СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.А.ПОДРУБНАЯ. Тематический контроль по русской литературе. 8 класс. Часть 2

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В книге задания имеют три уровня сложности: 1-й уровень (тестовая работа), 2-й уровень (ответы на вопросы), 3-й уровень (творческие задания, задания на связь с другими предметами). Задача тематической проверки — выяснение реальной картины знания учеником текста изучаемого произведе­ния. Тесты способствуют формированию у учащихся устойчивого интереса к чтению, позволяют учителю более тщательно контроли­ровать и объективно оценивать знания учащихся, что формирует адекватную самооценку школьников.

Просмотр содержимого документа
«Е.А.ПОДРУБНАЯ. Тематический контроль по русской литературе. 8 класс. Часть 2»

Подрубная, Е. А. Тематический контроль по русской литературе. 8 класс : пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получе­ние общ. среднего образования, с рус. яз. обучения с 11-лет­ним сроком обучения : в 2 ч. Ч. 2 / Е. А. Подрубная. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 37, [31 с. (часть 2).

Тесты составлены с учетом трех уровней и оцениваются соот­ветственно до 6, до 8 и до 10 баллов. Задача тестов — выяснение реальной картины знания учеником текста изучаемого произведе­ния. Тесты способствуют формированию у учащихся устойчивого интереса к чтению, позволяют учителю более тщательно контроли­ровать и объективно оценивать знания учащихся, что формирует адекватную самооценку школьников.

Рекомендуются учителям русской литературы и языка, учени­кам средних общеобразовательных школ.


ОТ АВТОРА

Предлагаемая система разноуровневых заданий составлена с уче­том требований, предъявляемых к учащимся при оценке их знаний по десятибалльной системе. Ответы на вопросы теста первого уровня могут быть оценены до 6 баллов включительно. Ответы на вопросы теста второго уровня могут быть оценены до 8 баллов включительно. Ответы на вопросы теста третьего уровня могут быть оценены до 10 баллов включительно. Учитель может сократить количество тес­товых вопросов первого уровня до 6 или 12 по своему усмотрению. Для выполнения заданий второго и третьего уровней на уроке учи­тель предлагает ученику 1—2 вопроса по своему выбору.

Желательно, чтобы учащийся вначале проходил тест первого уровня, который направлен на выявление степени его ориентации в текстуальном материале. Если тест пройден успешно (5,5—6 бал­лов), то ученик может получить тестовое задание второго уровня. При успешном прохождении второго уровня (7-8 баллов), школьник получает возможность перехода на третий уровень (9—10 баллов). Оценка ставится по конечному результату. Целесообразно выпол­нять тестовые задания разных уровней не на одном уроке, а в про­цессе изучения темы: тест первого уровня предлагается в начале изучения произведения, тесты второго и третьего уровней — в за­вершении его изучения. Вопросы третьего уровня могут использо­ваться и в качестве домашнего задания, в таком случае их ответы должны носить более развернутый характер. При работе с тесто­выми заданиями на уроке учащиеся должны давать краткие ответы по существу поставленной проблемы. Предлагаемые ключи к заданиям второго уровня представляют собой возможные варианты подоб­ных ответов без учета индивидуально-психологических особенностей конкретного ученика. В ряде случаев вопросы второго и третьего уровней требуют предварительного обсуждения в классе в ходе изучения произведения.

Вопросы второго и третьего уровней могут использоваться и в ка­честве контрольных вопросов по теме. В таком случае ученику выда­ется 1—2 вопроса, на которые он дает развернутый ответ, в зависимо­сти от его глубины и полноты оцениваемый по десятибалльной шкале.


ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Н. А. НЕКРАСОВ. «Русские женщины»

Уровень 1

1. Кто является героиней первой части поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»?

а) княгиня Трубецкая; в) графиня Чернышева;

б) княгиня Волконская; г) графиня Муравьева;

2. В каком городе за границей не побывала героиня с мужем?

а) в Венеции; в) в Риме;

б) в Париже; г) в Берлине.

3. Продолжите характеристику России, данную в поэме: «царство...».

а) общего довольства; в) нищих и рабов;

б) рабов в стране господ; г) мрачных теней.

4. С какой целью героиня отправляется в путешествие?

а) чтобы отдохнуть;

б) чтобы разделить судьбу мужа;

в) чтобы спасти мужа;

г) чтобы развлечься.

5. Как долго героиня находится в пути?

а) две недели; в) два месяца;

б) четыре недели; г) четыре месяца.

6. Продолжите следующие строки:

Нет! Я не жалкая раба, Я женщина...

а) жена; в) мать;

б) краса; г) любимая.

Уровень 2

1. Составьте цитатный план первой части поэмы.

2. Охарактеризуйте главную героиню. Определите причины ее поступков.

3. Какова роль снов в поэме?

4. Проследите за развитием психологического поединка в поэме. Почему героиня в нем побеждает? Какую цель она преследовала при этом?

Уровень 3

  1. Напишите мини-эссе на тему: «Святая женская душа».

  2. Какой характер носит поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»? Обоснуйте свою точку зрения.

  3. Выделите проблемы, поставленные Н. А. Некрасовым в поэме «Русские женщины».


И. С. ТУРГЕНЕВ. «Ася»

Уровень 1

1. С какой целью главный герой Н. Н. отправился за границу?

а) для завершения образования;

б) для поправки здоровья;

в) чтобы посмотреть мир божий;

г) брать уроки рисования;

д) чтобы вывести в свет свою сестру.

2. Где Н. Н. познакомился с русскими?

а) на ярмарке; г) на ассамблее;

б) на концерте; д) на коммерше.

в) на балу;

3. Какое чувство испытывает Н. Н. после встречи с Гагиным и Асей?

а) счастье; г) влюбленность;

б) горечь; д) раздражение.

в) печаль;

4. Как Н. Н. характеризует Гагина?

а) молодость кипела в нем ключом;

б) небрежная, но простая натура;

в) честная, но вялая натура;

г) переменчивая, но честная натура;

д) мягкая, но трудолюбивая натура.

5. С какой рафаэлевской героиней Н. Н. сравнивает Асю?

а) Галатеей; г) мадонной;

б) Психеей; д) Доротеей.

в) нимфой;

6. Кем Ася приходится Гагину?

а) невестой; г) сестрой;

б) кузиной; д) племянницей.

в) подругой;

7. Кем была мать Аси?

а) горничной; г) скотницей;

б) экономкой; д) крестьянкой.

в) прачкой;

8. Что стало целью жизни Аси, когда она поселилась в доме отца?

а) стать любимицей отца;

б) заставить мир забыть ее происхождение;

в) завладеть ключами от хозяйства;

г) стать хозяйкой в доме;

д) заставить всех подчиняться ей.

9. Где Ася получила образование?

а) дома;

б) за границей;

в) в пансионе;

г) в институте благородных девиц.

10. Что привлекает Асю в богомольцах?

а) возможность духовного подвига;

б) надежда на спасение души;

в) вера в Бога;

г) смирение;

д) коллективные богослужения.

11. На какую героиню А. С. Пушкина Ася хотела бы походить?

а) на Машу Троекурову;

б) на Лизу Муромскую;

в) на Татьяну Ларину;

г) на Мариулу;

д) на Земфиру.

12. Что хранит Н. Н. как память о встречах с Асей?

а) веер и платочек;

б) этюд и цветок;

в) цветок и платочек;

г) записки и цветок;

д) записку и платочек.

Уровень 2

  1. Охарактеризуйте Асю. Попытайтесь найти объяснение особенностям ее поведения.

  2. Почему Н. Н., который недолго грустил по Асе, через 20 лет помнит эту любовную историю и бережно хранит релик­вии, связанные с ней?

  3. Объясните роль художественных деталей: звуки вальса, цветок гераниума, образ крыльев, связанных с историей люб­ви к Асе.

  4. Почему, по мнению Гагина, Асе нужен или «необыкно­венный человек — или живописный пастух».

  5. Проследите развитие сюжета в повести. Определите экс­позицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

  6. Сформулируйте свое отношение к поведению Н. Н. в сце­не свидания с Асей, изучив предварительно мнение литера­туроведов.

Уровень 3

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Является ли Н. Н. романтическим героем?».

  2. Напишите мини-сочинение на тему: «Роль пейзажа в по­вести И. С. Тургенева "Ася"».

  3. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «У счастья нет будущего».


А. П. ЧЕХОВ. «Тоска», «Переполох»

Уровень 1

«Тоска»

1. Как зовут главного героя рассказа?

а) Кузьма; б) Петр; в) Иона; г) Иван.

2. Какая профессия у главного героя?

а) дворник; б) ямщик; в) возчик; г) извозчик.

3. Какое несчастье случилось у главного героя?

а) умер сын; в) умерла жена;

б) умерла лошадь; г) умерла любимая собака.

4. Кому рассказывает о своем несчастье главный герой рассказа (расположите варианты ответов в соответствии с развитием сюжета)?

а) молодому извозчику; в) лошади;

б) военному; г) троим молодым людям.

5. С кем лучше всего говорить о несчастье, по мнению главного героя?

а) с другом;

б) со случайным спутником;

в) с родственниками;

г) с бабами.

6. Почему в начале рассказа лошадь «погружена в мысль»?

а) ее оторвали от плуга;

б) она давно не ела овса;

в) у нее забрали жеребеночка;

г) хозяин обращается с ней жестоко.

«Переполох»

7. Кем служит главная героиня рассказа?
а) горничной;

б) гувернанткой;

в) учительницей;

г) кухаркой.

8. Из-за чего в доме случился переполох?

а) из-за сбежавшей горничной;

б) из-за пропавших сережек;

в) из-за пропавшей брошки;

г) из-за пропавшего браслета.

9. Какое событие возмутило и испугало Машеньку?

а) обыск в ее комнате; в) вызов полиции;

б) обыск ее; г) повестка в суд.

10. Кто оказался виновником пропажи?

а) лакей; б) дворник; в) камердинер; г) хозяин.

11. Как отреагировала Машенька на оскорбление?

а) решила покинуть хозяев;

б) позвала адвоката;

в) решила покончить жизнь самоубийством;

г) наняла детектива.

12. Почему хозяину нравится Машенька?

а) она умна; в) она умеет оскорбляться;

б) она красива; г) она очень добра.

Уровень 2

«Тоска»

  1. Объясните смысл названия рассказа? Какую роль игра­ет эпиграф к рассказу?

  2. Какие слова находит автор, чтобы передать состояние героя? Почему, несмотря на наличие синонимов, автор посто­янно повторяет только слово «тоска»?

  3. Какую роль играет пейзаж в рассказе?

  4. Раскройте смысл противопоставления главного героя окру­жающей его толпе: «Глаза его тревожно и мученически бега­ют по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его?».

«Переполох»

б. Как вы понимаете слова одного из героев рассказа: «Уй­дете вы, и во всем доме не останется ни одного человеческого лица»? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Почему Машенька считает, что над нею совершили насилие, хотя никто не прикоснулся к ней и пальцем.

7. Охарактеризуйте Машеньку.

8. Охарактеризуйте хозяев Машеньки. Как вы считаете, как соотносятся образы Кушкиных и Машеньки?

Уровень 3

  1. Какова жизнь, обрисованная А. П. Чеховым в рассказах «Тоска» и «Переполох»?

  2. Какую роль играют второстепенные персонажи в рас­сказе «Тоска»? Какой предстает окружающая действитель­ность?

  3. Каково представление А. П. Чехова о личности? Какой она должна быть?

  4. Как раскрывается «трагизм мелочей жизни» в рассказе «Переполох»?



В. Г. КОРОЛЕНКО. «Парадокс»

Уровень 1

1. Каков жанр произведения В. Г. Короленко «Парадокс»?

а) рассказ; в) очерк;

б) повесть; г) эссе.

2. Сколько лет было герою, от лица которого ведется повествование, во время описываемого события?

а) десять; в) восемь;

б) двенадцать; г) шесть.

3. Чем были заняты герой с братом накануне события, описанного в рассказе?

а) играли в чехарду;

б) купались;

в) рисовали красками в альбоме;

г) ловили рыбу в бадье.

4. Где любил проводить время главный герой?

а) в старом кузове кареты; в) в повозке без кучера;

б) на сундуке за шкафом; г) под столом.

5. Продолжите строку: «Флюиды старинных происшествий захватывали нас сразу в такой степени, что мы могли молча, почти не двигаясь и сохраняя созерцательный вид, просидеть на своих местах от утреннего чая...»?

а) целый день; в) два часа;

б) до обеда; г) четыре часа.

6. В чьем лице предстала перед детьми суровая действительность и разбила их иллюзии?

а) в лице феномена;

б) в лице служанки Килимки;

в) в лице лакея Павла;

г) в лице доктора Дударева.

7. Как звали феномена?

а) Ян Залуский; в) Стефан Стржицкий;

б) пан Уляницкий; г) Криштоф Ярицкий.

8. Почему Матвей назвал своего родственника феноменом?

а) у него с рождения не было ног;

б) он умел писать ногами;

в) у него никогда не было рук;

г) он умел ходить на руках, а ногами пользоваться как руками.

9. Какую монету феномен обещал отдать первому встречному нищему?

а) медяк; в) полтинную;

б) полушку; г) сороковец.

10. Какой афоризм написал феномен?

а) «Что написано пером, не вырубишь топором»;

б) «Человек создан для счастья, как птица для полета»;

в) «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб мир»;

г) «В здоровом теле здоровый дух».

11. Афоризм оказался еще и парадоксом потому, что...

а) имел несколько значений;

б) относился к маленькому мальчику;

в) противоречил истории жизни феномена;

г) был несправедлив по отношению к людям.

12. Какое действие феномена вызывает у зрителей во вре­мя представления самые сильные эмоции?

а) раздевание;

б) причесывание;

в) написание афоризма;

г) наложение на себя крестного знамения.

Уровень 2

  1. Как соотносятся картины времяпрепровождения детей и представление «феномена»? В чем смысл этого соотношения?

  2. Перечитайте еще раз сцену представления. Обратите внимание на реакцию зрителей. Попытайтесь объяснить за­метную разницу в восприятии «феномена» разными людьми.

  3. Какие отношения между паном Залуским и его родствен­ником Матвеем? В чем их подчеркнутая необычность и как ее объяснить?

  4. Почему мир изменился в восприятии детей после пред­ставления «феномена»?

Уровень 3

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Человек создан для счастья, как птица для полета».

  2. Какой урок вы извлекли для себя, прочитав рассказ В. Г. Короленко «Парадокс»?

  3. Подберите афоризмы, отражающие ваше представление о жизни. Объясните их смысл.


ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.

М. Горький. «Старуха Изергиль»

Уровень 1

1. Где происходит действие в рассказе «Старуха Изергиль»?

а) в Одессе; в) в Крыму;

б) на Кавказе; г) в Бессарабии.

2. Из скольких частей состоит рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»?

а) из трех; в) из четырех;

б) из двух; г) из пяти.

3. Какова особенность композиции рассказа?

а) рассказ в рассказе; в) рассказ-притча;

б) обрамление; г) рассказ-описание.

4. Чьим сыном был Ларра?

а) старейшины и женщины из племени;

б) орлицы и старейшины из племени;

в) орлов;

г) орла и женщины из племени.

5. Продолжите строку: «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только...».

а) ростом он был выше людей из племени, как царь птиц;

б) выражение его лица было гордым, как у царя птиц;

в) глаза его были холодны и горды, как у царя птиц;

г) он был силен и статен, как царь птиц.

6. Что заставило старейшин осудить Ларру?

а) непочтение к святыням племени;

б) убийство дочери старейшины;

в) непочтение к старейшинам;

г) жадность Ларры.

7. Почему наказание Ларры было в нем самом?

а) он считал себя похожим на отца, а был похож на людей из племени;

б) его самовлюбленность обрекала его на одиночество;

в) он устал жить и хотел убить себя;

г) он был очень жаден и не хотел делиться своим достоянием.

8. Был ли счастлив Ларра?

а) да, потому что мог пользоваться всем, не отдавая ничего взамен;

б) нет, потому что он не мог жить один без человеческого общества;

в) да, потому что обрел бессмертие;

г) нет, потому что не мог взять всего, что хотел.

9. За что наказан Ларра?

а) за гордость; в) за самоуверенность;

б) за смелость; г) за жадность.

10. Кому принадлежат следующие слова: «В жизни всегда есть место подвигу»?

а) Ларре; в) Данко;

б) автору; г) старухе Изергиль.

11. О ком сказано: «Красивые — всегда смелы»?

а) о старухе Изергиль; в) о Данко;

б) о Ларре; г) об Аркадэке.

12. Какое преступление совершает старуха Изергиль?

а) предает гуцула-разбойника;

б) убивает турчонка;

в) душит солдата;

г) топит поляка.

13. Продолжите описание Данко: «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что...».

а) в очах его светилось много силы и живого огня;

б) он был высок, статен и силен;

в) в очах его светилось много ума и вера в победу;

г) в очах его светилась любовь к людям и мужество.

14. Какие чувства испытывает Данко к ненавидящим его людям?

а) любовь; в) презрение;

б) жалость; г) ненависть.

15. Какой подвиг совершает Данко?

а) отдает свою жизнь ради людей;

б) спасает людей от страха;

б) его самовлюбленность обрекала его на одиночество;

в) спасает людей от гибели;

г) спасает людей от болезни.

16. Был ли счастлив Данко?

а) нет, потому что о его подвиге люди забыли;

б) нет, потому что заплатил своей жизнью за чужое счастье;

в) да, потому что выполнил то, что хотел;

г) да, потому что остался в памяти людской.

17. Что случилось с сердцем Данко?

а) сгорело дотла;

б) растоптанное, рассыпалось искрами;

в) растоптанное, погасло;

г) рассыпалось пеплом.

18. На кого из персонажей похожа старуха Изергиль?

а) на Ларру;

б) на Данко;

в) и на Ларру, и на Данко;

г) ни на кого.

Уровень 2

  1. Определите смысл антитезы образов Ларры и Данко. Что их объединяет?

  2. Каков смысл образа старухи Изергиль? Почему и ее жизнь воспринимается как легенда?

  3. Какова роль пейзажа в композиции рассказа?

  4. Раскройте романтический пафос рассказа.

Уровень 3

  1. Напишите мини-сочинение на тему: «Как М. Горький понимает назначение человека на Земле?».

  2. Порассуждайте на тему: «В жизни всегда есть место подвигу».

3. У поэтессы Татьяничевой есть следующие строки: «Гордым легче, гордые не плачут...». Соотнесите эти строки с образами Ларры и Данко и сопоставьте гордость одного и другого.

4. Найдите в тексте афоризмы и раскройте их смысл.

5. Существует несколько библейских легенд, так или иначе ассоциирующихся с историями старухи Изергиль. Выделите эти легенды и проследите, как они влияют на общий смысл рассказа.



В. В. МАЯКОВСКИЙ. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Хорошее отношение к лошадям»

Уровень 1

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

1. Какой теме посвящено стихотворение В. Маяковского «Необычайное приключение...»?

а) теме любви; в) теме поэта и поэзии;

б) теме дружбы; г) теме свободы.

2. Где происходит действие?

а) в Пушкино; в) в Гатчине;

б) в Павловске; г) в Акулове.

3. Куда «спускалось солнце каждый раз»?

а) за тучу; в) за море;

б) в дыру; г) за гору.

4. Кого позвал в гости В. Маяковский?

а) любимую девушку; в) коллегу-поэта;

б) друга; г) солнце.

5. Определите вид тропа в строке «ночей тюрьма».

а) метафора; в) эпитет;

б) олицетворение; г) гипербола.

6. Определите вид тропа в строке «хочет ночь прилечь».

а) метафора; в) эпитет;

б) олицетворение; г) гипербола.

7. Определите вид тропа в следующих строках:

Ко мне,

по доброй воле, само,

раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле.

а) метафора; в) эпитет;

б) олицетворение; г) гипербола.

8. Определите вид тропа в строке «в сером хламе».

а) метафора; в) эпитет;

б) олицетворение; г) гипербола.

9. Определите вид тропа в строке «В сто сорок солнц закат пылал».

а) метафора; в) эпитет;

б) олицетворение; г) гипербола.

10. На каком лингвистическом свойстве слов построен следующий отрывок:

Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони...

а) омонимия; в) синонимия;

б) антонимия; г) многозначность.

11. Восстановите следующие строки:

А вот идешь — взялось идти, идешь — и ... в оба!

а) глядишь; в) светишь;

б) стреляешь; г) смотришь.

12. Каков лозунг В. Маяковского и солнца?

а) светить всегда, светить везде;

б) озарять всех и вся;

в) сиять везде, сиять всегда;

г) согреть всех и все.

«Хорошее отношение к лошадям»

13. Какой прием использует В. Маяковский в следующих строках?

Били копыта. Пели будто:

— Гриб. Грабь. Гроб. Груб. —

а) ассонанс; в) аллегория;

б) аллитерация; г) диссонанс.

14. Определите вид тропа в строке «смех зазвенел и зазвякал».

а) метафора; в) эпитет;

б) олицетворение; г) гипербола.

15. Определите вид тропа в строке «Смеялся Кузнецкий».

а) метафора; в) эпитет;

б) метонимия; г) гипербола.

16. Определите вид тропа в строке «звериная тоска».

а) метафора; в) эпитет;

б) олицетворение; г) гипербола.

17. Продолжите следующую строку: «Деточка, / все мы немножко...».

а) дети; в) кошки;

б) люди; г) лошади.

18. Восстановите следующие строки:

И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и ... стоило.

а) работать; в) трудиться;

б) торопиться; г) страдать.

Уровень 2

1. Проанализируйте художественные средства, которые поэт использовал в стихотворении «Необычайное приключение...» для создания художественного пространства.

  1. В чем смысл сопоставления поэта и солнца в стихотворе­нии «Необычайное приключение...»?

  2. Какое художественное средство является определяющим в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

  3. Какую проблему решает В. Маяковский в стихотворе­нии «Хорошее отношение к лошадям»?

  4. Сопоставьте композиции стихотворений «Необычайное приключение...» и «Хорошее отношение к лошадям». Какой компонент в них присутствует? Как это характеризует Ма­яковского-поэта ?

  5. Определите роль поэтического «Я» в изученных стихот­ворениях В. Маяковского. Почему поэт пишет от первого лица? Обоснуйте свою точку зрения.

Уровень 3

1. Отметьте особенности стиля Маяковского-поэта.

  1. Определите жизненную позицию В. Маяковского на основе изученных стихотворений.

  2. Сопоставьте репродукции плакатов РОСТа, сделанные В. Маяковским, с его стихотворениями. Запишите свои выводы.



ПОЭЗИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

А. АХМАТОВА, Ю. ДРУНИНА, Л. ОШАНИН, М. ИСАКОВСКИЙ,

А. ТВАРДОВСКИЙ, К. СИМОНОВ, С. ОРЛОВ

Уровень 1

1. Автором какого стихотворения является А. Ахматова?

а) «Мужество»;

б) «Зинка»;

в) «Две строчки»;

г) «Дороги»;

д) «Враги сожгли родную хату...».

2. Автором какого стихотворения является Ю. Друнина?

а) «Мужество»;

б) «Зинка»;

в) «Две строчки»;

г) «Дороги»;

д) «Враги сожгли родную хату...».

3. Автором какого стихотворения является Л. Ошанин?

а) «Мужество»;

б) «Зинка»;

в) «Две строчки»;

г) «Дороги»;

д) «Враги сожгли родную хату...».

4. Автором какого стихотворения является М. Исаковский?

а) «Мужество»;

б) «Зинка»;

в) «Две строчки»;

г) «Дороги»;

д) «Враги сожгли родную хату...».

5. Автором какого стихотворения является А. Твардовский?

а) «Мужество»;

б) «Зинка»;

в) «Две строчки»;

г) «Дороги»;

д) «Враги сожгли родную хату...».

6. Кто является автором стихотворения «Его зарыли в шар земной»?

а) С. Орлов;

б) Л. Ошанин;

в) Ю. Друнина;

г) А. Твардовский;

д) А. Ахматова.

7. Какому событию посвящено стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»?

а) наступлению под Москвой;

б) обороне Москвы;

в) отступлению немцев в 1943 г.;

г) отступлению Советской Армии в 1941 г.;

д) гражданской войне.

8. Какому событию посвящено стихотворение «Две строчки»?

а) гражданской войне;

б) Первой мировой войне;

в) Второй мировой войне;

г) войне с Финляндией в 1939 г.;

д) войне на территории Польши в 1940 г.

9. Кто является автором стихотворения, в котором звучат следующие строки: «Жди меня, и я вернусь...»?

а) С. Орлов;

б) Л. Ошанин;

в) Ю. Друнина;

г) К. Симонов;

д) А. Ахматова.

10. Повтор слов в стихотворении — это...

а) припев; г) рефрен;

б) запев; д) аллитерация.

в) напев;

11. Из какого стихотворения следующие строки?

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

а) «Мужество»;

б) «Зинка»;

в) «Две строчки»;

г) «Дороги»;

д) «Враги сожгли родную хату...».

12. Какое стихотворение посвящено подвигу женщин на войне?

а) «Мужество»;

б) «Лежат они глухие и немые»;

в) «Две строчки»;

г) «Дороги»;

д) «Враги сожгли родную хату...».

Уровень 2

1. Какими чувствами проникнуты стихотворения, посвя­щенные Великой Отечественной войне? Обоснуйте свою точ­ку зрения.

  1. Почему стихотворение «Жди меня...» стало одним из самых любимых стихотворений о войне? Обоснуйте свою точ­ку зрения.

  2. Почему в стихотворении «Мужество» поэт говорит о со­хранении «великого русского слова»? Что он имеет в виду?

  3. Проанализируйте композиционные особенности стихот­ворения «Зинка».

Уровень 3

  1. Напишите «партитуру переживаний» одного из изучен­ных стихотворений.

  2. Напишите мини-сочинение на тему: «Человек на войне» на основе изученных произведений.

  3. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Война в жизни государства».


К. Д. ВОРОБЬЕВ «Убиты под Москвой»

Уровень 1

1. Когда происходит действие в повести «Убиты под Москвой»?

а) в августе 1944 г.;

б) в ноябре 1941 г.;

в) в марте 1942 г.;

г) в мае 1943 г.

2. «Кремлевские курсанты» — это...

а) дети работников Кремля;

б) офицеры, живущие в казарме, которая находится в Кремле;

в) офицеры, готовящиеся к несению службы в Кремле;

г) учащиеся на курсах в Кремле.

3. Какая фамилия у командира роты курсантов?

а) Рюмин; в) Греков;

б) Соколов; г) Ястребов.

4. В чем курсанты старались походить на своего командира?

а) носили шинели застегнутыми не на все пуговицы;

б) носили фуражки на затылке;

в) носили китель расстегнутым;

г) носили фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок.

5. С кем у командира роты произошел неприятный инцидент?

а) с начальником полка;

б) с лейтенантами роты;

в) с командиром спецотряда НКВД;

г) с санинструкторами.

6. Сколько человек было в кремлевской роте?

а) триста; в) сто двадцать;

б) двести сорок; г) сто.

7. Солдат какого роста отбирали для кремлевской роты?

а) 1 м 90 см; в) 1 м 83 см;

б) 1 м 85 см; г) 1 м 80 см.

8. Почему командир полка почти закричал на командира роты, объясняя ему, что пулеметов рота не получит?

а) потому что он понимает, что без пулеметов воевать невозможно;

б) потому что ему обидно, что рота пришла без пулеметов;

в) потому что ему жалко дать им пулеметы;

г) потому что он потерял предназначенные роте пулеметы во время отступления.

9. Продолжите строку: «Фронт рисовался курсантам зримым и величественным...».

а) событием в их жизни, которого они очень ждали;

б) сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти;

в) памятником героизму, проявленному в боях;

г) явлением, дающим возможность проявить себя.

10. В каком виде перед лейтенантом Ястребовым предстал генерал-майор Переверзев?

а) в пьяном виде;

б) тяжело раненным в плечо;

в) в парадной форме;

г) в форме красноармейца.

11. Отступая, командир роты обещает старику, что они скоро вернутся. Как скоро?

а) через три дня; в) через месяц;

б) через неделю; г) через три месяца.

12. Продолжите строку: «А взяли они вас, сынок, как...».

а) кур во щи;

б) корова языком слизала;

в) ножом отрезало;

г) Мартына с гулянья.

13. Восстановите строку: «Оказывается, подбегать к невидимому врагу и ... — невозможно».

а) не трусить; в) кричать;

б) молчать; г) стрелять.

14. Продолжите строку: «Мы им покажем...».

а) кузькину мать;

б) где раки зимуют;

в) на чем свинья хвост носит;

г) небо в овчинку.

15. Что испытывает Алексей Ястребов, убив первого немца?

а) страх; в) радость;

б) ненависть; г) стыд и обиду.

16. Как называли солдаты вражеский самолет-разведчик?

а) «костыль»; в) «рама»;

б) «кочерга»; г) «летучий гроб».

17. Как погибла большая часть кремлевской роты?

а) в ночном бою за селение;

б) во время танковой атаки;

в) под бомбежкой;

г) в плену у немцев.

18. Когда произошел окончательный разгром роты?

а) в ночном бою за селение;

б) во время танковой атаки;

в) под бомбежкой;

г) в плену у немцев.

19. Где спасся во время танковой атаки Алексей Ястребов?

а) в скирде; в) в кустах;

б) в воронке; г) в лощинке.

20. Какую смерть готов принять товарищ Алексея?

а) в бою;

б) от ран в госпитале;

в) в плену;

г) от руки товарища.

21. Как курсант убедил Алексея не сдаваться немцам?

а) они потом отомстят немцам;

б) их сразу же убьют;

в) они умрут в плену;

г) у них нет оружия.

22. Сколько человек из роты встретилось снова в скирдах?

а) пять; в) семь;

б) шесть; г) восемь.

23. Что случилось с командиром роты?

а) погиб в бою;

б) попал в плен;

в) его расстрелял отряд НКВД;

г) застрелился.

24. Кто остался в живых в конце повести?

а) Рюмин; в) Ястребов;

б) Гуляев; г) Греков.

Уровень 2

  1. Составьте цитатный план повести.

  2. Составьте план характеристики образа командира роты.

  3. Охарактеризуйте капитана Рюмина. За что любят его курсанты? Почему ему подражают? Как он ведет себя в труд­ные минуты? Попытайтесь объяснить его решение о собствен­ной жизни.

  4. Объясните смысл эпиграфа, взятого из стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Прочитайте стихо­творение и объясните сходство названий повести и стихотво­рения. Почему авторы используют страдательный залог?

5. Подумайте над словами капитана Рюмина: «За это нас нельзя простить. Никогда!». Обоснуйте свою точку зрения.

6. Охарактеризуйте Алексея Ястребова.

Уровень 3

  1. Как автор показывает человека на войне? Почему для внутреннего монолога он выбирает двух героев: командира роты Рюмина и молоденького лейтенанта Ястребова?

  2. Выберите эпизод, с вашей точки зрения, наиболее яркий и наиболее характерный для повести и проанализируйте его. Обоснуйте свой выбор.

  3. Проанализируйте произведение с точки зрения жанра.

  4. Проследите композиционные особенности повести. В чем своеобразие построения сюжета, соотношения авторской речи и внутреннего монолога героев?

  5. Сопоставьте повесть К. Воробьева с другими, известны­ми вам произведениями о войне.

  6. Сопоставьте повесть К. Воробьева с циклом гравюр Стасиса Красаускаса «Вечно живые».


ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.

ПОЭЗИЯ 50—70-Х ГГ.

Н. ЗАБОЛОЦКИЙ, Е. ЕВТУШЕНКО, Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Н. РУБЦОВ

Уровень 1

1. В какое стихотворение Н. Заболоцкого не включены общие рассуждения о жизни?

а) «Утро»;

б) «Портрет»;

в) «Смерть врача»;

г) «Некрасивая девочка»;

д) «Не позволяй душе лениться».

2. Из какого стихотворения Н. Заболоцкого следующие строки?

А если так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

а) «Утро»;

б) «Портрет»;

в) «О красоте человеческих лиц»;

г) «Некрасивая девочка»;

д) «Не позволяй душе лениться».

3. Определите вид тропа в строке «Не позволяй душе лениться...».

а) эпитет; г) олицетворение;

б) литота; д) метафора.

в) гипербола;

4. Какой теме посвящено стихотворение Е. Евтушенко «Свадьбы»?

а) теме любви; г) теме судьбы;

б) теме дружбы; д) теме свободы.

в) теме войны;

5. Какое стихотворение Е. Евтушенко посвящено теме любви?

а) «Хочу я быть немножко старомодным»;

б) «Когда взошло твое лицо»;

в) «Свадьбы»;

г) «Я не сдаюсь, но все-таки сдаю»;

д) «Людей неинтересных в мире нет».

6. Определите вид тропа в строке «Хочу быть вечным юношей зеленым...».

а) эпитет; г) метафора;

б) литота; д) олицетворение.

в) гипербола;

7. Какое стихотворение Р. Рождественского посвящено теме войны?

а) «За того парня»;

б) «Мгновения»;

в) «Все начинается с любви»;

г) «Эхо любви»;

д) «Благодарю тебя».

8. Определите вид тропа в строке «Даже ненависть — родная и вечная сестра любви...».

а) эпитет; г) метафора;

б) антитеза; д) олицетворение.

в) гипербола;

9. Какое стихотворение Н. Рубцов посвятил русской душе, ее доброте и отзывчивости?

а) «Утро»; г) «Видения на холме»;

б) «Русский огонек»; д) «Привет, Россия!».

в) «Журавли»;

10. Из какого стихотворения Н. Рубцова следующие строки: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»?

а) «Утро»; г) «Видения на холме»;

б) «Русский огонек»; д) «Привет, Россия!».

в) «Журавли»;

11. Определите вид тропа в следующих строках:

И надо мной — бессмертных звезд Руси,

Спокойных звезд безбрежное мерцанье...

а) эпитет; г) метафора;

б) антитеза; д) олицетворение.

в) гипербола;

12. Определите вид тропа в следующих строках:

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов в окрестностях России.

а) аллитерация; г) метафора;

б) антитеза; д) консонанс.

в) ассонанс;

Уровень 2

  1. Охарактеризуйте главную героиню из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

  2. В чем видит назначение поэта Е. Евтушенко в стихотво­рении «Я не сдаюсь и все-таки сдаю»?

  3. Объясните смысл названия стихотворения Р. Рождествен­ского «Эхо любви».

  4. Назовите особенности описания природы в стихотворе­нии Н. Рубцова «Утро».

Уровень 3

  1. Почему поэзия 50—70-х гг. носит ярко выраженный фи­лософский характер? В чем это выражается?

  2. Проанализируйте понравившееся вам стихотворение из предложенных в учебнике.

  3. Постройте «партитуру» стихотворения Н. Рубцова «Ви­дения на холме» через образы-переживания.


ПРОЗА 50—70-Х ГГ.

В.ШУКШИН. «Обида», «Срезал»

Уровень 1

«Обида»

1. Как зовут главного героя рассказа?

а) Васька Егоров; в) Глеб Капустин;

б) Вовка Чукалов; г) Сашка Ермолаев.

2. За какой покупкой отправился в магазин главный герой рассказа?

а) за молоком; в) за подарком для дочери;

б) за сигаретами; г) за водкой.

3. Что попросила купить в магазине жена главного героя?

а) сигареты; в) рыбу;

б) водку; г) сосиски.

4. Как зовут жену главного героя?

а) Люда; в) Лена;

б) Вера; г) Варя.

5. Во время ссоры в магазине главный герой чувствовал себя особенно неудобно потому, что...

а) был слегка пьян; в) был с дочкой;

б) был с женой; г) был небрит.

6. Какое слово продавщицы оскорбило главного героя?

а) Исусик; в) прощелыга;

б) алкоголик; г) хам.

7. Как зовут продавщицу?

а) Кира; в) Шура;

б) Мура; г) Роза.

8. Чье высказывание особенно задело главного героя?

а) завотделом;

б) директора;

в) толстой тетки с бидоном;

г) пожилого человека в плаще.

9. Как поступает главный герой, чтобы прояснить ситуацию?

а) вызывает милицию;

б) решает поговорить с обидчиком;

в) зовет жену;

г) зовет свидетелей.

10. Чем заканчивается его предприятие?

а) его обругали; в) его побили;

б) его арестовали; г) его похвалили.

11. Кто помогает главному герою найти «мужика в плаще»?

а) мальчишки; в) жена;

б) дочка; г) друзья.

12. Чем удивляет главного героя «мужик в плаще»?

а) тем, что оказался больным человеком;

б) тем, что оказался выпившим;

в) тем, что оказался инвалидом;

г) тем, что оказался пенсионером.

«Срезал»

13. Кто приезжает в гости к старухе Агафье Журавлевой?

а) сын с женой и дочерью; в) внучка с мужем;

б) дочь с мужем; г) внук с женой.

14. Глеб Капустин получает известность в деревне из-за того, что...

а) больше всех в деревне пьет;

б) его отец — кандидат наук;

в) срезает знатных гостей;

г) лучше всех ухаживает за садом.

15. Каким вопросом Глеб Капустин сбил спесь с полковника?

а) «Кто велел поджечь Москву в 1812 году?»;

б) «Где умер Наполеон Бонапарт?»;

в) «Был ли Кутузов одноглазым?»;

г) «В каком году произошла Великая Французская революция?».

16. Продолжите строку: «Спокойствие, спокойствие, товарищ полковник, мы же не...»?

а) в Москве; в) на базаре;

б) в Старой деревне; г) в Филях.

17. Кандидатом в какой области был Константин Иванович Журавлев?

а) кандидатом технических наук;

б) кандидатом философских наук;

в) кандидатом филологических наук;

г) кандидатом исторических наук.

18. Как зовут жену Константина Ивановича Журавлева?

а) Вера; в) Лена;

б) Валя; г) Ира.

19. Какой вопрос не затрагивал Глеб Капустин в беседе с Константином Журавлевым?

а) «что делать, если на поверхность Луны вылезло разумное существо»;

б) «проблему шаманизма в отдельных районах Севера»;

в) «как сейчас философия определяет понятие невесомости»;

г) «сколько лет потребуется человеку, чтобы достичь Марса».

20. Какой совет дал Глеб Капустин Константину Ивановичу?

а) почаще спускаться на землю;

б) поехать отдохнуть;

в) отвезти дочку обратно в город;

г) не забивать себе голову глупостями.

21. Как назвал Константин Иванович Глеба Капустина по окончании разговора?

а) типичным интеллигентом;

б) деревенским мужиком;

в) необразованным болваном;

г) демагогом-кляузником.

22. В чем особенность характера Глеба Капустина по его собственному признанию?

а) любит выделиться;

б) любит щелкнуть по носу;

в) любит потягать за уши;

г) любит хорошо выпить.

23. От чьего имени выступает Глеб Капустин?

а) от своего имени;

б) от имени ученых-почвенников;

в) от имени народа;

г) от имени учителей.

24. Как мужики характеризуют Глеба Капустина?

а) «Дошлый, собака!»; в) «Хорошо говорит!»;

б) «Молодец!»; г) «Даже не напился!».

Уровень 2

1. Какова роль авторского отступления о благоразумии, которое предшествует непосредственному повествованию событий в рассказе «Обида»?

2. Каковы особенности композиции рассказа?

  1. Каким представляется вам герой рассказа «Обида»? Почему беспокоилась о нем жена? Почему он так обиделся на обвинение в пьянстве?

  2. Какие качества проявляют окружающие по отношению к главному герою (рассказ «Обида»)? На какие части поделен мир в его восприятии?

5. Охарактеризуйте главного героя рассказа «Срезал».

6. Выделите композиционные части рассказа «Срезал» и определите роль каждой из них.

Уровень 3

  1. Напишите мини-сочинение на тему: «Интеллигенция гла­зами народа».

  2. Какова душа народа, представленная Глебом Капустиным в рассказе «Срезал»?

  3. Сашка Ермолаев — борец за справедливость? Обоснуйте свою точку зрения.

  4. Как В. Шукшин относится к героям своих рассказов? К людям и жизни в целом?



ю. п. казаков. «Голубое и зеленое», «Манька»

Уровень 1

«Голубое и зеленое»

1. От чьего имени ведется повествование в рассказе «Голубое и зеленое»?

а) от лица автора;

б) от лица героя;

в) от лица героини;

г) от лица случайного свидетеля событий.

2. Где происходит действие рассказа?

а) в Москве; в) в Киеве;

б) в Ленинграде; г) в Минске.

а) «что делать, если на поверхность Луны вылезло разумное существо»;

б) «проблему шаманизма в отдельных районах Севера»;

в) «как сейчас философия определяет понятие невесомости»;

г) «сколько лет потребуется человеку, чтобы достичь Марса».

20. Какой совет дал Глеб Капустин Константину Ивановичу?

а) почаще спускаться на землю;

б) поехать отдохнуть;

в) отвезти дочку обратно в город;

г) не забивать себе голову глупостями.

21. Как назвал Константин Иванович Глеба Капустина по окончании разговора?

а) типичным интеллигентом;

б) деревенским мужиком;

в) необразованным болваном;

г) демагогом-кляузником.

22. В чем особенность характера Глеба Капустина по его собственному признанию?

а) любит выделиться;

б) любит щелкнуть по носу;

в) любит потягать за уши;

г) любит хорошо выпить.

23. От чьего имени выступает Глеб Капустин?

а) от своего имени;

б) от имени ученых-почвенников;

в) от имени народа;

г) от имени учителей.

24. Как мужики характеризуют Глеба Капустина?

а) «Дошлый, собака!»; в) «Хорошо говорит!»;

б) «Молодец!»; г) «Даже не напился!».

Уровень 2

1. Какова роль авторского отступления о благоразумии, которое предшествует непосредственному повествованию событий в рассказе «Обида»?

2. Каковы особенности композиции рассказа?

  1. Каким представляется вам герой рассказа «Обида»? Почему беспокоилась о нем жена? Почему он так обиделся на обвинение в пьянстве?

  2. Какие качества проявляют окружающие по отношению к главному герою (рассказ «Обида»)? На какие части поделен мир в его восприятии?

5. Охарактеризуйте главного героя рассказа «Срезал».

6. Выделите композиционные части рассказа «Срезал» и определите роль каждой из них.

Уровень 3

  1. Напишите мини-сочинение на тему: «Интеллигенция гла­зами народа».

  2. Какова душа народа, представленная Глебом Капустиным в рассказе «Срезал»?

  3. Сашка Ермолаев — борец за справедливость? Обоснуйте свою точку зрения.

  4. Как В. Шукшин относится к героям своих рассказов? К людям и жизни в целом?



Ю. П. КАЗАКОВ. «Голубое и зеленое», «Манька»

Уровень 1

«Голубое и зеленое»

1. От чьего имени ведется повествование в рассказе «Голубое и зеленое»?

а) от лица автора;

б) от лица героя;

в) от лица героини;

г) от лица случайного свидетеля событий.

2. Где происходит действие рассказа?

а) в Москве; в) в Киеве;

б) в Ленинграде; г) в Минске.

3. Как зовут главную героиню рассказа?

а) Оля; б) Лена; в) Леля; г) Лиля.

4. Куда уезжает главный герой с матерью во время каникул?

а) на юг; в) на Восток;

б) на запад; г) на Север.

  1. Какая пора года самая счастливая для героя? а) зима; б) лето; в) осень; г) весна.

  2. Чем закончилась любовная история героя?

а) счастливым браком с любимой;

б) он разлюбил свою девушку;

в) его девушка вышла замуж за другого;

г) они расстались, наскучив друг другу.

«Манька»

7. Сколько лет героине рассказа?

а) пятнадцать; в) девятнадцать;

б) семнадцать; г) двадцать.

8. Кем работает Манька?

а) рыбачкой; в) поварихой;

б) стряпухой; г) почтальоном.

9. С каким чувством однажды проснулась Манька?

а) ненависти; в) грусти;

б) страха; г) любви.

10. Почему Перфилий остался рыбачить на Вороньей тоне?

а) не смог устроиться на работу в городе;

б) не захотел оставлять пожилых родителей;

в) загулял с девушкой;

г) заболел и не смог уехать.

11. С какой целью отправились в море Перфилий и Манька?

а) спасать рыболовные снасти от шторма;

б) Перфилий подвез Маньку до следующей тони;

в) на прогулку;

г) рыбачить.

12. Чем угостил Перфилий Маньку на прощание?

а) водкой; в) печеньем;

б) чаем; г) конфетами.

Уровень 2

  1. Охарактеризуйте героя рассказа «Голубое и зеленое».

  2. Объясните смысл названия рассказа «Голубое и зеленое».

3. Объясните гамму чувств героини из рассказа «Манька»: «Она вновь переживала весь ужас, всю радость, весь стыд сегодняшнего дня».

4. Объясните поведение Маньки и Перфилия после шторма.

  1. Выделите завязку и развязку в рассказе «Манька». Оп­ределите их место в сюжетной канве и объясните, как они раскрывают характеры главных героев.

  2. Какие этапы проходит чувство Маньки? Охарактери­зуйте его.

Уровень 3

  1. Согласны ли вы со следующим утверждением: «Первая любовь — это самое счастливое и самое несчастное чувство»? Обоснуйте свою точку зрения.

  2. «Молодым быть очень плохо», — утверждает герой Ю. Ка­закова. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

  3. «Так прекрасно устроен мир!» — восклицает герой Ю. Ка­закова. Это утверждение противоречит предыдущему. В чем это противоречие? Какое из утверждений вам ближе. Обо­снуйте свою точку зрения.


В МИРЕ ФАНТАСТИКИ

КЛИФФОРД САЙМАК. «Когда в доме одиноко»

Уровень 1

1. Где Старый Моуз нашел пришельца?

а) в собственном доме; в) в поле;

б) в лесу; г) в озере.

2. Какое чувство вначале вызвал пришелец?

а) нежность; в) отвращение;

б) ненависть; г) любовь.

3. На что был похож стон пришельца?

а) на вой ветра; в) на рычание волка;

б) на вой собаки; г) на рев медведя.

4. Сколько лет прожил Старый Моуз в полном одиночестве?

а) пять; в) девять;

б) семь; г) десять.

5. Каким оказался пришелец на ощупь?

а) холодным и липким;

б) скользким, холодным и липким;

в) теплым и мягким;

г) теплым, твердым и чистым.

6. Кого позвал Старый Моуз, чтобы помочь пришельцу?

а) ветеринара; в) гробовщика;

б) доктора; г) пастора.

7. Что произошло с пришельцем?

а) он исчез; в) он улетел;

б) он стал невидимым; г) он умер.

8. Где похоронил Моуз пришельца?

а) на городском кладбище;

б) в лесу, в зарослях орешника;

в) в углу сада;

г) на кукурузном поле.

9. Что нашел Старый Моуз в кармане пришельца?

а) шарик из дымчатого стекла;

б) серебряную монету;

в) ключ от решетки;

г) носовой платок.

10. На что был похож летающий аппарат пришельца?

а) на тарелку;

б) на цветочный горшок;

в) на птичью клетку;

г) на собачью клетку.

11. Как спрятал могилу пришельца Моуз?

а) вспахал поле;

б) вспахал сад;

в) набросал навозную кучу;

г) утрамбовал ногами.

12. Кто не посетил Моуза после смерти пришельца?

а) шериф;

б) профессор;

в) президент Клуба летающих тарелок;

г) телерепортер.

13. С появлением пришельца Моуз понял, что он очень...

а) глуп; в) стар;

б) беден; г) одинок.

14. Как в доме Моуза снова появился пришелец?

а) упал в орешник;

б) вырос в саду;

в) вырос в горшке;

г) вырос среди кукурузы.

16. Самой большой тайной Моуза было то, что...

а) он нашел пришельца;

б) он был скупым;

в) он спрятал котелок с серебряными монетами;

г) он не умел читать.

16. Чего не хватало пришельцу для полета в космос?

а) алюминия; в) железа;

б) меди; г) серебра.

17. Какое чувство испытал Моуз, глядя на подарок пришельца?

а) счастье и покой;

б) тягу в космос;

в) беспокойство за друга;

г) радость и умиление.

18. Почему пришелец сделал подарок Старому Моузу?

а) потому что хотел отблагодарить старика;

б) потому что хотел остаться в памяти людей;

в) потому что нашел Друга;

г) потому что ему мешали лишние вещи.

Уровень 2

1. Охарактеризуйте главного героя.

  1. Подберите другое название к рассказу. Обоснуйте свой выбор.

  2. Каким предстает пришелец в рассказе К. Саймака «Когда в доме одиноко»? В чем смысл такого изображения представителя иной цивилизации?

  3. Определите круг проблем, поставленных в рассказе «Ког­да в доме одиноко». Как их решает писатель?

Уровень 3

  1. Напишите мини-сочинение на тему: «Фантастика и жизнь».

  2. Поразмышляйте над словами Ф. М. Достоевского: «Раз­витие цивилизации — это гибель культуры».

  3. Сопоставьте рассказ К. Саймака «Когда в доме одиноко» с другими произведениями этого же жанра, например с рома­ном Джона Уиндема «День триффидов» или другими произве­дениями этого же автора.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс