Конспект образовательной деятельности
(изобразительная деятельность)
Тема: «Дымковская игрушка. Узор в полосе»
Цель: развитие умения создавать узоры по мотивам дымковской игрушки, передавая её характерные особенности.
Задачи:
- Развивать умение детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии)
- Познакомить со способами рисования кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти
- Продолжать знакомить с особенностям росписи игрушек, колорите, основным элементам узора
- Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор.
- Воспитание любви и уважения к труду народных художников, эстетического отношения к их изделиям
- Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора
Материал и оборудование:
- Изделия дымковского промысла
- Фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек
- Кусочек красной глины
- Гуашь
- Кисти
- Нарисованные барышни на листе, сложенном вдвое с вырезанными юбками
Предварительная работа.
Оформить выставку дымковских игрушек. Подготовить нарисованных барышень на листе, сложенном вдвое с вырезанными юбками.
Активизация словаря: керамика, окрестность, Ярило, покровитель, русичи,
Ход.
I Вводная часть
А) Организационный момент
Воспитатель в костюме дымковской барышни.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Посмотрите, какой у меня наряд (яркий, красивый, необычный и т. д.)
- Как вы думаете, какие мастера мне помогли его так украсить? (дымковские мастера)
-Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Мы с вами пойдем на выставку, не выходя из помещения.
-Там вы увидите очень красивые вещи. Но я не буду рассказывать о них. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, вы всё увидите сами.
Б) Выставка игрушек.
-Посмотрите какая у нас сегодня выставка игрушек. Какие они яркие, нарядные.
-Может быть, кто-нибудь помнит, как они называются? (Это дымковские игрушки, их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой.
Воспитатель читает стихотворение О. Левицкого «Дымково» и показывает на картинку с изображением села Дымково.
Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое Дымково назвали.
Там любили песни-пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
В) Рассказ воспитателя
Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше русские люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца - Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг — символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.
Потом жители Дымково стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. (Образцы голосов свистулек)
Физкультурная минутка
Это очень просто, подуем мы немножко
Сначала на одно плечо, потом и на другое
Подуем на живот, как трубка станет рот
Ну, а теперь на облака и остановимся пока.
II Основная часть
А) Исследование игрушки
1. Рассматривание изделий
- Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята.
- Как вы думаете, какой материал мастера использовали для изготовления изделия? (глина, дерево, металл, картон, пластик, вата, бумага)
- Это игрушки глиняные или керамические, они сделаны из глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины.
2. Ощупывание глины.
Воспитатель дает каждому ребенку потрогать глину.
- Потрогайте её. Какая она? (холодная, мягкая, пластичная, вязкая, без запаха)
- Вот эту глину и превращали мастера (во что?) в веселые игрушки.
- Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.
- Посмотрите внимательно на фигурки.
- Что в них общего? Все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
- Так почему игрушки белые?
- Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые мастера или грустные? (веселые)
- А как они передали нам свое радостное настроение? Яркими разноцветными красками, необычными формами и украшением фигурок.
3) Рассматривание узоров на игрушках.
- Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно.
- Какие узоры использовали мастера при их росписи? (круги, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, наклонные, вертикальные, горизонтальные; листья, ягодки, цветы, солнышко)
Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся на выставке, поднимая и показывая их со всех сторон, сопровождая потешками, загадками.
Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Ты зачем рано встаешь
Да и громко поешь?
Зачем громко поешь.
Детям спать не даешь?
Барышня
Кофточки цветные,
Юбки расписные,
Шляпы трехэтажные-
Статные и важные.
Физкультурная минутка
Побежали наши ножки, по кругу по дорожке.
Дружно все мы к партам встали,
руки вверх подняли, потолок достали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Тихо, тихо сели и друг друга не задели.
Б) Практическая работа
1) Тренировочные упражнения
Воспитатель предлагает детям пройти к столам.
- Давайте представим себя дымковскими мастерами и умельцами. Посмотрите на свое рабочее место. Мы с вами будем сегодня расписывать юбку для барышни. Но для этого нам надо сделать разминку, упражнения.
Воспитатель предлагает детям дорисовать узоры на юбках (заготовки юбок)
2) Роспись открытки
- Теперь вам предстоит самим составить и расписать узор для юбки барышни.
3) Выставка детских работ, где выбираются наиболее удачные работы.
(Во время работы воспитатель включает негромкую музыку, использует русские народные мелодии)
III Заключительная часть
Подведение итогов
Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.
- Вам понравилось?
- Ребята, посмотрите, какие красивые барышни у нас получились.
- Какие узоры в росписи вы использовали? (круги, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, наклонные, вертикальные, горизонтальные; листья, ягодки, цветы, солнышко)
- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста?
- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Дымково)