Конспект урока литературы в 6 классе на тему:
«Двусложные размеры стиха».
Цель: Сформировать понятия о стихотворных размерах, рифмах.
Задачи:
1) Образовательная: познакомить учащихся с художественным миром лирического произведения, дать начальное представление о метрах и размерах стиха, выявить условные значения слов «рифма», «размер», отработать навык определения способа рифмовки, определения размера стиха.
2) Воспитательная: воспитывать интерес к миру поэзии.
3) Развивающая: развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма работы: коллективная.
Оборудование: Презентация, интерактивная панель,
Ход урока
1.Орг. момент.
2. Мотивационно-целевой этап
-Что такое поэзия?
-Как образовано слово «стихотворение»? (В слове два корня – -стих- и -твор-.)
-Назовите родственные слова к данному слову. ( Стихи, творчество, творить, творение стихов.)
Творение стихов…Как красиво звучит. У художника для творчества есть кисти и краски, у композитора – ноты и музыкальные инструменты.
-А чем пользуется поэт? (Словом.)
Поэт действительно берёт слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Для создания ярких образов, воздействия на воображение читателей, слушателей автор пользуется специальными литературными тропами.
-Какие из них вы уже знаете? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения…)
3.Психологическая подготовка к усвоению нового материала.
На слайде появляется эпиграф.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С.Пушкин СЛАЙД 1
Учитель выразительно читает эпиграф к уроку.
Учитель: Ребят а,а кто как понял эти строки? Может кто-то знает, откуда они?
Ученик: Это строки из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Учитель: А кто знает, что такое ямб, хорей?
Ученики затрудняются ответить.
Учитель: Это стихотворные размеры стиха. Именно с ними мы сегодня с вами и познакомимся на нашем уроке. Давайте запишем тему урока: «Двусложные размеры стиха».
4.Объяснение нового материала.
Учитель: Стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похоже на предыдущую. СЛАЙД 2
Обратите внимание на слайд. Учитель читает: СЛАЙД 3
Четырёхстопный ямб мне надоел; -1
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву -2
Пора б его оставить. Я хотел - 3
Давным – давно приняться за октаву. - 4
А в самом деле: я бы совладел - 5
С тройным созвучием. Пущусь на славу! - 6
Ведь рифмы запросто со мной живут; - 7
Две придут сами, третью приведут. – 8
Учитель: Обратите внимание на непривычное ударение в слове прИдут. Как вы думаете, для чего Александр Сергеевич его использует?
Ученик: Может быть для того, чтобы срифмовать слова «рифмы» и «придут».
Учитель: Столь непривычным ударением в слове прИдут автор создает определенный ритм стихотворения, который создает особую «мелодию» строк.
Учитель: Кто может сказать, что общего у 1,3 и 5 строк? Что объединяет 2,4,6 строки? Чем они схожи?
Ученик: Окончанием.
Учитель: А что еще можно сказать? О чем нам говорят окончания этих строк?
Ученик: Они рифмуются.
Учитель: Действительно. А кто скажет, что такое рифма в стихотворении?
Ученик: Это сочетание строк в стихотворении..
Учитель: Давайте запишем определение рифмы в тетради. Текст появляется на слайде. СЛАЙД 4
Рифма (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.
Учитель: Существует несколько видов рифм. Обратите внимание на отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Скажите, какие строки здесь рифмуются?
Текст появляется на слайде. Учитель читает отрывок. СЛАЙД 5
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
(А.С. Пушкин)
Ученик: Здесь рифмуются первые две строки, и последние две строки.
Учитель: Да. Такая рифма называется параллельной или парной. Давайте запишем определение парной (параллельной рифмы).
Текст появляется на слайде.
Параллельная(парная) рифма –это рифмовка смежных строк стиха: первого со вторым, третьего с четвертым
Учитель: А теперь посмотрите на этот отрывок (на слайде появляется текст). Кто скажет, какие строки рифмуются? СЛАЙД 6
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
( Ф. И. Тютчев)
Ученик: В первом отрывке рифмуются 1 и 3,2 и 4 строки.
Учитель: Действительно. И такая рифма называется перекрестной. Давайте это запишем. Текст на слайде.
Перекрестная рифма - рифмовка первой строки с третьей, второй - с четвертой.
Учитель: Обратите внимание на это четверостишье (текст на слайде)
Учитель читает. СЛАЙД 7
Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни
(А. Бунин)
Учитель: Какие строки здесь рифмуются?
Ученик: 1 и 4, 2 и 3 .
Учитель: Такую рифму называют кольцевой. Запишите это в свои тетради.
Текст на слайде.
Кольцевая рифма - первая строка рифмуется с четвертой, а вторая - с третьей.
Учитель: Ребята, мы с вами выяснили, что такое «рифма» и виды рифмы. А сейчас поможем детскому писателю Даниилу Хармсу закончить стихотворение «Очень-очень вкусный пирог». Вместо многоточий попробуйте вставить те слова, которые были задуманы Даниилом Хармсом, автором стихотворения «Очень- очень вкусный пирог». СЛАЙД 8
Текст появляется на слайде.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…(позвал)
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …(пирог)
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что – то гости …( не идут)
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек …(откусил)
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошки …( не нашли)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки. И потопаем немножко. А теперь представим детки, Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели. И на доску посмотрели.
Учитель: Кто прочитает, что получилось?
Один из учеников читает стихотворение.
Учитель: Что такое рифма мы выяснили и закрепили, и даже сами уже попробовали срифмовать строчки.
Учитель: В стихотворении должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное - ритм.
СЛАЙД 9
Стихотворный ритм - это чередование ударных и безударных слогов в строке. (текст на слайде). Давайте это запишем.
Учитель: Как же отследить ритм в стихотворении?
Ответы учеников.
Учитель: Стихи можно «отстучать», то есть задать ритм.
На дво- рах и до- мах
Снег ле- жит по- лот- ном
И от солн- ца блес- тит
Раз- но- цвет- ным ог- нем. (И.С. Никитин)
Учитель: Ребята, а сейчас давайте простучим другой стихотворный отрывок.
Учитель читает, дети хлопают в ладоши на ударные слоги.
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
А. С. Пушкин
Учитель: Отличаются эти стихотворные строки по ритму?
Ученик: Да.
Учитель: Ритм - важная составляющая стихотворной речи. От него зависит музыкальность, характер, темп, настроение стихотворения. В поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.
Стопа – отрезок строки с ударным и безударным слогами.
Перед нами пятистопная строка.
Стопа бывает двусложная, с ударным и безударным слогами, или трёхсложная, с одним ударным и двумя безударными слогами.
Для того, чтобы вам проще было определять размер, давайте запишем первые две строки и расставим ударение над словами.
(На слайд выводятся первые две строки с поставленным ударением).
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный…
Учитель: Запишите, пожалуйста, их в тетрадь, проверьте, везде ли вы поставили ударение. А сейчас мы с вами на доске будем графически обозначать слоги. Там, где слог безударный, ставим чёрточку, там, где ударный – над чертой ставим ударение.
(Один ученик выходит к доске и записывает графически слоги)
Давайте вместе разберём первую строку. Слово «мороз». Первый слог будет являться…
Ученик: Безударным, т.к. на него не падает ударение.
Учитель: Второй будет…
Ученик: Ударным.
Учитель: Союз мы также включаем в слоги, он будет безударным. Ставим черточку без ударения. В слове «солнце» ударение падает на первый слог, значит, мы ставим черточку, а над ней ударение. Второй слог «це» будет безударным, значит, ударение не ставим. Переходим ко второй строке: «ещё» - первый слог ударный, второй безударный. «Ты» - безударный слог. Прокомментируйте всю строку до конца.
Ученик: «Дремлешь» - первый слог ударный, второй безударный, «друг» - ударный слог, «прелестный» - первый слог безударный, второй – ударный, третий – безударный.
Учитель: Хорошо, давайте теперь посмотрим на нашу графическую запись. В первой и второй строке ударения падают на одни и те же слоги и на какие?
Ученик: Да, они падают на второй, четвёртый, шестой и восьмой слог.
Учитель: Перед тем, как начать разбирать это стихотворение, мы с вами сказали о том, что будем вести речь о двусложных размерах стихов. Давайте теперь запишем определение, что такое двусложный размер.
(На слайд выводится определение)
Если в каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов (первый безударный, второй ударный, или наоборот), то такие стихи называют двусложными.
Учитель: Как мы уже убедились, в стихотворении «Зимнее утро» ударные и безударные слоги чередуются. Также мы определили то, что ударение падает только на чётные слоги. Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на чётные слоги, называется ямбом. Давайте запишем это определение.
(Определение выводится на слайд)
Учитель: Теперь возьмём другие строки:
ВЕтер, вЕтер, ты могУч,
ТЫ гонЯешь стАи тУч…
Учитель: Расставим ударения и составим схему расположения ударных слогов в строках. Как здесь повторяются ударения?
Ученик: Здесь повторяются группы из двух слогов, только в этих группах первый слог ударный, а второй безударный.
Учитель: Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на нечётные слоги, называется хореем. Давайте запишем это в тетради.
(Определение выводится на слайд)
5. Подведение итогов
Учитель: Итак, сегодня мы с вами говорили о двусложных размерах стиха и выяснили, что таких размеров всего два – ямб и хорей. Давайте проговорим определения, что такое хорей и ямб.
Ученики воспроизводят то, что записали в тетради.
Учитель: Это самые распространённые размеры в русской поэзии, ими написаны множество стихов русских поэтов.
Ответьте на вопросы:
1. В чём отличие стихотворной и прозаической речи?
2.С какими двусложными стихотворными размерами вы сегодня познакомились?
3. Какие узнали способы рифмовки, виды рифм?
4. Какова роль тропов в стихотворении?
Вы можете спросить, зачем вам нужно изучать стихотворные размеры, ведь поэтами вы становиться не собираетесь. Как знать, а вдруг кто – то из вас в дальнейшем станет поэтом и прославит и школу, и вашу Родину, кто – то выберет другой путь в жизни. Главное, что знания всегда необходимы и никому ещё не помешали.
6. Прием рефлексии «Яблоня желаний».
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки трех цветов – красные, зелёные и желтые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение, желтые – смешанные чувства, не во всем разобрался.
7. Домашнее задание
Учитель: В качестве домашнего задания попробуйте определить размер стихотворения
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет…
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог…