СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е А Белых Дерсу Узала Тексты с заданиями Русский язык 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Е.А.Белых. Дерсу Узала. Текст с заданиями. 10 кл»

Дерсу́ Узала́ (1849–1908) – охотник, нанаец (гольд), всю жизнь проживший в тайге. После смерти жены и детей от оспы он жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из корья или бересты. Выступает главным действующим лицом в романах В.К. Арсеньева «Дерсу Узала» и «По Уссурийскому краю».




В.К. Арсеньев, Дерсу Узала, неизвестный и Джан Бао, 1907 г.

Фотография из книги: Арсеньев. В.К. Собрание сочинений в шести томах. Альманах «Рубеж», 2008. 704 с. (фото: http://www.almanahrubezh.ru)

Задание. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.


1) Мы двигались по берегу руч___я туда где стоял (не) большой балаган который ___делали охотники. 2) У балагана мы ост___н___вились о___- дохнуть и нак___рмить л___шадей. 3) По сле о___дыха стали соб___рат___ся в путь и вдруг я увид___л что Дерсу склад___вает в балаган накол___тые им дрова. 4) Я думал что он хоч___т поджеч___ балаган и нач___л отговар___вать его от этой затеи. 5) Но вместо ответа он попр___сил у меня щ___потку сол___ и горсть риса. 6) Меня заинтер___совало что он хоч___т делать с этими продуктами. 7) Гольд тщательно об___рнул берестой спички соль рис и повесил сверток в балаган___. 8) Я спросил (не)думает ли он вернут___ся сюда но Дерсу отрицательно пок___чал головой. 9) Тогда я спросил для кого он оставил рис соль спички дрова. 10) Дерсу ответил что сюда могут при___ти какие(нибудь) люди нуждающ___ся в пищ___. 11) Они найдут все что мы оставили и будут спас___ны от гибел___. 12) Меня так глубоко пор___зили слова гольда что я пр___рвал ___боры и вн___мательно стал сл___дить за ним Дерсу же прод___л жал заботит___ся о (не)извес___ном ему человек___ которого он н___когда (не)увид___т.

(По В.К. Арсеньеву)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


1. К какому типу речи относится текст?

2. Укажите способ образования слова отдых.

3. Выпишите из предложений 1 и 2 слова, образованные приставочным способом.

4. Найдите слово, от которого образовано отрицательно?

5. Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью примыкание.

6. Найдите к слову горсть синоним.

7. Выпишите из текста неопределенное местоимение.

8. Из предложения 12 выпишите все союзы.

9. Выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне, написание которой зависит от суффикса -а-.

10. В каких словах из предложений 1 и 12 правописание приставки не зависит от глухости или звонкости последующего согласного?

11. Найдите в тексте слова с приставкой не-, правописание которых определяется правилом: «Если при помощи не- образуется новое слово, то существительные, прилагательные, наречия на и причастия пишутся слитно. В этом случае можно подобрать синоним или близкое по значению слово».

12. Выпишите слова, правописание суффиксов в которых определяется правилом: «Если глагол в 1-м л. ед. числа оканчивается на безударные -ываю, -иваю, то в других формах сохраняется тот же суффикс».

13. Из предложений 3 и 4 выпишите слова, написание суффикса в которых определяется правилом: «В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве.

14. Выпишите из предложений 3–5 словосочетания со связью управление, в которых есть производные предлоги.

15. Найдите грамматическую основу в предложении 2.

16. Найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением.

17. Найдите предложение, в котором именная часть сказуемого выражена кратким причастием.

18. Среди предложений текста найдите сложное, в состав которого входит простое с однородными сказуемыми – простым глагольным и составным глагольным.

19. Найдите предложение, в котором есть два ряда однородных членов предложения.

20. Среди предложений текста найдите сложное, в состав которого входит неопределенно-личное.

21. Выпишите номера предложений с косвенной речью. Укажите вид придаточных.

22. Найдите сложное предложение с придаточным обстоятельственным (степени действия).

23. Найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных частей.

24. Найдите предложения по данной характеристике: сложное, с сочинительной и подчинительной связью, с придаточным изъяснительным.

25. Определите количество грамматических основ в предложении 12.

26. Определите вид связи между предложениями 1–4.

27. Найдите предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения.

ОТВЕТЫ

1. – Повествование;

2. – бессуффиксный;

3. – небольшой, сделали, накормить;

4. – отрицательный;

5. – вдруг увидел;

6. – пригоршня, жменя, малость;

7. – какие-нибудь;

8. – что, и, же;

9. – собираться, поджечь, внимательно;

10. – сборы, сделали;

11. – небольшой, неизвестном;

12. – складывает, отговаривать;

13. – увидел, начал, оставили;

14. – собираться после отдыха, попросил вме-

сто ответа;

15. – мы остановились;

16. – 10;

17. – 11;

18. – 4;

19. – 7;

20. – 3;

21. – 9, 10, изъяснительные;

22. – 12;

23. – 1;

24. – 3, 8;

25. – 12. 4;

26. – цепная;

27. – 11.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!