СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.И.Носов "Кукла" Урок + презентация

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Носов Кукла»

Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

(урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

Учитель – О.П.Сальникова

Цель урока: 1. Выяснить нравственный смысл рассказа.

Задачи урока: 

1)     Образовательные:

- познакомить учащихся с творчеством писателя;

- показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе «Кукла»;

- научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе.

2) Развивающие:

- уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции;

- сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;

- совершенствовать навык выразительного чтения.

3) Воспитательные:

- воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле;

- формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

- воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла в сегодняшней жизни.


Ход урока


- Сегодня мы на уроке мы с вами выясним, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е.Носов. Откройте тетради, на полях поставьте оценку, на которую вы готовы сегодня работать.


«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского

человека, его нравственные истоки, отношение к земле,

природе и ко всему современному бытию»

Е.И.Носов


- Итак, рассказ «Кукла» и тема нашего урока «Если ты слеп, если твоя душа глуха…». ( запись в рабочих тетрадях)

- Ваше впечатление после прочтения? Чем интересен рассказ? (заставляет задуматься нас о жизни, о том, что с нами происходит, о том, какие поступки мы совершаем).


- Для того чтобы глубже понимать творчество писателя, очень важно узнать его внутренний мир, время, в котором он жил и создавал свои произведения.

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёве под Курском в семье кузнеца. На рубеже 30-х годов отец с матерью поступили на Курский машиностроительный завод. И Евгений стал городским жителем. Жилось тогда трудно, в стране были введены карточки и мы, рабочая детвора, подпитывали себя едва завязавшимися яблоками, цветами акации, стручками вики, которую утаскивали у лошадей на городском базаре. В 1932 году пошел в школу. Вспоминая об этих годах, он писал: «В 1932 году пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы в общем-то не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом сокровищ», клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали».

Отечественная война нарушила все его планы, застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт. На фронте ему выпала тяжёлая доля противотанкового артиллериста. В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове. Награждён орденом Отечественной войны и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией.

По возвращении с фронта осенью 1945 года Носов с пособием по инвалидности поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й.
В гимнастерке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Как сам он вспоминает, «…когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше многих из них на целую войну».
Закончив школу, уезжает в Казахстан, где много лет работает в газете.

Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем.
В литературу пришёл не через литературные институты, а через жизнь. Его произведения зримо и живописно рассказывают об увиденном,
услышанном и пережитом.

Словарная работа.

- В рассказе вам встретилось множество слов, лексическое значение которых, наверно, было не совсем понятно. Давайте посмотрим на некоторые из них. ( по презентации)

- С чего начинается рассказ? (с описания природы)

- Почему автор начинает рассказ с описания природы? (Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

Работа в группах:а выполнение задания – 5 минут)

- Каждой группе нужно зачитать фрагмент пейзажной зарисовки и ответить на вопрос: о чем повествует автор, какие для этого использует краски и художественно-выразительные средства?

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают по­следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с бе­лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз­давали ощущение праздничности и радости бытия».

( пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, по­казывает через них гармонию в природе.)

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затя­нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

(вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный се­рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей»)

- Что и чему противопоставлено в этих отрывках? (Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей. Человек постепенно губит родную природу, это беспокоит автора, он переживает. Мы видим результат бездумного отношения человека к природе и чувствуем вину перед природой за её трагическое состояние)

- Какую актуальную во все времена проблему поднимает автор? (экологическую проблему, проблему сохранения природы)

- Именно на этом фоне меняющейся природы автор знакомит нас с Акимычем.

- Кто такой Акимыч? Что связывает автора с ним? (вместе воевали, старый рыбак, сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может)

 
– Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? Прочитайте. (Куклу. «Она лежала  навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозна­ченной улыбкой на припухлых по-детски губах».)


Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глу­мился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».) 


- С кем при описании сравнивает Носов куклу? (Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком. А ведь по-японски КУКЛА обозначает НИНГЁ, то есть «образ человека» и действительно, («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы».)

Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьезную трагедию. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Но ведь Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страш­ным?  (Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я  человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растер­занная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле.)

Расширяя кругозор учащихся, можно сказать несколько слов о куклах:

Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь. 

Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)



Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла» (читает ученик)

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась, 
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала... 
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала 
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, 
Руки раскинула, ясные очи закрыла... 
На человека ты, кукла, вполне походила!


Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения. 

- Из рассказа Акимыча мы узнаем, что многие люди проходит мимо куклы. Назовите их? (А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..

- Чья безучастность поражает больше всего Акимыча. Почему? Зачитайте! (Безучастность учителей. « Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» - с горечью восклицает герой)

-Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия. (Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят).

-Что намерен сделать Акимыч с куклой? (похоронить) Зачитайте этот отрывок.

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и 
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:

- Всего не закопать...


- Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение? (Он любит жизнь, переживает за все окружающее. Человек должен относится ко всему бережно и уважительно).

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»? (Зла много, в одиночку с ним не справиться).


- Так кто же должен бороться со злом? (все люди)

- Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках. Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)

Рефлексия: Прочитайте пороки человеческой личности:

Жестокость

Злость

Легкомыслие

Безответственность

Равнодушие

Зависть

Трусость

Предательство

Лицемерие

Жадность

- Какой из этих пороков присущ неизвестному?

- А какой из этих пороков, по вашему мнению, самый страшный? (Равнодушие)

- А как вы понимаете, что такое равнодушие? (Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему)

- Почему этот порок самый страшный? (Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению)

- В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

- Итак, ребята, подходит к концу наш урок. У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»

- Так какими же мы должны быть? (неравнодушными, милосердными).

- У меня на столе «Шкатулка мудрости», а у вас – листочки. Напишите, пожалуйста, какой урок вы извлекли из рассказа Е.И.Носова «Кукла»? О чём задумались? Или продолжите предложения.

Хорошая жизнь – это….

Самое главное в жизни…

Нельзя прожить без…

На уроке я задумался о…

- Поставьте себе оценку за урок в нижнем прямоугольнике. У кого совпали оценки?

Домашнее задание:

Для всего класса:

  • прочитать рассказы Е.И. Носова «Радуга», «Живое пламя»;

  • нарисовать иллюстрацию к любому рассказу.

Индивидуальное задание:

  • написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».

Просмотр содержимого презентации
«Носов Кукла»

Евгений Иванович Носов (1925-2002) «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию» Е.И.Носов

Евгений Иванович Носов

(1925-2002)

«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского

человека, его нравственные истоки, отношение к земле,

природе и ко всему современному бытию»

Е.И.Носов

«Если ты слеп,  если твоя душа глуха…»    Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

«Если ты слеп, если твоя душа глуха…»

Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёве под Курском в семье кузнеца. На рубеже 30-х годов отец с матерью поступили на Курский машиностроительный завод. И Евгений стал городским жителем. Жилось тогда трудно, в стране были введены карточки и рабочая детвора, подпитывали себя едва завязавшимися яблоками, цветами акации, стручками вики, которую утаскивали у лошадей на городском базаре.  В 1932 году пошел в школу. Вспоминая об этих годах, он писал: «В 1932 году пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы в общем-то не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом сокровищ», клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали».

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёве под Курском в семье кузнеца.

На рубеже 30-х годов отец с матерью поступили на Курский машиностроительный завод. И Евгений стал городским жителем. Жилось тогда трудно, в стране были введены карточки и рабочая детвора, подпитывали себя едва завязавшимися яблоками, цветами акации, стручками вики, которую утаскивали у лошадей на городском базаре.

В 1932 году пошел в школу. Вспоминая об этих годах, он писал: «В 1932 году пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы в общем-то не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом сокровищ», клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали».

Отечественная война нарушила все его планы, застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт. На фронте ему выпала тяжёлая доля противотанкового артиллериста. В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове. Награждён орденом Отечественной войны и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией.

Отечественная война нарушила все его планы, застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт. На фронте ему выпала тяжёлая доля противотанкового артиллериста. В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове. Награждён орденом Отечественной войны и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией.

По возвращении с фронта осенью 1945 года Носов с пособием по инвалидности поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й.  В гимнастерке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Как сам он вспоминает, «…когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше многих из них на целую войну».  Закончив школу, уезжает в Казахстан, где много лет работает в газете.

По возвращении с фронта осенью 1945 года Носов с пособием по инвалидности поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й. В гимнастерке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Как сам он вспоминает, «…когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше многих из них на целую войну». Закончив школу, уезжает в Казахстан, где много лет работает в газете.

Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем.   В литературу пришёл не через литературные институты, а через жизнь. Его произведения зримо и живописно рассказывают об увиденном,  услышанном и пережитом.

Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем. В литературу пришёл не через литературные институты, а через жизнь. Его произведения зримо и живописно рассказывают об увиденном, услышанном и пережитом.

В жизни Евгений Иванович был разный. Бывал неразговорчивым и хмурым, смотрящим на всех исподлобья, когда давали знать старые раны, бывал преисполненным ласки и юмора, был изумительным устным рассказчиком, зачаровывающим или повергающим в хохот приятелей и слушателей.

В жизни Евгений Иванович был разный. Бывал неразговорчивым и хмурым, смотрящим на всех исподлобья, когда давали знать старые раны, бывал преисполненным ласки и юмора, был изумительным устным рассказчиком, зачаровывающим или повергающим в хохот приятелей и слушателей.

Сейм — река в Курской области Российской Федерации, Сумской и Черниговской областях Украины, приток Десны.

Сейм — река в Курской области Российской Федерации, Сумской и Черниговской областях Украины, приток Десны.

Выгон — земельный участок, покрытый растущими на нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота.

Выгон — земельный участок, покрытый растущими на нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота.

Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист –  просторечные названия сорняков.

Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист – просторечные названия сорняков.

Телогрейка – то же, что и ватник.

Телогрейка – то же, что и ватник.

Фугас - мина, заряд взрывчатого вещества, закладываемый в землю перед позициями и взрывающийся при прохождении в этом месте атакующего.

Фугас - мина, заряд взрывчатого вещества, закладываемый в землю перед позициями и взрывающийся при прохождении в этом месте атакующего.

ПЕРЕМЕТ - орудие лова рыбы (главным образом хищной). Представляет собой бечеву с прикрепленными к ней короткими поводками с крючками, на которые насаживается приманка.

ПЕРЕМЕТ - орудие лова рыбы (главным образом хищной). Представляет собой бечеву с прикрепленными к ней короткими поводками с крючками, на которые насаживается приманка.

Картуз — мешок с зарядом пороха для стрельбы из орудия.  Картуз — название шапки, мужского головного убора.  Картуз — бумажный пакет для хранения сыпучих продуктов: чая, табака и тому подобное.

Картуз — мешок с зарядом пороха для стрельбы из орудия. Картуз — название шапки, мужского головного убора. Картуз — бумажный пакет для хранения сыпучих продуктов: чая, табака и тому подобное.

Омут —народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки.

Омут —народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки.

Язь  — вид рыб из семейства карповых.

Язь  — вид рыб из семейства карповых.

Кювет - канава для стока воды, идущая вдоль дороги.

Кювет - канава для стока воды, идущая вдоль дороги.

Внапашку – внакидку.  Избыть – избавиться от чего-либо.  Святотатство – поругание, оскорбление  чего-либо святого.  Споро – быстро.  Худо – зло.  Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.

Внапашку – внакидку. Избыть – избавиться от чего-либо. Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого. Споро – быстро. Худо – зло. Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.

Жестокость  Злость  Легкомыслие  Безответственность  Равнодушие  Зависть  Трусость  Предательство  Лицемерие  Жадность

Жестокость Злость Легкомыслие Безответственность Равнодушие Зависть Трусость Предательство Лицемерие Жадность

Равнодушие –  молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему.

Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему.

«Не бойся врага своего,  в худшем случае он может убить.  Не бойся друга своего,  в худшем случае он может предать.  Бойся равнодушных,  они не убивают и не предают,  но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».   Бруно Ясенский

«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Бруно Ясенский

Хорошая жизнь – это … .  Самое главное в жизни …  Нельзя прожить без …  На уроке я задумался о …

Хорошая жизнь это . Самое главное в жизни Нельзя прожить без На уроке я задумался о

Домашнее задание:  Для всего класса:  - прочитать рассказы Е.И. Носова «Радуга», «Живое пламя»;  - нарисовать иллюстрацию к любому рассказу.  Индивидуальное задание:  - написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».

Домашнее задание: Для всего класса: - прочитать рассказы Е.И. Носова «Радуга», «Живое пламя»; - нарисовать иллюстрацию к любому рассказу. Индивидуальное задание: - написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».

Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.  В.А. Сухомлинский

Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо. В.А. Сухомлинский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!