Дыхательная гимнастика и развитие дыхания.
Развитие дыхание – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от речевого дефекта.
Целью дыхательной гимнастики является:
- выработка плавного, длительного, экономного выдоха.
Задачи:
- увеличение объема дыхания,
- нормализация его ритма,
Дыхательные упражнения способствуют:
- улучшению деятельности дыхательной мускулатуры,
- усилению обменных и восстановительных процессов,
- развитию сильной воздушной струи, которая необходима для правильной речи.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
- Заниматься только в проветренном помещении, до еды;
- Не переутомлять ребенка, строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
- Движения необходимо совершать плавно, под счет или музыку;
- Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею;
- Воздух набирать через нос;
- Плечи не поднимать;
- Выдох должен быть длительным и плавным;
- По необходимости использовать игровые приёмы и наглядность.
С чего начинается дыхательная гимнастика?
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений.
Сначала необходимо научить дышать при закрытом рте. Тренируя носовой выдох. Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребенка. На начальном этапе следует чередовать вдох и выдох. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учиться правильно её регулировать.
Подборка игр и упражнений для развития речевого дыхания
Пой со мной!
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: Сначала педагог предлагает с ним спеть «песенки».
– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать.
– Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!»
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
– Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
— Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
— Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Мыльные пузыри
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра — коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Песня ветра
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.