СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дворянчикова ГБ Входной контроль

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 

Однако

Просмотр содержимого документа
«Дворянчикова ГБ Входной контроль»

Дворянчикова Галина Борисовна Притобольный район МКОУ "Нагорская СОШ"

Входной контроль







ВАРИАНТ 1


Часть 1


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Лён в России с давних времён был одной из самых любимых культур, потому что при выращивании неприхотлив, а ткани из него очень полезны для здоровья, потому что прочнее хлопчатобумажных, прекрасно впитывают влагу и быстро высыхают.

  2. Ткани изо льна прочнее хлопчатобумажных, они прекрасно впитывают влагу, быстро высыхают, поэтому льняное постельное бельё и льняная одежда полезны для здоровья; кроме того, лён неприхотлив при выращивании, что сделало его в России одной из любимых культур.

  3. Хотя лён, который обеспечивает человека разнообразными, удобными в употреблении, прочными и полезными для здоровья, красивыми тканями, — одна из самых неприхотливых культур в России, технология его получения и переработки очень сложна и дорогостояща, поэтому ткани из льна относят сегодня к элитным.

  4. Технология получения и переработки льняного волокна очень сложна и дорогостояща, поэтому ткани из него относят сегодня к элитным, несмотря на то что лён, обеспечивающий человека разнообразными, удобными в употреблении, прочными и полезными для здоровья, красивыми тканями, неприхотлив при выращивании.

  5. Изо льна можно изготовлять любые ткани: от брезента, парусины и материала для пожарных рукавов до тончайшего батиста и кружев — вологодских и брюссельских, поэтому лён так высоко ценится.

Ответ: _3 4_________________________


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).


Однако

Поэтому

Наоборот,

Следовательно,

Потому что



Ответ: однако .


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДОСТОИНСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2 ) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДОСТОИНСТВО, -а; ср.

    1. Положительное качество. Достоинства литературного произведения. Спектакль не лишён достоинств. Доброта — одно из достоинств человека. Оценить кого-, что-л. по достоинству (составить правильное мнение).

    2. Совокупность высоких моральных качеств, их уважение в самом себе; сознание своих прав, своей значимости. Чувство собственного (человеческого) достоинства. Ро- нять, унижать своё (собственное) д. Считать что-л. ниже своего достоинства. * У меня есть своё, русское достоинство и гордость (Шолохов).

    3. Внешнее проявление самоуважения, сознания своей значимости. Говорить, держать- ся, вести себя с достоинством. Д. движений, осанки.

    4. Обычно род. и тв. Стоимость, ценность (денежных знаков и ценных бумаг). Банков- ский билет достоинством в 50 рублей. Облигация достоинством в сто рублей. Мо- нета двадцатикопеечного достоинства.

    5. Устар. Титул, чин, звание. Баронское, княжеское д. Возвести в графское д. (присво- ить титул графа).


Ответ:1 .


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

зАнята слИвовый

вернА понялА

экспЕрт

Ответ: занята .

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите по- добранное слово.

Мысль, что СОПРОТИВЛЕНИЕ жидкости движению тела пропорционально скорости те- ла, впервые высказал английский учёный Дж. Уиллис.

Глубокое РИТМИЧНОЕ дыхание при физических нагрузках, какими бы щадящими они ни были, само по себе чрезвычайно полезно для органов дыхания.

В минувшие выходные весь ПРОСВЕЩЁННЫЙ Санкт-Петербург стремился попасть на крупнейший в России фестиваль науки, технологии и искусства.

Первый урожай пальма приносит в семилетнем возрасте, а самый ПРОДУКТИВНЫЙ период этого дерева — с 15 до 50 лет, когда оно даёт за год 60-80 орехов. Классицизм — это художественный стиль и ЭСТЕТИЧНОЕ направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XX в., одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к эталону.

Ответ: эстетическое .


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВУХ тысячи шестнадцатого года ЦОКОЛИ зданий КРАСИВЕЕ меня килограмм ЯБЛОК ИХ заботы

Ответ: две тысячи .

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Учёные утверждают, что любые ощущения вызываются исключительно электрическими импульсами, которые мозг передаёт нам «по нервам» — от одной нервной клетки к другой.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Все, кто поехал на экскурсию, был доволен путешествием и долго вспоминал экскурсовода добрым словом.

В) ошибка в построении предложения с од­нородными членами

3) В русском языке много слов, которые были заимствованы не только из немецкого и французского языков, а также из английского языка.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

4) А.С. Пушкин с нежностью писал, что «в разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Благодаря потрясающего расцвета математики и физики, с одной стороны, и техники — с другой, примерно в XVII веке начинает формироваться представление о живом организме как об идеально работающей машине.


6) Физика ядра и элементарных частиц добилась больших успехов не только в познании микромира, но и в развитии методов исследования.


7) Думая о родителях, сыну не спалось.


8) От Испании до Аравии множество людей го- ворили на греческом диалекте койнэ, писали на нём стихи, пьесы и учёные трактаты.


9) Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, в галерее есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться: они не отпускают от себя

Ответ:

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

д

5

2

3

4

7





8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи шите это слово, вставив пропущенную букву.

р.. стите л ьность соз д.. вать

приор.. тет из л.. гающий проб..раясь

Ответ:создавать .


9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..мудрый, пр..града е..ездить, обез..яна

бе..вкусный, ро..пись контр..гра, роз..ск

по..венечный, о..дать

Ответ: премудрый преграда .

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

по дразу м.. ваяя нахо дч.. вый

лиц. .вой ландыш, .вый магни..вый

Ответ: находчивый .

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

смотр, .шься невид. .мый

назнач.. нный накле.. шь

ДЫШ..ЩИЙ

Ответ:назначенный .


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Из деревьев и кустарников в конце лета почти ничего (НЕ)ЦВЕТЁТ, разве что гортензия, нежные соцветия которой украшают сады до глубокой осени.

Учёные-физиологи утверждают, что (НЕ)ДОСТАТОК кислорода в ряде случаев может быть полезен для организма и даже способствует излечению от многих болезней. И (НЕ)ГРУБЫЙ от зноя и ветров отрывистый голос запевалы, а ласковый и звонкий эст- радный тенор из военного ансамбля вознёсся, как жаворонок, в синеву. С утра до утра шёл, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, мелкий, как водяная пыль, дождик, превращав- ший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи.

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, столь известная каждому петербурж- цу, (НЕ)ИМЕЮЩЕМУ возможности снять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.

Ответ :недостаток .

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких сотен лет физики пытались понять, ЧТО( ЖЕ) такое свет — волны или поток частиц, названных позднее фотонами, и в конце концов выяснили. Первые описания морских путей передавались устно (В)ВИДЕ легенд, мифов, (В)ПОСЛЕДСТВИИ с появлением письменности некоторые из них были записаны.

Путь от Северной Америки в сторону Европы мог быть проложен, (НА)ПРИМЕР, по Гольфстриму, который переходит (ЗА)ТЕМ в Северо-Атлантическое течение. Смена ветров и течений по сезонам года, (ПО)ВИДИМОМУ, нигде в Мировом океане не проявляется с такой регулярностью, как в северной части Индийского океана: летом — влажный (ЮГО)ЗАПАДНЫЙ ветер и течение с запада, зимой — ветер сухой и течение в сторону Африки.

Пробудившаяся от зимнего сна, (ПО)НАЧАЛУ напившаяся снеговой воды земля весной (КАК)БУДТО наряжается на яркий, красочный праздник — бал цветов.

Ответ:например затем .


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Деревенская девчушка, в вылинявшем жёлтом платке и дли(1)ой черной юбке, сидела на траве и испуга(2)о смотрела на нас большими синими глазами. Рядом стоял гли- ня(3)ый кувшин с молоком, завяза(4)ый чистой тряпицей.

Ответ:глиняный .


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Льняные изделия можно не только стирать но и кипятить сушить на солнце гладить горячим утюгом.

  2. Впереди грозовой тучи набежали рваные облака и своим стремительным движением перемешали на земле все краски.

  3. Изредка прорвавшийся сквозь тучи солнечный луч падал на отдельные берёзы и тогда они вспыхивали одна за другой.

  4. Настоящий писатель связан со своей страной как разумом так и сердцем.

  5. Краски и свет в природе надо не столько наблюдать сколько ими попросту жить любо- ваться.

Ответ:3 4 .


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Снег в горах от ничтожного звука превращается в (1) несущуюся вниз (2) реку, и через несколько минут в долину срывается лавина (3) сотрясая грохотом ущелье (4) и (5) на- полняя воздух искристой пылью.

Ответ:3 .


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Давно уже замечено, что человек, лишённый на время возможности заниматься люби- мым делом, постоянно к нему готовится. Так (1) например (2) охотники всю зиму чистят ру- жья и набивают патроны. Рыболовы (3) как известно (4) плетут лески и красят поплавки.

Ответ:1 2 3 4 .


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Удивительны скульптуры Родена (1) под рукой (2) которого (3) камень становился податливым и тёплым.

Ответ:1 .


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Внезапно испортилась погода (1) и (2) хотя до дождя дело не дошло (3) солнце посреди дня померкло (4) и тогда нарядный глянец Южного берега замутился.

Ответ:1 2 3 4 .


Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1) Существует хорошее, общеупотребительное и, казалось бы, исчерпывающее слово «мо- лодость». (2) Зачем же понадобилось другое — «юность»? (3) Язык не беспечный расточитель, чтобы придумывать лишнее слово для названия понятий. (4) Слова «молодость» и «юность» час- то могут быть без малейшего насилия над сутью заменены одно другим, и всё же разница есть. (5) Молодость — нечто более расплывчатое, не столь зажатое временными рамками.

(6) В романе Льва Николаевича Толстого «Детство, отрочество, юность» обозначены преде- лы каждого возраста. (7) Юность кончается со студенческими годами. (8) Ну, а для тех, кто не знал студенческой скамьи? (9) С выходом в самостоятельную жизнь, с появлением ответственно- сти — и моральной, и материальной — за близких, семью или хотя бы за самого себя уже прихо- дит взрослость. (10) До чего же это всё зыбко! (11) Бывает, [что] люди начинают самостоятельно жить и зарабатывать в восемнадцать — девятнадцать лет, но при этом не обретают взрослости, тем более зрелости. (12) Последнего свойства человек иной раз не обретает до конца своих дней.

(13) Формально каждый человек проходит через детство, отрочество, юность. (14) Но только формально. (15) Я знал детей без детства, либо отнятого войной, либо перегоревшего в чаду страшной домашней жизни, знал и людей, миновавших отрочество, ибо слишком рано об- рели дурной опыт взрослой жизни, исключающий то простодушие, что неотделимо от сути от- рочества. (16) Знал запозднившихся мальчиков, так и не взявших на себя ответственности, уцепившихся за юбку матери — сперва вполне материально, потом всей цепкостью навек окол- дованной памяти. (17) Знал и знаю многих молодых людей, назвать которых «юношами» не по- вернётся язык. (18) Когда же наступает юность, если вообще наступает?

(19) Лев Толстой нашёл ответ на этот вопрос в своей знаменитой автобиографической три- логии.

«(20) Я сказал, что дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, её цель и отношения. (21) Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, воз- можно и вечно. (22) Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекаю- щих из этого убеждения, и составлением блестящих планов нравственной, деятельной будущ- ности; но жизнь моя шла всё тем же мелочным, запутанным и праздным порядком.

(23)Те добродетельные мысли, которые мы в беседах перебирали с обожаемым другом мо- им Дмитрием, чудесным Митей, как я сам с собою шёпотом иногда называл его, ещё нравились только моему уму, а не чувству. (24) Но пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, ту же секунду захотел прилагать эти мысли к жизни, с твёрдым намерением никогда уже не изменять им.

  1. И с этого времени я считаю начало юности*

  2. Мне был в то время шестнадцатый год в исходе».

  3. Рассуждение Толстого открывает ворота в таинственный мир, называемый юностью. (28) Оказывается, юность — понятие нравственное. (29) С пробуждением сильного морального

чувства вступил отрок Толстой, скрывшийся за Николенькой Иртеньевым, в юность. (30) А не пробудись в нём это чувство, осталось бы затянувшееся отрочество, за которым — аморфная молодость, имеющая ценность лишь физического свойства. (31) Из пленительных снов детства Иртеньев-Толстой вступил в многообещающее, но хрупкое отрочество, а затем — в тревожный, волнующий, полный прозрений мир юности, где приоткрывшиеся уму ценности стали горячим чувством, тем нравственным законом, что не переставал восхищать многомудрого долгожителя Канта. (32) В духовном прозрении, даримом юностью, источник её поэтичности.

«(33) Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причинённый старос- тью. (34) И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы ста- рость не осталась без пищи». (35) Такой наказ оставил юношеству титан Возрождения Леонардо да Винчи.

(36) Замечательна вера Леонардо в способность юности копить мудрость. (37) Быть мо- жет, он судил лишь по себе, этот чудо-человек, возвысившийся даже над гигантами небывалой эпохи? (38) Нет, он шёл к истине через познание окружающего мира и всечеловеческого опыта, верил в силу свежего ума, способного накопить так много впечатлений, собрать такой богатый взяток с цветущего луга юной жизни, что это станет питательным веществом старого ума, наи- более склонного к выводам и обобщениям. (39)А ещё говорят о бездумной юности!..

(40) Леонардо не одинок в своей вере в постигающую силу юности. (41) Вот как перекли- кается с ним через века великий русский критик В.Г. Белинский: «Юность даётся человеку только раз в жизни, и в юности каждый доступнее, чем в другом возрасте, всему высокому и прекрасному. (42) Благо тому, кто сохранит юность до старости, не дав душе своей остыть, ожесточиться, окаменеть ».

  1. Ему вторит поэт, друг и соратник А.И. Герцена Н.П. Огарёв: «Определённая цель, самообладание, искренность с самим собою, труд неутомимый и знающий, что время дорого, —

вот что вы должны взять на себя, юноши».

  1. Выходит, юность не только счастье, но и обязанность. (45) Быть юным — большая от- ветственность; недолгий ещё опыт жизни не является оправданием тому, кто бессмысленно растрачивал золото юности.

(По Ю. Нагибину)

Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1. Человеку важно сохранить юность в душе на протяжении всей своей жизни, открыть свою душу для высокого и прекрасного, не дать ей ожесточиться.

    2. Леонардо да Винчи верил, что человек именно в юности должен активно познавать ок- ружающий мир, накапливать впечатления и необходимый опыт, который впоследст- вии позволит ему лучше понимать жизнь, прийти к мудрости.

    3. По мнению Льва Толстого, период юности человека начинается тогда, когда склады- ваются моральные принципы, нравственные устои человека, осознаваемые им самим и применяемые им в жизни.

    4. Время юности, по мысли А.И. Герцена, — это время поиска целей в жизни, время не- устанного труда, время готовности к преодолению трудностей и стремления к самосо- вершенствованию .

    5. Между понятиями «молодость» и «юность» не существует различий, эти слова по зна- чению полностью совпадают.

Ответ: 2 3 .


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответбв.

  1. В предложении 1 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 2.

  2. В предложениях 3-4 представлено рассуждение.

  3. В предложении 21 содержится пояснение того, о чём идёт речь в предложении 20.

  4. В предложении 42 представлено повествование.

  5. В предложении 44 содержится вывод из утверждения, сформулированного в предло- жении 43.

Ответ: 1 2 3 5 .


22. Из предложений 18-21 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: .


23. Среди предложений 40-45 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью од- нокоренных слов и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 45 .


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополни- тельных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


24. «Размышляя о важных вопросах жизни человека, писатель Юрий Маркович Нагибин использует такой приём, как (А) (предложения 2—5, 8—9), приглашая к разговору своих читателей. Разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (Б) («растрачивал золото юности» в предлоении 45), (В) («аморфная молодость» в предложении 30, «хрупкое отрочество» в предложении 31), — позволяют автору более образно выразить свои мысли. Приём — (Г) (предложения 20—26, 33—34, 41—42, 43) — усиливает убедительность высказываний автора».

Список терминов:

    1. цитирование

    2. эпитет

    3. синонимы

    4. оксюморон

    5. ряд однородных членов предложения

    6. восклицательные предложения

    7. вопросно-ответная форма изложения

    8. литота

    9. метафора

А

Б

В

Г

5

9

2

1


Ответ:



Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.



Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ М 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понима- ния проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументи- руйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценива- ется. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается ну- лём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение.

Я с большим интересом прочитала фрагмент текста .Нагибина.Ю.Нагибин известен мне как автор книг о взрослении человека, о детях и подростках послевоенной поры.В данном тексте автор предлагает свой вариант решения проблемы осознания такого понятия ,как "юность". Юрий Маркович сначала обращается к опыту такого мастера по самопознанию,как Лев Николаевич Толстой, который предложил такой взгляд на юность. Она,по мнению автора романа"Детство,отрочество,юность", не столько возраст, сколько стремление к нравственному самоусовершенствованию.

Вторым,.кто поделился с автором текста своим пониманием юности,.стал Леонардо да Винчи."Это чудо-человек " предупредил,что следует опасаться "бездумной юности".Виссарион Григорьевич Белинский_ великий русский критик восхищался юностью, в которой каждый "доступнее всему высокому и прекрасному"Ю.Нагибин утверждает"Юность не только счастье ,но и большая ответственность. Не согласиться с автором невозможно. Он прав.Совсем недавно я прочитала повесть Ч.Т.Айтматова"Пегий пёс ,бегущий краем моря" Сюжет прост,а вот идея этого произведения прекрасна.Взрослые и мальчик отправляютс в море на охоту Мальчик Кириск знает, что этот выход в море предназначался ему, его приобщение к охотничьему делу. Шторм,туман. Жестокие условия . Взрослые, желая спасти мальчика, один за другим уходят из жизни. С огромным трудом Кириску удаётся выжить, он смог доплыть до родных берегов. Встречая их ,он начал петь.А потом понял ,что это и есть начальные слова его именной песни, с которой ему жить до конца его дней.

Вот оно ,рождение юности. Ответственность перед жизнью, перед взрослыми, пожертвовавшими ради него жизнью, превращает ребёнка в юношу, у которого никогда не будет"затянувшегося отрочества","аморфной молодости". Всем ли доступно такое преображение?Нет. Мой жизненный опыт говорит о том, что много молодых людей ,моих ровесников,даже не задумываются ни о счастье, ни об ответственности ,не могут мечтать о высоком и прекрасном. Я считаю, не каждому дано осознать юность.


ВАРИАНТ 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте ра- боты, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, на чиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополнительных симво- лов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Венера — наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны, она обращается вокруг Солнца по орбите, почти неотличимой от окруж- ности, радиус которой близок к 108 миллионам километров, её год короче земногс планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток. (2)Так как её орбита находится целиком внутри орбиты Земли, то на земном небе Венера все- гда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь и никогда не omxoдит от центрального светила дальше чем на 48 градусов. (3) с незапамятных времён планету Венера часто называют и другими именами — «Вечерней звездой" или «Утренней звездой».

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содерж

щаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Венеру часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой», потому что на земном небе Венера всегда видна вблизи Земли на фоне утренних или вечерних зорь.

  2. Венера — наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны - обращается вокруг Солнца по орбите, почти неотличимой от окружности, радиус к торой близок к 108 миллионам километров.

  3. Венерианский год короче земного: планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток, Венера наиболее яркая из плайет и третье светило на небе после Солнца и Луны.

  4. Венеру — наиболее яркую из планет, орбита которой находится целиком внутри opби ты Земли и которая на земном небе всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних ил вечерних зорь, часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

  5. Поскольку орбита Венеры, самой яркой из планет, находится целиком внутри орбиты Земли и на земном небе Венера всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или ве черних зорь, её часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

Ответ: 4 5 .


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Дело в том, что Несмотря на это,

Вот почему Следовательно,

Именно такой

Ответ: вот почему .


\

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЩАТЬСЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) пред- ложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАЩАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; нсв.

  1. с кем. Вести себя по отношению к кому-л., держать себя с кем-л. каким-л. образом. Ты не умеешь о. с детьми! Как ты обращаешься со старшими? С животными надо о. лас- ково.

  2. Находиться в употреблении, иметь хождение. В нашей стране обращаются новые де- нежные знаки.

  3. Вращаться, двигаться по кругу. Земля обращается вокруг Солнца. / О кровообраще- нии, о движении соков растений. Кровь быстрее обращается в жилах.

  4. с чем. Пользоваться чём-л., применять что-л. Уметь о. с инструментом. Осторожнее обращайтесь с микроскопом! Разве можно так о. с книгами! Математика научилась о. с бесконечно малыми величинами. Он свободно обращается с музыкальной терми- нологией. Ты слишком вольно обращаешься с философскими понятиями.

Ответ: 3 .


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый закупОрив

начАвшись добралАсь

ненадОлго

Ответ: закупорив .


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите по- добранное слово.

Потребность в ПРАКТИЧНОЙ, надёжной и гигиеничной упаковке стала очевидной, ко- гда появились супермаркеты — универсамы с налаженной системой самообслуживания. Сам Шекспир, будучи консерватором, склонен объявить источником всех зол УКЛОНЕНИЕ от раз и навсегда заведённого порядка.

ОТКЛИКИ и вопросы читателей журнала связаны обычно с предшествующими и сравни- тельно недавними публикациями.

Пржевальского ждали зыбучие пески, миражи, бураны, лютые холода и НЕСТЕРПИМАЯ жара.

Первое НАПОМИНАНИЕ о существовании в Санкт-Петербурге Аптекарского огорода относится к 1713 году.

Ответ: упоминание * .

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис- правьте ошибку и запишите слово правильно.

СЕМИСОТ учебников новые ДИРЕКТОРА БЫСТРЕЕ всех нет ТУФЕЛЬ фонарь ПОГАСНУЛ



Ответ: погас .



  1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подбёрите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Белоколонный зал Русского музея наполнен светом, проникающий из Михайловского сада.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Лесные дебри словно оцепенели в дремоте; дремали не только леса, но и лесные озёра и ленивые лесные реки с красноватой водой.

В) ошибка в построении предложения с од­нородными членами

3) Большинство писателей работают над своими произведениями по утрам, некоторые пишут и днём, и очень немногие — ночью.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

4) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом

5) В картине «Берёзовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.


6) Ритм прозы* требует такой расстановки слов, чтобы фраза воспринималась читателем без напряжения, именно это имел в виду А.П. Чехов, когда писал, что «беллетристика должна укладываться в сознании читателя сразу, в секунду».


7) Каждый из создателей фильма сказали на его слив о процессе съемок.


8) Под впечатлением от фотографических снимков импрессионисты ищут альтернативный подход к традиционным художественным методам, согласно которых на протяжении веков изображалась человеческая фигура.


9) Картины, написанные А.Г. Венециановым, пленяют своей правдой, они занимательны, любопытны как для русского, так и для иностранного любителя искусства.


Ответ:

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

8

7

4

5

1




8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

университет

кампания (предвыборная) прогрессивный проб..русь блистательный

Ответ: прогрессивный .


9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..езд, е..язвить закрытие, под..шёл

прибытие, преградил ра..шить, бе..голосый

о..данный, на..шить

Ответ: подъезд съязвить .


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выращ.. вать доверч.. вый

сетч. .тый глянц. .вый

приветливый

Ответ: глянцевый .


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

задержишься побре. .шься

спряч.. шься обознач.. нный узнава..мый

Ответ: задержишься .


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Посредине комнаты стояли (НЕ)РАСПАКОВАННЫЕ пока коробки с вещами и игрушками. Это была (НЕ)МИМОЛЁТНАЯ, а совершенно устойчивая мысль, хотя и мгновенно созревшая.

И, убедившись, что с попутчиком (НЕ)РАЗГОВОРИШЬСЯ, Ивлев отдался спокойной и бесцельной наблюдательности, которая так идёт к ладу копыт и громыханию бубенчиков. С раннего утра всё небо обложили дождевые тучи; было тихо, был (НЕ)ЖАРКИЙ и скучный день, какой бывает в августе, когда над полем давно уже нависли тучи, ждёшь дож дя, а его нет.

Скоро Раскольников впал в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, в какоето забытьё, и пошёл, уже (НЕ)ЗАМЕЧАЯ окружающего, да и не желая его замечать.

Ответ: нежаркий .


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Солнце (В)ТЕЧЕНИЕ дня меняет своё положение, (ПО)НАЧАЛУ описывая траекторию дуги примерно 60° зимой и 120° и более летом.

Современные метеорологические наблюдения на океанографических кораблях, а ТАК(ЖЕ) на специальных кораблях погоды ТО(ЖЕ) подтвердили существование в при- экваториальных широтах пояса западных ветров.

(И)ТАК, спустя девяносто лет КАК(БУДТО) был понят смысл текстов, свёрнутых, как часовая пружинка, на двух сторонах Фестского диска.

Обычные кубики, (ПО)ВИДИМОМУ, ВСЁ(ТАКИ) полезнее для развития ребёнка, чем электронные гаджеты.

Генеалогически оба слова происходят от одного корня, но по КАКИМ(ТО) причинам одно из них обрело популярность и закрепилось, а другое ВСЁ(ЖЕ) отступило в тень.

n:

Ответ: также тоже .


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В многочисле(1)ых сараях, построе(2)ых на песча(3)ом берегу, зимой хранились про- смолё(4)ые лодки.

Ответ: 1 2 4 .


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Величественность зданий зависела от их соразмерности гармонических пропорций ук- рашений оконных наличников картушей и барельефов.

  2. Писатель должен держать читателя в напряжении вести его за собой и не допускать

в своем тексте непонятных и неритмичных фрагментов.

  1. Самым высоким и покоряющим читателя явлением в литературе может быть только органическое слияние поэзии и прозы.

  2. В разрывы мягких туч светило широкими лучами солнце и степь дымилась и бле- стела,

  3. Я полюбил Среднюю Россию: свежесть её природы обилие чистых и прохладных вод сырые лесные чащи моросящие и пасмурные дожди.

Ответ: 2 4 .


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Самые стёртые, до конца «выговоренные» нами (1) слова (2) начисто потерявшие для нас образные качества (3) и (4) живущие только как словесная скорлупа (5) в поэзии на- чинают сверкать, звенеть, благоухать.

Ответ: 2 5 .


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Цвет мёда (1) по мнению специалистов (2) зависит исключительно от растения, с ко- торого собран нектар, и (3) может быть (4) всех оттенков коричневого, жёлтого и даже зелёного.

Ответ: 1 2 .


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В научной статье (1) автор (2) которой (3) рассматривает значения слов брокер, дилер и дистрибьютор (4) характеризуется процесс формирования в сознании людей новых по- нятий.

Ответ: 1 4 .


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Эрмитаже у меня кружилась голова от обилия и густоты красок на полотнах старых мастеров (1) и (2) чтобы отдохнуть (3) я уходил в зал (4) где была выставлена скульптура.


Ответ: 1 2 3 4 .


Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1) Сделав несколько-сильных огневых налётов рано утром, немцы теперь вели система- тический минометный и орудийный огонь. (2) То здесь, то там среди стволов взмётывались вы- сокие снежные столбы.

(3) Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок. (4) Подходы к ним бы- ли минированы.

(5) Было ровно двенадцать. (6) Сквозь стволы просвечивало полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову мин, лес выглядел бы как в мирный зимний день.

(7) Первыми скользнули вперёд штурмовые группы. (8) Они шли по снегу во главе с сапё- рами, очищая путь для танков.

(9) Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов — немцы ещё молчали. (10) Но вот кто-то не выдержал. (11) Из-за высокого снежного завала раздалась пулемётная очередь.

(12) Штурмовая группа залегла, она сделала своё дело. (13) Вызвала огонь на себя. (14) Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал короткую остановку и ударил по заме- ченной пулемётной амбразуре раз, другой, третий. (15) В воздух полетели снег и обломки брё- вен.

(16) Немцы замолкли. (17) Штурмовая группа поднялась и рванулась вперёд ещё на три- дцать шагов.

(18) Снова то же самое. (19) Пулемётные очереди из следующей землянки, короткий ры- вок танка, несколько снарядов — и летящие вверх снег и брёвна.

(20) В роще, казалось, свистел сам воздух, пули врезались в стволы, рикошетили и бес- сильно падали в снег. (21) Под этим огнём трудно было поднять голову.

(22) К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. (23) Роща Дубовая была взята.

(24) День выдался тяжёлый, раненых было много. (25) Теперь роща целиком наша, и немцы открыли по ней ураганный миномётный огонь.

(26) Уже темнело. (27) Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов. (28) Усталые люди, тяжело дыша, лежали в отбитых траншеях. (29) У мно- гих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза.

(30) А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разры- вами, шли термосоносцы с обедом. (31) Был восьмой час, кончались сутки боя. (32) В штабе ди- визии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Ду- бовой рощи.

(33) Стало теплее, на дорогах снова видны оттаявшие воронки; из-под снега снова начи- нают показываться серые башни разбитых немецких танков. (34) По календарю весна. (35) Но стоит на пять шагов отойти с дороги — и снег снова по грудь, и двигаться можно, только про- рывая траншеи, и пушки надо тащить на себе.

(36) На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памят- ник. (37) Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова.

«(38) Самоотверженные командиры — старший лейтенант Бондаренко и младший лейте- нант Гавриш — пали смертью храбрых 27 марта в боях под рощей Квадратной. (39) Прощайте, наши боевые друзья. (40) Вперёд, на запад!»

(41) Памятник стоит высоко. (42) Отсюда хорошо видна зимняя русская природа. (43) Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взгля­дом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой снежной русской земле.

  1. Впереди расстилаются рощи: и Квадратная, в бою под которой погибли Гавриш и Бондаренко, и другие — Берёзовая, Дубовая, Кривая, Черепаха, Нога.

  2. Они не назывались так раньше и не будут называться потом. (46) Это маленькие бе­зымянные перелески и рощицы. (47) Их крёстными отцами были командиры полков, дерущих­ся здесь за каждую опушку, за каждую лесную прогалину.

(48) Эти рощи — место ежедневных кровавых боёв. (49) Их новые имена каждую ночь по­являются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. (50) Но в сводке Информ­бюро от всего этого остаётся только короткая фраза: «За день ничего существенного не про­изошло».

(По К.М. Симонову)

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915—1979 гг.) — русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

      1. Старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш погибли, выполняя во­инский долг в бою при взятии рощи Дубовой.

      2. Немцы вели систематический миномётный и орудийный огонь из рощи, где было сде­лано две линии глубоких продольных траншей с тремя-четырьмя десятками укреп­лённых землянок.

      3. Бой за рощу Дубовую начался в двенадцать часов дня, и только к восьми часам вечера эта территория была отбита у противника.

      4. Хотя наступила весна, в лесу было очень много снега, и бойцам было трудно продви­гаться, они вынуждены были вручную перемещать пушки, прорывать траншеи в снегу.

      5. Названия безымянным рощам и перелескам, где шли ежедневные ожесточённые бои, давали командиры полков.

Ответ: 2 4 5 .


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 1—2 представлено рассуждение.

  2. Предложение 6 включает описание.

  3. В предложениях 14, 16—17 говорится о последовательно совершаемых действиях.

  4. Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию.

  5. В предложении 43 представлено повествование.


Ответ: 2 3 .


22. Из предложений 41-47 выпишите контекстные антонимы.


Ответ: раньше потом .


23. Среди предложений 43-48 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и наречия. Напишите номер этого предложения.


Ответ: 47 .



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.


Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополни- тельных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


24. «Константин Михайлович Симонов показывает читателю истинную цену одного из вроде бы обычных эпизодов войны. Чтобы воссоздать картину боя, автор использует разнообразные средства выразительности. Так, в тексте использованы различные синтаксические средства, в том числе (А) (предложения 38-40; предложение 50)в предложениях 14, 20), и троп — (Б) «кровавых метров» (в предложении 22), «несмотря на оглушительный огонь» (в предложении 29), а также приёмы, среди которых (В) (предложения 12 — 13).


Ещё один приём — (Г) — помогает понять мысль автора».


Список терминов:

  1. цитирование

  2. эпитет

  3. синонимы

  4. фразеологизм

  5. ряд однородных членов предложения

  6. парцелляция

  7. вопросно-ответная форма изложения

  8. литота

  9. метафора


А

Б

В

Г

5

2

6

1


Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 в соответствии с ин- струкцией по выполнению работы.



Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понима- ния проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументи- руйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ответ: Война. Какое короткое, но в то же время очень ёмкое слово. В нём горе, беда, смерть, страдания, слёзы. Проходят годы. Великая Отечественная война всё дальше отодвигается вглубь. Но интерес к ней не утихает. Советский писатель Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной главной теме своего творчества. Тема эта- мужество и героическое служение Родине.В приведённом отрывке поднимается важная и актуальная проблема проявления истинного героизма на войне. Автор утверждает, что истинный героизм на войне проявляется в честном выполнении воинского долга,когда человек, не ожидая наград и признания своих заслуг, готов пожертвовать своей жизнью ради приближения Победы.Самоотверженные командиры старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш пали смертью храбрых,они не думали о славе и наградах ,а мужественно принимали огонь на себя. Нельзя не согласиться с точкой зрения К.Симонова. "Война и мир" - роман Л.Н.Толстого- национальная эпопея, посвящённая героизму русских людей в Отечественной войне 1812 года.Описывая Шенграбенское сражение, Толстой показал подвиг капитана Тушина и солдат его батареи. Капитан Тушин_ рядовой офицер, человек ,олицетворяющий народную мудрость и простоту. Во время боя он бесстрашно руководит бомбардировкой, показывая пример мужества солдат, свято выполняя свой воинский долг.Капитан Тимохин тоже совершает подвиг, и атака его роты в критический момент изменила ход сражения. Бородинская битва -это величайшее проявление патриотизма русского народа.Спокойно и мужественно ведут себя во время боя артиллеристы на батарее Раевского, готовые умереть, но выполнить свой долг.Огромную роль в Отечественной войне 1812 года сыграло партизанское движение.Тихон Щербатый,самый храбрый и нужный человек в отряде Денисова.Щербатый- один из тех героев,которые тихо и незаметно делают своё дело, всё то, что подсказывало им .. чувство любви к Родине. .

Возьмём произведение Б.Васильева"А зори здесь тихие".Молодые девушки отважно шли на верную гибель,вставали под вражеские пули, лишь бы спасти остальных и увезти немцев. Они не думали ни о славе, ни о наградах, а честно выполняли свой воинский долг. Патриотизм и героизм русских людей вот залог непобедимости русского народа.