СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Двусложные размеры стиха».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Двусложные размеры стиха».»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему:

«Двусложные размеры стиха».

 

Цель: Сформировать понятия о стихотворных размерах, рифмах.

Задачи:

1) Образовательная: познакомить учащихся с художественным миром лирического произведения, дать начальное представление о метрах и размерах стиха, выявить условные значения слов «рифма», «размер», отработать навык определения способа рифмовки, определения размера стиха.

2) Воспитательная: воспитывать интерес к миру поэзии.

3) Развивающая: развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Форма работы: коллективная.

Оборудование: Презентация, интерактивная панель,

 

Ход урока

1.Орг. момент.

 

2. Мотивационно-целевой этап

-Что такое поэзия?

-Как образовано  слово «стихотворение»? (В слове два корня – -стих- и -твор-.)

-Назовите родственные слова к данному слову. ( Стихи, творчество, творить, творение стихов.)

Творение стихов…Как красиво звучит. У художника для творчества есть кисти и краски, у композитора – ноты и музыкальные инструменты.

-А чем пользуется поэт? (Словом.)

Поэт действительно берёт слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Для создания ярких образов, воздействия на воображение читателей, слушателей автор пользуется специальными литературными тропами.

-Какие из них вы уже знаете? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения…)

 

3.Психологическая подготовка к усвоению нового материала.

На слайде появляется эпиграф.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

А.С.Пушкин СЛАЙД 1

Учитель выразительно читает эпиграф к уроку.

Учитель: Ребят а,а кто как понял эти строки? Может кто-то знает, откуда они?

Ученик: Это строки из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Учитель: А кто знает, что такое ямб, хорей?

Ученики затрудняются ответить.

Учитель: Это стихотворные размеры стиха. Именно с ними мы сегодня с вами и познакомимся на нашем уроке. Давайте запишем тему урока: «Двусложные размеры стиха».

 

4.Объяснение нового материала.

Учитель: Стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похоже на предыдущую. СЛАЙД 2

Обратите внимание на слайд. Учитель читает: СЛАЙД 3

Четырёхстопный ямб мне надоел; -1

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву -2

Пора б его оставить. Я хотел - 3

Давным – давно приняться за октаву. - 4

А в самом деле: я бы совладел - 5

С тройным созвучием. Пущусь на славу! - 6

Ведь рифмы запросто со мной живут; - 7

Две придут сами, третью приведут.  – 8

Учитель: Обратите внимание на непривычное ударение в слове прИдут. Как вы думаете, для чего Александр Сергеевич его использует?

Ученик: Может быть для того, чтобы срифмовать слова «рифмы» и «придут».

Учитель: Столь непривычным ударением в слове прИдут автор создает определенный ритм стихотворения, который создает особую «мелодию» строк.

Учитель: Кто может сказать, что общего у 1,3 и 5 строк? Что объединяет 2,4,6 строки? Чем они схожи?

Ученик: Окончанием.

Учитель: А что еще можно сказать? О чем нам говорят окончания этих строк?

Ученик: Они рифмуются.

Учитель: Действительно. А кто скажет, что такое рифма в стихотворении?

Ученик: Это сочетание строк в стихотворении..

Учитель: Давайте запишем определение рифмы в тетради. Текст появляется на слайде. СЛАЙД 4

Рифма (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.

Учитель: Существует несколько видов рифм. Обратите внимание на отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Скажите, какие строки здесь рифмуются?

Текст появляется на слайде. Учитель читает отрывок.  СЛАЙД 5

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны  хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

(А.С. Пушкин)

Ученик: Здесь рифмуются первые две строки, и последние две строки.

Учитель: Да. Такая рифма называется параллельной или парной. Давайте запишем определение парной (параллельной рифмы).

Текст появляется на слайде.

Параллельная(парная) рифма –это рифмовка смежных строк стиха: первого со вторым, третьего с четвертым

Учитель: А теперь посмотрите на этот отрывок (на слайде появляется текст). Кто скажет, какие строки рифмуются? СЛАЙД 6

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

( Ф. И. Тютчев)

Ученик: В первом отрывке рифмуются 1 и 3,2 и 4 строки.

Учитель: Действительно. И такая рифма называется перекрестной. Давайте это запишем. Текст на слайде.

Перекрестная рифма  - рифмовка первой строки с третьей, второй - с четвертой.

Учитель: Обратите внимание на это четверостишье (текст на слайде)

Учитель читает. СЛАЙД 7

Уж подсыхает хмель на тыне.

За хуторами, на бахчах,

В нежарких солнечных лучах

Краснеют бронзовые дыни

(А. Бунин)

Учитель: Какие строки здесь рифмуются?

Ученик: 1 и 4, 2 и 3 .

Учитель: Такую рифму называют кольцевой. Запишите это в свои тетради.

Текст на слайде.

Кольцевая рифма  - первая строка рифмуется с четвертой, а вторая - с третьей.

Учитель: Ребята, мы с вами выяснили, что такое «рифма» и виды рифмы. А сейчас поможем детскому писателю Даниилу Хармсу закончить стихотворение «Очень-очень вкусный пирог». Вместо многоточий попробуйте вставить те слова, которые были задуманы Даниилом Хармсом, автором стихотворения «Очень- очень вкусный пирог». СЛАЙД 8

Текст появляется на слайде.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…(позвал)

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что – то гости …( не идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек …(откусил)

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошки …( не нашли)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки.             И потопаем немножко. А теперь представим детки, Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели. И на доску посмотрели.

 

Учитель: Кто прочитает, что получилось?

Один из учеников читает стихотворение.

Учитель: Что такое рифма мы выяснили и закрепили, и даже сами уже попробовали срифмовать строчки.  

Учитель: В стихотворении должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное - ритм.

СЛАЙД 9

 Стихотворный ритм - это чередование ударных и безударных слогов в строке. (текст на слайде). Давайте это запишем.

Учитель: Как же отследить ритм в стихотворении?

Ответы учеников.

Учитель: Стихи можно «отстучать», то есть задать ритм.

 

На дво- рах и до- мах

Снег ле- жит по- лот- ном

И от солн- ца блес- тит

Раз- но- цвет- ным ог- нем. (И.С. Никитин)

Учитель: Ребята, а сейчас давайте простучим другой стихотворный отрывок.

Учитель читает, дети хлопают в ладоши на ударные слоги.

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

А. С. Пушкин

 

Учитель: Отличаются эти стихотворные строки по ритму?

Ученик: Да.

Учитель: Ритм - важная составляющая стихотворной речи. От него зависит музыкальность, характер, темп, настроение стихотворения. В поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.

 

Стопа – отрезок строки с ударным и безударным слогами.

  • Перед нами пятистопная строка.

  • Стопа бывает двусложная, с ударным и безударным слогами, или трёхсложная, с одним ударным и двумя безударными слогами.

 

Для того, чтобы вам проще было определять размер, давайте запишем первые две строки и расставим ударение над словами.

(На слайд выводятся первые две строки с поставленным ударением).

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный…

Учитель: Запишите, пожалуйста, их в тетрадь, проверьте, везде ли вы поставили ударение. А сейчас мы с вами на доске будем графически обозначать слоги. Там, где слог безударный, ставим чёрточку, там, где ударный – над чертой ставим ударение.

(Один ученик выходит к доске и записывает графически слоги)

Давайте вместе разберём первую строку. Слово «мороз». Первый слог будет являться…
Ученик: Безударным, т.к. на него не падает ударение.

Учитель: Второй будет…

Ученик: Ударным.

Учитель: Союз мы также включаем в слоги, он будет безударным. Ставим черточку без ударения. В слове «солнце» ударение падает на первый слог, значит, мы ставим черточку, а над ней ударение. Второй слог «це» будет безударным, значит, ударение не ставим. Переходим ко второй строке: «ещё» - первый слог ударный, второй безударный. «Ты» - безударный слог. Прокомментируйте всю строку до конца.

Ученик: «Дремлешь» - первый слог ударный, второй безударный, «друг» - ударный слог, «прелестный» - первый слог безударный, второй – ударный, третий – безударный.

Учитель: Хорошо, давайте теперь посмотрим на нашу графическую запись. В первой и второй строке ударения падают на одни и те же слоги и на какие?

Ученик: Да, они падают на второй, четвёртый, шестой и восьмой слог.

Учитель: Перед тем, как начать разбирать это стихотворение, мы с вами сказали о том, что будем вести речь о двусложных размерах стихов. Давайте теперь запишем определение, что такое двусложный размер.

(На слайд выводится определение)
Если в каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов (первый безударный, второй ударный, или наоборот), то такие стихи называют двусложными.

Учитель: Как мы уже убедились, в стихотворении «Зимнее утро» ударные и безударные слоги чередуются. Также мы определили то, что ударение падает только на чётные слоги. Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на чётные слоги, называется ямбом. Давайте запишем это определение.

(Определение выводится на слайд)

Учитель: Теперь возьмём другие строки:
ВЕтер, вЕтер, ты могУч,

ТЫ гонЯешь стАи тУч…

Учитель: Расставим ударения и составим схему расположения ударных слогов в строках. Как здесь повторяются ударения?

Ученик: Здесь повторяются группы из двух слогов, только в этих группах первый слог ударный, а второй безударный.
Учитель: Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на нечётные слоги, называется хореем. Давайте запишем это в тетради.

(Определение выводится на слайд)

 

5. Подведение итогов

Учитель: Итак, сегодня мы с вами говорили о двусложных размерах стиха и выяснили, что таких размеров всего два – ямб и хорей. Давайте проговорим определения, что такое хорей и ямб.
Ученики воспроизводят то, что записали в тетради.

Учитель: Это самые распространённые размеры в русской поэзии, ими написаны множество стихов русских поэтов.

Ответьте на вопросы:

1. В чём отличие стихотворной и прозаической речи?

2.С какими двусложными стихотворными размерами вы сегодня познакомились?

3. Какие узнали способы рифмовки, виды рифм?

4. Какова роль тропов в стихотворении?

 Вы можете спросить, зачем вам нужно изучать стихотворные размеры, ведь поэтами вы становиться не собираетесь. Как знать, а вдруг кто – то из вас в дальнейшем станет поэтом и прославит и школу, и вашу Родину, кто – то выберет другой путь в жизни. Главное, что знания всегда необходимы и никому ещё не помешали.

 

6. Прием рефлексии «Яблоня желаний».

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки трех цветов – красные, зелёные и желтые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение, желтые – смешанные чувства, не во всем разобрался.

 

7. Домашнее задание

Учитель: В качестве домашнего задания попробуйте определить размер стихотворения

  1. Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет…

 

  1. Мой дядя самых честных правил,
    Когда не в шутку занемог…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!