СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация составлена к уроку русского языка "Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении"

Просмотр содержимого документа
«Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении»

1. Добро творить - себя веселить. 2. Доброта – любви микстура. 3. Добрые поступки не подвиг, а обычное поведение человека. 4. Люди, птицы, травы – все слушают добрую песню соловья. 5. Главное: доброту, правду, любовь – береги в жизни своей. 6. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.  
  • 1. Добро творить - себя веселить.
  • 2. Доброта – любви микстура.
  • 3. Добрые поступки не подвиг, а обычное поведение человека.
  • 4. Люди, птицы, травы – все слушают добрую песню соловья.
  • 5. Главное: доброту, правду, любовь – береги в жизни своей.
  • 6. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
  •  
 Двоеточие и тире  в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие и тире

в бессоюзном сложном предложении.

 Нет, не гибнет в жизни большой  Всё, на что сердце твоё откликается.  Живи беспокойно, живи с маетой:  С доброты человек начинается.  В. Стефаниди

Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается. Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается.

В. Стефаниди

1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко  разевал рот!   (5)Она была уверена: он зевает от скуки.   (19)Учителя тоже не любят молчальников: у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.   33. Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо - Женечка поспешила за ним.   (34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели.

1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

 

(5)Она была уверена: он зевает от скуки.

 

(19)Учителя тоже не любят молчальников: у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

 

33. Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо - Женечка поспешила за ним.

 

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели.

1.Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Толстой(СПП)  2. Добра желаешь – добро и делай.(БСП)  3.Я никогда не пожалею о том, что совершил доброе дело.  Уильям Шекспир (СПП)  4. Учись доброму — худое на ум не пойдет. (БСП)   5.Красота  на добро и не смотрит, но люди от неё становятся добрее. Михаил Пришвин (ССП)
  • 1.Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Толстой(СПП)
  • 2. Добра желаешь – добро и делай.(БСП)
  • 3.Я никогда не пожалею о том, что совершил доброе дело.  Уильям Шекспир (СПП)
  • 4. Учись доброму — худое на ум не пойдет. (БСП)
  • 5.Красота на добро и не смотрит, но люди от неё становятся добрее. Михаил Пришвин (ССП)
 1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А.Лиханов.)  2. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью. (А.Захаров.)  3. Доброта постоянна и сама себя усиливает, потому что она рождает ответную доброту.  ( А.Швейцер.)  4. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А.Чехов.)
  • 1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А.Лиханов.) 2. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью. (А.Захаров.) 3. Доброта постоянна и сама себя усиливает, потому что она рождает ответную доброту.
  • ( А.Швейцер.) 4. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А.Чехов.)
1.У каждого времени своя жестокость - доброта одна, на все времена. (А.Лиханов.)  2. Мы совершаем доброе дело - душа наша наполняется светлой радостью. (А.Захаров.)  3. Доброта постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. ( А.Швейцер.)  4. Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А.Чехов.)
  • 1.У каждого времени своя жестокость - доброта одна, на все времена. (А.Лиханов.) 2. Мы совершаем доброе дело - душа наша наполняется светлой радостью. (А.Захаров.) 3. Доброта постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. ( А.Швейцер.) 4. Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А.Чехов.)
1. Дружбу помни зло забывай. 2.Ценней всего на свете доброта  Она сияет добрыми глазами. . 3. Он решил ему неловко  В зрелом возрасте таком  Быть каким-то добряком.   4. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость человек должен делать только добро.  5. Будешь думать о хорошем  мысли созреют в добрые поступки.
  • 1. Дружбу помни зло забывай.
  • 2.Ценней всего на свете доброта
  • Она сияет добрыми глазами.
  • .
  • 3. Он решил ему неловко
  • В зрелом возрасте таком
  • Быть каким-то добряком.
  •  
  • 4. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость человек должен делать только добро. 5. Будешь думать о хорошем  мысли созреют в добрые поступки.
1. Дружбу помни - зло забывай. (Противопоставление) 2.Ценней всего на свете доброта:  Она сияет добрыми глазами. ( Причина) . 3. Он решил: ему неловко ( Дополнение)  В зрелом возрасте таком  Быть каким-то добряком.   4. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро. (Пояснение)  5. Будешь думать о хорошем -  мысли созреют в добрые поступки. (Условие)
  • 1. Дружбу помни - зло забывай. (Противопоставление)
  • 2.Ценней всего на свете доброта:
  • Она сияет добрыми глазами. ( Причина)
  • .
  • 3. Он решил: ему неловко ( Дополнение)
  • В зрелом возрасте таком
  • Быть каким-то добряком.
  •  
  • 4. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро. (Пояснение) 5. Будешь думать о хорошем -  мысли созреют в добрые поступки. (Условие)
Задание для первой группы : выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Задание для второй группы : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Задание для третьего уровня : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку .
  • Задание для первой группы : выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему?
  • Задание для второй группы : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  • Задание для третьего уровня : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку .
Задание для первой группы : выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? 1.Мы знаем главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. 2.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу. 3.Желаешь себе добра – не делай зла другому. 4.Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. 5.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
  • Задание для первой группы : выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему?
  • 1.Мы знаем главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  • 2.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
  • 3.Желаешь себе добра – не делай зла другому.
  • 4.Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  • 5.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
Задание для второй группы : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. 1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. 2.Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу. 3.Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому. 4.Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. 5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. 6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.  
  • Задание для второй группы : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  • 1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  • 2.Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
  • 3.Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
  • 4.Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  • 5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  • 6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  •  
Задание для третьей группы : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. 1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле. 2.Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу. 3.Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому. 4.Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему. 5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. 6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  • Задание для третьей группы : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  • 1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
  • 2.Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
  • 3.Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
  • 4.Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
  • 5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  • 6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
 Лингвистическая задача. 1964 Он знак подаст – и все хохочут; Он пьёт – все пьют и все кричат; Он засмеётся – все хохочут; Нахмурит брови – все молчат 1989 Он знак подаст – и все хохочут; Он пьёт: все пьют и все кричат; Он засмеётся: все хохочут; Нахмурит брови: все молчат.  

Лингвистическая задача.

1964

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьёт – все пьют и все кричат;

Он засмеётся – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат

1989

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьёт: все пьют и все кричат;

Он засмеётся: все хохочут;

Нахмурит брови: все молчат.

 

1. С детских лет постигаем мы истину…  2. Держится мир на доброте…  3. Хочешь изменить мир к лучшему…
  • 1. С детских лет постигаем мы истину…
  • 2. Держится мир на доброте…
  • 3. Хочешь изменить мир к лучшему…
 Лучше добрым на светебыть: злого в мире и так довольно.  Л.Н. Толстой

Лучше добрым на светебыть:

злого в мире и так довольно.

Л.Н. Толстой

 - В учении нельзя останавливаться. (Сюнь-цзы)   - Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало. (Мишель Монтень)   - Всегда – учиться, всё – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь. (Максим Горький)  

- В учении нельзя останавливаться. (Сюнь-цзы)

- Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало. (Мишель Монтень)

- Всегда – учиться, всё – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь. (Максим Горький)

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!