СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8кл_Единица сопротивления. Расчет сопротивления

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект урока в 8 классе по учебнику Физика -8, Исаченкова, Лещинский, 2018 г.

Просмотр содержимого документа
«8кл_Единица сопротивления. Расчет сопротивления»


Тема урока: Единица сопротивления. Расчет сопротивления




Цели урока:


1. Дидактические – создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения и такие мотивационные приемы, как «занимательность», «практичность теории».


2. Образовательные – ознакомить учащихся с сопротивлением проводников, как физической величиной, дать объяснение природе электрического сопротивления на основании электронной теории, показать зависимость сопротивления проводника от его геометрических размеров.


3. Развивающие – развивать познавательный интерес, развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого творческие, экспериментальные задания; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, послеучебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда;


4. Воспитательные – приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство сопереживания за товарищей, формировать познавательный интерес к физике.


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.


Демонстрации: зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала (при помощи ЦОР).



Материалы и оборудование: компьютер


План урока

1. Организационный момент

2. Подготовка к усвоению нового материала

3. Освоение нового материала

4. Закрепление материала

5. Домашнее задание

Ход урока

1. Этап начальной организации урока.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание: взаимное приветствие учителя и учащихся, определить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку, организовать внимание учащихся, проверить готовность оборудования.


2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Постановка проблемных вопросов.


Сегодня на уроке мы повторим и вспомним:


  • что такое сопротивление;

  • единицы сопротивления;

  • закон Ома.


Мы узнаем:


  • от чего зависит сопротивление и как его рассчитать;

  • что такое удельное сопротивление проводника;

  • для чего используют реостаты.



Запишем тему урока – Единица сопротивления. Расчет сопротивления.


Сопротивление – это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи. На преды­ду­щем уро­ке мы уже под­ни­ма­ли во­прос о том, каким об­ра­зом элек­три­че­ское со­про­тив­ле­ние вли­я­ет на силу тока в цепи, но не об­суж­да­ли, от каких же кон­крет­но фак­то­ров за­ви­сит само со­про­тив­ле­ние про­вод­ни­ка.


3. Этап изучения нового материала.


Задача: – ознакомить учащихся с сопротивлением проводников, как физической величиной, дать объяснение природе электрического сопротивления на основании электронной теории, показать зависимость сопротивления проводника от его геометрических размеров.

Содержание.




Это приводит к снижению скорости направленного движения носителей заряда, уменьшает переносимый заряд, а, значит, уменьшает и силу тока. Именно это и вызывает нагревание среды.


Выразим из закона Ома

Из закона Ома следует, что сопротивление = Полученную единицу сопротивления назвали в честь Ома, т.е.




Определить сопротивление можно тремя способами:


  1. из закона Ома по формуле

  2. специальным прибором омметром

  3. по формуле для расчета сопротивления.




Оказывается, что для расчета сопротивления проводника являются важными его длина, площадь поперечного сечения и материал, из которого он изготовлен Давайте выведем формула для расчета сопротивления.


Можно предположить, что сопротивление проводника зависит от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен.



Вопрос!

Проверим это предположение на опыте.


ЦОР. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/117101/?interface=catalog&class=50&subject=30


а) как зависит R проводника от его длины l



б) как зависит R проводника от его толщины, т.е. площади поперечного сечения.


Объяснить, что имеется ввиду под площадью поперечного сечения!


Вывод:


в) как зависит R проводника от вещества, из которого он изготовлен.


Рассмотреть опыт на стр. 95!





Се­реб­ро счи­та­ет­ся самым луч­шим про­вод­ни­ком, т. к. у него наи­мень­шее малое удель­ное со­про­тив­ле­ние. Этим объ­яс­ня­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов при пайке особо важ­ных эле­мен­тов в элек­тро­тех­ни­ке. Из зна­че­ний удель­ных со­про­тив­ле­ний ве­ществ можно де­лать вы­во­ды об их прак­ти­че­ском при­ме­не­нии – ве­ще­ства с боль­шим удель­ным со­про­тив­ле­ни­ем по­дой­дут для из­го­тов­ле­ния изо­ля­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов, а с неболь­шим – для про­вод­ни­ков.


5. Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала.

Задача: Установить, поняли ли учащиеся новый материал. Устранить проблемы в понимании материала. Научить применять полученные знания при решении качественных и количественных задач.

Содержание.


Вопросы для обсуждения:


  1. От чего зависит электрическое сопротивление проводника?

  2. Как определить сопротивление проводника?

  3. Что такое удельное сопротивление?

  4. В каких единицах измеряется удельное сопротивление вещества, из которого изготовлен проводник?

  5. Найдите в таблице вещества с наибольшим и наименьшим значениями удельного сопротивления и объясните, что означают эти числа.

  6. Длина одного мотка алюминиевой проволоки больше длины другого мотка такой же проволоки в 4 раза. Какой из мотков обладает большим сопротивлением и во сколько раз?

  7. Площади поперечных сечений двух алюминиевых проводников одинаковой длины отличаются в 3 раза, Во сколько раз отличаются сопротивления этих проводников?

  8. Во сколько раз увеличится сила тока, проходящего по проводнику, если напряжение на концах проводника и площадь его поперечного сечения увеличить в 3 раза? ( в 9 раз)

  9. Как и во сколько раз изменится сопротивление алюминиевой проволоки, если разрезать ее пополам и половинки скрутить в жгут? ( уменьш. в 4 раза)



Решение задач.




7.  Этап подведения итогов урока.

Задача. Дать анализ успешности овладения знаниями об изученных явлениях, показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках





6