Урок литературного чтения в 1 «Е» классе.
Тема: Джанни Родари «Приключение Чиполлино»
Цель: Познакомить учащихся с отрывком из итальянской сказки Д. Родари «Приключение Чиполлино».
Задачи: формирование УУД.
Личностные УУД
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Познавательные УУД
1.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, проектор, презентация PowerPoint.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу, обменяйтесь хорошим настроением. Пусть на уроке у вас всё получится, и это хорошее настроение сохранится весь день. Молодцы, девочки тихо сели, мальчики тихо сели.
- Сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас урок - путешествие.
- Что мы обычно делаем на уроке литературного чтения? На уроке мы будем читать, узнавать новое, обмениваться впечатлениями. Я желаю вам быть внимательными, дружными.
А путешествие пусть будет интересным.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Наше путешествие будет проходить по станциям, 1 станция – «Подготовительная»
Для того чтобы её пройти необходимо отгадать загадки:
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
Дом зелёный тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
В огороде – желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
Выросли на дереве
Вкусные сережки,
Круглые и красные,
Кислые немножко.
Чтобы слов не тратить лишних
Скажем сразу: это…
- Сегодня оживут эти и другие овощи, фрукты, ягоды!
- Пофантазируйте, какой может быть характер у морковки, вишни или тыквы.
- Как вы думаете, а могут быть овощи и фрукты живыми? – А где это может быть?
– В сказке.
- Как называют человека, который пишет сказки?
- Сказочник или автор.
«Нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки». Эти слова принадлежат известному сказочнику Джанни Родари, умевшему оживлять все на свете.
- Следующая станция «Авторская».
Джанни Родари - итальянский детский писатель. Сын пекаря, работал учителем начальных классов, затем журналистом в газете. Как детский писатель прославился в нашей стране раньше, чем у себя на родине, благодаря переводам С.Я Маршака. В своих книгах Родари старался познакомить детей с множеством важных вещей в окружающем мире.
- Мы познакомимся с одним из произведений Джани Родари, для того, чтобы узнать с каким – вам нужно расколдовать слова.
- У нас побывал вредный волшебник Нечитайло. Он так заколдовал бедные слова, что все слоги в них перепутались. Но вы сможешь помочь словам обрести их прежний вид, для этого вам надо расставить все слоги по своим местам.
- Какая тема нашего урока? (Джанни Родари «Приключение Чиполлино»
- Какую цель поставим? (Познакомиться с отрывком из итальянской сказки Д. Родари «Приключение Чиполлино».)
- Как вы думаете, о чём будет эта сказка?
- Почему, вы так решили?
- Сказка очень длинная, поэтому мы сегодня прочтём только отрывок из неё, а кому будет интересно, сможете взять книгу в библиотеке и прочитать сказку полностью.
Открытие новых знаний.
- Переходим на следующую станцию – станция «Чтецкая».
Словарная работа
- В тексте вам встретятся два новых слова:
Окраина – конец города
Камергер – старший придворный чин.
- Если мы не знаем значение слова, где мы можем его посмотреть? (В толковом словаре)
Чтение 1 части учителем.
- Понравился вам отрывок этой сказки?
- Кто является главным героем этой сказки?
Чтение произведения детьми.
Найдите и зачитайте, где жила семья Чиполлино?
Почему они выбрали окраину города, а не центр?
Какое событие нарушило жизнь обитателей окраины?
Что беспокоило придворных и какой они нашли выход?
Как вы думаете, нравиться ли автору нарядные Лимон и Лимончики?
Почему у вас к ним такое отношение?
Как автору удается показать глупость и напыщенность?
Кому вы отдаете свою симпатию?
Джанни Родари с вами согласен?
Почему вы так решили? Найдите ответ в тексте
Вместе с принцем лимоном прибыл и грозный синьор Помидор.
Каким вы его себе представляете?
Физкультминутка
Чиполлино потянулся –
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки вытянул, согнул
И вперёд шагнул!
Чиполлино потянулся –
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки вытянул, согнул
И назад шагнул!
Чтение 2 части учителем.
- Я читаю а вы подумайте, похоже ли ваше представление о синьоре Помидоре, с тем как описывает его автор.
Чтение 2 части детьми.
Что можно добавить к вашей характеристике этого персонажа?
Как автору удаётся сделать смешным и грозным кавалера Помидора?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Станция «Итоговая»
- Какую цель поставили в начале урока?
- Достигли ли вы её?
- Давайте вернёмся на с. 66 и прочитаем текст, который выделен.
«Смотреть на мир глазами поэта, писателя - это значит воспринимать мир живым, необыкновенным».
- Как удалось Дж. Родари заинтересовать маленьких читателей рассказом об овощах и фруктах?
- Какой способностью он их наделили? (Он их очеловечил, одушевил, наделил героев характерами).
Такой прием, когда неживым объектам приписываются свойства живых называется олицетворением. (Вывесить слово на доску)
- В каких ещё произведениях вам встречались олицетворения?
- Сегодня на уроке все хорошо работали, но хочется отметить….
Домашнее задание.
- Домашнее задание сегодня каждый выберет себе сам.
1) Прочитайте всю сказку.
2) Попробуйте стать писателями, оживите другие овощи и фрукты, составьте диалоги.
3) Придумайте, чем могла закончиться сказка.
4) Нарисуйте, как вы себе представляешь лимонных и луковых человечков.
Спасибо за урок!