СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е Ю Никандрова Причастие и деепричастие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Задания»

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________


1. Укажите, в каких рядах все слова являются причастиями.

1) Светлеющий, дремлющий, унылый, испу­гавшийся.

2) Росший, решаемый, вымытый, строящийся.

3) Зачитанный, разбитый, сияющий, думаю­щий.

4) Перелетевший, движущийся, отнятый, улучшенный.

5) Бросаемый, заброшенный, непобедимый, увешанный.

6) Слышимый, располагающий, засохший, бьющийся.

7) Набитый, передаваемый, очищающий, скрывающийся.

8) Протертый, выцветший, обрызганный, бла­женный.

9) Перенесенный, сшивший, производствен­ный, распечатанный.

10) Стираный, исправленный, спасенный, сбереженный.

11) Тоскующий, кричащий, растворимый, бе­рущий.

12) Расколотый, расцветший, лающий, увели­ченный.

_____________________________________________________________________

2. Укажите ряды глаголов, от каждого из ко­торых можно образовать страдательное при­частие настоящего времени. Запишите их.

1) Страдать, испытывать, мучить, лить.

2) Решать, смотреть, читать, убедить.

3) Рассказать, отметить, видеть, пилить.

4) Хранить, защищать, строить, гнать.

5) Приносить, разорять, скрывать, вдыхать.

6) Начинать, предположить, собирать, нести.

7) Издавать, свернуть, вызывать, погрузить.

8) Наливать, рассматривать, выражать, иссле­довать.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3. Укажите ряды глаголов, от каждого из ко­торых можно образовать страдательные при­частия прошедшего времени. Запишите их.

1) Поглотить, смешать, лежать, испугать.

2) Пригласить, вымазать, расчесать, отразить.

3) Грузить, мыть, услышать, расстилать.

4) Рассказывать, изломать, бросить, открыть.

5) Пленить, тронуть, оборвать, меняться.

6) Обратить, привезти, показать, всплывать.

7) Подтянуться, запрокинуть, исправить, ис­портить.

8) Износить, разинуть, застелить, распахнуть.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. Укажите ряды глаголов, от каждого из ко­торых можно образовать действительные при­частия настоящего времени. Запишите их.

1) Читать, дышать, умываться, жить.

2) Трепетать, плыть, шелестеть, прыгнуть.

3) Созревать, распилить, ночевать, укреплять.

4) Въезжать, распахать, стоять, идти.

5) Скакать, возвращаться, подходить, играть.

6) Шевелиться, освещать, сверкать, петь.

7) Украшать, висеть, блестеть, расстаться.

8) Звучать, пробиваться, ссориться, набирать.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Образуйте от данных глаголов действи­тельные причастия прошедшего времени.

Выполнять, повернуться, ожить, пробиться, посинеть, замолчать, казаться, покинуть, ро­диться, подготовиться, ощущать, выразить, слу­жить.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

6. Распределите в два столбика действитель­ные и страдательные причастия. Выделите суффиксы.

Сеявший, делающий, шедший, скошенный, прыгнувший, видимый, написавший, катаю­щийся, желтеющий, ползущий, расстеленный, строивший, движимый, дышащий, прибитый, стригший, увядающий, испеченный, красящий, занесенный.

Действительные причастия

Страдательные причастия




























7. От следующих глаголов образуйте все воз­можные формы причастий. Результаты офор­мите в виде таблицы.

Плакать, зеленеть, забыть, двигаться, трени­роваться, узнать, пробудить, перепрыгивать, исследовать, отправлять, проверять, грузить, погружать, освещать, горевать, написать, рас­колоть, прижать, видеть, увидеть, мять, смять, находить, найти, узнавать, узнать, сидеть, сесть, нести, носить, плавать, плыть.

8. В предложениях найдите причастия и от­глагольные прилагательные. Аргументируйте свой ответ.

1) Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно. (М.Лермонтов) 2) Мы оставили раненого казака. (А.Пушкин) 3) Обычным, нерушимым порядком шла на хуторе жизнь. (М.Шолохов) 4) Он скорбно поматывал отяжелевшей голо­вой. (А.Куприн) 5) Но самое замечательное в доме были поющие двери. (Н.Гоголь) 6) Перед балконом была большая утоптанная площадка. (А.Куприн) 7) В огромных лужах отразилось небо с плывущими по нему круглыми белыми облаками. (А.Куприн) 8) Пахло печеным хле­бом, паленой свининой. (А.Толстой) 9) Не кри­чи про жареную рыбу, пока сырая не поймана. (Пословица) 10) Григорий вышел, дрожа улыб­кой, с взбешенными глазами. (М.Шолохов) 11) Адъютант, с простреленным навылет плечом, раненный в руку, с разбегу остановил лошадь и стоял как вкопанный. (Л.Толстой)12) Волне­ние, похожее на приглушенный восторг, тес­нило дыхание сотен людей. (К.Паустовский) 13) Ржавые рощи были освещены солнцем. (К.Паустовский) 14) Часть рощи, погруженная в мягкий мрак, была полна священной, задум­чивой тишиной. (А.Куприн) 15) В редкие дни, когда ненастье мешало нам встречаться, я чувствовал себя точно потерянным, точно лишен­ным чего-то самого главного, самого важного в моей жизни. (А.Куприн) 16) Вот и измени­ло вам хваленое чувство собственного досто­инства. (И.Тургенев) 17) Было бы желательно скорее повидаться и поговорить о виденном и слышанном. (А.Чехов) 18) Представляется, что плаваешь в густом синем тумане, по которому рассыпаны миллиарды миллиардов микроско­пических искорок. (А.Куприн) 19) Дети его родственницы, балованные ребятишки, хотели непременно туда же ехать. (А.Пушкин) 20) Ее толстые косы были сплетены, увязаны и уложе­ны вокруг головы так туго, что казалось, ей боль­но. (Ю.Казаков) 21) Распаханная земля густо чернела жирными бороздами. (В.Короленко) 22) Отшлифованные прибоем мокрые бока кам­ней блестели, как лакированные. (А.Куприн) 23) Никите было запрещено стрелять из стек­лянной трубочки жеваной бумагой. (А.Н. Толс­той) 24) Чисто прибранная беленая хата, ук­рашенная вышитыми рушниками, была полна ребят мал мала меньше. (А.Фадеев) 25) Он на пути к Москве, себе в забаву, Смирял неезже­ных коней. (А.К. Толстой)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

9. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий. Объясните их правопи­сание.

1) Эти тонкие и прозрачные узоры в золотой ат­мосфере, как мечты, тянутся в дремл___щей душе. (И.Гончаров) 2) Зарево на дальних высотах тре­пещ___щим румянцем отразилось. (М.Лермонтов) 3) Наконец воз был установлен на кача___щийся и дрож___щий паром. (А.Чехов) 4) Сидел я и вдруг, знаете ли, почувствовал страшную кол___щую боль в боку. (А.Чехов) 5) Колебл___щийся полет бабочек над свежей зелене___щей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ. (С.Аксаков) 6) Ребя­та, кле___щие коробочки для игрушек, отказыва­лись вырезать звезды. (Н.Лесков) 7) Егорушка, взглянув на дорогу, вообразил себе штук шесть высоких, рядом скач___щих колесниц. (А.Чехов) 8) Едва брезж___щий рассвет не мог разбудить нас. (М.Пришвин) 9) Людей незнач___щих для него не существовало. (К.Федин) 10) Вдруг страшный, едва слыш___мый звук привлек наше внимание. (И.Тургенев) 11) Я с восторгом принялся рас­сказывать моей сестрице и другим все вид___нные мной чудеса. (С.Аксаков) 12) Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвеш___нные плющом. (М.Лермонтов) 13) У порога лежал Швабрин, прострел___нный дряхлою рукой отца моего. (А.Пушкин) 14) Ветер ударил в оконце избы, зазвенел скле___нными газетой осколками стекол и взмыл по крыше и трубе. (В.Вересаев) 15) Но приказчик его был обстрел___нная птица. (Н.Гоголь)

10. Прочитайте предложения. Выпишите причастия и выполните их морфологический разбор.

1) А мне сказали, что ты болен, отвезен в больницу. (М.Горький) 2) Все в мирный сон погружено. (М.Лермонтов) 3) Широкая черкес­ка кое-где была порвана, шапка была заломле­на назад по-чеченски. (Л.Толстой) 4) Бегущие возвратились, батальоны собрались, и фран­цузы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновенье были оттеснены. (Л.Толстой) 5) Этой же ночью эшелон, идущий из Москвы, выгрузился на полустанке среди разбитых вагонов, околевших лошадей, среди тысяч орущих красноармейцев. (А.Толстой) 6) Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря, разорвала тишину торжествующим воем, расколола ледяной покров и беспорядочными грудами разбросала его на многие километры. (А.Серафимович) 7) Смолкли успокоившие­ся волны, придавленные тяжелой грудой льда. (А.Серафимович) 8) Я прожил с ним несколько недель в Зальцбурге, небольшом городке, сла­вящиеся своими водами, как будто излечиваю­щими чахотку. (И.Тургенев) 9) Белые, оборван­ные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый об­лаками. (А.Пушкин) 10) Со скрипом отворились обитые железом ворота и приняли толпивших­ся, как овцы в овчарне, изнуренных и покрытых пылью всадников. (Н.Гоголь)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

11. В предложениях найдите причастия, пере­шедшие в прилагательные и существительные. Укажите причины перехода.

1) От ликующих, праздно болтающих, Обаг­ряющих руки в крови Уведи меня в стан поги­бающих За великое дело любви!. (Н.Некрасов) 2) Это правда будущего, без нее жизнь не имеет смысла. (М.Горький) 3) Когда живущие мол­чат, тогда погибшие кричат. (М.Дудин) 4) Вновь толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад. (Л.Толстой) 5) Проезжающий сидит, го­ловой мотая. (Н.Некрасов) 6) Я не люблю иро­нии твоей. Оставь ее отжившим и нежившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим, – Нам рано предавать­ся ей! (Н.Некрасов) 7) Настал ожидаемый час! (С.Есенин) 8) Там на неведомых дорожках сле­ды невиданных зверей. (А.Пушкин) 9) Иван Федорович, как воспитанный кавалер, подо­шел сначала к старушкиной ручке, а после к ручкам обеих барышень. (Н.Гоголь) 10) О мой сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда!. (И.Тургенев)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

12. Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания. Укажите границы причаст­ных оборотов.

1) Я сидел в тенистом углу сада прикоснувшись спиной к стволу огромного дуба. (Л.Толстой) 2) Небольшой новый армячок надетый внакид­ку чуть держался на узеньких плечах мальчи­ка. (И.Тургенев) 3) Дорога вилась по влажным косогорам густо заросшим дубняком и кленом еще хранившими багряную листву. (А.Фадеев) 4) Разбитый сном добрался Григорий до конюш­ни и вывел коня на проулок. (М.Шолохов) 5) По­возка нагруженная огромными связками фиа­лок прикрытая наполовину полосатым грубым сукном тихо катила вдоль панели. (В.Набоков) 6) Освещенное луной и перекрытое странными тенями падавшими на него от лохмотьев шапки от бровей и бороды это лицо с судорожно дви­гавшимся ртом и широко раскрытыми глазами светившимися каким-то затаенным восторгом было страшно жалко. (М.Горький) 7) Все люди занятые истинно важным делом всегда просты. (Л.Толстой) 8) Трава сгибаемая ударами ветра и дождя ложилась на землю. (М.Горький) 9) Лег­кий ветерок срывавшийся иногда с озер окру­женных купами ольхи орешника и ветлы разли­вал в воздухе запах лесистой почвы. (И.Тургенев) 10) Белый колоссальный ствол березы лишен­ный верхушки отломленной бурею или грозою подымался из этой зеленой гущи. (Н.Гоголь) 11) Жаворонки невидимые в воздухе наполнен­ном парами и светом заливались над степью без­отчетно-радостными трелями. (И.Бунин) 12) На берегу усеянном мелкими и острыми камнями заросшими зеленым глубоким мхом еще примет­нее чувствовалась полярная весна. (И.Соколов-Микитов) 13) Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями скользящи­ми по их хребтам бьются о борта судов о берега бьются и ропщут вспененные загрязненные раз­ным хламом. (М.Горький) 14) Стиснутая черны­ми чащами и освещенная впереди паровозом до­рога похожа на бесконечный туннель. (И.Бунин) 15) Вдали мельница стучит полузакрытая верба­ми и пестрея в светлом воздухе голуби быстро кружатся над ней. (И.Тургенев)

13. Укажите, в каких рядах все слова являют­ся деепричастиями.

1) Заснув, побежден, сказав, умываясь.

2) Лежа, желая, взяв, мило.

3) Подорожав, улыбаясь, купаясь, сказано.

4) Разлетевшись, гремя, помогая, свежо.

5) Купаясь, прекращая, определен, обнимая.

6) Разведя, критикуя, увидев, растерев.

7) Оглохнув, поднявшись, выгнув, смешивая.

8) Упав, утихая, думая, останавливаясь.

9) Послушав, зная, утопая, принесши.

10) Вымыв, расколов, притихнув, играючи.

11) Засохнув, будучи, сияя, выздоровев.

12) Двигаясь, полетев, отняв, дыша.

______________________________________________________________________

14. От данных глаголов образуйте все возмож­ные формы деепричастий. От каких глаголов это не удалось сделать? Почему?

Растирать, печь, притихнуть, украшать, при­знавать, протереть, перечитывать, увлекать, бе­речь, бить, сделать, шуметь, мочь, трепетать, по­шуметь, успокоиться, определить, бледнеть, ре­зать, замечать, мокнуть, лечить, выполнить, тя­нуть, отвлекаться, ждать, сшить, угасать, мчать.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

15. Из предложений выпишите все деепричас­тия и выполните их морфологический разбор.

1) Но вот, наконец, когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух не выдержали гнета и, истощивши терпение, измучившись, попытались сбросить с себя иго. (А.Чехов) 2) Он вышел из чулана, поша­тываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и низкие звезды зелеными нахальны­ми глазами. (К.Паустовский) 3) А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаю­чи? (А.Чехов) 4) Дорога идет, извиваясь меж­ду кустарниками. (М.Лермонтов) 5) Один за другим к угасающему костру подходили кони и, осмотрев нас большими, умными глаза­ми, неподвижно останавливались, окружая нас плотным кольцом. (М.Горький) 6) Ярко улыбалось безоблачное небо, изливая жгучий зной, спокойно слушая мятежный шум мут­ных волн. (М.Горький) 7) Налетевший ветер дует порывами, крепчая и постоянно меняя свое направление; вздрагивает судно, кача­ясь на волнах; с гулом и ревом приближается, кружась, пламенно-бурая мгла… (А.Новиков- Прибой) 8) Не радуйся нашедши, не плачь по­терявши. (Пословица) 9) Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из-под руки на разлив моря. (А.Грин) 10) Дождь прошумел, омыв землю щедрыми струями, и затих, уступая место разгорающемуся рассвету. (Г.Марков)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

16. Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания. Укажите границы деепричастных оборотов.

1) Черные громады нагруженных кораблей пробились сквозь приветственный дождь огней зажмурив глаза ослепнув от утреннего сияния. (К.Паустовский) 2) Предчувствуя неприят­ную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обо­ями и в страхе попятилась назад. (А.Чехов) 3) Степка вылез из воды быстро оделся и без шапки болтая своими широкими шароварами побежал к деревне. (А.Чехов) 4) Первый ут­ренний ветерок без шороха осторожно шевеля молочаем и бурыми стеблями прошлогодне­го бурьяна пробежал вдоль дороги. (А.Чехов) 5) Марья Кирилловна сидела в своей комнате вышивая на пяльцах перед открытым окош­ком. (А.Пушкин) 6) Солдат тихонько засмеял­ся и отвечая его смеху где-то близко всплесну­ла вода. (М.Горький) 7) Ночь в незавешенном стекле холодно синела отражая абажур лампы и край освещенного стола. (В.Набоков) 8) Ра­бом называется тот кто не любя своего дела работает только ради средств существования. Свободным кто действует за свой страх и риск. (М.Пришвин) 9) Различие между храбрым и трусом в том что первый сознавая опасность не чувствует страха а второй чувствует страх не сознавая опасности. (В.Ключевский) 10) Лиловая синева неба переходила на востоке в червонную красноту и мягко светлея Стамбул стал выплывать из сумерек. (В.Набоков) 11) С моря дул влажный холодный ветер разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кус­тов. (М.Горький) 12) Однажды в лесу я про­валился в глубокую яму распоров себе сучком бок и разодрав кожу на затылке. (М.Горький) 13) Конь лениво повинуясь движению чужой руки высоко задирая голову на вытянутой шее и устало волоча задние ноги пошел к конюш­не. (М.Шолохов) 14) Вошедши в зал Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза пото­му что блеск от свечей ламп и дамских платьев был страшный. (Н.Гоголь) 15) В небе непод­вижно стояли ястребы распластав свои кры­лья и неподвижно устремив глаза свои в траву. (Н.Гоголь)


Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«Таблица к заданию 7»

Ин­фини­тив

Вид

Пере­ход­ность

Действительные причастия

Страдательные причастия

Наст. вр.

Прош. вр.

Наст. вр.

Прош. вр.












































Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!