СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по биологии 5 - 9 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел программы, количество часов

Содержание

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

1

Введение (5 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

 

  1.       1.Определяют понятия
  2.       2.Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.
  3.       3. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.
  4.       4.Характеризуют основные методы исследования в биологии.
  5.       5. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.
  6.        6. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.
  7.       7.  Составляют план параграфа.
  8.        8. Анализируют связи организмов со средой обитания.
  9.       9. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

10. Анализируют и сравнивают экологические факторы.

 11.  Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

 12.  Готовят отчет по экскурсии.

 13.  Ведут дневник фенологических наблюдений

 

 

(ЛР1-ЛР11)

(ПР1 – ПР13)

(МР1 – МР8)

2

Клеточное строение организмов  (9ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

 

Жизнедеятельность клетки: Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

 

  1.       1. Определяют понятия.
  2.       2. Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа.
  3.       3. Отрабатывают правила работы с микроскопом.
  4.       4.Выделяют существенные признаки строения клетки.

 

 

  1.       5. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
  2.       6. Учатся готовить микропрепараты.
  3.       7. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.
  4.       8. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.
  5.       9. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.

10.Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки.

11.Учатся работать с лабораторным оборудованием.

12.Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки.

13.Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

13.Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

14.Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей

(ЛР -4,7,8,9,10,11)

(ПР – 6,7,9,10,13)

(МР – 3,4,5,6,7,8) ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Царство Бактерии            (2 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе

 

 

 

  1.       Выделяют существенные признаки бактерий
  2.       Определяют понятия
  3.       Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

(ЛР – 3,3,5.7,9,10,11)

(ПР – 3.4,5,6,7,8)

(МР 3 – 8)

4

Царство Грибы             (6 ч)

 

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека

  1.       1.Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.
  2.       2.Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.
  3.       3.Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.
  4.       4.Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
  5.       5.Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. 6.Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением
  6.       7. Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека
  7.       8.Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
  8.       9.Заполняют таблицы.
  9.       10.Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. 

11.Готовят сообщения

(ЛР – 3,3,5.7,9,10,11)

(ПР – 3.4,5,6,7,8)

(МР 3 – 8)

5

Царство Растения            (11 ч)

Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана

 

водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники,  хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их  охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

 

  1.       1.Определяют понятия
  2.       2.Выделяют существенные признаки растений.
  3.       3.Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений.
  4.       4.Сравнивают представителей низших и высших растений.
  5.       5.Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием
  6.       6.Выделяют существенные признаки водорослей.
  7.       7.Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей.
  8.        
  9.       8.Готовят микропрепараты и работают с

микроскопом.

9. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека.

10.Обосновывают необходимость охраны водорослей.

11.Находят лишайники в природе.

12.Выделяют существенные признаки высших споровых растений.

13.Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

14.Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

15.Выделяют существенные признаков голосеменных растений.

16.Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

17.Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

18.Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений.

19.Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

20.Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

21.Характеризуют основные этапы развития растительного мира

ЛР – 3,3,5.7,9,10,11)

(ПР – 3.4,5,6,7,8)

(МР 3 – 8)

6

Резерв (2 ч)

 

  1.    

 

 

 

 

  1.    

 

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по биологии 5 - 9 классы»

Раздел программы, количество часов

Содержание

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

1

Введение (5 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.


  1. 1.Определяют понятия

  2. 2.Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.

  3. 3. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

  4. 4.Характеризуют основные методы исследования в биологии.

  5. 5. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

  6. 6. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

  7. 7. Составляют план параграфа.

  8. 8. Анализируют связи организмов со средой обитания.

  9. 9. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

10. Анализируют и сравнивают экологические факторы.

11. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

12. Готовят отчет по экскурсии.

13. Ведут дневник фенологических наблюдений



(ЛР1-ЛР11)

(ПР1 – ПР13)

(МР1 – МР8)

2

Клеточное строение организмов (9ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.


Жизнедеятельность клетки: Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».


  1. 1. Определяют понятия.

  2. 2. Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа.

  3. 3. Отрабатывают правила работы с микроскопом.

  4. 4.Выделяют существенные признаки строения клетки.



  1. 5. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

  2. 6. Учатся готовить микропрепараты.

  3. 7. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

  4. 8. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.

  5. 9. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.

10.Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки.

11.Учатся работать с лабораторным оборудованием.

12.Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки.

13.Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

13.Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

14.Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей

(ЛР -4,7,8,9,10,11)

(ПР – 6,7,9,10,13)

(МР – 3,4,5,6,7,8)
,


































3

Царство Бактерии (2 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе




  1. Выделяют существенные признаки бактерий

  2. Определяют понятия

  3. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

(ЛР – 3,3,5.7,9,10,11)

(ПР – 3.4,5,6,7,8)

(МР 3 – 8)

4

Царство Грибы (6 ч)


Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека

  1. 1.Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

  2. 2.Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

  3. 3.Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

  4. 4.Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

  5. 5.Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. 6.Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

  6. 7. Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

  7. 8.Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

  8. 9.Заполняют таблицы.

  9. 10.Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

11.Готовят сообщения

(ЛР – 3,3,5.7,9,10,11)

(ПР – 3.4,5,6,7,8)

(МР 3 – 8)

5

Царство Растения (11 ч)

Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана


водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.


  1. 1.Определяют понятия

  2. 2.Выделяют существенные признаки растений.

  3. 3.Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений.

  4. 4.Сравнивают представителей низших и высших растений.

  5. 5.Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

  6. 6.Выделяют существенные признаки водорослей.

  7. 7.Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей.

  8. 8.Готовят микропрепараты и работают с

микроскопом.

9. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека.

10.Обосновывают необходимость охраны водорослей.

11.Находят лишайники в природе.

12.Выделяют существенные признаки высших споровых растений.

13.Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

14.Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

15.Выделяют существенные признаков голосеменных растений.

16.Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

17.Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

18.Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений.

19.Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

20.Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

21.Характеризуют основные этапы развития растительного мира

ЛР – 3,3,5.7,9,10,11)

(ПР – 3.4,5,6,7,8)

(МР 3 – 8)

6

Резерв (2 ч)









Тематическое планирование 6 класс

Раздел программы

Содержание

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений (14ч)

Строение семян. Особенности строения семян однодольных растений. Функции корня. Виды корневых систем .Внешнее и внутреннее строение корня. Видоизменения корней. Побег. Листорасположение. Строение почек. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование листьев. Листья простые и сложные. Строение кожицы листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Строение и функции видоизменённых побегов. Строение цветка. Растения однодомные и двудомные. Виды соцветий и их значение. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

1.Определяютт понятия.

2. Отрабатывают умения для выполнения лабораторных работ.

3. Анализируют виды корней и типы корневых систем.

4. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.

5. Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев.

6.Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты , изучая различные стебли и их строение.

7. Выполняют лабораторную работу по теме «Цветок» и обсуждают её результаты.

8. Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.

9. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе.

10. готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян в природе и их значение для растений».

ЛР 1-12

ПР 1-16

МР 1-8

2

Жизнь растений (10ч)

Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение семенных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

1.Определять понятия.

2.Выделяют существенные признаки почвенного питания растений.

3. оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

4. выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза.

5. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.

6.Ввыделяют существенные признаки дыхания.

7. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

8.Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

9. Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений.

10. Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ.

11. Проводят биологические экспертизы по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

12 Объясняют роль семян в жизни растений, выявляют условия, необходимые для их прорастания.

13.Определяют значение размножения в жизни организмов.

14. Характеризуют особенности и значение бесполого размножения.

15. Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым.

16. Сравнивают различные способы опыления и их роли.

17. Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и их использование человеком.



ЛР 1-12

ПР 17-21

МР 1-8

3

Классификация растений (6ч)

Систематика растений. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные, Розоцветные. Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные. Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Важнейшие сельскохозяйственные растения.

1.Определять понятия.

2. Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений.

3. Выделяют основные особенности растений семейства Крестоцветные, Розоцветные. Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные.

4. Знакомятся с определительными карточками и определяют растения по карточкам.

5. выделяют особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам.

6. Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников (республика Хакасия).


ЛР 1-12

ПР 14-16;22-24

МР 1-8

4

Природные сообщества (3ч)

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена природных сообществ. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

1.Определять понятия.

2. Характеризуют различные типы природных сообществ.

3. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе.

4. Работают в группах, подводят итоги экскурсий.

5. Выбирают задания на лето.


ЛР1-12

ПР 9-12;25-28

МР1-8

5

Резервное время (2 ч)





Тематическое планирование 7 класс

Раздел программы

Содержание

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

1

Введение (2ч)

История развития зоологии. Современная зоология.

1.Определяют понятия.

2.Описывают и сравнивают царства органического мира.

3. Характеризуют этапы развития зоологии.

4. Классифицируют животных.

5. Отрабатывают правила работы с учебником.

6. Используя дополнительные источники информации, раскрывают значения зоологических знаний. роль и значение животных в природе и жизни человека.

7. Знакомятся с Красной книгой.

ЛР 1-12

ПР 1-3; 18-21

МР 1-10

2

Простейшие (2ч)

Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, жгутиконосцы, инфузории.

1 .Определяют понятия.

2. Сравнивают простейших с растениями.

3. Знакомятся с многообразием простейших.

4. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах.

5. Оформляют отчёт, включающий ход наблюдений и выводы.

6. Знакомятся с многообразием простейших и их значением в природе и жизни человека.

ЛР 1-12

ПР 4-11

МР 1-10

3

Многоклеточные животные (32ч)

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Тип Кишечнополостные: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие Классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Отряды насекомых: Таракановые, прямокрылые, Уховёртки, Подёнки, Стрекозы, Вши, Клопы, Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи, перепончатокрылые Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные, Позвоночные. Классы рыб: Хрящевые, Костные. Класс Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Класс Пресмыкающиеся. Отряды: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы. Класс Птицы. Отряды: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Гусеобразные, Дневные хищные, Совы, Куриные, Воробьинообразные, Голенастые, Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы.

1.Определяют понятия.

2.Классифицируют тип Губки, выявляют различия между представителями различных классов губок.

3. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных.

4. Раскрывают значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

5. Знакомятся с чертами приспособленности плоских, круглых червей к паразитическому образу жизни.

6. Обосновывают необходимость применять полученные знания в повседневной жизни.

7. Проводить наблюдения за дождевыми червями.

8. Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков.

9. Сравнивают между собой представителей разных классов иглокожих.

10.Ииллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни человека.

11. Выполняют непосредственные наблюдения за насекомыми.

12. Работают с текстом параграфа.

13. готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий.

14. Определяют понятие «развитие с превращением».

15. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.

16. Иллюстрируют значение насекомых в природе.

17. Сравнивают животных изучаемых классов и типов между собой.

18. Работают с дополнительными источниками информации.

19. Выявляют черты сходства и различия у представителей разных классов.

20. Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека.

21. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания.

22. Обсуждают видеофильм о приматах и сравнивают их с поведением человека.

23. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни.


ЛР 1-12

ПР 9-14; 17-21

МР 1-10

4

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения, продление рода.

1. Отрабатывают понятия.

2. Описывают строение и значение покровов у одноклеточных и многоклеточных животных.

3. Объясняют закономерности строения и функций покровов тела.

4. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о строении опорно-двигательной системы.

5. Устанавливают взаимосвязь строения опорно-двигательной системы и способов передвижения животных.

6. Объясняют значение полостей тела у животных.

7. Устанавливают взаимосвязь механизма газообмена и образа жизни животных.

8. Выявляют причины эволюции органов дыхания.

9. Выявляют и сравнивают причины усложнения пищеварительной системы животных.

10. Устанавливают зависимость скорости протекания обмена веществ от состояния животного и внешних факторов.

11. Описывают кровеносные системы животных разных систематических групп, выявляют причины усложнения.

12. Выявляют причины усложнения органов выделения животных в ходе эволюции.

13. Описывают и сравнивают нервные системы животных разных систематических групп.

14. Получают информацию из разных источников о нервной системе, инстинктах и рефлексах животных.

15. Устанавливают зависимость функций органов чувств от их строения. Описывают и сравнивают органы размножения животных разных систематических групп.

16. Приводят доказательства преимущества полового размножения животных.

ЛР 1-12

ПР14-16

МР 1-10

5

Индивидуальное развитие животных (3ч)

Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

1.Определяют понятия.

2. раскрывают биологическое значение полового и бесполого размножения.

3. приводят доказательства преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме.

4. Описывают и сравнивают процессы развития с превращением и без превращения.

5. Раскрывают биологическое значение различных способов развития.

6. Выявляют факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животных.

7. Распознают стадии развития животных.

8. Получают их различных источников биологическую информацию о периодизации и продолжительности жизни животных.

9. Различают на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных, оформляют отчёт о наблюдениях.

ЛР 1-12

ПР 9-12; 16

МР 1-10

6

Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3ч)

.Доказательства эволюции животных. Чарлз Дарвин о причинах эволюции животных. Усложнения строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1.Определяют понятия.

2. Анализируют палеонтологические, сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных.

3. Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы.

4. выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса.

5. получают информацию о причинах эволюции из разных источников.

6. Объясняют значение наследственности, изменчивости и борьбы за существование в формировании многообразия видов животных.

7. Устанавливают причинно-следственные связи при рассмотрении дивергенции и процесса видообразования на примере галапагосских вьюрков.

8. составляют опорные конспекты.

ЛР 1-12

ПР 1-5; 9; 16

МР 1-10

7

Биоценозы (4ч)

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

1.определять понятия.

2. Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов.

3. Характеризуют взаимосвязь организмов сос средой обитания, влияния окружающей среды на биоценоз.

4. Анализируют принадлежность биологических объектов к экологическим группам.

5. Отрабатывают правила поведения на экскурсии.

6. выполняют непосредственные наблюдения в природе и оформляют отчёт.


ЛР 1-12

ПР 1-3; 8-12;19-21

МР 1-10

8

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира.

1.определяют понятия.

2. Анализируют причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на животных и среду их обитания.

3. Работают с дополнительными источниками информации.

4. Изучают методы селекции и разведения домашних животных.

5. Изучают законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира.

6. Составляют схемы мониторинга.

7. Знакомятся с Красной книгой Хакасии.

8. определяют признаки охраняемых территорий.

ЛР 1-12

ПР 17-21

МР 1-10

9

Резервное время (7ч)






Тематическое планирование 8 класс


Раздел программы

Содержание

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

1

Введение. Науки, изучающие организм человека (2ч)

Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Становление наук о человеке.

1.Объясняют место и роль человека в природе.

2. выделяют существенные признаки организма человека.

3. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни.

4. Выявляют методы изучения организма человека.

5. Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине.

ЛР 1-17

ПР 1-3

МР 1-4

2

Происхождение человека (3ч)

Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека. Среда обитания.

1.Объяснять место человека в системе органического мира.

2. Определять черты сходства и различия человека и животных.

3. Объясняют современные концепции происхождения человека.

4. Выделяют основные этапы эволюции человека.

5. Объясняют возникновение рас.

6. обосновывают несостоятельность расистских взглядов.

ЛР 1-17

ПР 2-3

МР 1-4

3

Строение организма (4ч)

Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани. Рефлекторная регуляция.

1.Выделяют уровни организации человека.

2.Выявляют существенные признаки организма человека.

3.Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами.

4.Устанавливают различия между растительной и животной клеткой.

5.приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося на клеточном уровне.

6. выделяют особенности биологической природы человека.

7.Сравнивают клетки, ткани организма человека.

8. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах.

9.Работают с микроскопом.

10.Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции.

11. Проводят биологические исследования, делают выводы на основе полученных результатов.

ЛР 4; 10-13

ПР 3-4

МР 1,3.4

4

Опорно-двигательная система (7ч)

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей. Скелет человека. Соединения костей. Строение мышц. Работа скелетных мышц и её регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1.Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы, выделяют существенные признаки.

2.Проводят биологические исследования.

3.Раскрывают особенности строения скелета человека.

4.Распознают на наглядных пособиях кости скелета.

5.Объясняют особенности строения мышц.

6. Выявляют условия нормального развития жизнедеятельности органов опоры и движения.

7.На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия.

8.Осваивают приёмы оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательной системы.



ЛР 2;4-5

ПР 4-5,25-27

МР 1,3,4

5

Внутренняя среда организма (3ч)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья.

1.Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.

2.Изучают готовые микропрепараты, описывают строение клеток крови.

3.Закрепляют работу с микроскопом.

4.Объясняют механизм свёртывания крови и его значение.

5.Выделяют существенные признаки иммунитета.

6. Объясняют причины нарушения иммунитета.

7.Раскрывают принцип вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови.


ЛР 5,9-16

ПР 6-8

МР 1,3,4

6

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч)

Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов, кровотечениях.

1.Описывают строение кровеносной и лимфатической систем.

2.Выделяют особенности строения сосудов и движения крови по ним.

3.Осваивают приёмы измерения пульса и кровяного давления.

4.Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями.

5.Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки.

6.Проводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

7.Осваивают приёмы оказания первой медицинской помощи при кровотечениях.

8. Находят информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов и докладов.

ЛР 4-16

ПР 6-8,29

МР 1,3,4

7

Дыхание (4ч)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевание дыхательных путей. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации.

1.Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена.

2.Распознают на таблицах органы дыхательной системы.

3.Сравнивают газообмен в лёгких и тканях.

4.Делают вывод на основе сравнения.

5.Объясняют механизм регуляции дыхания.

6.Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний.

7.Осваивают приёмы оказания первой медицинской помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

8.Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов.

ЛР 4-16

ПР 9, 30,31

МР 1,3,4

8

Пищеварение (6ч)

Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости, желудке, двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1.Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения.

2.Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.

3.Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости.

4.Проводят биологические исследования.

5. Объясняют особенности пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке.

6.Объясняют механизм всасывания веществ в кровь.

7.Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения.

8.Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни.

ЛР 4-16

ПР9-11

МР 1,3,4

9

Обмен веществ и энергии (3ч)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых систем. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион.

1.Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии в организме человека.

2.Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей.

3.Объясняют механизм работы ферментов.

4.Раскрывают роль ферментов в организме человека.

5.Классифицируют витамины.

6.Раскрывают роль витаминов в организме человека.

7.Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов.

8.Обсуждают правила рационального питания.

ЛР 4-16

ПР 11,32,33

МР 1,3,4

10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4ч)

Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Терморегуляция. Закаливание. Выделение.

1.Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции.

2.Проводят биологические исследования.

3.Делают выводы на основе полученных результатов.

4.Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, ногтями, волосами, а также соблюдений правил гигиены.

5.Осваивают приёмы оказания первой помощи при ожогах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, травмах кожного покрова.

6.Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма.

7.распознают на таблицах органы мочевыделительной системы.

8.Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза.

9.Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

ЛР 4-16

ПР 12-14 34,35

МР 1,3,4

11

Нервная система (5ч)

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг. Строение головного мозга. Функции отделов головного мозга. Соматический и автономный отделы нервной системы.

1.Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

2.Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов.

3.Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы.

4.Описывают особенности строения головного мозга и его отделов.

5.Раскрывают функции отделов головного мозга.

6.Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга.

7.Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов.

8.Проводят биологические исследования.

9.Делают выводы на основе полученных результатов.

ЛР 4-16

ПР 15,17, 24, 36-38

МР 1,3,4

12

Анализаторы. Органы чувств (5ч)

Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус.

1.Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

2.Выделяют существенные признаки зрительного анализатора.

3.Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения зрения.

4.Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора.

5. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения слуха.

6.Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов.

7.Объясняют особенности кожно мышечной чувствительности.

8.распознают на наглядных пособиях различные анализаторы.

ЛР 4-16

ПР 16

МР 1,3,4

13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врождённые и приобретённые программы поведения. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Воля. Эмоции. Внимание.

1.Характеризуют вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

2.Выделяют существенные особенности поведения и психики человека.

3.Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

4.Характеризуют фазы сна.

5.раскрывают значение сна в жизни человека.

6.Раскрывают роль речи в развитии человека.

7.выделяют типы и виды памяти.

8.Объясняют причины расстройства памяти.

9.Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов.

10.Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека.

11.Выявляют особенности наблюдательности и внимания.

ЛР 1, 4-16

ПР 38-40

МР 1,3,4

14

Железы внутренней секреции (2ч)

Роль эндокринной системы. Функция желёз внутренней секреции.

1.Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы.

2.Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции.

3.Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции человека.



ЛР 4-16

ПР17.38

МР1,3,4


15

Индивидуальное развитие организма (5ч)

Жизненные циклы. Размножение. Половая система. Развитие зародыша и плода. Беременности и роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

1.Выделяют существенные признаки органов размножения человека.

2.Определяют основные признаки беременности.

3.Характеризуют условия нормального протекания беременности.

4.Выделяют основные этапы развития зародыша человека.

5.раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на развитие плода.

6.приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики, вредных привычек, инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции.

7.Определяют возрастные этапы развития человека.



ЛР 1-16

ПР 18-20

МР 1,3,4

16

Обобщение (2ч)

Адаптация организма к социальной среде. Поддержание здорового образа жизни.

1.Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды.

2.Зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

3.Характеризуют место и роль человека в природе.

4.закрепляют знания о правилах поведения человека в природе.

5.Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха.

6.Проводят наблюдения за состоянием собственного организма.

ЛР 1-16

ПР 22

МР 1,3,4


17

Резервное время (4ч)






Тематическое планирование 9 класс

Разделы программы

Содержание

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

1

Введение (3ч)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.

1.Определяют понятия.

2.Характеризуют биологию как науку о живой природе.

3.Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.

4.Приводят примеры профессий, связанных с биологией.

5.Готовят презентации о профессиях.

6.Характеризуют основные методы научного познания.

7.Самостоятельно формулируют проблемы исследования.

8.Приводят примеры биологических систем разного уровня организации.

9.Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы.

ЛР 1,3,5,6

ПР 1-5

МР 1, 3-11

2

Молекулярный уровень (10ч)

Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков, их функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Вирусы.

1.Определяют понятия.

2.Характеризуют молекулярный уровень организации живого.

3.Описывают строение органических веществ как биополимеров.

4.Анализируют текст учебника.

5.Характеризуют состав и строение молекул углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот.

6.Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями.

7.приводят примеры денатурации белков.

8.Решают биологические задачи на применение принципа комплементарности.

9.Характерихуют состав и строение молекул АТФ.

10.Готовят сообщения о роли витаминов.

11.Характеризуют роль ферментов в клетке и механизм их работы.

12.Проводят эксперименты, оценивают полученные результаты.

13Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни.

14.Приодят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими.


ЛР 1,3,5,6

ПР 7-9,13

МР 1,3-11

3

Клеточный уровень (14ч)

Клеточный уровень: общая характеристика. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез и хемосинтез. Афтотрофы и гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Деление клетки. Митоз.

1.Определяют понятия.

2.Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, её химический состав, методы изучения.

3.Объясняют основные положения клеточной теории.

4.Работают с микроскопом.

5.Сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза.

6.Описывают особенности строения и выполняемые функции органоидов клетки.

7.Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе.

8. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение).

9.Характеризуют особенности строения клеток эукариот и прокариот и сравнивают их.

10.Обсуждают проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах.

11.Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организма.

12.Раскрывают значение фотосинтеза.

13.Изучают фазы фотосинтеза и сравнивают с хемосинтезом.

14.Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ.

15.Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принцип комплементарности и генетического кода.

16.Характеризуют биологическое значение митоза.

17.Описывают основные фазы митоза.




ЛР 1,3,4,5

ПР 9-18

МР 1,3-11

4

Организменный уровень (13ч)

Размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менеделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1.Определяют понятия.

2.Характеризуют процессы бесполого и полового размножения.

3.Описывают способы вегетативного размножения растений.

4.Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам.

5.Сравнивают митоз и мейоз.

6.Характеризуют периоды онтогенеза.

7.Объясняют биологическую сущность биогенетического закона.

8.Характеризуют сущность гибридологического метода.

9.Составляют схемы скрещивания.

10 Решают задачи на моно- дигибридное, анализирующее скрещивание.

11.Сосоавляют схемы и решётки Пеннета.

12.Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.

13. Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов.

14.выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов.

15.Характеризуют особенности мутационной изменчивости.

16.Сравнивают модификационную и мутационную изменчивость.

17.Характеризуют методы селекционной работы.

18 Готовят сообщения к уроку-семинару «Селекция на службе человека».


ЛР 1,3,4,5

ПР 19-25

МР 1,3-11

5

Популяционно-видовой уровень (8ч)

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Экологические факторы и условия среды. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция как элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция.

1.Определяют понятия.

2.Дают характеристику критериев вида.

3.Описывают свойства популяций.

4.Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида.

5. Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия.

6.Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды.

7.Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина.

8.Работают с Интернетом как источником информации.

9.Называют причины изменчивости генофонда. 10.Обсуждают проблемы движущих сил эволюции с позиции современной биологии.

11.Смысловое чтение.

12.Характеризуют формы борьбы за существования и естественного отбора.

13.Характеризуют механизм географического видообразования с использованием рисунка учебника.

14.Характеризуют главные направления эволюции.

15.Сравнивают микро- и макроэволюцию.

16.Готовят сообщения и презентации о фактах, доказывающих эволюцию.

ЛР 1,3,4,5

ПР 26-33

МР 1, 3-11

6

Экосистемный уровень (6ч)

Сообщество, экосистема, биоценоз. Состав и структура сообщества. Межвидовые отношения организмов в экосистеме. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия.

1.Определяют понятия.

2.Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня.

3.Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообщества.

4.Анализируют структуру биотических сообществ по схеме.

5.Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей

6.Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяции.

7.Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме.

8.Характеризуют процессы саморазвития экосистемы.

9.Сравнивают первичную и вторичную сукцессии.

10.Разрабатывают план урока -экскурсии.


ЛР 1,3-5

ПР 34-36, 63-68

МР 1,3-11

7

Биосферный уровень (11ч)

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. Развитие жизни на Земле. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

1.Определяют понятия.

2.Характеризуют биосферу как глобальную экосистему.

3.Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни.

4.Характеризуют основные биогеохимические циклы.

5.Характеризуют ранние этапы эволюции биосферы.

6.Объясняют возможные причины экологических кризисов.

7.Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами.

8.Характеризуют основные гипотезы происхождения жизни на Земле.

9.Приводят примеры организмов, населяющих Землю в разные эры.

10.Смысловое чтение с последующим заполнением таблиц.

11.Характеризуют человека как биосоциальное существо.

12.Описывают экологическую ситуацию в своей местности.

13.Обсуждают основные принципы рационального использования природных ресурсов.

14.выступают с сообщениями по теме.

ЛР 1,3-5

ПР 34-68

МР 1-11

8

Резервное время (5ч)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!