Просмотр содержимого документа
«Дворцовые перевороты»
Конспект урока 8 класс
Тема. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762).
Цель: выявить причины дворцовых переворотов, показать роль гвардии в их осуществлении; проследить смену монархов на российском престоле в 1725 – 1762 гг.
Задачи.
Образовательная: изучить новый материал, дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов, преемниках Петра I.
Развивающая: развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки при составлении таблицы.
Воспитательная: воспитать уважение к историческому прошлому, заинтересовать и увлечь историей России.
Основные понятия:
Дворцовый переворот – 1) насильственное взятие верховной власти с использованием военной силы в результате заговора;
2) смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.
Важнейшие даты.
1725-1727 – правление Екатерины I.
1727-1730 – царствование Петра II.
1730-1740 – царствование Анны Иоанновны.
1740-1741 – царствование Иоанна VI Антоновича.
1741-1761 – правление Елизаветы Петровны.
1761-1762 – правление Петра III.
1762 -1796– начало царствования Екатерины II.
Оборудование: учебник, тетрадь, сообщения учащихся, портреты монархов, презентация, карточки с датами (хронологический опрос) и цветные сигнальные карточки (красного и зеленого цвета).
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Терминологическая разминка. Дайте определение следующим историческим понятиям: Ассамблея, Кунсткамера, «работные люди», подушная подать, крепостная мануфактура.
Хронологический опрос по карточкам: 1672 г.; 1682; 1700; 1703; 1721; 1719; 1695,1696; 1709; 1722; 1725.
Чем вам запомнилось правление Петра I?
Изучение нового материала.
Слайд 1. Объявление темы урока, учащиеся записывают в тетрадь.
Учитель. Исходя из темы, что нам сегодня необходимо узнать, о чем пойдет речь на уроке, какие задачи мы ставим перед собой?
Слайд 2. Цель, задачи урока.
Слайд 3. Домашнее задание:
1. § 13-14 прочитать; годы правления монархов и термин на стр. 91, выучить.
2. Ответить на вопрос 2 или 5 (по выбору) на стр. 91 учебника.
Физминутка.
Учитель. Слайд 4. Умирает Петр I, не назначив наследника…
Причины и сущность дворцовых переворотов.
Работа с текстом учебника, стр. 84 (п. 1).
Учитель. Назовите причины дворцовых переворотов? (Учащиеся отвечают, с последующей самопроверкой).
Слайд 5. Ответы на слайде: (Указ о престолонаследии, изменилась система наследования, Петр I не назначил наследника, острая борьба между группировками дворян, усиление влияния гвардейских полков при дворе).
Слайд 6. Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.).
Предлагается проблемное задание. Объясните почему всем правителям удавалось взойти на престол?
Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия происходила смена правителей на троне. Начало этой эпохи (с 1725 года по 1762) положила смерть Петра I, и последовавшая с ней борьба за власть различных группировок, а завершилась эта эпоха воцарением на долгие тридцать четыре года Екатерины II.