СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: « Дыхание. Дыхание растений» 6 класс учебник Н.И. Сонин: «Жизнедеятельность организмов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся расширят и углубят знания о дыхании, узнают о значении кислорода, выяснят особенности дыхания растений и чем оно отличается от питания у растений.

Просмотр содержимого документа
«: « Дыхание. Дыхание растений» 6 класс учебник Н.И. Сонин: «Жизнедеятельность организмов»»

Тема урока: « Дыхание. Дыхание растений»

6 класс учебник Н.И. Сонин: «Жизнедеятельность организмов»

Планируемые результаты: учащиеся расширят и углубят знания о дыхании, узнают о значении кислорода, выяснят особенности дыхания растений и чем оно отличается от питания у растений.

Личностная значимость изучаемого для школьника: растения дышат круглые сутки, поэтому не стоит иметь в спальне комнатные растения.

Урок комбинированный: с демонстрацией опытов.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

На прошлых уроках мы с вами изучили, зачем живые организмы питаются?

( для образования питательных веществ и энергии)

Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос, а зачем живые организмы дышат?

(записывается проблема на доске)

Что о дыхании нам известно? (в тетради заполняется таблица)

Знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

  1. Все живые организмы дышат, это основное свойство живого

  2. Вдыхается кислород и выдыхается углекислый газ

  1. Зачем живые организмы дышат

  2. Значение кислорода

  3. Приспособления к дыханию у растений




В дыхании участвует кислород, который может находиться в воздухе, в воде, в почве. Организмы, живущие в кислородной среде называются - аэробы. ( Новый термин записывается в словарь).

Те организмы, которые живут в воздушной среде вдыхают воздух. Что такое воздух?

( смесь газов). Вспомним химический состав воздуха. ( азот-78%, кислород-21%, и 1% другие газы). Докажем экспериментально, что именно такое количество кислорода содержится в воздухе и он участвует в дыхании. Для этого мы рассмотрим близкий по химической природе процесс- горение.

В кристаллизатор наливается вода, зажигается плавающая свеча и накрывается стаканом. Учащиеся наблюдают и комментируют.( Вода поднялась на 1/5 стакана, вытеснив воздух и свеча погасла, на стакане капли воды, горящая лучинка потухла при внесении в стакан)

Вывод: В воздухе примерно 20% кислорода(1/5)? И гореть свеча перестала, т.к. выгорел кислород, в результате горения образовался углекислый газ.

Записываем уравнение реакции.

Органические вещества (свеча) +кислород = вода + углекислый газ + энергия(тепло)

В живых организмах также есть органические вещества (поступают с питанием), которые в присутствии кислорода расщепляются с выделением энергии, происходит это в клетках, в митохондриях. Это клеточное или биологическое окисление.

Запишем уравнение реакции:

Органические вещества (пища) + кислород = вода + углекислый газ + энергия, которая выделяется в виде тепла и запасается впрок.

Итак, сформулируем определение дыхания.

(Дыхание это процесс поступления кислорода в организм и расщепление органических веществ с выделением энергии)

Составляем схему

Дыхание

↙ ↘

Газообмен Клеточное дыхание (митохондрии)

(Поступление кислорода и (Биологическое окисление)

выделение углекислого газа)



Дыхание у растений

Какие приспособления есть у растений для газообмена? ( Чечевички, устьица). Все ли органы растения дышат? Что произойдет если часто и помногу поливать комнатное растение? ( Оно погибнет, из-за недостатка воздуха, который вытеснится водой из почвы)

Следовательно, воздух поступает через корневые волоски и корни дышат. Дышат ли семена? Смотрим фрагмент фильма. Почему семена предварительно замочили в воде ( Для растворения органических веществ). Почему погасла лучинка ( углекислый газ не поддерживает горение).

Вывод : все органы растения дышат и для этого имеют специальные приспособления.

Заполняем в таблице колонку, что узнал на уроке

Для закрепления сравниваем два процесса фотосинтез и дыхание. Составляет таблицу



Признаки для сравнения

Фотосинтез

Дыхание

  1. Кислород

  2. Углекислый газ

  3. Органические вещества

  4. Энергия

  5. Когда происходит

  6. В каких клетках происходит



Закончить схему:

Солнечный свет

Фотосинтез

Кислород Углекислый газ Вода Органические вещества

Дыхание

Энергия

Вывод: фотосинтез и дыхание два взаимно противоположных процесса.

Д/з. :учебник стр.68, 72, печатная тетрадь стр. 48


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!