План-конспект
Открытого урока в 6 классе
Тема урока: «Единство сторон музыкального произведения»
Эпиграф к уроку:
Всех звуков и цветов соотношенье,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета, ноты, звука.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
(Г. Гессе)
Цель урока: учить распознавать средства музыкальной выразительности в целостном произведении.
Задачи: 1) Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать способность определять средства музыкальной выразительности в музыкальном произведении; развивать музыкальную память; добиваться ансамбля в пении.
2) Образовательные: углубить знания о средствах музыкальной выразительности и их взаимосвязи в музыке; совершенствовать умение определять на слух.
3) Воспитывающие: воспитание интереса к процессу сочинительства; чувства особенной значимости, самореализации; воспитание слушательской культуры.
Тип урока: закрепление изученного.
Средства обучения: учебник, портреты композиторов, ТСО: музыкальный центр, фонохрестоматии.
Музыкальный материал: С. Рахманинов Прелюдия cis moll, Ф. Крейслер «Радость любви», мелодии оркестра народных инструментов, Л. Бетховен Симфония №6.
Ход урока: вступительное слово учителя: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Единство сторон музыкального произведения». Мы с вами знаем, что музыкальное произведение обычно воспринимается целиком. Трудно, а порой и не возможно выделить в его звучании что-то одно – мелодию, ритм, или тембры, потому, что в музыке важны не отдельные средства и приемы, а то неповторимое единство, которое они образуют.
И хотя музыка воздействует целостно, все же она очень разная: в одних случаях солирует ритм, в других мелодия, тембр.
Вот почему понимание музыки требует обращения к средствам музыкальной выразительности.
И я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку (на ватмане большими буквами; читают дети). Сегодня мы будем постигать азы такой науки под названием средства музыкальной выразительности, мы увидим, какие они все разные, будем сравнивать и анализировать музыкальные произведения.
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?
(Ответы детей)
Поговорим о них более подробно.
И так, Лад.
Ученик: Хорошее это славянское слово – лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито… много можно привести примеров с этим корнем, и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром лад – это согласие, мир, стройность и порядок.
Учитель: Но какое отношение все эти понятия могут иметь к музыке?
Ученик: Самое непосредственное. Музыка – искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуем нажимать клавиши фортепиано как попало (пробует, нажимает) никакой музыки не получится!
Учитель: совершенно верно, однако лад – это специальный термин который означает… (ответы детей. Взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность.) Вы знаете два лада, какие? (дети: мажор и минор). Хорошо определяем «на слух»! (несколько аккордов мажорных и минорных).
Учитель: Переходим к следующему средству музыкальной выразительности. Темп. Ребята, в одном и том же музыкальном произведении темп может изменяться несколько раз от медленного к быстрому и наоборот. Я предлагаю вам прослушать фрагмент прелюдии cis moll С. Рахманинова. В момент изменения темпа поднимите цветную нотку. (слушание кассета2,4 кл.) В каком темпе звучало начало произведения (ответы детей: lento, moderato, grave). А как изменился темп в том месте, которое вы отметили? (ответы детей allegro, presto). Значит, что такое темп? (ответы детей: скорость движения).
Учитель: Что сказал о мелодии великий русский композитор П.И. Чайковский?
(ответы детей: «Мелодия душа музыки»).
Ученик: Мелодия – это выразительный напев, который может передавать различные образы, чувства, настроения.
Учитель: Как мы изображаем мелодическую линию? (ответы детей: тремя графическими линиями прямой, волнообразной и прерывистой. Изобразить на листе бумаги).
Учитель: Ребята, как называется окраска звука в музыке? (ответы детей тембр). Сейчас мы определим тембр в одном музыкальном фрагменте. (звучит Ф. Крейслер скрипка + фортепиано. У ф-но аккомпанирующая партия).
Что такое аккомпанемент? (ответы детей: музыкальное сопровождение).
Ребята, а если вы услышите оркестр народный, или симфонический, или солирующий инструмент, например виолончель, какой будет тембр? (ответы детей: тембр народный или симфонический оркестр, тембр виолончель).
Учитель: (релаксация + «Визуализация воображения») А теперь немного отдохнем. Сядьте удобно. Закройте глаза, расслабьтесь.(запись звуки леса) Вообразите, что вы стоите на зеленой опушке леса. Над вами в голубом небе бегут легкие облака. Вам хорошо и спокойно. Вы отправляетесь в то место, которое вам очень нравится. Какое там сейчас время года: зима, лето, осень, весна. Что там растет: какие цветы, деревья, травы? Какая там погода? Идет дождь, светит солнце, лежит снег. Рассмотрите все, понюхайте, как пахнут травы и цветы, прислушайтесь к звукам леса. Каких птиц вы слышите? Побудьте в этом уютном месте… А теперь вам пора возвращаться… Потянитесь, откройте глаза.
Учитель: Ребята, а что вы знаете о ритме?
Ученик: Термин этот не только музыкальный, в нашей жизни все подчинено определенному ритму – и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. В музыке ритм определяет характер и жанр. Благодаря ритму мы можем отличить, например вальс от марша.
Учитель: (Прием, развивающий творческое воображение, - моделирование заключительного звена )Я: вам предлагаю досочинить ритмический рисунок (учитель задает любой ритмический рисунок, дети придумывают окончание)
Учитель: Конечно, любое музыкальное произведение имеет свои динамические оттенки. Что мы к ним относим? (ответы детей P и f). Ярким примером оттенков от P до f является произведение М.П. Мусоргского «Богатырские ворота» (слушание).
Учитель: А сейчас, когда мы вспомнили главные средства музыкальной выразительности, давайте проанализируем по алгоритму фрагмент Симфонии №6 Л. Бетховена, подумайте, какой образ рисовал композитор. (слушание + анализ касс. 6 кл.)
Учитель: Давайте отвлечемся и поиграем. Встанем в круг, я с мячом в центре. Игра называется «Зарубежный или русский композитор». Кому я брошу мяч, тот отвечает, а мяч возвращает мне обратно.
М.И Глинка зарубежный или русский?
10. Ф. Шопен ------------------ ?
И.С. Бах ------------------------------- ?
Н.А. Римский-Корсаков ---------------- ?
Ф. Шуберт -------------------------------- ?
М.П. Мусоргский ------------------------ ?
И. Штраус --------------------------------- ?
П.И. Чайковский ------------------------- ?
Л. Бетховен ------------------------------- ?
В.А. Моцарт ----------------------------- ?
Пришло время нам с вами спеть. (встают возле ф-но полукругом). Давайте немного распоемся. (в тональности до мажор от каждого звука):
У ворот береза
Зелена стояла
Песня «Веселая мышка» муз. и сл. А. Усачева. В исполнении обращать внимание детей на дружное единое звучание, на хорошее произношении согласных звуков.
Итог урока:
Учитель: За годы общения с музыкальным искусством вы научились неплохо ориентироваться в жанрах, стилях, музыкальных образах, и помогает в этом вам сам музыкальный язык – это и есть те средства музыкальной выразительности, о которых мы с вами сегодня говорили.
И подводя итог нашего урока, ответьте на вопрос: Если бы вы были композиторами, могли бы вы сочинить музыку, используя какое-то одно средство музыкальной выразительности? (ответы детей. Главное единство всех сторон музыки).
Считаю, что поработали мы с вами на «отлично».
Домашнее задание:
В дневнике наблюдений запишите ответ на вопрос: какие средства музыкальной выразительности вы бы пользовали для передачи различных звуков природы: шум дождя, грохот грома, шелест листвы, шум моря.