СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхательная гимнастика

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дыхательная гимнастика»

Дыхательная гимнастика.


Немаловажное значение для правильного и четкого звукопроизношения играет дыхание.

Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной подготовки), - процесс управляемый.

Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает, речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным.

У детей с речевыми нарушениями часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания; все это отрицательно сказывается на общем звучании речи. В некоторых случаях, когда создается повышенная нагрузка на неокрепшую детскую нервную систему (стресс, тяжелое соматическое заболевание, форсирование речевого и психического развития ребенка со стороны взрослого и т.д.), на фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребенка может возникнуть заикание.

Воспитание у ребенка правильного дыхания, в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом.

Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 дыхательных упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.


Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики.

  • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.

  • Занятия проводить до еды.

  • Заниматься в свободной, не стесняющей одежде.

  • Выдох должен быть длительным, плавным.

  • Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями)

  • При набирании воздуха через нос, плечи не поднимать.

  • Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и

стоя.

  • Не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных

упражнений может привести к головокружению. Достаточно 3-5 повторений.

  • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов


1. Ребенок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт), попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.

2.Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.

3.Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).

4.Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался.

5.Вдох через рот, выдох через нос.


Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов.


«Футбол»

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика

или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.


Необходимо следить, чтобы ребёнок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.


«Шторм в стакане»

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.


«Бабочка»

Вырежете из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».


Необходимо следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.



«Снегопад»

Упражнение выполняется стоя. Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно ее сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку.


Необходимо следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.



«Волшебные пузырьки». 
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!