нем, в его образе жизни, особенностях характера, возрасте, пристрастиях, духовном и физическом развитии.
Через технику тела, в частности, через жест, мимику, действия, позы, можно изучить культуру и историю развития общества.
Разные виды движенческой пластики можно видеть в героических эпосах народов Южной Сибири. Олонхо как высокохудожественное произведение наиболее глубоко и полно отражает этническое самосознание народа. Эпос содержит все ростки всех жанров искусств. Он так или иначе повлиял на формирование многих видов народного творчества, в том числе и танцевального. Богатство и образность языка олонхо создают яркие пластические образы, не похожие друг на друга. Анализ и изучение семиотического смысла танцевальной лексики персонажей олонхо говорят о наличии в нем всех основных движений якутского народного танца. В целом в якутских олонхо зафиксировано более 200 танцевальных движений, жестов и позиций. Движения можно отнести к различным группам: ходьба, бег, прыжки, верченье, присядки, притопы, поклоны, хлопушки, перевертывания корпуса на полу, растяжки.9
ГЛАВА II
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
1.1. Историко-культурные связи
Героический эпос это достояние народа, в котором сохранились исконная культура народа и его древняя история. Героические эпосы народов Сибири уникальны. Если сравнить их, то можно узнать много общего и интересного. В настоящее время якутское олонхо и героические эпосы Сибири называют общим названием «архаические» эпосы. Эпосы как было выше сказано, имеют ценную информацию о прошлой жизни, об их культуре. В эпосе имеется много движений. Как пишет Лукина А. Г. большинство танцевальных движений зафиксированы в олонхо.
В этнологическом плане изучение обрядовых танцев, на основе которых образовался традиционный танцевальный фольклор этноса поможет выявить этническое своеобразие культуры. Действительно, по своей сути духовная культура гораздо этничнее культуры материальной, что объясняется непосредственной тесной связью некоторых ее элементов с этническим самосознанием.10
Сравнительное сопоставление олонхо с алтайским героическим эпосом выявило много общего: Общность сюжетов, сходство терминов. Общие наиболее распространенные сюжеты якутско-алтайского эпоса – это героическое сватовство невесты и борьба за нее, борьба богатырей с мифологическими чудовищами, поэтизация коня.11
. А. П. Окладников, доказывая состоятельность идеи южного происхождения якутов, кроме археологических данных основывается и на материалах олонхо, указывая на общность типологических черт тюркского, монгольского эпосов и бурятского улигера.12 По мнению А. И. Гоголева, якуты вместе с тюркоязычными народами Южной Сибири фактически составляют единый хозяйственно-культурный тип.13
Система движений
Движения можно разделить на психологические и на ритуальные. Психологические движения показывают характер, поведение человека в определенной ситуации. А ритуально-социальные движения создаются специально как ритуал. Эти движения прослеживаются в традиционных танцах народов Южной Сибири и якутов. Показывают их культуру, сходства и различия.
Система движений пластики в героических эпосах

Психологические Ритуально-социальные


Эмоции и чувства Почтение, поклонение,
(Битва, гнев) почитание
(Поклоны, приветствие, обряды и. т. д.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Битва
Нюргун Боотур Стремительный
Медлить больше не стали они,
Друг против друга стали они.
Будто рогами друг друга разя,
Сшибаются два быка, -
Ринулись друг на друга они,
На рогатинах сразились они
Кованные наконечники их
Рогатин боевых
Изогнулись,
Свернулись в кольцо…
Кюн Дьирибинэ-богатырь
Белым своим кулаком
С голову трехлетка быка,
Словно молотом грузным, хватил
Сына подземной тьмы.
Отскочил, увернулся абаасы
От страшного взмаха того,
В полсилы пришелся удар…
Загребистую лапу свою,
Пятилапую лапу туго сжав,
Черным чудовищным кулаком
Величиной со стегно быка,
Он ударил сына айыы,
Шлепнул как по мокрой земле.
Три дня и три ночи подряд
Кружились и бились они…
Истоптали
Талую землю они,
Искрошили Мерзлую землю они,
По колено вязли они,
Проваливались по самый вертлюг.
(40 стр)
«Гэсэр»
Изгибаясь, они друг с другом схватываются,
Схватившись, по солнцу на месте кружатся,
Пригибаясь, они приглядываются,
Кружась они поднатуживаются.
Как лоси друг на друга бросаются,
Как ястребы налетают и сшибаются.
Упираются, словно зубры.
Из-за равной ловкости оба топчутся,
Ногами они топчут половину земли,
Тела они до крайности напрягли,
Сухожилия они до крайности натянули.
Наконец, богатырь Заса-Мэргэн,
Сагана-Хасара схватил-скрутил,
Под мышкой его зажал,
Повертел его на левом боку,
Потом повертев его так и сяк,
Перекинул на правый бок,
После этого еще раз подняв,
Вниз, словно камень бросил.
(72 стр)
Все это, по мнению Н. А. Стручковой, призвано показать в конечном результате необыкновенную эмоциональность, силу действий именно богатыря-человека.
В битве показан гнев богатыря. Жест и мимика, выражающие богатырский гнев относятся к мотивам – описаниям, которые могут быть подвергнуты структурно-типовому анализу.
Гнев – как выражение внутренней силы и энергетической мощи богатыря ставится в один ряд с другими его физическими и моральными качествами.
«Гэсэр»
Десять пальцев на руках сжимает-разжимает
(84стр)
Зубами заскрипел, щеки надул
В разгневанности и обиде.
(207стр)
Абай Гэсэр затрясся от гнева,
Губы свои надул. (209стр)
Волосы его поднялись дыбом,
Челюсти его сжались с дымом,
Зубы его скрежещут,
Ноздри его трепещут.(234стр)
Сильно они рассердился,
Надул щеки,
Брови его встопорщились, словно щетки.
(379стр)
«Джагнар»
Шумной беседе, казалось, удержу нет
Стали походы высчитывать за сто лет
Стали разведки высшитывать за шесть лет
Руки свои потирая, дружину свою
Взглядом окидывая колдовских очей,
Пальцами всеми похрустывая десятью,
В трепет испытанных приводя силачей
(336стр)
Челюсти сжав, нойон поскакал вперед. (384стр)
Бросился на Цагана, зубами скрипя,
С силой такой перекинул через себя. (386стр)
«Могучий ЭрСоготох»
У него, молодца, лицо,
Словно перезакаленный булат,
В трех местах изломанный, перекосилось,
Взор тревожным пламенем запылал,
Мышцы его,
Словно рыбы-щурята,
Забегали-заиграли,
Зычно он закричал,
Так сжал кулаки,
Что из кончиков пальцев
Темная кровь тягуче закапала. (213стр)
РИТУАЛЬНО-СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
.
Каждая культура одни жесты отбирает, а другие отвергает. Она хранит только те из них, которые важны для нее и постоянно и регулярно воспроизводятся. Например, в культуре якутов очень развито почитание божеств и духов, выражаемая разнообразными видами поклонов.14
Поклоны
«Могучий Эр Соготох»
Вот какого вида
Богатырь-айыы,
Их приветствуя,
Им поклонился,
К матери с отцом обращаясь,
Такой тойук затянул. (103стр)
Харыаджылаан Бэргэн, сын мой,
Владеющий черным конем с белою головой
До изгиба шеи,
Именно тебе
С поклоном «здравствуй!» говорю –
Прими же его,
Лично тебе живому
Девяносто поклонов пусть будет! (309стр)
«Джангар»
И, повернув поводья назад
И обогнув, как предки велят,
Слева направо богатыря,
Низкий отвесила поклон.(111стр)
Сделал в левое стремя вдруг,
Зарин Заку поклон до земли. (120стр)
Жесты используемые в эпосе, по мнению А. Е. Захаровой, отличаются от жестов повседневной жизни. Церемониальные жесты в олонхо в высшей степени ритуализованы и, видимо, прошли большой путь развития. Изучая якутские традиционные танцы, исследователи выявили несколько видов ритуальных поклонов. Наиболее распространенным являлись благословляющие, благодарственные примеры которого мы перечислили выше.
Рукопожатия
«Гэсэр»
Подошел он к красивой девице,
В правую щеку поцеловал,
В левую щеку поцеловал,
За белые руки крепко взял. (193стр)
«Маадай-Кара»
Длинные как ложбины, руки
Друг другу подав, поздоровались
Подобные прямым хребтам носы
Скрестив, поцеловались.
Открытые как луг ладони
Раскрыв, поздоровались
Пламенные свои сердца
Прижав друг к другу, поцеловались.
Гордость
«Гэсэр»
Руки, как орлиные крылья, распростер,
По кругу, гордясь и красуясь, прошел,
Ходил он по кругу, приплясывал, (74 стр)
«Джангар»
Ноги расставив широко и подбочась, -
Савар стоит под сенью сандала сейчас,
Савар, которого не побеждал никто.(347стр)
Хонгор окинул поле взглядом одним. (387стр)
«Могучий Эр Соготох»
Могучий Эр Соготох проворней, чем черный глухарь,
Взлетевший с проталины,
В крепкое гладкое седло
Ловко вскочил,
Словно токующий глухарь,
Откинув голову, горделиво уселся,
Жесты состоят из физических движений тела, но они служат для выражения какого-то символического смысла и могут быть как универсальными так и специфичными для определенных культур.15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эпическое наследие в духовной культуре всего народа занимает огромное место. И изучение движенческой пластики в героических эпосах Сибири позволило выявить в ней наличие мировоззренческих идей. Героический эпос наиболее глубоко и полно отражает этническое самосознание народа, и их духовный мир. Анализ текста олонхо позволяет выявить наличие традиционных элементов пластики, такие как поклоны, движения подражательного характера.
С народами Южной Сибири якуты поддерживали связь в глубокой древности, когда находились на «южной» родине – Прибайкалье, в Приангарье. Переместившись на свою нынешнюю родину (Средняя Лена), они потеряли связи со своими былыми соседями. И это отразилось в их эпосах, как типологическое сходство. И. В. Пухов отмечает, что время, расстояние, разные социально-исторические условия, возникшие за время многовековой раздельной жизни впоследствии привели к тому, что эпическое творчество якутов развивалось другим путем. Оно стало серьезно отличаться эпоса древних соседей. Но, хотелось бы отметить, что все таки несмотря на большие различия якутский эпос и эпос народов Южной Сибири имеют общие места. И эти общие места можно видеть, сравнивая, в героических эпосах простых на первый взгляд, но очень сложных для изучения движений.
Таким образом, можно отметить, что движения в олонхо имеют не последнюю роль. При изучении движений можно узнать много общего. Мы разделили движения на психологические и ритуально-социальные, при этом можно проследить, что традиционные танцы имеют такие же простые движения, которые есть в эпосах. Например, описывая борьбу (битву) в эпосах движение богатырей сравнивают с повадками зверей. У большинства народов есть традиционные танцы, где танцующий подражает движениям зверей. Тот же поклон, или пожатие рук имеется в традиционных танцах изучаемых народов. Все эти движения показывают культуру этноса, его мировоззрение, как он видит окружающий мир, во что верит. Ритуально-социальные движения показывают, что и прошлом культура общения, соблюдалось на высоком уровне, даже чем сейчас.
В текстах эпоса прослеживается связь человека с природой. Поклонение божествам, подражание священному животному. Все движения связаны с из верованием и их миропониманием.
ЛИТЕРАТУРА
А. Е. Захарова Архаическая ритуально-обрядовая символика Саха. – Новосибирск., 2004
А. Г. Лукина Традиционные танцы Саха. – Новосибирск., 2004
В. Н. Иванов Северо-восток Азии в контексте Российской истории. – Якутск, 2005
Н. А. Стручкова формирование кинетического компонента в ритуальной практике. СПб, 2005
И. В. Пухов Якутский героический эпос. – Якутск, 2004
Г. В. Ксенофонтов Ураангхай-сахалар. Якутия, 1992
А. И. Гоголев Якуты. Якутск,1993
Е. Н. Кузьмина Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири. Новосибирск, 2005
Терминологический словарь
Генезис - (генез), происхождение, возникновение; в широком смысле — момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.
Дифференциация - (франц. differentiation, от лат. differentia — разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.
Семантика - (от греч. semantikos — обозначающий),
1) значения единиц языка.
2) То же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов.
3) Один из основных разделов семиотики.
1 Ст. И. В. Пухов «К вопросу о генетической общности якутского героического эпоса олонхо с эпосом других сибирских народов». Якутский героический эпос – олонхо. – Якутск.: 2004 (63 стр)
2 Ст. Б. Н. Путилов «Эпос народов Сибири и его историческая типология». Вопросы языка и фольклора народностей Севера. – Якутск.: 1972 (122 стр)
3 Г. В. Ксенофонтов «Ураангхай сахалар» Т. 1 , Якутск. 1992 г., ( 27стр)
4 Там же (66-67стр)
5 Там же «Устные летописи якутов» (171стр)
6 Н. А. Стручкова Формирование кинетического компонента в ритуальной практике. СПб.: 2005г
7 В. Н. Иванов «Историко-культурное значение олонхо» Северо-восток Азии в контексте Российской истории. Якутск.: 2005г (434 стр)
8 Е. Н. Кузьмина «О систематизации типических мест героического эпоса народов Сибири» Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири. Новосибирск.: 2005г (3стр)
9 А. Г. Лукина «»Пластически-танцевальный образ в олонхо». Традиционные танцы Саха. Новосибирск:, 2004г. (98-109стр)
10 Стручкова Н. А. Формирование кинетического компонента в ритуальной практике. – СПб., 2005г. (30стр)
11 Гоголев А. И. Якуты. – 1993г. Якутск. (48стр)
12 А. Г. Лукина «Пластически-танцевальный образ в олонхо». Традиционные танцы Саха. – Новосибирск.:2004 (99 стр)
13 А. И. Гоголев «Историко-культурные связи якутов с современными тюркоязычными народами Южной Сибири и бурятами» Якуты. Якутск., 1993 (47стр)
14 А. Е. Захарова «Ритуально церемониальные жесты в олонхо». Архаическая ритуально обрядовая символика народа Саха. – Новосибирск., 2004
15 Захарова А. Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа Саха. – Новосибирск:. 2004г (57стр)