СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е. Носов " Живое пламя"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по рассказу " Живое пламя" С музыкальным сорповождением при чтении текста

Просмотр содержимого документа
«Е. Носов " Живое пламя"»

  Цели:  - ввести учащихся 7 класса в художественный мир писателя Е.И. Носова, обратить внимание на лаконизм, глубокий философский смысл рассказа «Живое пламя»;  - организовать работу по выявлению темы и идеи рассказа «Живое пламя»;  - развивать творческие способности, умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, делать выводы и обобщения;  - воспитывать уважительное отношение к памяти погибших в годы Великой Отечественной войны.

Цели: - ввести учащихся 7 класса в художественный мир писателя Е.И. Носова, обратить внимание на лаконизм, глубокий философский смысл рассказа «Живое пламя»; - организовать работу по выявлению темы и идеи рассказа «Живое пламя»; - развивать творческие способности, умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, делать выводы и обобщения; - воспитывать уважительное отношение к памяти погибших в годы Великой Отечественной войны.

      Нет в России семьи такой, -  Где б не памятен был свой герой,  И глаза молодых солдат  С фотографий увядших глядят.   Евгений Агранович

  Нет в России семьи такой, - Где б не памятен был свой герой, И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят. Евгений Агранович

Знакомство содержанием рассказа  Е.И. Носова «Живое пламя»

Знакомство содержанием рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»

  Практическая работа в группах.    - Назовите слово, которое является ключевым в определении темы рассказа?  - Сформулируйте основную тему текста, опираясь на выбранное вами слово.  Создание мотива на определение целей, которые  должны быть реализованы в мастерской   - Как вы думаете, какие вопросы к рассказу  требуют обдумывания, чтобы вы могли понять,  как автор раскрывает эту тему?  Идею произведения?  Какие проблемы он затрагивает в нём?

Практическая работа в группах. - Назовите слово, которое является ключевым в определении темы рассказа? - Сформулируйте основную тему текста, опираясь на выбранное вами слово. Создание мотива на определение целей, которые должны быть реализованы в мастерской - Как вы думаете, какие вопросы к рассказу требуют обдумывания, чтобы вы могли понять, как автор раскрывает эту тему? Идею произведения? Какие проблемы он затрагивает в нём?

вопросы к произведению 1. ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА ЧЕЛОВЕКУ?  2. КАКИЕ ГЕРОИ ДЕЙСТВУЮТ В РАССКАЗЕ? КАКИЕ ПОСТУПКИ ОНИ СОВЕРШАЮТ?  3. КАКУЮ РОЛЬ В ПОНИМАНИИ СМЫСЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИГРАЕТ ОПИСАНИЕ ЦВЕТОВ, КОТОРЫЕ СЕЯЛА НА СВОЕЙ КЛУМБЕ ТЁТЯ ОЛЯ?  4. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА «ЖИВОЕ ПЛАМЯ»?  5. В ЧЁМ ОСОБЕННОСТЬ РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.И. НОСОВА?  

вопросы к произведению

1. ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА ЧЕЛОВЕКУ?

2. КАКИЕ ГЕРОИ ДЕЙСТВУЮТ В РАССКАЗЕ? КАКИЕ ПОСТУПКИ ОНИ СОВЕРШАЮТ?

3. КАКУЮ РОЛЬ В ПОНИМАНИИ СМЫСЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИГРАЕТ ОПИСАНИЕ ЦВЕТОВ, КОТОРЫЕ СЕЯЛА НА СВОЕЙ КЛУМБЕ ТЁТЯ ОЛЯ?

4. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА «ЖИВОЕ ПЛАМЯ»?

5. В ЧЁМ ОСОБЕННОСТЬ РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.И. НОСОВА?

 

Представим себе людей, чьи образы создаёт автор? Кто они? Заполним таблицу  Герои рассказа  Характеристика героев Любит и помнит погибшего сына. Гордится его поступком. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет, но глубокая затаённая печаль переполняет её. Пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов. Речь проста, бесхитростна, выдаёт в ней малограмотную женщину. Тетя Оля      Рассказчик Труженик («опять застала его за бумагами»). Со слов тёти Оли, озорник ( сыпанул тайком щепотку мака  ), добрый, отзывчивый  Алексей Человек, любящий свою родину. Герой, совершивший подвиг. Короткая у него жизнь, зато без оглядки, в полную силу прожита. Был гордостью матери и до войны

Представим себе людей, чьи образы создаёт автор? Кто они? Заполним таблицу

Герои рассказа

Характеристика героев

Любит и помнит погибшего сына. Гордится его поступком. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет, но глубокая затаённая печаль переполняет её.

Пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов.

Речь проста, бесхитростна, выдаёт в ней малограмотную женщину.

Тетя Оля

Рассказчик

Труженик («опять застала его за бумагами»). Со слов тёти Оли, озорник ( сыпанул тайком щепотку мака ), добрый, отзывчивый

Алексей

Человек, любящий свою родину. Герой, совершивший подвиг. Короткая у него жизнь, зато без оглядки, в полную силу прожита.

Был гордостью матери и до войны

Соотнесение своей деятельности с деятельностью других (совместное составление таблицы) Художественное средство  Примеры из теста Эпитеты  «зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени; полупрозрачные алые лепестки; густой багрянец»;  Сравнения  «маки слепили своей озорной обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристокр а тия»;  Метафоры «то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем», «казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!»    Градация Пламенели – осыпались - погасли

Соотнесение своей деятельности с деятельностью других (совместное составление таблицы)

Художественное средство

Примеры из теста

Эпитеты

«зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени;

полупрозрачные алые лепестки; густой багрянец»;

Сравнения

«маки слепили своей озорной обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристокр а тия»;

Метафоры

«то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем»,

«казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!»

Градация

Пламенели – осыпались - погасли

Представление своего понимания данного высказывания     Да, сгорел… вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…    - На какие мысли наводят вас эти слова? Как вы их понимаете? Дайте короткий письменный ответ на этот вопрос.      

Представление своего понимания данного высказывания

Да, сгорел… вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает… - На какие мысли наводят вас эти слова? Как вы их понимаете? Дайте короткий письменный ответ на этот вопрос.  

Алгоритм написания синквейна  В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом.  - 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль.  - 2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова.  - 3-я строка (три слова) глаголы, действия первого слова.  - 4-я строка – суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль.  - 5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову.  Вывод, заключение.

Алгоритм написания синквейна В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом. - 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль. - 2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова. - 3-я строка (три слова) глаголы, действия первого слова. - 4-я строка – суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль. - 5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Синквейн

Синквейн

Подведение итогов     Мы прониклись глубокой любовью и уважением к сыну тёти Оли, ко всем тем, кто отдал свои жизни за Родину. Мы обязаны помнить, чтобы жить. Память! Она всегда с нами.

Подведение итогов

Мы прониклись глубокой любовью и уважением к сыну тёти Оли, ко всем тем, кто отдал свои жизни за Родину. Мы обязаны помнить, чтобы жить. Память! Она всегда с нами.

Рефлексивно – оценочный этап  - Удалось ли нам ответить на те вопросы , которые мы поставили к рассказу в начале урока?   Запишите свои размышления о мастерской.  «О чём я задумался серьёзно, пока работал в мастерской?»     На дом Составить устный рассказ об одном из героев войны.   

Рефлексивно – оценочный этап - Удалось ли нам ответить на те вопросы , которые мы поставили к рассказу в начале урока? Запишите свои размышления о мастерской. «О чём я задумался серьёзно, пока работал в мастерской?»   На дом Составить устный рассказ об одном из героев войны.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя