Если ты слеп, если душа твоя глуха…»
(урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)
Учитель – О.П.Сальникова
Цель урока: 1. Выяснить нравственный смысл рассказа.
Задачи урока:
1) Образовательные:
- познакомить учащихся с творчеством писателя;
- показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе «Кукла»;
- научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе.
2) Развивающие:
- уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции;
- сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;
- совершенствовать навык выразительного чтения.
3) Воспитательные:
- воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле;
- формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
- воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла в сегодняшней жизни.
Ход урока
- Сегодня мы на уроке мы с вами выясним, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е.Носов. Откройте тетради, на полях поставьте оценку, на которую вы готовы сегодня работать.
«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского
человека, его нравственные истоки, отношение к земле,
природе и ко всему современному бытию»
Е.И.Носов
- Итак, рассказ «Кукла» и тема нашего урока «Если ты слеп, если твоя душа глуха…». ( запись в рабочих тетрадях)
- Ваше впечатление после прочтения? Чем интересен рассказ? (заставляет задуматься нас о жизни, о том, что с нами происходит, о том, какие поступки мы совершаем).
- Для того чтобы глубже понимать творчество писателя, очень важно узнать его внутренний мир, время, в котором он жил и создавал свои произведения.
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёве под Курском в семье кузнеца. На рубеже 30-х годов отец с матерью поступили на Курский машиностроительный завод. И Евгений стал городским жителем. Жилось тогда трудно, в стране были введены карточки и мы, рабочая детвора, подпитывали себя едва завязавшимися яблоками, цветами акации, стручками вики, которую утаскивали у лошадей на городском базаре. В 1932 году пошел в школу. Вспоминая об этих годах, он писал: «В 1932 году пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы в общем-то не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом сокровищ», клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали».
Отечественная война нарушила все его планы, застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт. На фронте ему выпала тяжёлая доля противотанкового артиллериста. В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове. Награждён орденом Отечественной войны и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией.
По возвращении с фронта осенью 1945 года Носов с пособием по инвалидности поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й.
В гимнастерке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Как сам он вспоминает, «…когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше многих из них на целую войну».
Закончив школу, уезжает в Казахстан, где много лет работает в газете.
Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем.
В литературу пришёл не через литературные институты, а через жизнь. Его произведения зримо и живописно рассказывают об увиденном,
услышанном и пережитом.
Словарная работа.
- В рассказе вам встретилось множество слов, лексическое значение которых, наверно, было не совсем понятно. Давайте посмотрим на некоторые из них. ( по презентации)
- С чего начинается рассказ? (с описания природы)
- Почему автор начинает рассказ с описания природы? (Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
Работа в группах: (на выполнение задания – 5 минут)
- Каждой группе нужно зачитать фрагмент пейзажной зарисовки и ответить на вопрос: о чем повествует автор, какие для этого использует краски и художественно-выразительные средства?
«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».
( пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.)
«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».
(вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей»)
- Что и чему противопоставлено в этих отрывках? (Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей. Человек постепенно губит родную природу, это беспокоит автора, он переживает. Мы видим результат бездумного отношения человека к природе и чувствуем вину перед природой за её трагическое состояние)
- Какую актуальную во все времена проблему поднимает автор? (экологическую проблему, проблему сохранения природы)
- Именно на этом фоне меняющейся природы автор знакомит нас с Акимычем.
- Кто такой Акимыч? Что связывает автора с ним? (вместе воевали, старый рыбак, сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может)
– Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? Прочитайте. (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах».)
– Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глумился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».)
- С кем при описании сравнивает Носов куклу? (Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком. А ведь по-японски КУКЛА обозначает НИНГЁ, то есть «образ человека» и действительно, («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы».)
– Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьезную трагедию. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)
– Но ведь Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? (Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле.)
Расширяя кругозор учащихся, можно сказать несколько слов о куклах:
Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь.
Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)
– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла» (читает ученик)
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения.
- Из рассказа Акимыча мы узнаем, что многие люди проходит мимо куклы. Назовите их? (А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..
- Чья безучастность поражает больше всего Акимыча. Почему? Зачитайте! (Безучастность учителей. « Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» - с горечью восклицает герой)
-Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия. (Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят).
-Что намерен сделать Акимыч с куклой? (похоронить) Зачитайте этот отрывок.
Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
- Всего не закопать...
- Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение? (Он любит жизнь, переживает за все окружающее. Человек должен относится ко всему бережно и уважительно).
- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»? (Зла много, в одиночку с ним не справиться).
- Так кто же должен бороться со злом? (все люди)
- Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках. Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)
Рефлексия: Прочитайте пороки человеческой личности:
Жестокость
Злость
Легкомыслие
Безответственность
Равнодушие
Зависть
Трусость
Предательство
Лицемерие
Жадность
- Какой из этих пороков присущ неизвестному?
- А какой из этих пороков, по вашему мнению, самый страшный? (Равнодушие)
- А как вы понимаете, что такое равнодушие? (Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему)
- Почему этот порок самый страшный? (Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению)
- В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
- Итак, ребята, подходит к концу наш урок. У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»
- Так какими же мы должны быть? (неравнодушными, милосердными).
- У меня на столе «Шкатулка мудрости», а у вас – листочки. Напишите, пожалуйста, какой урок вы извлекли из рассказа Е.И.Носова «Кукла»? О чём задумались? Или продолжите предложения.
Хорошая жизнь – это….
Самое главное в жизни…
Нельзя прожить без…
На уроке я задумался о…
- Поставьте себе оценку за урок в нижнем прямоугольнике. У кого совпали оценки?
Домашнее задание:
Для всего класса:
Индивидуальное задание: