СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единовластие Цезаря

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимание характера власти установленной Цезарем.

Просмотр содержимого документа
«Единовластие Цезаря»

Тема урока: Единовластие Цезаря.


Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

2. Познакомить учащихся с личностной характеристикой Цезаря.

3. Продолжить формирование умений работать с текстом , делать самостоятельные выводы.


Учебное оборудование: карта «Римская республика в III – II вв. до н.э., ИКТ.


Ход урока:

I. Организационные моменты.

II. Актуализация знаний учащихся по предыдущим темам – Игра «Кладезь знаний».

III. Переход к изучению новой темы.

IV. Изучение новой темы.

1. Красс и Помпей.

2. Личность Цезаря.

3. Приход Цезаря к власти.

4. Гибель Цезаря.

V. Закрепление изученного на уроке.

VI. Итоги урока.

VII. Домашнее задание: 1. Прочитать §52.

2. Устно ответить на вопросы после параграфа.

3. Крылатые выражения – что они означают?


II. Начнем наш урок с умственной зарядки, сыграв в игру «Кладезь знаний». На экране – термины, события и имена. Вам нужно вспомнить – что это или кто это и когда это было.


III. Переходим к изучению новой темы. Уверен, вы, как всегда, будете помогать мне и активно работать.

Запишите тему в тетрадь: «Единовластие Цезаря». Вы уже знаете, что Юлий Цезарь был единоличным правителем. Поставим себе задачу ответить на вопрос, который я вам предлагаю: Какие черты и особенности характера привели Цезаря к тому, что он стал первым единоличным правителем Рима? В конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.


Войны (пунические, гражданские, рабские) вели к сосредоточению власти в одних руках, т.к. в этих условиях возникала необходимость в четком руководстве. Ежегодное же переизбрание должностных лиц плохо сказывалось на военных действиях. Тогда стали переизбирать одних и тех же и наделять их чрезвычайными полномочиями.

В таких условиях и было жестоко подавлено восстание Спартака, где главную роль сыграли два полководца Красс и Помпей. Между ними развернулась борьба за власть. Они опирались на наемных солдат, которые служили любому, кто готов был им платить. Каждый из полководцев стремился установить диктатуру ??? (задание классу: дать определение термину). Многие богатые римляне поддерживали эти планы, считая необходимым сменить республику на монархию ??? (дать определение). ??? Год установления республики?(509 г до.н.э.) Вспомните ее устройство.

В VI веке до н.э. Рим был еще небольшим государством, управлять им было не трудно. С тех пор прошло 400 лет, теперь Риму принадлежало все Средиземноморье. Задание: Вопрос ??? Кто приходил на народное собрание ? Действительно, народное собрание по-прежнему состояло из граждан, но уже не выражало интересы всех римских граждан.

Богачи подкупали избирателей, кормили, поили их, развлекали гладиаторскими боями, чтобы стать консулами, а через год войти в сенат и получить какую-нибудь провинцию для управления и еще больше разбогатеть. При этом они мало понимали и смыслили в военном деле и управлении государством. А в условиях гражданской войны это было необходимо! Некоторые люди думали, что лучше передать власть одному из полководцев, который будет управлять, опираясь на войско, и сумеет подавить восстания рабов, недовольных бедняков, наведет порядок. ??? Кто эти люди? Кто заинтересован в сохранении республики? (ответ: римские сенаторы)


IV.

1.Претендентами на единоличную власть были Красс, Помпей и Цезарь.

Марк Лициний Красс был самым богатым человеком в Риме, он разбогател торгуя имуществом граждан, казненных при правителе Сулле. Был избран консулом и разбил армию Спартака. После он организовал завоевательный поход в Междуречье, где трагически погиб.

Большим влиянием в Риме пользовался Гней Помпей, за короткое время он заслужил прозвище Великого: в Испании он успешно подавил мятеж, на Средиземном море ему удалось уничтожить пиратов, на Востоке он окончательно разбил Митридата и завоевал многие царства, в том числе Сирию. Помпей стремился стать первым гражданином, он уважал законы. За свой счет он построил для сената новое здание. Внутри его приказал поставить свою собственную статую, чтобы сенаторы помнили кому они обязаны. Помпей трижды праздновал триумф.

2.Серьезным противником Помпея был Гай Юлий Цезарь. Происходящий из знатного и богатого рода. Отец умер рано, и его воспитывала одна мать. Ей очень хотелось, чтобы сын стал великим человеком. Женился Цезарь на Корнели – дочери одного из врагов Суллы, который, придя к власти, потребовал развода Цезаря. Но Цезарь не подчинился и бежал из Рима. Он долго скитался по Италии, ничего не имел, но не переставал верить, что достигнет власти и станет знаменитым полководцем. После смерти Суллы Цезарь вернулся в Рим и начал выступления в судах, отстаивая интересы бедняков. Чтобы научиться красиво говорить, Вопрос: ??? Как называется искусство красиво говорить? Он отправился на греческий остров Родос Вопрос??? Где находится этот остров? Может, кто-то из вас был там?, но по пути его захватили в плен пираты и потребовали выкуп 100 тысяч динариев (это огромная сумма). Но узнав о сумме, Цезарь разгневался, стал кричать, что его низко оценили и сам назначил выкуп – в три раза больше. При этом пообещал пиратам, что он их казнит. Получив свободу, он выполнил свое обещание.

Увидев триумф Помпея, Цезарь был потрясен. Он жаждал добиться такой же славы и знаменитости. ??? Что предпринимал Цезарь для укрепления своей популярности? Прочитаем на стр. 252 ответим на этот вопрос:

А) угощал неимущих

Б) устраивал зрелища

В) добился поддержки армии, удвоив жалование.

Цезарь был очень честолюбивым человеком, был случай, когда он проезжал бедную деревеньку, и его спутники стали шутить, что здесь, как в Риме, идет борьба за власть, он серьезно возразил им: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».

Цезарь обладал очень приятным характером: он был приветлив и щедр, умел заводить дружбу и знакомства. Талант и воля Цезарь проявлялись, когда он работал: писал книги или командовал войсками. Рассказывают, что он мог одновременно читать, писать и беседовать с посетителями. Он умел быстро составлять планы действий, и так же быстро и решительно их выполнять.


3. Благодаря этим действиям и своим способностям Цезарь добился поддержки Красса и Помпея, убедив их заключить союз – триумвират.

Триумвират – союз трех полководцев.

Союз с известными и популярными полководцами привел к избранию Цезаря консулом в 59 г. до н.э.

Каждый консул после окончания своего консульского срока ??? срок консульства?

назначался правителем какой-нибудь провинции. Цезарю было около 40 лет когда он стал наместником провинции Галлии. Прибыв в Галлию всего с 4 легионами (5 тыс. человек в легионе), Цезарь начал завоевывать местные племена, в результате, он покорил всю Галлию и даже часть Британских островов. Свои походы Цезарь описал в книге «Записки о галльской войне», которая прочно вошла в сокровищницу мировой литературы.

Победы в Галлии прославили Цезаря, в Риме стали побаиваться его победоносной армии. Бывший соратник Помпей из зависти к успехам стал поддерживать врагов Цезаря. Вопрос: ??? Почему? Действительно, Цезарь преобрёл славу и богатство, а также наемное войско, преданное своему полководцу. Поэтому, так же, как и Помпей, он мог претендовать на единоличную власть в Риме.

Задание: прочитайте текст на стр. 253 раздел 3 (последний абзац)раздел 4 первый обзац . Выясните, к чему привело такое положение дел. (если укладываемся по времени)

В 49 г. до н. э. при поддержке римских бедняков Цезарь пришел к власти. Сенат объявил Цезаря пожизненным правителем, обладающим неограниченной властью.

??? Как вы думаете, почему сенат сделал это? (За Цезарем была сильная армия)

Власть Цезаря все больше приобретала царский характер.

– чеканка монеты со своим изображением;

– объявил себя пожизненным диктатором;

– статуи Цезаря ставили рядом со статуями богов;

– восседал на троне;

– сенат, консулы, народное собрание послушно выполняли его приказы;

– имя Цезаря превратилось в «царь».

Таким образом, Цезарь получил неограниченную власть, он ни перед кем не отчитывался о своих действиях (он стал императором ).

Задание: решить задачу, поставленную в начале урока – Какие черты и особенности характера привели Цезаря к тому, что он стал первым единоличным правителем Рима?

4. 15 марта 44 г. до н.э. Цезарь был убит группой заговорщиков, во главе которой стоял Марк Брут. Цезарь считал его своим другом.

- И ты, Брут?! – обреченно воскликнул Цезарь и упал пронзенный кинжалами. Имя Брута стало символом предательства.

Многие фразы Цезаря стали крылатыми.

С именем Цезаря связана смена эпохи республики на эпоху диктатуры императоров.

Римская республика существовала – 500 лет, столько же просуществовала римская империя.

V. Итак, давайте еще раз повторим самое основное и решим небольшой тест для закрепления материала.

VI. Домашнее задание.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!