Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: презентация | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу на уроке. Сегодня на уроке мы будем собирать по частям секретное послание, которое получил маленький Ослик – герой сказки братьев Гримм - от своей бабушки. А что же она ему написала? Вам интересно узнать? Тогда сядем за партами ровно и приступим к работе! Давайте договоримся, если сегодня я спрашиваю «Кто согласен?», то вы знак согласия показываете палец вверх, в знак несогласия – палец вбок. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | УУПД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; | Презентация. |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Группа словесных методов: учебный диалог Группа практических методов: выполнение заданий Группа наглядных методов: презентация | Актуализирует знания обучающихся, подводит к теме урока. Для получения первой части послания, вам необходимо ответить на вопрос. Вы видите на экране несколько слов, а как можно назвать их одним словом? (Идёт, идут, бежит, бегут, смотрит, смотрят) Кто согласен? Совершенно верно! За правильный ответ, вы получаете первую часть послания. Что здесь изображено? Интересно, почему именно горы? А что такое глагол? Кто согласен? Молодцы! И вы уже заработали вторую часть послания. Что здесь написано? Это название первой горы. Давайте еще раз внимательно посмотрим на слова. В чем вы заметили сходство и различие? Когда мы читаем слова 1 столбика, мы понимаем, что речь идет про сколько человек? А когда слова 2 столбика? Вы знаете, как называются такие глаголы? Предположите, если речь про одного человека или про несколько людей. Подсказываю, вы уже изучали существительные с такими же названиями. А знаете ли вы, что такое число глагола? Тогда предположите, что мы будем изучать сегодня на уроке? | Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал. Глаголы. Изображены горы. Это часть речи, которая отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? Трудно. Про одного человека. Про несколько человек. Нет. Гл. ед. и мн. числа. Нет. | УУПД: анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в схеме, таблице; определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений; УУКД: строить устное диалогическое выказывание; | Презентация. |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: презентация | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока. Организует построение плана выхода из затруднений. Сформулируйте тему урока. Какую поставим цель? Для достижения цели давайте построим план урока. Восстановите последовательность. Какой пункт мы уже выполнили? Приступим к выполнению второго пункта. | Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении, строят план урока. Тема: Глаголы единственного и множественного числа Цель: узнаем, что такое число глагола, научимся отличать глаголы единственного числа от глаголов множественного числа. План: 1. Повторить, что такое глагол. 2. Узнать, что такое число глагола, чем отличается единственное число от множественного числа. 3. Выполнить упражнение. | УУКД: строить устное диалогическое выказывание; УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий. | Презентация. |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Группа словесных методов: учебный диалог; Группа практических методов: выполнение заданий; Группа наглядных методов: презентация | Организует «открытие» учащимися нового знания. У нас есть глагол говорить. Как сказать слово «говорить» про одного человека? Про несколько человек? Глагол один и тот же? Но он изменился? Изменилась форма глагола. Значит, число глагола – это что? Как вы уже догадались, каких двух видов бывает число глагола? Что обозначают глаголы единственного числа, действия какого количества предметов? Что обозначают глаголы множественного числа? Как вы думаете, форма глагола зависит от существительного, с которым оно связано по смыслу? Абсолютно верно! Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу. Давайте обобщим то, что мы с вами узнали. Прочитайте правило. Повторите правило про себя. Теперь расскажите его соседу по парте. Какой пункт плана мы выполнили? За то, что вы открыли правило, вы получаете название следующей горы. Прочитайте его. Нам осталось узнать название всего одной горы и выполнить последний пункт плана, готовы выполнить упражнение? Прочитайте задание. Работать вы будете в группах, напомните мне правила групповой работы. У вас на столах есть карточка №1 с пустой таблицей и несколько маленьких карточек со словами, которые вы будете располагать в этой таблице. Давайте попробуем все вместе. Слово звонит – это глагол? Какого числа? Куда мы его расположим? На какой вопрос он отвечает? Куда запишем этот вопрос? На работу у вас 2 минуты. Проверьте работу по эталону. Ставьте весёлый или грустный смайлик рядом с каждым словом. За отличную работу и выполнение всех пунктов плана вы получаете название 3 горы, прочитайте его. | Анализируют учебный материал, делают вывод. Говорит. Говорят. Да. Да. Число – форма глагола. Ед.и мн.числа. Действия одного предмета. Действия двух и более предметов. Да. Читают: Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Глагол во множественном числе обозначает действия двух и более предметов. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу. 2 пункт. Скучно. Да. Читают: Расположите слова в таблице. Определите, какие глаголы относятся к единственному числу, какие ко множественному, какие вопросы к ним можно задать. Звонит, летит, жужжит, говорил, гремело. Неудача. | УУПД: характеризовать звуки по заданным параметрам; проводить по предложенному плану наблюдение за языковым материалом; определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений; УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами; строить устное диалогическое выказывание; воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; УУРД: планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий | Презентация. |