I1. Проверка домашнего задания. - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин “Ребята и утята”). Какое домашнее задание нужно было подготовить? ( нужно было подготовить пересказ) Но вначале восстановите деформированный план рассказа. Ребята ловили утят. (2) Приказ взрослого. (3) Утка повела утят к озеру. (1) Семья продолжает путешествие. (4) - Перескажите по этому плану. - Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа? ІІ I. Изучение нового материала 1. Целеполагание. - Вспомните, какую тему мы изучаем на уроках чтения. (О братьях наших меньших) - Кого мы называем нашими меньшими братьями? (Надпись на доске: “Я и мои друзья”). Обратите внимание на содержание предложения, записанного на доске. Кто хочет поделиться своими мыслями, в чём смысл его? Можно ли животных назвать нашими друзьями? Для чего нужно заботиться о животных? - Прочитайте названия животных. Выделенные буквы соедините в слово ( узнаете фамилию писателя.) 2. Работа с портретом. Кому-то из вас сегодня предстоит впервые познакомиться с этим автором? Что вам интересно узнать о Е.И. Чарушине? Как вы думаете чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? - Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя. Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник –архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки, С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных , их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью. . Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение животных. Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, К. Ушинского, С. Маршака. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин. Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях. Он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц. О ком мы сегодня будем читать произведение вы узнаете, отгадав загадку. 3. Первичное восприятие художественного произведения а). Отгадайте загадку: Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами Кто это? . (Ёж). По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем питается еж? Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от коварной лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при по пытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее. б)Эмоциональная подготовка к восприятию. Вы когда-нибудь вечером дома были одни? Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх? Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”. - Попробуйте предположить, о чем будет рассказ? Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод. (Ответы детей). в). Словарная работа. - Прежде чем читать рассказ, уточним значения некоторых слов. - Что такое сени? (В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом). Чулан? (Помещение в доме, служащее кладовой). г)Чтение рассказа учителем д). Первичный анализ. Что ты испытывал, слушая это произведение? Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же самое, что и героям? 4. Повторное чтение и анализ произведения. А). Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке Б). Анализ произведения. - Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения) - Почему мальчики испугались ежа? - Какими вы представляете мальчиков? - Как автор говорит об этом вначале рассказа? - Какую подсказку нам дает? (“в постельки”) - Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся? - Кто испугал ребят? - Почему ёжик не ушел потом в лес? - Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? - А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить) |