Тема урока: « Дыхание. Дыхание растений»
6 класс учебник Н.И. Сонин: «Жизнедеятельность организмов»
Планируемые результаты: учащиеся расширят и углубят знания о дыхании, узнают о значении кислорода, выяснят особенности дыхания растений и чем оно отличается от питания у растений.
Личностная значимость изучаемого для школьника: растения дышат круглые сутки, поэтому не стоит иметь в спальне комнатные растения.
Урок комбинированный: с демонстрацией опытов.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
На прошлых уроках мы с вами изучили, зачем живые организмы питаются?
( для образования питательных веществ и энергии)
Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос, а зачем живые организмы дышат?
(записывается проблема на доске)
Что о дыхании нам известно? (в тетради заполняется таблица)
Знаю | Хочу узнать | Узнал на уроке |
Все живые организмы дышат, это основное свойство живого Вдыхается кислород и выдыхается углекислый газ | Зачем живые организмы дышат Значение кислорода Приспособления к дыханию у растений | |
В дыхании участвует кислород, который может находиться в воздухе, в воде, в почве. Организмы, живущие в кислородной среде называются - аэробы. ( Новый термин записывается в словарь).
Те организмы, которые живут в воздушной среде вдыхают воздух. Что такое воздух?
( смесь газов). Вспомним химический состав воздуха. ( азот-78%, кислород-21%, и 1% другие газы). Докажем экспериментально, что именно такое количество кислорода содержится в воздухе и он участвует в дыхании. Для этого мы рассмотрим близкий по химической природе процесс- горение.
В кристаллизатор наливается вода, зажигается плавающая свеча и накрывается стаканом. Учащиеся наблюдают и комментируют.( Вода поднялась на 1/5 стакана, вытеснив воздух и свеча погасла, на стакане капли воды, горящая лучинка потухла при внесении в стакан)
Вывод: В воздухе примерно 20% кислорода(1/5)? И гореть свеча перестала, т.к. выгорел кислород, в результате горения образовался углекислый газ.
Записываем уравнение реакции.
Органические вещества (свеча) +кислород = вода + углекислый газ + энергия(тепло)
В живых организмах также есть органические вещества (поступают с питанием), которые в присутствии кислорода расщепляются с выделением энергии, происходит это в клетках, в митохондриях. Это клеточное или биологическое окисление.
Запишем уравнение реакции:
Органические вещества (пища) + кислород = вода + углекислый газ + энергия, которая выделяется в виде тепла и запасается впрок.
Итак, сформулируем определение дыхания.
(Дыхание это процесс поступления кислорода в организм и расщепление органических веществ с выделением энергии)
Составляем схему
Дыхание
↙ ↘
Газообмен Клеточное дыхание (митохондрии)
(Поступление кислорода и (Биологическое окисление)
выделение углекислого газа)
Дыхание у растений
Какие приспособления есть у растений для газообмена? ( Чечевички, устьица). Все ли органы растения дышат? Что произойдет если часто и помногу поливать комнатное растение? ( Оно погибнет, из-за недостатка воздуха, который вытеснится водой из почвы)
Следовательно, воздух поступает через корневые волоски и корни дышат. Дышат ли семена? Смотрим фрагмент фильма. Почему семена предварительно замочили в воде ( Для растворения органических веществ). Почему погасла лучинка ( углекислый газ не поддерживает горение).
Вывод : все органы растения дышат и для этого имеют специальные приспособления.
Заполняем в таблице колонку, что узнал на уроке
Для закрепления сравниваем два процесса фотосинтез и дыхание. Составляет таблицу
Признаки для сравнения | Фотосинтез | Дыхание |
Кислород Углекислый газ Органические вещества Энергия Когда происходит В каких клетках происходит | | |
Закончить схему:
Солнечный свет
Фотосинтез
Кислород Углекислый газ Вода Органические вещества
Дыхание
Энергия
Вывод: фотосинтез и дыхание два взаимно противоположных процесса.
Д/з. :учебник стр.68, 72, печатная тетрадь стр. 48