Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества»
г.Саки Республика Крым
План-конспект занятия
педагога дополнительного образования
Танской Ирины Яковлевны
на тему: «Дымковская игрушка»
Тема занятия: «Дымковская игрушка»
Вид занятия: Изображение в объёме.
Тип занятия: Комбинированный.
Цель занятия:
а) познакомить учащихся с народным творчеством;
б) прививать любовь и бережное отношение к народному творчеству;
в) научить детей лепить и расписывать дымковскую игрушку;
г) развиваем моторику руки.
Характеристика воспитанников:
Второй год обучения, 3-4 класс.
Источники информации:
«Моя кунсткамера», С.Образцов.
«Сказку сделаем из глины...», В.С.Горичева, М.И.Нагибина. Ярославль: Академия развития, 2006.
Оборудование:
а) для учителя: методические разработки, книги с иллюстрациями, пластилин, мука, водоэмульсионная белая краска, краски, кисти;
б) для ученика: пластилин, кисти, гуашевые краски, палитра.
Ход занятия
1.Организация рабочего места.
2.0бъяснение темы.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично-
Ликующе и празднично.
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах...
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем - светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою,
Без всякого следа,
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
Всем нам нравятся живые, праздничные, пышные куклы барыни-франтихи, кони, петухи с расписными хвостами. Где (откуда) же зародился этот промысел?
Промысел зародился в далёком прошлом. Самое раннее описание относится к 1811 г. Автор его - Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике «Свистопляска», во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченными украшениями. На гулянье люди приносят с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них.
До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Мастера лепят игрушку из красной глины, белят её мелом, разведённым на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У её индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике - штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на неё материал, форма и закон взаимодействия цветов. В остальном же выдумке нет границ.
При всей своей наивности и условности дымковская игрушка очень выразительна. Крупноголовые, осанистые, с чувством собственного достоинства, фигурки забавно передают праздность нарядной барыни или величественность не менее нарядной кормилицы в кокошнике и оборчатом переднике.
Кавалеры - скромнее: это обычно более мелкие фигурки, неотъемлемые от коня-свистульки. Выразительность, боевой задор свистулек - козлов, коньков, баранов, уток - достигаются простейшими приёмами: лепкой лихо вскинутой головы и широко расставленных коротких ножек. В этой работе принимали участие женщины и дети.
Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Что только не лепили мастера: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и многие другие игрушки.
Центры изготовления глиняных игрушек сосредоточены там, где находятся залежи хорошей глины, а резьба и роспись по дереву получили распространение в местах, где есть леса, богатые липой и другие породы деревьев, пригодных для выполнения деревянных игрушек. Мастерицы очень любят кировскую глину и говорят: «наша глина, как масло». В основном эскизов мастерицы не делают. Сразу лепят игрушку. Способы лепки очень простые.
3. Этапы выполнения работы в пластилине
![](https://fhd.multiurok.ru/a/1/a/a1acb4f64c758a4aaffb1e9fed269f19e74c7ab8/dymkovskaia-ighrushka-2_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/a/1/a/a1acb4f64c758a4aaffb1e9fed269f19e74c7ab8/dymkovskaia-ighrushka-2_2.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/a/1/a/a1acb4f64c758a4aaffb1e9fed269f19e74c7ab8/dymkovskaia-ighrushka-2_3.png)
а) Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку или ступу (широкий у основания пустотелый корпус), всё время вертя её в руках для выравнивания стенок.
б) Затем на неё насаживают торс и оттягивают шею.
в) На шее укрепляют шарик - голову.
г) К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно изгибают и складывают на талии.
д) Игрушку наряжают - голову обрамляют буклями, витыми или лежащими крупными полукружиями, их увенчивает шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник. Плечи покрывают пелериной, верх платья или жакет дополняют воротником, оборками, пышными рукавами. В руки барыне дают муфту, сумочку, собачку.
е) Затем игрушку обваляем в муке и грунтуем водоэмульсионной краской 2-3 раза.
4. Роспись игрушки.
На следующем занятии высушенную, белую игрушку расписываем гуашевыми красками. Узор росписи необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки... Краски яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие. Каждый цвет словно соперничает с другим.
Цветовая гамма игрушки, её особенности расположения. Дымковскую игрушку можно узнать, посмотрев на ее положение - она как будто замерла и смотрит прямо перед собой.
Вот расписывают мастерицы по-разному: одни мастера работают в тёплых тонах (красная, охра, оранж), другие - в холодных (голубые, синие). Одни украшают изделия густой сетью орнамента, другие - меньше покрыты узором.
Обычно роспись строится по такой схеме: у человечков на лице с чуть выпуклым носом - круглые красные щёки и рот, чёрные дуги бровей над точками глаз, чёрные или коричневые волосы.
Характерные цвета одежды - жёлтый, синий, зелёный, красный, малиновый, чёрный. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом.
5. Выставка готовых работ.