Тема урока: Единица сопротивления. Расчет сопротивления
Цели урока:
1. Дидактические – создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения и такие мотивационные приемы, как «занимательность», «практичность теории».
2. Образовательные – ознакомить учащихся с сопротивлением проводников, как физической величиной, дать объяснение природе электрического сопротивления на основании электронной теории, показать зависимость сопротивления проводника от его геометрических размеров.
3. Развивающие – развивать познавательный интерес, развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого творческие, экспериментальные задания; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, послеучебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда;
4. Воспитательные – приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство сопереживания за товарищей, формировать познавательный интерес к физике.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Демонстрации: зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала (при помощи ЦОР).
Материалы и оборудование: компьютер
План урока
1. Организационный момент
2. Подготовка к усвоению нового материала
3. Освоение нового материала
4. Закрепление материала
5. Домашнее задание
Ход урока
1. Этап начальной организации урока.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание: взаимное приветствие учителя и учащихся, определить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку, организовать внимание учащихся, проверить готовность оборудования.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Постановка проблемных вопросов.
Сегодня на уроке мы повторим и вспомним:
что такое сопротивление;
единицы сопротивления;
закон Ома.
Мы узнаем:
от чего зависит сопротивление и как его рассчитать;
что такое удельное сопротивление проводника;
для чего используют реостаты.
Запишем тему урока – Единица сопротивления. Расчет сопротивления.
Сопротивление – это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи. На предыдущем уроке мы уже поднимали вопрос о том, каким образом электрическое сопротивление влияет на силу тока в цепи, но не обсуждали, от каких же конкретно факторов зависит само сопротивление проводника.
3. Этап изучения нового материала.
Задача: – ознакомить учащихся с сопротивлением проводников, как физической величиной, дать объяснение природе электрического сопротивления на основании электронной теории, показать зависимость сопротивления проводника от его геометрических размеров.
Содержание.
Это приводит к снижению скорости направленного движения носителей заряда, уменьшает переносимый заряд, а, значит, уменьшает и силу тока. Именно это и вызывает нагревание среды.
Выразим из закона Ома
Из закона Ома следует, что сопротивление =
Полученную единицу сопротивления назвали в честь Ома, т.е.
Определить сопротивление можно тремя способами:
из закона Ома по формуле
специальным прибором омметром
по формуле для расчета сопротивления.
Оказывается, что для расчета сопротивления проводника являются важными его длина, площадь поперечного сечения и материал, из которого он изготовлен Давайте выведем формула для расчета сопротивления.
Можно предположить, что сопротивление проводника зависит от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен.
Вопрос!
Проверим это предположение на опыте.
ЦОР. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/117101/?interface=catalog&class=50&subject=30
а) как зависит R проводника от его длины l
б) как зависит R проводника от его толщины, т.е. площади поперечного сечения.
Объяснить, что имеется ввиду под площадью поперечного сечения!
Вывод:
в) как зависит R проводника от вещества, из которого он изготовлен.
Рассмотреть опыт на стр. 95!
Серебро считается самым лучшим проводником, т. к. у него наименьшее малое удельное сопротивление. Этим объясняется использование драгоценных металлов при пайке особо важных элементов в электротехнике. Из значений удельных сопротивлений веществ можно делать выводы об их практическом применении – вещества с большим удельным сопротивлением подойдут для изготовления изоляционных материалов, а с небольшим – для проводников.
5. Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала.
Задача: Установить, поняли ли учащиеся новый материал. Устранить проблемы в понимании материала. Научить применять полученные знания при решении качественных и количественных задач.
Содержание.
Вопросы для обсуждения:
От чего зависит электрическое сопротивление проводника?
Как определить сопротивление проводника?
Что такое удельное сопротивление?
В каких единицах измеряется удельное сопротивление вещества, из которого изготовлен проводник?
Найдите в таблице вещества с наибольшим и наименьшим значениями удельного сопротивления и объясните, что означают эти числа.
Длина одного мотка алюминиевой проволоки больше длины другого мотка такой же проволоки в 4 раза. Какой из мотков обладает большим сопротивлением и во сколько раз?
Площади поперечных сечений двух алюминиевых проводников одинаковой длины отличаются в 3 раза, Во сколько раз отличаются сопротивления этих проводников?
Во сколько раз увеличится сила тока, проходящего по проводнику, если напряжение на концах проводника и площадь его поперечного сечения увеличить в 3 раза? ( в 9 раз)
Как и во сколько раз изменится сопротивление алюминиевой проволоки, если разрезать ее пополам и половинки скрутить в жгут? ( уменьш. в 4 раза)
Решение задач.
7. Этап подведения итогов урока.
Задача. Дать анализ успешности овладения знаниями об изученных явлениях, показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках
6