МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
ГОРОДСКОГО ОКРУГА-ГОРОД КАМЫШИН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дидактическая разработка
Сценарий занятия по вокалу
На тему:
«Дыхательные упражнения»
педагог дополнительного
образования МБОУ ДО ДЮЦ
Сухарева В.С.
г. Камышин
Дыхательное упражнение №1
«Ветер и листья»
После выдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз. (листья опадают)
Дыхательное упражнение №2
«Носиком дышу свободно»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.
Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно.
Тише – громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет.
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы.
Дышим он, и я, и ты.
(Вдохи всем телом после каждой строчки)
Дыхательное упражнение №3
«Подуй на пальцы»
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав вдох, дуют на пальцы, сложенные в щепоть.
Дыхательное упражнение №4
«Ослик»
Пчелку ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Дыхательное упражнение №5
«Мы идем в осенний лес»
Чух-чух-чух!
Чух-чух-чух!
(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м») на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый ёж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками груд ь- свернувшийся ёжик)
Где же носик? Не найдешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Дыхательное упражнение №6
«Качели»
Энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
Цель: улучшить функцию внешнего выдоха, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование:
Мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох)
Качели вниз (выдох)
Крепче ты, дружок держись.
Дыхательное упражнение №7
«Бегемотик»
Цель:
Улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.
Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох).
То животик опускается (выдох)
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох).
То животик опускается (выдох).
Дыхательное упражнение №8
«Мышка принюхивается»
Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем, небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный выдох.
Учуяла мышка, как сладко пахнет земляничка,
прибежала к ней, хочет ее съесть.
Дыхательное упражнение №9
«Осы»
Дети вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»
Дыхательное упражнение №10
«Осенние листочки»
Педагог:
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф-…
И качает листик – ф-ф-ф…
(Выдох спокойный, ненапряженный).
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф
(Активный выдох).
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки:
Осенние листочки на веточках сидят
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Березовый - о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
Дети хором поют:
«а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».
Дыхательное упражнение №11
«Синьор – помидор»
Исходная позиция - стоя.
Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад.
На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер.
Пауза.
На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха.
Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение создает сопротивление на выдохе.
Дыхательное упражнение №12
«Аромат цветов»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А- ах!»
Дыхательное упражнение №13
«Пожалеем Мишку»
Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.
Мишка наш совсем здоров –
Даже танцевать готов.
Ну и веселье у куклы и Мишки –Полечку пляшут без передышки.
Дыхательное упражнение №14
«Шарик мой воздушный»
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался.
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!
Поднять руки вверх – вздох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш…»
Дыхательное упражнение №15
«Надувала кошка шар»
Надувала кошка шар.
А котенок ей мешал.
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш…
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания произносит продолжительный выдох с произнесением звука «ш».
Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
Дыхательное упражнение №16
«Пчела» (народная приговорка)
Пчелка гудит
(Легко взмахивают кистями рук)
В поле лети
С поля лети-
Медок неси
Ж-ж-ж …Ам!
Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж».
В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»
Дыхательное упражнение №17
«Ветерок»
Дети после спокойного вдоха, продолжительно произнося на выдохе: «Ф-ф-ф»
Помоги мне, ветерок.
Паруса надуй, дружок.
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
А теперь, Зайчонок мой, на обед пора домой.
Дыхательное упражнение №18
«Ёжик»
После активного вдоха через нос на выдохе произносят «пых-пых…», энергично работая мышцами живота.
Встретил в чаще ёж ежа
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой дрожа.
Съежась, сгорбясь, два ежа.
Дыхательное упражнение №19
«Корова»
Дети приставляют указательные пальцы к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут
«му-у…», стараясь, чтобы звук был ровным.
Дыхательное упр.№20
«Дятел»
Дети на выдохе произносят как можно дольше звук «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.
Дыхательное упражнение №21
«Воздушный футбол»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: «мячи» из ваты, кубики.
Из кусочков ваты скатать шарик – «мяч». Ворота - два кубика.
Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол»- вата должна оказаться между кубиками.
Надеюсь, у вас ребята всё получилось!!! На занятиях мы закрепим эти упражнения на дыхание!