СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива»

Единые требования к устной и письменной речи учащихся  и педагогического коллектива

Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива

«Заговори, чтобы я тебя увидел».

«Заговори, чтобы я тебя увидел».

Учащиеся должны уметь: - давать ответ на любой вопрос в полной форме; - правильно строить сложноподчиненные предложения; - давать развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения с четкой структурой; - говорить или писать на тему, соблюдая ее границы ; - отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания; - излагать материал логично и последовательно; - правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова; - отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации; - оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Учащиеся должны уметь:

- давать ответ на любой вопрос в полной форме;

- правильно строить сложноподчиненные предложения;

- давать развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения с четкой структурой;

- говорить или писать на тему, соблюдая ее границы ;

- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;

- излагать материал логично и последовательно;

- правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;

- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

- оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:   -правила произношения и постановка ударений; -правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики; -правила орфографии и пунктуации.  

Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

-правила произношения и постановка ударений;

-правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

-правила орфографии и пунктуации.

 

Орфоэпия (от греч. orthos - правильный и epos - речь) - отдел языкознания, изучающий правила образцового произношения  (Толковый словарь русского языка Д.Н Ушакова).   Орфоэпия  – это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи.

Орфоэпия (от греч. orthos - правильный и epos - речь) - отдел языкознания, изучающий правила образцового произношения (Толковый словарь русского языка Д.Н Ушакова).

Орфоэпия – это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи.

І. Ударение в начальной форме глаголов  1. В глаголах, заканчивающихся на И-ТЬ, ударным чаще всего является суфикс –И–   Напр имер: НО: кровоточ И ть зак У порить облегч И ть кл Е ить ободр И ть озл О бить обостр И ть одолж И ть осв Е домиться т Е плится плодонос И ть оп О шлить полож И ть предвосх И тить убыстр И ть надо У мить углуб И ть п Е рчить усугуб И ть

І. Ударение в начальной форме глаголов 1. В глаголах, заканчивающихся на И-ТЬ, ударным чаще всего является суфикс –И–

Напр имер:

НО:

кровоточ И ть

зак У порить

облегч И ть

кл Е ить

ободр И ть

озл О бить

обостр И ть

одолж И ть

осв Е домиться

т Е плится

плодонос И ть

оп О шлить

полож И ть

предвосх И тить

убыстр И ть

надо У мить

углуб И ть

п Е рчить

усугуб И ть

2. В глаголах на –ИРОВАТЬ ударение чаще всего падает на –И– Например: Но: баллот И ровать маркиров А ть блок И ровать премиров А ть коп И ровать нормиров А ть приватиз И ровать гофриров А ть констру И ровать пломбиров А ть экспорт И ровать бомбардиров А ть дискут И ровать информ И ровать доз И ровать

2. В глаголах на –ИРОВАТЬ ударение чаще всего падает на –И–

Например:

Но:

баллот И ровать

маркиров А ть

блок И ровать

премиров А ть

коп И ровать

нормиров А ть

приватиз И ровать

гофриров А ть

констру И ровать

пломбиров А ть

экспорт И ровать

бомбардиров А ть

дискут И ровать

информ И ровать

доз И ровать

ЗАПОМНИТЕ! за И ндеветь зарж А веть к А шлянуть обез У меть пл Е сневеть ход А тайствовать ч Е рпать

ЗАПОМНИТЕ!

за И ндеветь

зарж А веть

к А шлянуть

обез У меть

пл Е сневеть

ход А тайствовать

ч Е рпать

ІІ. Ударения в формах глаголов настоящего и будущего времени, причастий (на –УЩ/ЮЩ, –АЩ/ЯЩ, –ВШ, –НН/ЕНН) и деепричастий сохраняются ТЕ ЖЕ, что и в начальной форме глагола.  крАсить – крАсящий, читАть – читАющий   В причастиях, образованных от глаголов с помощью суффикса –Т–, ударение падает на первый слог. з А гнутый с О гнутый н А чатый пр И нятый

ІІ. Ударения в формах глаголов настоящего и будущего времени, причастий (на –УЩ/ЮЩ, –АЩ/ЯЩ, –ВШ, –НН/ЕНН) и деепричастий сохраняются ТЕ ЖЕ, что и в начальной форме глагола. крАсить – крАсящий, читАть – читАющий

В причастиях, образованных от глаголов с помощью суффикса –Т–, ударение падает на первый слог.

з А гнутый

с О гнутый

н А чатый

пр И нятый

ІІІ. Ударения в формах прошедшего времени глаголов.  В формах женского рода ударение падает на окончание –а:  бралА, началА   В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог. бр А л, бр А ло, н А чал, н А чало (но нач А ло, если сущ.) ИСКЛЮЧЕНИЯ кл А ла, кр А ла, посл А ла, жил О сь

ІІІ. Ударения в формах прошедшего времени глаголов. В формах женского рода ударение падает на окончание –а: бралА, началА

В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог.

бр А л, бр А ло, н А чал, н А чало (но нач А ло, если сущ.)

ИСКЛЮЧЕНИЯ

кл А ла, кр А ла,

посл А ла, жил О сь

IV. Ударения в именах существительных. 1. В формах именительного падежа множественного числа как правило ударным является окончание –А , безударным –Ы , поэтому следует запомнить: директор А аэроп О рты профессор А т О рты катер А л И фты шомпол А б А нты кр А ны л Е кторы ш А рфы скл А ды фл О ты фр О нты

IV. Ударения в именах существительных.

1. В формах именительного падежа множественного числа как правило ударным является окончание –А , безударным –Ы , поэтому следует запомнить:

директор А

аэроп О рты

профессор А

т О рты

катер А

л И фты

шомпол А

б А нты

кр А ны

л Е кторы

ш А рфы

скл А ды

фл О ты

фр О нты

2. В формах родительного падежа множественного числа окончание –ОВ чаще всего является безударным, а окончание –ЕЙ ударным бухг А лтеров должност Е й к О нусов новост Е й л Е кторов НО: т О ртов м Е стностей с У дей

2. В формах родительного падежа множественного числа окончание –ОВ чаще всего является безударным, а окончание –ЕЙ ударным

бухг А лтеров

должност Е й

к О нусов

новост Е й

л Е кторов

НО:

т О ртов

м Е стностей

с У дей

3. В иноязычных существительных ударение в большинстве случаев падает часто последний слог аг Е нт алфав И т деф И с диспанс Е р докум Е нт жалюз И  НО: ф О рзац катал О г некрол О г кварт А л парт Е р Онор Е де Бальз А к апостр О ф проц Е нт факс И миле експ Е рт цем Е нт Макб Е т фет И ш (амулеты, обереги, талисманы)

3. В иноязычных существительных ударение в большинстве случаев падает часто последний слог

аг Е нт алфав И т деф И с

диспанс Е р докум Е нт жалюз И

НО:

ф О рзац

катал О г некрол О г кварт А л парт Е р Онор Е де Бальз А к

апостр О ф проц Е нт

факс И миле

експ Е рт цем Е нт Макб Е т

фет И ш (амулеты, обереги, талисманы)

4. Во многих производных словах сохраняется ударение производящих слов: вероиспов Е дание – испов Е даться договор Е нность, догов О р – договор И ться нам Е рение – м е ра обесп Е чение – обесп Е чить аристокр А тия – аристокр А т зн А мение – зн А мя металл У ргия – металл У рг

4. Во многих производных словах сохраняется ударение производящих слов:

вероиспов Е дание – испов Е даться

договор Е нность, догов О р – договор И ться

нам Е рение – м е ра

обесп Е чение – обесп Е чить

аристокр А тия – аристокр А т

зн А мение – зн А мя

металл У ргия – металл У рг

5. Запомнить произношение следующих слов:   гражд А нство зим О вщик кор Ы сть танц О вщица, гренк И , фен О мен, мастерск И , п О слушник, костюмир О ванный бал, втр И дорога, столяр Ы , маляр Ы м Е льком хл О пковый крем Е нь лыжн Я  О трочество св Е кла, О траслях област Я х рож Е ница в Е селы ум Е ршие слож Е н (фигура) дом сл О жен ст А туя стол Я р цеп О чка И скра т У фля алког О ль звон И т дорогов И зна прин У дить кокл Ю ш закут О к христиан И н дос У г по сред А м диспанс Е р пул О вер бут Ы ль дом в гряз И бут И ки цеп О чка

5. Запомнить произношение следующих слов:

гражд А нство зим О вщик кор Ы сть танц О вщица, гренк И , фен О мен, мастерск И , п О слушник, костюмир О ванный бал, втр И дорога, столяр Ы , маляр Ы м Е льком хл О пковый

крем Е нь лыжн Я О трочество св Е кла, О траслях област Я х рож Е ница в Е селы ум Е ршие слож Е н (фигура) дом сл О жен

ст А туя стол Я р цеп О чка И скра т У фля алког О ль звон И т дорогов И зна прин У дить кокл Ю ш закут О к христиан И н дос У г по сред А м диспанс Е р пул О вер бут Ы ль дом в гряз И бут И ки цеп О чка

V. Наречия  Ударение падает на приставку в словах: в О время з А годя з А темно И сстари

V. Наречия Ударение падает на приставку в словах:

в О время

з А годя

з А темно

И сстари

VI. Имена прилагательные.  Запомните орфоэпические нормы звучания следующих имен прилагательных: давн И шний крас И вее крас И вейший моза И чный опт О вый сл И вовый гр У шевый к У хонный лосос Ё вый укра И нский зав И дно м У скулистый

VI. Имена прилагательные. Запомните орфоэпические нормы звучания следующих имен прилагательных:

давн И шний крас И вее крас И вейший

моза И чный опт О вый сл И вовый

гр У шевый к У хонный лосос Ё вый

укра И нский зав И дно м У скулистый

Необходимо внимательно следить за окончаниями. Иногда использование того или иного окончания определяется значением и сочетаемостью слова: - корпуса́ завода, кадетские корпуса́ и ко́рпусы человека или животного; - меха́ (выделанные шкуры животных) и кузнечные ме́хи; - о́бразы в романе и образа́ святых в церкви; - рыцарские о́рдены и ордена́ за подвиги; - пояса́ халатов и часовые пояса́ (допустимо – часовые по́ясы); - про́пуски букв и заводские пропуска́; - соболя́ (меха) и со́боли (животные); - сыновья́ от первого брака и сыны́ отечества; - электрические то́ки и тока́ в поле; - то́ны в музыке и тона́ в живописи; - хле́бы в печи и хлеба́ в поле;

Необходимо внимательно следить за окончаниями. Иногда использование того или иного окончания определяется значением и сочетаемостью слова:

- корпуса́ завода, кадетские корпуса́ и ко́рпусы человека или животного;

- меха́ (выделанные шкуры животных) и кузнечные ме́хи;

- о́бразы в романе и образа́ святых в церкви;

  • - рыцарские о́рдены и ордена́ за подвиги;
  • - пояса́ халатов и часовые пояса́ (допустимо – часовые по́ясы);

- про́пуски букв и заводские пропуска́;

- соболя́ (меха) и со́боли (животные);

- сыновья́ от первого брака и сыны́ отечества;

- электрические то́ки и тока́ в поле;

- то́ны в музыке и тона́ в живописи;

- хле́бы в печи и хлеба́ в поле;

ЧН ШН бесконечный Двоякое произношение Кузьмини[шн]а, Лукини[шн]а, Ильини[шн]а беспечный гречневый коне[шн]о, ску[шн]но порядо[шн]о и порядо[чн]о сердечная болезнь и серде[шн]ый друг пере[шн]ица, яи[шн]ица, маскировочный сливочное и сливо[шн]ое (уст.) скворе[шн]ик, нарошно, дачный балалаечник и балае[шн]ник (уст) прачешная, горчи[шн]ик, деви[шн]ик, тряпи[шн]ик

ЧН

ШН

бесконечный

Двоякое произношение

Кузьмини[шн]а, Лукини[шн]а, Ильини[шн]а

беспечный

гречневый

коне[шн]о, ску[шн]но

порядо[шн]о и порядо[чн]о

сердечная болезнь и серде[шн]ый друг

пере[шн]ица, яи[шн]ица,

маскировочный

сливочное и сливо[шн]ое (уст.)

скворе[шн]ик, нарошно,

дачный

балалаечник и балае[шн]ник (уст)

прачешная, горчи[шн]ик,

деви[шн]ик, тряпи[шн]ик

смо[к] – смог, лё[хк']ий – легкий, дру[к] – друг сторона–ст[ъ]р[Λ]на, ле[хк]о – легко бог – Бо[х] голова – г[ъ]л[Λ]ва исключение порох – пор[ъ]х м[о]дель, [о]азис

смо[к] – смог,

лё[хк']ий – легкий,

дру[к] – друг

сторона–ст[ъ]р[Λ]на,

ле[хк]о – легко

бог – Бо[х]

голова – г[ъ]л[Λ]ва

исключение

порох – пор[ъ]х

м[о]дель, [о]азис

Внимательным необходимо быть и при употреблении форм рода   Различай! женский род мужской род вуаль (смотрю за темную вуаль) гуашь (белой гуашью) тюл ь (красивым тюлем) шампунь (мыть голову шампунем) мозоль (наступить на больную мозоль)

Внимательным необходимо быть и при употреблении форм рода

Различай!

женский род

мужской род

вуаль (смотрю за темную вуаль)

гуашь (белой гуашью)

тюл ь (красивым тюлем)

шампунь (мыть голову шампунем)

мозоль (наступить на больную мозоль)

НЕЛЬЗЯ МОЖНО самый тончайший, более худшее, наименее красивее самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее

НЕЛЬЗЯ

МОЖНО

самый тончайший, более худшее, наименее красивее

самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее

ПОМНИ Что делаю? Что делать? Кладу, класть Что с делать? По ложить О деть ( кого-то ) На деть ( что-то ) Войти В (техникум)  Выйти  ИЗ  (техникума) Положить НА (парту) Взять С (парты)

ПОМНИ

Что делаю? Что делать?

Кладу, класть

Что с делать?

По ложить

О деть ( кого-то )

На деть ( что-то )

Войти В (техникум)

Выйти ИЗ (техникума)

Положить НА (парту)

Взять С (парты)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии  совершать чудеса».  И.С. Тургенев

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С. Тургенев


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!