СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхание и обмен веществ у растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления о процессе дыхания, его значении, особенностях дыхания растений.

Просмотр содержимого документа
«yrokbotina»

Урок биологии в 6-м классе по теме: " Сущность процесса дыхания. Дыхание растений" Ботина Ольга Алексеевна

Цели и задачи урока:


1. Образовательная цель: Формирование представления о процессе дыхания, его значении, особенностях дыхания растений.


Задачи:

Определить, что такое дыхание, значение дыхания;

Выявить приспособления растений к дыханию;

Определить роль кислорода для живых организмов;

Сравнить процессы фотосинтеза и дыхания.


2. Развивающая цель: Развитие умения работать с разными источниками информации.


Задачи:

развивать умение делать сравнения, выводы и обобщения;

развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.


3. Воспитательная цель: Воспитание бережного отношения к зеленым растениям.


Прогнозируемые результаты:


Учащиеся знают:

Что такое дыхание;

Чем дышат живые организмы;

Значение дыхания;

Органы дыхания растений;


Учащиеся умеют:

раскрывать особенности процесса дыхания;

распознавать на рисунках органы дыхания: легкие, жабры, устьица, чечевички;

сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания;


Учащиеся могут:

доказать зависимость жизненных процессов от дыхания;

применить знания о дыхании для выращивания растений

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока:

  • карточки для групповой работы

  • раздаточный материал (значение кислорода в жизни живых организмов)

  • презентация Microsoft Power Point для сопровождения урока

  • тренажер Microsoft Excel «Cравнение процессов фотосинтеза и дыхания»

  • компьютеры для учеников, учителя, проектор, экран, колонки

Ход урока

1. Организационный момент

2. Создание проблемной ситуации

3. Постановка целей и задач урока

4. Изучение нового материала

5. Подведение итогов урока

1. Оргмомент.

2. Создание проблемной ситуации:

Учитель (У): Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак. Слайд 1. Мышонок жил под колпаком недолго слайд 2

А сейчас, сами проведем эксперимент, сделаем упражнение:

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно.

Какие мысли, ощущения возникли у вас по поводу услышанного и сделанного? (обсуждение в группах, выступления по 1 учащемуся от группы)

3. Постановка целей и задач урока.

У: Согласитесь со мной, что дышать вам было невозможно?

У: Какое слово будет главным сегодня на уроке? Слайд 3

Уч-ся: Дыхание (запись учащимися темы урока в тетрадь)

У: Предложите, на какие вопросы хотите найти ответы. Я предлагаю рассмотреть на уроке такие вопросы: Слайд 4

Найдем вместе ответы на заданные вопросы

4. Изучение нового материала

  1. Что такое дыхание?

У вас на столах конверты, откройте 1 конверт, в нем вы найдете разные определения, среди них найдите определение понятия дыхание

Определения:

А) поглощение воды и неорганических веществ из почвы

Б) процесс поглощения углекислого газа и выделения кислорода

В) свойство организмов воспроизводить себе подобных

Г) удивительная ткань нашего организма

Д) газообмен между окружающей средой и организмом

Е) взаимосвязь тканей и органов

Ж) образование новой особи из части родительской особи

З) процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ из неорганических за счет энергии света

Сравните с определением, написанным на экране. Слайд 5 (Дыхание - газообмен между организмом и окружающей средой). (учащиеся записывают определение в тетрадь)

Как понимаете слово газообмен

(ответы учащихся)

Газообмен – обмен газами.

  1. Вопрос: Что вдыхают и что выдыхают живые организмы?

Обсуждения в группах, выступления:

Слайд 6: Живые организмы дышат атмосферным воздухом

Вдыхают кислород

Выдыхают углекислый газ.

Запись в тетрадь

  1. Какова роль кислорода в жизни живых организмов Слайд 7

Высказывания ранее полученных знаний, работа с раздаточным материалом в группах.

  1. Какие есть органы дыхания?

  2. Откройте 2 конверт, выберите рисунки с органами дыхания

Рисунки:

(учащиеся выбирают легкие и жабры)

Я знаю, что у вас на столах есть еще органы дыхания – чечевички.

Найдите в учебнике ответ на вопрос: Какие организмы дышат при помощи чечевичек? Слайд 9 Уч-ся: растения.

Мы узнали, что дышат животные и растения. Сейчас мы поподробнее поговорим о дыхании растений.

Прослушайте рассказ диктора Слайд 10 - 11, ответьте на вопросы из 3 конверта:

  1. Какие органы дыхания есть у растений?

  2. Как работают устьица?

  3. Какую роль выполняют устьица?

  4. Что такое фотосинтез?

Обсуждения в группах, выступления (пояснение учителя в сопровождении слайдов 12 – 14)

(После ответов на вопрос о работе устьиц, проводятся упражнения.

После ответов на 4 вопрос – работа в парах за компьютером с таблицей – тренажером)

Тренажер: «Cравнение процессов фотосинтеза и дыхания»

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?


 

2. Какой газ поглощается?


 

3. Какой газ выделяется?


 

4. В какое время суток происходит?


 

5. Что происходит с органическими веществами?


 

6. Энергия накапливается или выделяется?


 

У: Кто раньше закончит работу, поднимите руку, я вам дам интересное задание.

Задания: А, Б, В, Г.

А: После того, как задохнулся под колпаком мышонок, Пристли решил испробовать растение.

Под колпак, в сосуд с водою, посадил ветку мяты.

Через восемь-девять дней я нашел, писал Пристли, что мышь прекрасно живет под колпаком с мятой. В течение 9 дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых”.

Почему побег мяты так быстро вырос?

Б: После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. На утро дама проснулась с сильной головной болью.

Почему у богатой дамы разболелась голова?

В: Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

Какую ошибку допустил Пристли?

Г: Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.

Почему у хозяйки погибла рассада томатов?

5. Подведение итогов урока

У: Урок заканчивается, давайте сделаем выводы, подведем итоги.

Расскажите, как вам работалось, какие вопросы у вас возникли, или которые мы не решили?

Что нового вы, ребята, сегодня узнали на уроке?

Оцените свою работу, выбрав высказывание:

1. Я все понял, на все вопросы знаю ответы

2. Понял не все, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы

3. Ничего не понял

Какую бы отметку себе поставили?

Спасибо за урок, мне с вами было приятно работать.

В приложении - презентация Microsoft Power Point для сопровождения урока и тренажер Microsoft Excel «Cравнение процессов фотосинтеза и дыхания»



Просмотр содержимого презентации
«yrokbotina1»

Джозеф  Пристли

Джозеф Пристли

Джозеф  Пристли

Джозеф Пристли

Дыхание - газообмен между организмом и окружающей средой.

Дыхание -

газообмен между организмом и окружающей средой.

2.  атмосферным воздухом кислород углекислый газ

2.

атмосферным воздухом

кислород

углекислый газ

Какое значение имеет кислород в жизни живых организмов?

Какое значение имеет кислород в жизни живых организмов?

Какие организмы дышат при помощи чечевичек? растения

Какие организмы дышат при помощи чечевичек?

растения

Органы дыхания у растений

Органы дыхания у растений

Органы дыхания у растений

Органы дыхания у растений

Какие органы дыхания есть у растений? Органы дыхания растений: устьица и чечевички

Какие органы дыхания есть у растений?

Органы дыхания растений: устьица и чечевички

Какую роль выполняют устьица?

Какую роль выполняют устьица?

    Фотосинтез -  процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ из неорганических за счет энергии света.

    Фотосинтез -

    процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ из неорганических за счет энергии света.

    Сравним процессы: дыхание и фотосинтез

    Сравним процессы: дыхание и фотосинтез

    Джозеф  Пристли +

    Джозеф Пристли

    +

    1. Почему выросла ветка мяты?  2. Почему погиб мышонок при повторном  эксперименте?  Какую ошибку допустил Джозеф Пристли?  3. Почему разболелась голова богатой дамы?  4. Почему у хозяйки погибла рассада  томатов?

    1. Почему выросла ветка мяты? 2. Почему погиб мышонок при повторном эксперименте? Какую ошибку допустил Джозеф Пристли? 3. Почему разболелась голова богатой дамы? 4. Почему у хозяйки погибла рассада томатов?

    4. Какое значение имеет дыхание в жизни живых организмов?     Дыхание - свойство, присущее всем живым организмам.  Дыхание необходимо для поддержания жизни;  При дыхании происходит постоянное поступление кислорода (запасов его в организме нет);  В результате дыхания выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма. вопросы

    4. Какое значение имеет дыхание в жизни живых организмов?

    Дыхание - свойство, присущее всем живым организмам.

    Дыхание необходимо для поддержания жизни;

    При дыхании происходит постоянное поступление кислорода (запасов его в организме нет);

    В результате дыхания выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма.

    вопросы


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!