Подрубная, Е. А. Тематический контроль по русской литературе. 8 класс : пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. среднего образования, с рус. яз. обучения с 11-летним сроком обучения : в 2 ч. Ч. 2 / Е. А. Подрубная. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 37, [31 с. (часть 2).
Тесты составлены с учетом трех уровней и оцениваются соответственно до 6, до 8 и до 10 баллов. Задача тестов — выяснение реальной картины знания учеником текста изучаемого произведения. Тесты способствуют формированию у учащихся устойчивого интереса к чтению, позволяют учителю более тщательно контролировать и объективно оценивать знания учащихся, что формирует адекватную самооценку школьников.
Рекомендуются учителям русской литературы и языка, ученикам средних общеобразовательных школ.
ОТ АВТОРА
Предлагаемая система разноуровневых заданий составлена с учетом требований, предъявляемых к учащимся при оценке их знаний по десятибалльной системе. Ответы на вопросы теста первого уровня могут быть оценены до 6 баллов включительно. Ответы на вопросы теста второго уровня могут быть оценены до 8 баллов включительно. Ответы на вопросы теста третьего уровня могут быть оценены до 10 баллов включительно. Учитель может сократить количество тестовых вопросов первого уровня до 6 или 12 по своему усмотрению. Для выполнения заданий второго и третьего уровней на уроке учитель предлагает ученику 1—2 вопроса по своему выбору.
Желательно, чтобы учащийся вначале проходил тест первого уровня, который направлен на выявление степени его ориентации в текстуальном материале. Если тест пройден успешно (5,5—6 баллов), то ученик может получить тестовое задание второго уровня. При успешном прохождении второго уровня (7-8 баллов), школьник получает возможность перехода на третий уровень (9—10 баллов). Оценка ставится по конечному результату. Целесообразно выполнять тестовые задания разных уровней не на одном уроке, а в процессе изучения темы: тест первого уровня предлагается в начале изучения произведения, тесты второго и третьего уровней — в завершении его изучения. Вопросы третьего уровня могут использоваться и в качестве домашнего задания, в таком случае их ответы должны носить более развернутый характер. При работе с тестовыми заданиями на уроке учащиеся должны давать краткие ответы по существу поставленной проблемы. Предлагаемые ключи к заданиям второго уровня представляют собой возможные варианты подобных ответов без учета индивидуально-психологических особенностей конкретного ученика. В ряде случаев вопросы второго и третьего уровней требуют предварительного обсуждения в классе в ходе изучения произведения.
Вопросы второго и третьего уровней могут использоваться и в качестве контрольных вопросов по теме. В таком случае ученику выдается 1—2 вопроса, на которые он дает развернутый ответ, в зависимости от его глубины и полноты оцениваемый по десятибалльной шкале.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Н. А. НЕКРАСОВ. «Русские женщины»
Уровень 1
1. Кто является героиней первой части поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»?
а) княгиня Трубецкая; в) графиня Чернышева;
б) княгиня Волконская; г) графиня Муравьева;
2. В каком городе за границей не побывала героиня с мужем?
а) в Венеции; в) в Риме;
б) в Париже; г) в Берлине.
3. Продолжите характеристику России, данную в поэме: «царство...».
а) общего довольства; в) нищих и рабов;
б) рабов в стране господ; г) мрачных теней.
4. С какой целью героиня отправляется в путешествие?
а) чтобы отдохнуть;
б) чтобы разделить судьбу мужа;
в) чтобы спасти мужа;
г) чтобы развлечься.
5. Как долго героиня находится в пути?
а) две недели; в) два месяца;
б) четыре недели; г) четыре месяца.
6. Продолжите следующие строки:
Нет! Я не жалкая раба, Я женщина...
а) жена; в) мать;
б) краса; г) любимая.
Уровень 2
1. Составьте цитатный план первой части поэмы.
2. Охарактеризуйте главную героиню. Определите причины ее поступков.
3. Какова роль снов в поэме?
4. Проследите за развитием психологического поединка в поэме. Почему героиня в нем побеждает? Какую цель она преследовала при этом?
Уровень 3
Напишите мини-эссе на тему: «Святая женская душа».
Какой характер носит поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»? Обоснуйте свою точку зрения.
Выделите проблемы, поставленные Н. А. Некрасовым в поэме «Русские женщины».
И. С. ТУРГЕНЕВ. «Ася»
Уровень 1
1. С какой целью главный герой Н. Н. отправился за границу?
а) для завершения образования;
б) для поправки здоровья;
в) чтобы посмотреть мир божий;
г) брать уроки рисования;
д) чтобы вывести в свет свою сестру.
2. Где Н. Н. познакомился с русскими?
а) на ярмарке; г) на ассамблее;
б) на концерте; д) на коммерше.
в) на балу;
3. Какое чувство испытывает Н. Н. после встречи с Гагиным и Асей?
а) счастье; г) влюбленность;
б) горечь; д) раздражение.
в) печаль;
4. Как Н. Н. характеризует Гагина?
а) молодость кипела в нем ключом;
б) небрежная, но простая натура;
в) честная, но вялая натура;
г) переменчивая, но честная натура;
д) мягкая, но трудолюбивая натура.
5. С какой рафаэлевской героиней Н. Н. сравнивает Асю?
а) Галатеей; г) мадонной;
б) Психеей; д) Доротеей.
в) нимфой;
6. Кем Ася приходится Гагину?
а) невестой; г) сестрой;
б) кузиной; д) племянницей.
в) подругой;
7. Кем была мать Аси?
а) горничной; г) скотницей;
б) экономкой; д) крестьянкой.
в) прачкой;
8. Что стало целью жизни Аси, когда она поселилась в доме отца?
а) стать любимицей отца;
б) заставить мир забыть ее происхождение;
в) завладеть ключами от хозяйства;
г) стать хозяйкой в доме;
д) заставить всех подчиняться ей.
9. Где Ася получила образование?
а) дома;
б) за границей;
в) в пансионе;
г) в институте благородных девиц.
10. Что привлекает Асю в богомольцах?
а) возможность духовного подвига;
б) надежда на спасение души;
в) вера в Бога;
г) смирение;
д) коллективные богослужения.
11. На какую героиню А. С. Пушкина Ася хотела бы походить?
а) на Машу Троекурову;
б) на Лизу Муромскую;
в) на Татьяну Ларину;
г) на Мариулу;
д) на Земфиру.
12. Что хранит Н. Н. как память о встречах с Асей?
а) веер и платочек;
б) этюд и цветок;
в) цветок и платочек;
г) записки и цветок;
д) записку и платочек.
Уровень 2
Охарактеризуйте Асю. Попытайтесь найти объяснение особенностям ее поведения.
Почему Н. Н., который недолго грустил по Асе, через 20 лет помнит эту любовную историю и бережно хранит реликвии, связанные с ней?
Объясните роль художественных деталей: звуки вальса, цветок гераниума, образ крыльев, связанных с историей любви к Асе.
Почему, по мнению Гагина, Асе нужен или «необыкновенный человек — или живописный пастух».
Проследите развитие сюжета в повести. Определите экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Сформулируйте свое отношение к поведению Н. Н. в сцене свидания с Асей, изучив предварительно мнение литературоведов.
Уровень 3
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Является ли Н. Н. романтическим героем?».
Напишите мини-сочинение на тему: «Роль пейзажа в повести И. С. Тургенева "Ася"».
Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «У счастья нет будущего».
А. П. ЧЕХОВ. «Тоска», «Переполох»
Уровень 1
«Тоска»
1. Как зовут главного героя рассказа?
а) Кузьма; б) Петр; в) Иона; г) Иван.
2. Какая профессия у главного героя?
а) дворник; б) ямщик; в) возчик; г) извозчик.
3. Какое несчастье случилось у главного героя?
а) умер сын; в) умерла жена;
б) умерла лошадь; г) умерла любимая собака.
4. Кому рассказывает о своем несчастье главный герой рассказа (расположите варианты ответов в соответствии с развитием сюжета)?
а) молодому извозчику; в) лошади;
б) военному; г) троим молодым людям.
5. С кем лучше всего говорить о несчастье, по мнению главного героя?
а) с другом;
б) со случайным спутником;
в) с родственниками;
г) с бабами.
6. Почему в начале рассказа лошадь «погружена в мысль»?
а) ее оторвали от плуга;
б) она давно не ела овса;
в) у нее забрали жеребеночка;
г) хозяин обращается с ней жестоко.
«Переполох»
7. Кем служит главная героиня рассказа?
а) горничной;
б) гувернанткой;
в) учительницей;
г) кухаркой.
8. Из-за чего в доме случился переполох?
а) из-за сбежавшей горничной;
б) из-за пропавших сережек;
в) из-за пропавшей брошки;
г) из-за пропавшего браслета.
9. Какое событие возмутило и испугало Машеньку?
а) обыск в ее комнате; в) вызов полиции;
б) обыск ее; г) повестка в суд.
10. Кто оказался виновником пропажи?
а) лакей; б) дворник; в) камердинер; г) хозяин.
11. Как отреагировала Машенька на оскорбление?
а) решила покинуть хозяев;
б) позвала адвоката;
в) решила покончить жизнь самоубийством;
г) наняла детектива.
12. Почему хозяину нравится Машенька?
а) она умна; в) она умеет оскорбляться;
б) она красива; г) она очень добра.
Уровень 2
«Тоска»
Объясните смысл названия рассказа? Какую роль играет эпиграф к рассказу?
Какие слова находит автор, чтобы передать состояние героя? Почему, несмотря на наличие синонимов, автор постоянно повторяет только слово «тоска»?
Какую роль играет пейзаж в рассказе?
Раскройте смысл противопоставления главного героя окружающей его толпе: «Глаза его тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его?».
«Переполох»
б. Как вы понимаете слова одного из героев рассказа: «Уйдете вы, и во всем доме не останется ни одного человеческого лица»? Обоснуйте свою точку зрения.
6. Почему Машенька считает, что над нею совершили насилие, хотя никто не прикоснулся к ней и пальцем.
7. Охарактеризуйте Машеньку.
8. Охарактеризуйте хозяев Машеньки. Как вы считаете, как соотносятся образы Кушкиных и Машеньки?
Уровень 3
Какова жизнь, обрисованная А. П. Чеховым в рассказах «Тоска» и «Переполох»?
Какую роль играют второстепенные персонажи в рассказе «Тоска»? Какой предстает окружающая действительность?
Каково представление А. П. Чехова о личности? Какой она должна быть?
Как раскрывается «трагизм мелочей жизни» в рассказе «Переполох»?
В. Г. КОРОЛЕНКО. «Парадокс»
Уровень 1
1. Каков жанр произведения В. Г. Короленко «Парадокс»?
а) рассказ; в) очерк;
б) повесть; г) эссе.
2. Сколько лет было герою, от лица которого ведется повествование, во время описываемого события?
а) десять; в) восемь;
б) двенадцать; г) шесть.
3. Чем были заняты герой с братом накануне события, описанного в рассказе?
а) играли в чехарду;
б) купались;
в) рисовали красками в альбоме;
г) ловили рыбу в бадье.
4. Где любил проводить время главный герой?
а) в старом кузове кареты; в) в повозке без кучера;
б) на сундуке за шкафом; г) под столом.
5. Продолжите строку: «Флюиды старинных происшествий захватывали нас сразу в такой степени, что мы могли молча, почти не двигаясь и сохраняя созерцательный вид, просидеть на своих местах от утреннего чая...»?
а) целый день; в) два часа;
б) до обеда; г) четыре часа.
6. В чьем лице предстала перед детьми суровая действительность и разбила их иллюзии?
а) в лице феномена;
б) в лице служанки Килимки;
в) в лице лакея Павла;
г) в лице доктора Дударева.
7. Как звали феномена?
а) Ян Залуский; в) Стефан Стржицкий;
б) пан Уляницкий; г) Криштоф Ярицкий.
8. Почему Матвей назвал своего родственника феноменом?
а) у него с рождения не было ног;
б) он умел писать ногами;
в) у него никогда не было рук;
г) он умел ходить на руках, а ногами пользоваться как руками.
9. Какую монету феномен обещал отдать первому встречному нищему?
а) медяк; в) полтинную;
б) полушку; г) сороковец.
10. Какой афоризм написал феномен?
а) «Что написано пером, не вырубишь топором»;
б) «Человек создан для счастья, как птица для полета»;
в) «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб мир»;
г) «В здоровом теле здоровый дух».
11. Афоризм оказался еще и парадоксом потому, что...
а) имел несколько значений;
б) относился к маленькому мальчику;
в) противоречил истории жизни феномена;
г) был несправедлив по отношению к людям.
12. Какое действие феномена вызывает у зрителей во время представления самые сильные эмоции?
а) раздевание;
б) причесывание;
в) написание афоризма;
г) наложение на себя крестного знамения.
Уровень 2
Как соотносятся картины времяпрепровождения детей и представление «феномена»? В чем смысл этого соотношения?
Перечитайте еще раз сцену представления. Обратите внимание на реакцию зрителей. Попытайтесь объяснить заметную разницу в восприятии «феномена» разными людьми.
Какие отношения между паном Залуским и его родственником Матвеем? В чем их подчеркнутая необычность и как ее объяснить?
Почему мир изменился в восприятии детей после представления «феномена»?
Уровень 3
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Человек создан для счастья, как птица для полета».
Какой урок вы извлекли для себя, прочитав рассказ В. Г. Короленко «Парадокс»?
Подберите афоризмы, отражающие ваше представление о жизни. Объясните их смысл.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.
М. Горький. «Старуха Изергиль»
Уровень 1
1. Где происходит действие в рассказе «Старуха Изергиль»?
а) в Одессе; в) в Крыму;
б) на Кавказе; г) в Бессарабии.
2. Из скольких частей состоит рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»?
а) из трех; в) из четырех;
б) из двух; г) из пяти.
3. Какова особенность композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе; в) рассказ-притча;
б) обрамление; г) рассказ-описание.
4. Чьим сыном был Ларра?
а) старейшины и женщины из племени;
б) орлицы и старейшины из племени;
в) орлов;
г) орла и женщины из племени.
5. Продолжите строку: «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только...».
а) ростом он был выше людей из племени, как царь птиц;
б) выражение его лица было гордым, как у царя птиц;
в) глаза его были холодны и горды, как у царя птиц;
г) он был силен и статен, как царь птиц.
6. Что заставило старейшин осудить Ларру?
а) непочтение к святыням племени;
б) убийство дочери старейшины;
в) непочтение к старейшинам;
г) жадность Ларры.
7. Почему наказание Ларры было в нем самом?
а) он считал себя похожим на отца, а был похож на людей из племени;
б) его самовлюбленность обрекала его на одиночество;
в) он устал жить и хотел убить себя;
г) он был очень жаден и не хотел делиться своим достоянием.
8. Был ли счастлив Ларра?
а) да, потому что мог пользоваться всем, не отдавая ничего взамен;
б) нет, потому что он не мог жить один без человеческого общества;
в) да, потому что обрел бессмертие;
г) нет, потому что не мог взять всего, что хотел.
9. За что наказан Ларра?
а) за гордость; в) за самоуверенность;
б) за смелость; г) за жадность.
10. Кому принадлежат следующие слова: «В жизни всегда есть место подвигу»?
а) Ларре; в) Данко;
б) автору; г) старухе Изергиль.
11. О ком сказано: «Красивые — всегда смелы»?
а) о старухе Изергиль; в) о Данко;
б) о Ларре; г) об Аркадэке.
12. Какое преступление совершает старуха Изергиль?
а) предает гуцула-разбойника;
б) убивает турчонка;
в) душит солдата;
г) топит поляка.
13. Продолжите описание Данко: «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что...».
а) в очах его светилось много силы и живого огня;
б) он был высок, статен и силен;
в) в очах его светилось много ума и вера в победу;
г) в очах его светилась любовь к людям и мужество.
14. Какие чувства испытывает Данко к ненавидящим его людям?
а) любовь; в) презрение;
б) жалость; г) ненависть.
15. Какой подвиг совершает Данко?
а) отдает свою жизнь ради людей;
б) спасает людей от страха;
б) его самовлюбленность обрекала его на одиночество;
в) спасает людей от гибели;
г) спасает людей от болезни.
16. Был ли счастлив Данко?
а) нет, потому что о его подвиге люди забыли;
б) нет, потому что заплатил своей жизнью за чужое счастье;
в) да, потому что выполнил то, что хотел;
г) да, потому что остался в памяти людской.
17. Что случилось с сердцем Данко?
а) сгорело дотла;
б) растоптанное, рассыпалось искрами;
в) растоптанное, погасло;
г) рассыпалось пеплом.
18. На кого из персонажей похожа старуха Изергиль?
а) на Ларру;
б) на Данко;
в) и на Ларру, и на Данко;
г) ни на кого.
Уровень 2
Определите смысл антитезы образов Ларры и Данко. Что их объединяет?
Каков смысл образа старухи Изергиль? Почему и ее жизнь воспринимается как легенда?
Какова роль пейзажа в композиции рассказа?
Раскройте романтический пафос рассказа.
Уровень 3
Напишите мини-сочинение на тему: «Как М. Горький понимает назначение человека на Земле?».
Порассуждайте на тему: «В жизни всегда есть место подвигу».
3. У поэтессы Татьяничевой есть следующие строки: «Гордым легче, гордые не плачут...». Соотнесите эти строки с образами Ларры и Данко и сопоставьте гордость одного и другого.
4. Найдите в тексте афоризмы и раскройте их смысл.
5. Существует несколько библейских легенд, так или иначе ассоциирующихся с историями старухи Изергиль. Выделите эти легенды и проследите, как они влияют на общий смысл рассказа.
В. В. МАЯКОВСКИЙ. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Хорошее отношение к лошадям»
Уровень 1
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
1. Какой теме посвящено стихотворение В. Маяковского «Необычайное приключение...»?
а) теме любви; в) теме поэта и поэзии;
б) теме дружбы; г) теме свободы.
2. Где происходит действие?
а) в Пушкино; в) в Гатчине;
б) в Павловске; г) в Акулове.
3. Куда «спускалось солнце каждый раз»?
а) за тучу; в) за море;
б) в дыру; г) за гору.
4. Кого позвал в гости В. Маяковский?
а) любимую девушку; в) коллегу-поэта;
б) друга; г) солнце.
5. Определите вид тропа в строке «ночей тюрьма».
а) метафора; в) эпитет;
б) олицетворение; г) гипербола.
6. Определите вид тропа в строке «хочет ночь прилечь».
а) метафора; в) эпитет;
б) олицетворение; г) гипербола.
7. Определите вид тропа в следующих строках:
Ко мне,
по доброй воле, само,
раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле.
а) метафора; в) эпитет;
б) олицетворение; г) гипербола.
8. Определите вид тропа в строке «в сером хламе».
а) метафора; в) эпитет;
б) олицетворение; г) гипербола.
9. Определите вид тропа в строке «В сто сорок солнц закат пылал».
а) метафора; в) эпитет;
б) олицетворение; г) гипербола.
10. На каком лингвистическом свойстве слов построен следующий отрывок:
Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони...
а) омонимия; в) синонимия;
б) антонимия; г) многозначность.
11. Восстановите следующие строки:
А вот идешь — взялось идти, идешь — и ... в оба!
а) глядишь; в) светишь;
б) стреляешь; г) смотришь.
12. Каков лозунг В. Маяковского и солнца?
а) светить всегда, светить везде;
б) озарять всех и вся;
в) сиять везде, сиять всегда;
г) согреть всех и все.
«Хорошее отношение к лошадям»
13. Какой прием использует В. Маяковский в следующих строках?
Били копыта. Пели будто:
— Гриб. Грабь. Гроб. Груб. —
а) ассонанс; в) аллегория;
б) аллитерация; г) диссонанс.
14. Определите вид тропа в строке «смех зазвенел и зазвякал».
а) метафора; в) эпитет;
б) олицетворение; г) гипербола.
15. Определите вид тропа в строке «Смеялся Кузнецкий».
а) метафора; в) эпитет;
б) метонимия; г) гипербола.
16. Определите вид тропа в строке «звериная тоска».
а) метафора; в) эпитет;
б) олицетворение; г) гипербола.
17. Продолжите следующую строку: «Деточка, / все мы немножко...».
а) дети; в) кошки;
б) люди; г) лошади.
18. Восстановите следующие строки:
И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и ... стоило.
а) работать; в) трудиться;
б) торопиться; г) страдать.
Уровень 2
1. Проанализируйте художественные средства, которые поэт использовал в стихотворении «Необычайное приключение...» для создания художественного пространства.
В чем смысл сопоставления поэта и солнца в стихотворении «Необычайное приключение...»?
Какое художественное средство является определяющим в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?
Какую проблему решает В. Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?
Сопоставьте композиции стихотворений «Необычайное приключение...» и «Хорошее отношение к лошадям». Какой компонент в них присутствует? Как это характеризует Маяковского-поэта ?
Определите роль поэтического «Я» в изученных стихотворениях В. Маяковского. Почему поэт пишет от первого лица? Обоснуйте свою точку зрения.
Уровень 3
1. Отметьте особенности стиля Маяковского-поэта.
Определите жизненную позицию В. Маяковского на основе изученных стихотворений.
Сопоставьте репродукции плакатов РОСТа, сделанные В. Маяковским, с его стихотворениями. Запишите свои выводы.
ПОЭЗИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
А. АХМАТОВА, Ю. ДРУНИНА, Л. ОШАНИН, М. ИСАКОВСКИЙ,
А. ТВАРДОВСКИЙ, К. СИМОНОВ, С. ОРЛОВ
Уровень 1
1. Автором какого стихотворения является А. Ахматова?
а) «Мужество»;
б) «Зинка»;
в) «Две строчки»;
г) «Дороги»;
д) «Враги сожгли родную хату...».
2. Автором какого стихотворения является Ю. Друнина?
а) «Мужество»;
б) «Зинка»;
в) «Две строчки»;
г) «Дороги»;
д) «Враги сожгли родную хату...».
3. Автором какого стихотворения является Л. Ошанин?
а) «Мужество»;
б) «Зинка»;
в) «Две строчки»;
г) «Дороги»;
д) «Враги сожгли родную хату...».
4. Автором какого стихотворения является М. Исаковский?
а) «Мужество»;
б) «Зинка»;
в) «Две строчки»;
г) «Дороги»;
д) «Враги сожгли родную хату...».
5. Автором какого стихотворения является А. Твардовский?
а) «Мужество»;
б) «Зинка»;
в) «Две строчки»;
г) «Дороги»;
д) «Враги сожгли родную хату...».
6. Кто является автором стихотворения «Его зарыли в шар земной»?
а) С. Орлов;
б) Л. Ошанин;
в) Ю. Друнина;
г) А. Твардовский;
д) А. Ахматова.
7. Какому событию посвящено стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»?
а) наступлению под Москвой;
б) обороне Москвы;
в) отступлению немцев в 1943 г.;
г) отступлению Советской Армии в 1941 г.;
д) гражданской войне.
8. Какому событию посвящено стихотворение «Две строчки»?
а) гражданской войне;
б) Первой мировой войне;
в) Второй мировой войне;
г) войне с Финляндией в 1939 г.;
д) войне на территории Польши в 1940 г.
9. Кто является автором стихотворения, в котором звучат следующие строки: «Жди меня, и я вернусь...»?
а) С. Орлов;
б) Л. Ошанин;
в) Ю. Друнина;
г) К. Симонов;
д) А. Ахматова.
10. Повтор слов в стихотворении — это...
а) припев; г) рефрен;
б) запев; д) аллитерация.
в) напев;
11. Из какого стихотворения следующие строки?
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
а) «Мужество»;
б) «Зинка»;
в) «Две строчки»;
г) «Дороги»;
д) «Враги сожгли родную хату...».
12. Какое стихотворение посвящено подвигу женщин на войне?
а) «Мужество»;
б) «Лежат они глухие и немые»;
в) «Две строчки»;
г) «Дороги»;
д) «Враги сожгли родную хату...».
Уровень 2
1. Какими чувствами проникнуты стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне? Обоснуйте свою точку зрения.
Почему стихотворение «Жди меня...» стало одним из самых любимых стихотворений о войне? Обоснуйте свою точку зрения.
Почему в стихотворении «Мужество» поэт говорит о сохранении «великого русского слова»? Что он имеет в виду?
Проанализируйте композиционные особенности стихотворения «Зинка».
Уровень 3
Напишите «партитуру переживаний» одного из изученных стихотворений.
Напишите мини-сочинение на тему: «Человек на войне» на основе изученных произведений.
Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Война в жизни государства».
К. Д. ВОРОБЬЕВ «Убиты под Москвой»
Уровень 1
1. Когда происходит действие в повести «Убиты под Москвой»?
а) в августе 1944 г.;
б) в ноябре 1941 г.;
в) в марте 1942 г.;
г) в мае 1943 г.
2. «Кремлевские курсанты» — это...
а) дети работников Кремля;
б) офицеры, живущие в казарме, которая находится в Кремле;
в) офицеры, готовящиеся к несению службы в Кремле;
г) учащиеся на курсах в Кремле.
3. Какая фамилия у командира роты курсантов?
а) Рюмин; в) Греков;
б) Соколов; г) Ястребов.
4. В чем курсанты старались походить на своего командира?
а) носили шинели застегнутыми не на все пуговицы;
б) носили фуражки на затылке;
в) носили китель расстегнутым;
г) носили фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок.
5. С кем у командира роты произошел неприятный инцидент?
а) с начальником полка;
б) с лейтенантами роты;
в) с командиром спецотряда НКВД;
г) с санинструкторами.
6. Сколько человек было в кремлевской роте?
а) триста; в) сто двадцать;
б) двести сорок; г) сто.
7. Солдат какого роста отбирали для кремлевской роты?
а) 1 м 90 см; в) 1 м 83 см;
б) 1 м 85 см; г) 1 м 80 см.
8. Почему командир полка почти закричал на командира роты, объясняя ему, что пулеметов рота не получит?
а) потому что он понимает, что без пулеметов воевать невозможно;
б) потому что ему обидно, что рота пришла без пулеметов;
в) потому что ему жалко дать им пулеметы;
г) потому что он потерял предназначенные роте пулеметы во время отступления.
9. Продолжите строку: «Фронт рисовался курсантам зримым и величественным...».
а) событием в их жизни, которого они очень ждали;
б) сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти;
в) памятником героизму, проявленному в боях;
г) явлением, дающим возможность проявить себя.
10. В каком виде перед лейтенантом Ястребовым предстал генерал-майор Переверзев?
а) в пьяном виде;
б) тяжело раненным в плечо;
в) в парадной форме;
г) в форме красноармейца.
11. Отступая, командир роты обещает старику, что они скоро вернутся. Как скоро?
а) через три дня; в) через месяц;
б) через неделю; г) через три месяца.
12. Продолжите строку: «А взяли они вас, сынок, как...».
а) кур во щи;
б) корова языком слизала;
в) ножом отрезало;
г) Мартына с гулянья.
13. Восстановите строку: «Оказывается, подбегать к невидимому врагу и ... — невозможно».
а) не трусить; в) кричать;
б) молчать; г) стрелять.
14. Продолжите строку: «Мы им покажем...».
а) кузькину мать;
б) где раки зимуют;
в) на чем свинья хвост носит;
г) небо в овчинку.
15. Что испытывает Алексей Ястребов, убив первого немца?
а) страх; в) радость;
б) ненависть; г) стыд и обиду.
16. Как называли солдаты вражеский самолет-разведчик?
а) «костыль»; в) «рама»;
б) «кочерга»; г) «летучий гроб».
17. Как погибла большая часть кремлевской роты?
а) в ночном бою за селение;
б) во время танковой атаки;
в) под бомбежкой;
г) в плену у немцев.
18. Когда произошел окончательный разгром роты?
а) в ночном бою за селение;
б) во время танковой атаки;
в) под бомбежкой;
г) в плену у немцев.
19. Где спасся во время танковой атаки Алексей Ястребов?
а) в скирде; в) в кустах;
б) в воронке; г) в лощинке.
20. Какую смерть готов принять товарищ Алексея?
а) в бою;
б) от ран в госпитале;
в) в плену;
г) от руки товарища.
21. Как курсант убедил Алексея не сдаваться немцам?
а) они потом отомстят немцам;
б) их сразу же убьют;
в) они умрут в плену;
г) у них нет оружия.
22. Сколько человек из роты встретилось снова в скирдах?
а) пять; в) семь;
б) шесть; г) восемь.
23. Что случилось с командиром роты?
а) погиб в бою;
б) попал в плен;
в) его расстрелял отряд НКВД;
г) застрелился.
24. Кто остался в живых в конце повести?
а) Рюмин; в) Ястребов;
б) Гуляев; г) Греков.
Уровень 2
Составьте цитатный план повести.
Составьте план характеристики образа командира роты.
Охарактеризуйте капитана Рюмина. За что любят его курсанты? Почему ему подражают? Как он ведет себя в трудные минуты? Попытайтесь объяснить его решение о собственной жизни.
Объясните смысл эпиграфа, взятого из стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Прочитайте стихотворение и объясните сходство названий повести и стихотворения. Почему авторы используют страдательный залог?
5. Подумайте над словами капитана Рюмина: «За это нас нельзя простить. Никогда!». Обоснуйте свою точку зрения.
6. Охарактеризуйте Алексея Ястребова.
Уровень 3
Как автор показывает человека на войне? Почему для внутреннего монолога он выбирает двух героев: командира роты Рюмина и молоденького лейтенанта Ястребова?
Выберите эпизод, с вашей точки зрения, наиболее яркий и наиболее характерный для повести и проанализируйте его. Обоснуйте свой выбор.
Проанализируйте произведение с точки зрения жанра.
Проследите композиционные особенности повести. В чем своеобразие построения сюжета, соотношения авторской речи и внутреннего монолога героев?
Сопоставьте повесть К. Воробьева с другими, известными вам произведениями о войне.
Сопоставьте повесть К. Воробьева с циклом гравюр Стасиса Красаускаса «Вечно живые».
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.
ПОЭЗИЯ 50—70-Х ГГ.
Н. ЗАБОЛОЦКИЙ, Е. ЕВТУШЕНКО, Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Н. РУБЦОВ
Уровень 1
1. В какое стихотворение Н. Заболоцкого не включены общие рассуждения о жизни?
а) «Утро»;
б) «Портрет»;
в) «Смерть врача»;
г) «Некрасивая девочка»;
д) «Не позволяй душе лениться».
2. Из какого стихотворения Н. Заболоцкого следующие строки?
А если так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
а) «Утро»;
б) «Портрет»;
в) «О красоте человеческих лиц»;
г) «Некрасивая девочка»;
д) «Не позволяй душе лениться».
3. Определите вид тропа в строке «Не позволяй душе лениться...».
а) эпитет; г) олицетворение;
б) литота; д) метафора.
в) гипербола;
4. Какой теме посвящено стихотворение Е. Евтушенко «Свадьбы»?
а) теме любви; г) теме судьбы;
б) теме дружбы; д) теме свободы.
в) теме войны;
5. Какое стихотворение Е. Евтушенко посвящено теме любви?
а) «Хочу я быть немножко старомодным»;
б) «Когда взошло твое лицо»;
в) «Свадьбы»;
г) «Я не сдаюсь, но все-таки сдаю»;
д) «Людей неинтересных в мире нет».
6. Определите вид тропа в строке «Хочу быть вечным юношей зеленым...».
а) эпитет; г) метафора;
б) литота; д) олицетворение.
в) гипербола;
7. Какое стихотворение Р. Рождественского посвящено теме войны?
а) «За того парня»;
б) «Мгновения»;
в) «Все начинается с любви»;
г) «Эхо любви»;
д) «Благодарю тебя».
8. Определите вид тропа в строке «Даже ненависть — родная и вечная сестра любви...».
а) эпитет; г) метафора;
б) антитеза; д) олицетворение.
в) гипербола;
9. Какое стихотворение Н. Рубцов посвятил русской душе, ее доброте и отзывчивости?
а) «Утро»; г) «Видения на холме»;
б) «Русский огонек»; д) «Привет, Россия!».
в) «Журавли»;
10. Из какого стихотворения Н. Рубцова следующие строки: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»?
а) «Утро»; г) «Видения на холме»;
б) «Русский огонек»; д) «Привет, Россия!».
в) «Журавли»;
11. Определите вид тропа в следующих строках:
И надо мной — бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье...
а) эпитет; г) метафора;
б) антитеза; д) олицетворение.
в) гипербола;
12. Определите вид тропа в следующих строках:
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.
а) аллитерация; г) метафора;
б) антитеза; д) консонанс.
в) ассонанс;
Уровень 2
Охарактеризуйте главную героиню из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка».
В чем видит назначение поэта Е. Евтушенко в стихотворении «Я не сдаюсь и все-таки сдаю»?
Объясните смысл названия стихотворения Р. Рождественского «Эхо любви».
Назовите особенности описания природы в стихотворении Н. Рубцова «Утро».
Уровень 3
Почему поэзия 50—70-х гг. носит ярко выраженный философский характер? В чем это выражается?
Проанализируйте понравившееся вам стихотворение из предложенных в учебнике.
Постройте «партитуру» стихотворения Н. Рубцова «Видения на холме» через образы-переживания.
ПРОЗА 50—70-Х ГГ.
В.ШУКШИН. «Обида», «Срезал»
Уровень 1
«Обида»
1. Как зовут главного героя рассказа?
а) Васька Егоров; в) Глеб Капустин;
б) Вовка Чукалов; г) Сашка Ермолаев.
2. За какой покупкой отправился в магазин главный герой рассказа?
а) за молоком; в) за подарком для дочери;
б) за сигаретами; г) за водкой.
3. Что попросила купить в магазине жена главного героя?
а) сигареты; в) рыбу;
б) водку; г) сосиски.
4. Как зовут жену главного героя?
а) Люда; в) Лена;
б) Вера; г) Варя.
5. Во время ссоры в магазине главный герой чувствовал себя особенно неудобно потому, что...
а) был слегка пьян; в) был с дочкой;
б) был с женой; г) был небрит.
6. Какое слово продавщицы оскорбило главного героя?
а) Исусик; в) прощелыга;
б) алкоголик; г) хам.
7. Как зовут продавщицу?
а) Кира; в) Шура;
б) Мура; г) Роза.
8. Чье высказывание особенно задело главного героя?
а) завотделом;
б) директора;
в) толстой тетки с бидоном;
г) пожилого человека в плаще.
9. Как поступает главный герой, чтобы прояснить ситуацию?
а) вызывает милицию;
б) решает поговорить с обидчиком;
в) зовет жену;
г) зовет свидетелей.
10. Чем заканчивается его предприятие?
а) его обругали; в) его побили;
б) его арестовали; г) его похвалили.
11. Кто помогает главному герою найти «мужика в плаще»?
а) мальчишки; в) жена;
б) дочка; г) друзья.
12. Чем удивляет главного героя «мужик в плаще»?
а) тем, что оказался больным человеком;
б) тем, что оказался выпившим;
в) тем, что оказался инвалидом;
г) тем, что оказался пенсионером.
«Срезал»
13. Кто приезжает в гости к старухе Агафье Журавлевой?
а) сын с женой и дочерью; в) внучка с мужем;
б) дочь с мужем; г) внук с женой.
14. Глеб Капустин получает известность в деревне из-за того, что...
а) больше всех в деревне пьет;
б) его отец — кандидат наук;
в) срезает знатных гостей;
г) лучше всех ухаживает за садом.
15. Каким вопросом Глеб Капустин сбил спесь с полковника?
а) «Кто велел поджечь Москву в 1812 году?»;
б) «Где умер Наполеон Бонапарт?»;
в) «Был ли Кутузов одноглазым?»;
г) «В каком году произошла Великая Французская революция?».
16. Продолжите строку: «Спокойствие, спокойствие, товарищ полковник, мы же не...»?
а) в Москве; в) на базаре;
б) в Старой деревне; г) в Филях.
17. Кандидатом в какой области был Константин Иванович Журавлев?
а) кандидатом технических наук;
б) кандидатом философских наук;
в) кандидатом филологических наук;
г) кандидатом исторических наук.
18. Как зовут жену Константина Ивановича Журавлева?
а) Вера; в) Лена;
б) Валя; г) Ира.
19. Какой вопрос не затрагивал Глеб Капустин в беседе с Константином Журавлевым?
а) «что делать, если на поверхность Луны вылезло разумное существо»;
б) «проблему шаманизма в отдельных районах Севера»;
в) «как сейчас философия определяет понятие невесомости»;
г) «сколько лет потребуется человеку, чтобы достичь Марса».
20. Какой совет дал Глеб Капустин Константину Ивановичу?
а) почаще спускаться на землю;
б) поехать отдохнуть;
в) отвезти дочку обратно в город;
г) не забивать себе голову глупостями.
21. Как назвал Константин Иванович Глеба Капустина по окончании разговора?
а) типичным интеллигентом;
б) деревенским мужиком;
в) необразованным болваном;
г) демагогом-кляузником.
22. В чем особенность характера Глеба Капустина по его собственному признанию?
а) любит выделиться;
б) любит щелкнуть по носу;
в) любит потягать за уши;
г) любит хорошо выпить.
23. От чьего имени выступает Глеб Капустин?
а) от своего имени;
б) от имени ученых-почвенников;
в) от имени народа;
г) от имени учителей.
24. Как мужики характеризуют Глеба Капустина?
а) «Дошлый, собака!»; в) «Хорошо говорит!»;
б) «Молодец!»; г) «Даже не напился!».
Уровень 2
1. Какова роль авторского отступления о благоразумии, которое предшествует непосредственному повествованию событий в рассказе «Обида»?
2. Каковы особенности композиции рассказа?
Каким представляется вам герой рассказа «Обида»? Почему беспокоилась о нем жена? Почему он так обиделся на обвинение в пьянстве?
Какие качества проявляют окружающие по отношению к главному герою (рассказ «Обида»)? На какие части поделен мир в его восприятии?
5. Охарактеризуйте главного героя рассказа «Срезал».
6. Выделите композиционные части рассказа «Срезал» и определите роль каждой из них.
Уровень 3
Напишите мини-сочинение на тему: «Интеллигенция глазами народа».
Какова душа народа, представленная Глебом Капустиным в рассказе «Срезал»?
Сашка Ермолаев — борец за справедливость? Обоснуйте свою точку зрения.
Как В. Шукшин относится к героям своих рассказов? К людям и жизни в целом?
ю. п. казаков. «Голубое и зеленое», «Манька»
Уровень 1
«Голубое и зеленое»
1. От чьего имени ведется повествование в рассказе «Голубое и зеленое»?
а) от лица автора;
б) от лица героя;
в) от лица героини;
г) от лица случайного свидетеля событий.
2. Где происходит действие рассказа?
а) в Москве; в) в Киеве;
б) в Ленинграде; г) в Минске.
а) «что делать, если на поверхность Луны вылезло разумное существо»;
б) «проблему шаманизма в отдельных районах Севера»;
в) «как сейчас философия определяет понятие невесомости»;
г) «сколько лет потребуется человеку, чтобы достичь Марса».
20. Какой совет дал Глеб Капустин Константину Ивановичу?
а) почаще спускаться на землю;
б) поехать отдохнуть;
в) отвезти дочку обратно в город;
г) не забивать себе голову глупостями.
21. Как назвал Константин Иванович Глеба Капустина по окончании разговора?
а) типичным интеллигентом;
б) деревенским мужиком;
в) необразованным болваном;
г) демагогом-кляузником.
22. В чем особенность характера Глеба Капустина по его собственному признанию?
а) любит выделиться;
б) любит щелкнуть по носу;
в) любит потягать за уши;
г) любит хорошо выпить.
23. От чьего имени выступает Глеб Капустин?
а) от своего имени;
б) от имени ученых-почвенников;
в) от имени народа;
г) от имени учителей.
24. Как мужики характеризуют Глеба Капустина?
а) «Дошлый, собака!»; в) «Хорошо говорит!»;
б) «Молодец!»; г) «Даже не напился!».
Уровень 2
1. Какова роль авторского отступления о благоразумии, которое предшествует непосредственному повествованию событий в рассказе «Обида»?
2. Каковы особенности композиции рассказа?
Каким представляется вам герой рассказа «Обида»? Почему беспокоилась о нем жена? Почему он так обиделся на обвинение в пьянстве?
Какие качества проявляют окружающие по отношению к главному герою (рассказ «Обида»)? На какие части поделен мир в его восприятии?
5. Охарактеризуйте главного героя рассказа «Срезал».
6. Выделите композиционные части рассказа «Срезал» и определите роль каждой из них.
Уровень 3
Напишите мини-сочинение на тему: «Интеллигенция глазами народа».
Какова душа народа, представленная Глебом Капустиным в рассказе «Срезал»?
Сашка Ермолаев — борец за справедливость? Обоснуйте свою точку зрения.
Как В. Шукшин относится к героям своих рассказов? К людям и жизни в целом?
Ю. П. КАЗАКОВ. «Голубое и зеленое», «Манька»
Уровень 1
«Голубое и зеленое»
1. От чьего имени ведется повествование в рассказе «Голубое и зеленое»?
а) от лица автора;
б) от лица героя;
в) от лица героини;
г) от лица случайного свидетеля событий.
2. Где происходит действие рассказа?
а) в Москве; в) в Киеве;
б) в Ленинграде; г) в Минске.
3. Как зовут главную героиню рассказа?
а) Оля; б) Лена; в) Леля; г) Лиля.
4. Куда уезжает главный герой с матерью во время каникул?
а) на юг; в) на Восток;
б) на запад; г) на Север.
Какая пора года самая счастливая для героя? а) зима; б) лето; в) осень; г) весна.
Чем закончилась любовная история героя?
а) счастливым браком с любимой;
б) он разлюбил свою девушку;
в) его девушка вышла замуж за другого;
г) они расстались, наскучив друг другу.
«Манька»
7. Сколько лет героине рассказа?
а) пятнадцать; в) девятнадцать;
б) семнадцать; г) двадцать.
8. Кем работает Манька?
а) рыбачкой; в) поварихой;
б) стряпухой; г) почтальоном.
9. С каким чувством однажды проснулась Манька?
а) ненависти; в) грусти;
б) страха; г) любви.
10. Почему Перфилий остался рыбачить на Вороньей тоне?
а) не смог устроиться на работу в городе;
б) не захотел оставлять пожилых родителей;
в) загулял с девушкой;
г) заболел и не смог уехать.
11. С какой целью отправились в море Перфилий и Манька?
а) спасать рыболовные снасти от шторма;
б) Перфилий подвез Маньку до следующей тони;
в) на прогулку;
г) рыбачить.
12. Чем угостил Перфилий Маньку на прощание?
а) водкой; в) печеньем;
б) чаем; г) конфетами.
Уровень 2
Охарактеризуйте героя рассказа «Голубое и зеленое».
Объясните смысл названия рассказа «Голубое и зеленое».
3. Объясните гамму чувств героини из рассказа «Манька»: «Она вновь переживала весь ужас, всю радость, весь стыд сегодняшнего дня».
4. Объясните поведение Маньки и Перфилия после шторма.
Выделите завязку и развязку в рассказе «Манька». Определите их место в сюжетной канве и объясните, как они раскрывают характеры главных героев.
Какие этапы проходит чувство Маньки? Охарактеризуйте его.
Уровень 3
Согласны ли вы со следующим утверждением: «Первая любовь — это самое счастливое и самое несчастное чувство»? Обоснуйте свою точку зрения.
«Молодым быть очень плохо», — утверждает герой Ю. Казакова. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.
«Так прекрасно устроен мир!» — восклицает герой Ю. Казакова. Это утверждение противоречит предыдущему. В чем это противоречие? Какое из утверждений вам ближе. Обоснуйте свою точку зрения.
В МИРЕ ФАНТАСТИКИ
КЛИФФОРД САЙМАК. «Когда в доме одиноко»
Уровень 1
1. Где Старый Моуз нашел пришельца?
а) в собственном доме; в) в поле;
б) в лесу; г) в озере.
2. Какое чувство вначале вызвал пришелец?
а) нежность; в) отвращение;
б) ненависть; г) любовь.
3. На что был похож стон пришельца?
а) на вой ветра; в) на рычание волка;
б) на вой собаки; г) на рев медведя.
4. Сколько лет прожил Старый Моуз в полном одиночестве?
а) пять; в) девять;
б) семь; г) десять.
5. Каким оказался пришелец на ощупь?
а) холодным и липким;
б) скользким, холодным и липким;
в) теплым и мягким;
г) теплым, твердым и чистым.
6. Кого позвал Старый Моуз, чтобы помочь пришельцу?
а) ветеринара; в) гробовщика;
б) доктора; г) пастора.
7. Что произошло с пришельцем?
а) он исчез; в) он улетел;
б) он стал невидимым; г) он умер.
8. Где похоронил Моуз пришельца?
а) на городском кладбище;
б) в лесу, в зарослях орешника;
в) в углу сада;
г) на кукурузном поле.
9. Что нашел Старый Моуз в кармане пришельца?
а) шарик из дымчатого стекла;
б) серебряную монету;
в) ключ от решетки;
г) носовой платок.
10. На что был похож летающий аппарат пришельца?
а) на тарелку;
б) на цветочный горшок;
в) на птичью клетку;
г) на собачью клетку.
11. Как спрятал могилу пришельца Моуз?
а) вспахал поле;
б) вспахал сад;
в) набросал навозную кучу;
г) утрамбовал ногами.
12. Кто не посетил Моуза после смерти пришельца?
а) шериф;
б) профессор;
в) президент Клуба летающих тарелок;
г) телерепортер.
13. С появлением пришельца Моуз понял, что он очень...
а) глуп; в) стар;
б) беден; г) одинок.
14. Как в доме Моуза снова появился пришелец?
а) упал в орешник;
б) вырос в саду;
в) вырос в горшке;
г) вырос среди кукурузы.
16. Самой большой тайной Моуза было то, что...
а) он нашел пришельца;
б) он был скупым;
в) он спрятал котелок с серебряными монетами;
г) он не умел читать.
16. Чего не хватало пришельцу для полета в космос?
а) алюминия; в) железа;
б) меди; г) серебра.
17. Какое чувство испытал Моуз, глядя на подарок пришельца?
а) счастье и покой;
б) тягу в космос;
в) беспокойство за друга;
г) радость и умиление.
18. Почему пришелец сделал подарок Старому Моузу?
а) потому что хотел отблагодарить старика;
б) потому что хотел остаться в памяти людей;
в) потому что нашел Друга;
г) потому что ему мешали лишние вещи.
Уровень 2
1. Охарактеризуйте главного героя.
Подберите другое название к рассказу. Обоснуйте свой выбор.
Каким предстает пришелец в рассказе К. Саймака «Когда в доме одиноко»? В чем смысл такого изображения представителя иной цивилизации?
Определите круг проблем, поставленных в рассказе «Когда в доме одиноко». Как их решает писатель?
Уровень 3
Напишите мини-сочинение на тему: «Фантастика и жизнь».
Поразмышляйте над словами Ф. М. Достоевского: «Развитие цивилизации — это гибель культуры».
Сопоставьте рассказ К. Саймака «Когда в доме одиноко» с другими произведениями этого же жанра, например с романом Джона Уиндема «День триффидов» или другими произведениями этого же автора.