2023-2024 Практические работы
5 класс
Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
Задания:
1.Стрелками разного цвета покажите на карте маршруты экспедиций Васко да Гамы,Х.Колумба,Ф.Магеллана,М.Поло, А.Никитина,Ф.Белинсгаузена и М.Лазарева.
2. Подпишите имена путешественников и годы путешествий.
3.Подпишите названия материков, океанов и географических объектов, через которые пролегали пути экспедиций.
4. Подпишите на карте географические объекты, названные в честь путешественников: Магелланов пролив, пролив Дрейка, Тасманово море, остров Тасмания, Берингово море, остров Тасмания, Берингов пролив, мыс Дежнева, море Белинсгаузена, море Лазарева, город Хабаровск.
Практическая работа №2
Определение направлений и расстояний по плану местности.
Задание1: Определить направление, азимут и расстояние до предложенных объектов. Расчёт вести от точки А. Расчет до объектов ведем по прямой.
1. Определить направление, азимут до колодца.
2. Определить направление, азимут до точки В.
3. Определить направление, азимут до Леса.
Пример записи: От точки А до фруктового сада Направление – ю-з; Азимут - 150°.
1. Определить расстояние до колодца.
2. Определить расстояние до точки В.
3. Определить расстояние до Леса.
Пример записи: От точки А до фруктового сада расстояние = 300 м
Практическая работа №3
Составление описания маршрута по плану местности.
Ход работы:
-
Определите стороны горизонта по плану местности.
-
По плану местности определите четыре объекта для наблюдения.
3.Определите объект – точку отсчета вашего маршрута.
4.От точки отсчета определите азимуты выбранных объектов.
5.Измерьте расстояние от точки отсчета до выбранных объектов в сантиметрах.
6.Используя масштаб плана местности, определите действительное расстояние от точки отсчет до выбранных объектов.
7.Составьте описание маршрута от точки отсчета к выбранному вами объекту с использованием полученных данных и условных знаков плана местности.
Масштаб 1: 10000
В 1 см – 100м
Практическая работа 4
Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам
1. задание: Определите географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам. Заполните таблицы.
Название географического объекта | Географические координаты |
широта | долгота |
Гора Джомолунгма (Эверест) | | |
Вулкан Везувий | | |
Город Сантьяго | | |
Гора Мак-Кинли | | |
Город Москва | | |
Город Ханты - Мансийск | | |
Географические координаты | Название географического объекта |
широта | долгота |
36 ̊ ю.ш. | 150 ̊ в.д. | |
56 ̊ с.ш. | 38 ̊ в.д. | |
62 ̊ с.ш. | 130 ̊ в.д. | |
60 ̊ с.ш. | 30 ̊ в.д. | |
43 ̊ 30 ̍ с.ш. | 42 ̊ 30 ̍ в.д. | |
2. Задание: Определите и подпишите на контурной карте в каком направлении и на каком расстоянии от г. Рима находятся отмеченные географические объекты. Подпишите названия тех географических объектов, которые на карте показаны стрелками, но не обозначены.
Практическая работа 5.
Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
1.По физической карте полушарий
А)С помощью масштаба карты измерить расстояние между влк.Камерун и влк. Килиманджаро (в Африке)
Б)расстояние от от Москвы, до Вашингтона.
В)В какой части материка Африка находится пустыня Калахари
2. По физической карте России определите
а)С помощью масштаба расстояние между городами Ростов-на-Дону и Волгоград, Москва и Санкт-Петербург.
б)В каком направлении от города Москвы находится город Берлин, Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург
Практическая работа 6.
Описание равнины по физической карте
Западно-Сибирская равнина
План | Характеристика |
На каком материке расположена | |
Какому государству принадлежит | |
Протяженность с севера на юг | (км) |
Протяженность с запада на восток | (км) |
Расположение относительно других объектов | |
Абсолютные высоты | Средняя_____________м Максимальная__________м |
Рельеф | |
Какие объекты расположены | Реки:__________________________________________________ Озера:_________________________________________________ Города:________________________________________________ |
Практическая работа 7.
Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
Задание: Используя данные наблюдений за погодой, постройте график изменения среднемесячных температур.
Таблица среднемесячных температур. Постройте график хода температуры.
Число | 2 | 6 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 22 | 24 | 26 | 30 |
Температура | -2 | -1 | +1 | +5 | +7 | +2 | 0 | -2 | -3 | -4 | -5 |
Выводы:
Максимальная температура воздуха__________________
Минимальная температура воздуха___________________
Средняя температура воздуха________________________
Месячная амплитуда температура ____________________
6 класс
Практическая работа 1.
Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
План | Обь | Амазонка |
На каком материке протекает | | |
В каком направлении протекает река | | |
Исток и устье реки | | |
Бассейн реки | | |
Использование реки | | |
Каковы проблемы реки и как они решаются | | |
Практическая работа 2.
Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации
Озеро Байкал.
План | Характеристика |
На каком материке находится | |
Географические координаты озера | |
Происхождение озерной котловины | |
Сточное или бессточное озеро. | |
Какие реки впадают в озеро | |
Какие реки вытекают из озера. | |
Особые черты озера. | |
Животный мир озера. | |
Как используется озеро человеком | |
Проблемы озера | |
Практическая работа 3.
Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.
Таблица 1. Реки Алтайского края
Название реки | Где начинается | Куда впадает | Какая длина,км |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Таблица 2. Озера Алтайского края.
Название озера | В каком районе расположено | Соленое или пресное | Глубина, м |
| | | |
| | | |
Практическая работа 4.
Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров
Сделайте вывод:
Ветры каких направлений были в течение месяца?
Каких ветров было наибольшее количество?
Каких ветров было наименьшее количество?
Практическая работа 5.
Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды.
Цель: научиться анализировать графики, делать выводы.
Оборудование: карандаш, линейка.
Рис.1. Суточный ход относительной влажности в г. Иркутске в июле.
Задание 1: Постройте график суточного хода температуры воздуха.
12ч ночи | 6ч | 12ч | 18ч | 24ч |
+18 | +22 | +30 | +27 | +20 |
Задание 2. Сравните полученный график с рис.1 «Суточный ход относительной влажности в г.Иркутске в июле». Сделайте выводы.
Практическая работа 6.
Характеристика растительности участка местности своего края
1.Особенности географического положения нашего населенного пункта:
Мы проживаем в селе __________________, ____________________ района, _________________________ края. Наш край располагается в _________ части ________________________________________ равнины, у подножья _______ гор.
2.Растительность преобладает:
лесная,
луговая,
болотная.
Примеры растений, которыми представлены в природном комплексе, являются:
___________________________________________________________
3.Животные, проживающие в нашей местности:__________________
4. Воды, их расположение.(реки)
5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.
6. Охрана природных компонентов комплекса. Растения и животные, занесенные в Красную книгу)
Практическая работа 7.
Характеристика локального природного комплекса по плану
План сравнения | Характеристика |
|
-
Географическое положение |
| |
| |
| |
-
Климат |
Климатический пояс | |
| |
| |
-
Почвы | |
-
Растительный мир | |
-
Животный мир | |
-
Особенности природной зоны | |
Практические работы 7 класс
Практическая работа № 1
«Анализ физической карты и карты строение земной коры выявление закономерностей распространения крупных форм рельефа.»
Цель: ставят самостоятельно каждый ученик
Ход работы:
Задание 1. Сопоставить содержание карты "Строение земной коры" и физической карты мира. Заполните таблицу.
Карта "Строение земной коры" | Физическая карта мира | платформа (начинаем заполнять с названия платформы) | форма рельефа-равнины (слово "равнины" вписываем после заполнения таблицы) | высота (абсолютная) | -
| | | -
| | | складчатые (подвижные) области | форма рельефа-горы (слово "горы" вписываем после заполнения таблицы) (начинаем заполнять с названия гор) | высота (максимальная, м) | | -
| | | -
| | | -
| | Вывод: | |
Практическая работа №2
«Описание климата территории по климатической карте и климатограмме.»
Цель: ставят самостоятельно каждый ученик
Ход работы:
Задание 1. При помощи карт атласа и параграфа учебника и дополнительной информации, заполните таблицу «климатические пояса».
Название пояса | Расположение пояса | Количество осадков | Температура |
Арктический | | | |
Субарктический | | | |
Умеренный (северный) | | | |
Субтропический (северный) | | | |
Тропический (северный) | | | |
Субэкваториальный (северный) | | | |
Экваториальный | | | |
Субэкваториальный (южный) | | | |
Субтропический (южный) | | | |
Тропический (южный) | | | |
Умеренный (Южный) | | | |
Субантарктический | | | |
Антарктический | | | |
Задание 2. Определите, какому климатическому поясу соответствует каждая климатограмма.? Сделайте вывод о каждом типе климата?
Практическая работа №3
«Сравнение двух океанов по предложенному учителем плану с использованием нескольких источников географической информации»
Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу.
План характеристики | Названия океанов |
| |
1. Площадь, млн км2 | | |
2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана | | |
3. В каких климатических поясах расположен океан | | |
4. Наибольшие моря и заливы | | |
5. Проливы, которые соединяют с другими океанами | | |
6. Особенности океанических течений | | |
7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан | | |
8. Средняя глубина, м | | |
9. Максимальная глубина, м | | |
10. Температура воды в поверхностном слое, °С | | |
11. Солёность воды, ‰ | | |
12. Представители растительного и животного мира | | |
Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов.
Практическая работа №4
«Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира по статистическим материалам.»
Задание 1. Используя таблицу 1 сделайте вывод о темпах изменения численности населения земного шара.
Таблица 1
Годы | 1650 | 1750 | 1850 | 1960 | 1999 | 2020 | 2050 |
Численность населения, млрд чел | 0,55 | 0,725 | 1,2 | 3,0 | 6,0 | 8,0 | 9,8 |
Задание 2. Используя рисунок « Средняя плотность населения в странах мира», определите:
А) материк с самой большой численностью населения. Как вы думаете с чем это связано?
Б) материк с самой малой численность населения. Как вы думаете с чем это связано?
В) материк с самыми быстрыми темпами роста населения?
Задание 3. Используя рисунок «Средняя плотность населения в странах мира» и политическую карту мира (атлас), выпишите 5 стран с самой большой и самой низкой плотностью населения.
Страны с самой большой плотность населения | Страны с низкой плотность населения |
1. _________________________; 2. _________________________; 3. _________________________; 4. _________________________; 5. _________________________. | 1. _________________________; 2. _________________________; 3. _________________________; 4. _________________________; 5. _________________________. |
Задание 5. Сделайте вывод, от чего зависит размещение населения на планете?
Практическая работа №5
«Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по разным источникам.»
Задание 1. Используя, данные, рассчитайте плотность населения в странах материка Евразии и объясните причины неодинаковой плотности населения
Страна | Численность населения, чел. | Площадь страны, км2 | Плотность населения, чел/км2 | Природные условия (рельеф, климат, природная зона) |
Монголия | 3 2780 00 | 1 564 000 | | |
Великобритания | 68 990 000 | 243 610 | | |
Россия | 146 080 000 | 17 100 000 | | |
Саудовская Аравия | 34 810 000 | 2 150 000 | | |
Германия | 83 240 000 | 357 588 | | |
Бангладеш | 169 800 000 | 148 460 | | |
Задание 2. Сделаете вывод из таблицы, от чего зависит плотность населения в стране?
Практическая работа №6
«Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам»
Цель: С помощью комплексных карт и дополнительного материала, научиться отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи.
Задание:1. Определите и сравните занятие населения Франции и Германии.
Наименование страны | На каком материке и в какой части света расположена страна | Люди каких национальностей здесь проживают | Занятия населения страны |
Франция | | | |
Германия | | | |
2.Определите, что общего и что различно в занятиях Франции и Германии.
Вывод: структура хозяйства, тип хозяйственной деятельности в разных странах различны и зависят от уровня … …. .
Практическая работа № 6
«Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам»
обучающегося (йся) 7 класса
ФИ:____________________________________
Цель: используя комплексные карты, научиться отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи, оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию.
Ход работы:
Наименование страны | На каком материке и в какой части света расположена страна? | Столица (политическая карта мира, стр.252-253) | Люди каких национальностей здесь проживают? | Занятия населения страны (стр. 205 учебника) |
Франция | | | Во Франции в понятие национальность вкладывается другой смысл по сравнению с Россией. Там это слово означает гражданство. Все жители Франции, имеющие гражданство этой страны, являются по национальности французами. Количество французов в процентном соотношении составляет 90 %. Так-же проживают: эльзасцы, бретонцы. | |
Германия | | | Воспользуйся учебником стр.212 | |
-
При помощи комплексной карты «Страны и занятия населения Европы» на стр. 205 учебника определите и сравните занятия населения Франции и Германии:
Определите, что общего и что различно в занятиях Франции и Германии:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 7
«Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе.»
Задание 1. Найти на карте "Климатические пояса Земли", примерную среднюю параллель климатического пояса.? Запиши её?
Задание 2. Используйте климатограмму экваториального климатического пояса, карты атласа и дополнительную информацию, выполните задание?
1 - ср. t? января;
2 - ср. t? июля;
3 - амплитуда;
4 - мин t?;
5 - макс. t?;
6 - годовое кол-во осадков;
7 - направление ветров летом;
8 - направление ветров зимой;
Задание 3. Сделайте вывод?
Практическая работа №8
«Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану»
Задание 1. Сравните особенности климата южных материков. Заполните таблицу используя карты атласа и дополнительную информацию.
Сравниваемые признаки | Африка | Южная Америка | Австралия |
-
Климатические пояса в которых лежит материк | | | |
-
Преобладающий климатический пояс | | | |
-
Главная особенность климата материка | | | |
Задание 2. Сделайте вывод на основе заполненной таблицы?
Практическая работа №9
«Сравнение географического положения двух (любых) южных материков.»
Задание 1. Выберите два южных материка. Охарактеризуйте их географическое положение при помощи таблицы «Особенности географического положения материков»?
Положение по отношению к: | Материк | Материк |
- Экватору | | |
- Полярным кругам | | |
- Тропикам | | |
- Нулевому меридиану | | |
- 180 меридиану | | |
- Океанам | | |
- Другим материкам | | |
- Направление, в котором материк имеет наибольшую протяжённость | | |
Задние 2. Сделайте вывод?
Практическая работа №10
«Описание Австралии по географическим картам.»(Есть в рабочей тетраде)
Задание 1. Укажите языковые семьи и народы, относящиеся к ним, населяющие Австралию?
Задание 2. Выделите в контурной карте территории с наибольшей плотность населения, с наименьшей и средней.
Задание 3. Назовите крупнейшие городские агломерации Австралии, подпишите их в контурной карте.
Задание 4. Сделайте вывод об особенностях размещения населения Австралии?
Практическая работа №11
«Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пояса.» (Евразия)
Задание 1. Используя карты атласа и дополнительную информацию заполните таблицу?
Умеренный пояс | Область | ГП | Условия формирования | Температура | Осадки |
Умеренно-континентальная | | | | |
Континентальная | | | | |
Резко -континентальная | | | | |
Мусонная | | | | |
Задание 2. В контурной карте Евразии выделите области умеренного пояса?
Задание 3. Сделайте вывод о формировании климатических областей внутри умеренного пояса?
Практическая работа №12
«Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из природных зон на основе анализа нескольких источников информации»
Практическая работа №13
«Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.»
Задание 1. При помощи карт атласа и дополнительной информации, выделите в контурной карте границы литосферных плит и крупные вулканы на территории Северной Америка и Евразии?
Задание 2. Сделайте вывод?
Практическая работа №14
«Описание одной из стран Северной Америки в форме презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного образа страны и т. д.).»
Задание 1. Опишите одну из стран Северной Америки в форме презентации.
8 класс
Практическая работа №1.
«Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт».
Последовательность выполнения работы
1. На контурную карту нанесите границы Российской Империи (ХХ век) и современные границы России. Границы обозначьте разными цветами.
2. С помощью карт определите государства или их части, которые входили в состав Российской Империи. Подпишите их на контурной карте.
3. Заштрихуйте страны СНГ (желтым цветом), страны НАТО (синим цветом) и страны-важнейшие экономические партнеры России (штриховкой).
4. Сделайте вывод о значении ближайших соседей России.
Страны СНГ | Страны НАТО | Важнейшие экономические партнеры России (2016) |
Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, | Албания, США, Бельгия, Болгария, Эстония, Испания, Голландия, Хорватия, Исландия, Италия, Канада, Греция, Литва, Люксембург, Латвия, Норвегия, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Великобритания, Дания, Чехия, Турция, Венгрия | Основные страны -торговые партнеры России представлены на диаграммах |
Практическая работа №2
«Определение различия времени для разных городов России по карте часовых поясов»
Варианты заданий
1. Определите поясное время в Омске, если известно, что в Москве 14 часов.
2. Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Архангельске поясное время равно 10 часов.
3. Определите время в Париже, если в Мурманске 17 часов.
4. В Норильске было 16 часов, когда из него вылетел самолёт в Москву. Самолёт летел 4 часа. В Москве было 16 часов, когда он приземлился.
5. Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
6. Рейсовый самолет вылетел из Москвы в Хабаровск в 10.00 по московскому времени. Во сколько часов местного времени он приземлился, если полет занял 7 часов.
7. Самолет вылетел из Перми в Москву в 15.00 местного времени. Полет продолжался 2 часа. Во сколько часов прибыл в Москву по московскому времени?
8. *Рейсовый самолет вылетел из Владивостока в Москву в 3 часа ночи и в 4 часа утра приземлился в Москве. Сколько времени продолжался полет? (Ответ объясните.)
ЗАДАНИЕ 1. Пользуясь картой «Часовые зоны России», назовите города России:
А) местное время в которых такое же, как в Ярославле;
Б) поясное время в которых такое же, как в Челябинске;
ЗАДАНИЕ 1. Определите разницу в поясном времени:
А) Ярославля и Магадана
Б) Москвы и Хабаровска
В)Сыктывкар и Улан-Удэ
Г) Омска и Калининграда
ЗАДАНИЕ 2. Определите:
А) поясное время в Красноярске, если в Якутске 22:00.
Б) поясное время в Москве, если во Владивостоке 18:00.
В) поясное время в г.Махачкала, если в Мурманске 07:00.
Г) поясное время в Новосибирске, если в Краснодаре 15:00.
ЗАДАНИЕ 3. Решите задачи:
-
Самолёт вылетел из Москвы в Хабаровск в 3 часа утра. Во сколько он приземлится, если расчётное время полёта составляет 7 часов.
-
Во сколько приземлится самолет, вылетевший из Ярославля в Екатеринбург в 12:00? Расчетное время полёта составляет 4 часа.
-
Самолёт вылетел из Костромы в Красноярск в 10 часов утра. Во сколько он приземлится, если расчетное время полета составляет 5 часов?
-
Самолёт вылетел из Краснодара в 13.00. Во сколько он приземлится в Калининграде, если время полёта составляет 2 часа?
-
Иван Ильич выехал из Курска в деревню Аныб Республики Коми в 21:00. Во сколько он встретится с Марьей Петровной, если время полёта составит 8 часов?
Задание 4. Расположите регионы в той последовательности, в которой жители встречают Новый год.
А) Ярославская область, Хабаровский край, Республика Коми
Б) Московская область, Камчатский край, Калининградская область
В) Амурская область, Республика Карелия, Омская область.
Г) Пермский край, Чукотский автономный округ, Алтайский край.
ОТВЕТЫ:
1.А –Воронеж, Вологда, Рязань, Липецк, Ростов-на-Дону
1.Б – Курган, Уфа, Оренбург, Пермь.
2А – 7часов
2Б – 7 часов
2В – 3 часа
2Г - 4 часа
3А - 20
3Б - 12
3В - 8
3Г – 18
4.1 – 17
4.2 – 17
4.3 – 18
4.4 – 13
4.5- 7 часов утра
5А Хабаровский,Коми, Ярославская
5Б Камчатский,Московская,Калининградская
5В Амуская, Омская,Карелия
5Г Чукотский,Алтайский,Пермский
Практическая работа № 3
«Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения».
Цель: Научиться находить и обозначать на контурной карте границы федеральных округов и макрорегионов, знать расположение краев, республик, областей, автономных округов, авт. области.
Оборудование: Карта «Федеративное устройство России», цветные карандаши, контурная карта «Политическая карта России».
Ход работы:
-
Сколько макрорегионов имеется на территории России? Как они называются? Обозначить их на контурной карте штриховкой, границу обозначить штриховыми линиями красным карандашом или ручкой.
-
Сколько федеральных округов имеется на территории России? Заполните таблицу в тетради, приведите несколько примеров субъектов РФ, которые соответствуют им (число строк в таблице определяете самостоятельно в зависимости от количества фед.оругов):
Федеральные округа | Состав федеральных округов |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
-
Отметьте в контурной карте границы федеральных округов черным карандашом или черной ручкой. Подпишите названия фед. округов в легенде карты.
-
К какому федеральному округу и макрорегиону относятся Еврейская автономная область? Республика Коми? Ярославская область?
Практическая работа № 4
«Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам»
Природно-ресурсный капитал– все естественные ресурсы, которые являются основой экономического развития страны, региона. К природным ресурсам относятся водные, почвенные, лесные ресурсы, полезные ископаемые.
1. Рассчитать обеспеченность Алтайского края следующими ресурсами:
Ресурсы | Разведанные запасы в 2021 г. | Добыча, в 1 год | Обеспеченность (количество лет) |
Пески строительные (тыс. м3 ) | 242 973 | 2 417 | |
Кирпично-черепичное сырье (глины, суглинки, трепел) (тыс. м 3 ) | 25 323 | 154 | |
Песчано-гравийный материал (тыс. м3 ) | 250 427 | 9 020 | |
Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность природными ресурсами?
2. Рассчитать обеспеченность природными ресурсами населения:
При родные ресурсы | Запасы | Численность населения, т. человек | Обеспеченность на душу населения |
Общая площадь леса Земельный фонд с/х. угодья | 3,45 млн га 16,8 млн.кв.км. 206,2 тыс. га | 2268,2 | |
Водные ресурсы | 53,5 км3 в год | |
Практическая работа № 5
«Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений»
Ход работы.
1. Составить таблицу.
2. Отметить на карте сейсмически активные зоны России.
3. Вывод. В чем состоят закономерности проявления опасных геологических явлений в России?
Практическая работа №6
«Описание прогнозирования погоды территории по карте погоды»
! Погода – состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток
времени.
Атмосферный фронт – своеобразные переходные зоны, разделяющие различные по
своим свойствам воздушные массы.
1. Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды.
1.Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Благовещенск
2) Красноярск
3) Иркутск
4) Магадан
2. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
1.Курган
2.Дудинка
3. Пермь
3. В каком городе наступит похолодание:
1. Барнаул
2. Тюмень
3. Хабаровск.
1.Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
1) Екатеринбург
2) Тюмень
3) Архангельск
4) Омск
2.В каком городе в ближайшее время наступит потепление:
1. Пермь
2. Воронеж
3. Оренбург
3. В каком городе потепление сменилось похолоданием:
1. Сыктывкар
2. Оренбург
3. Салехард
Практическая работа №7
«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, распределение средних температур и количества осадков по территории страны».
Оценочная.
Цель: Установить закономерности распределения солнечной радиации, температуры воздуха и осадков на территории России.
Оборудование: карты: суммарная солнечная радиация (стр. 56),
средние температуры января (стр. 61),
средние температуры июля (стр. 62),
годовое количество осадков (стр. 64),
испарение и испаряемость (стр. 65).
! Солнечная радиация - излучение солнцем тепла и света.
Суммарная радиация - общее количество солнечной энергии, достигающей
поверхности Земли.
Испаряемость - это количество влаги, которое может испариться с поверхности при
данных атмосферных условиях.
Испарение - это поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, льда,
растительности, почвы.
Коэффициент увлажнения - это отношение годовой суммы осадков к
испаряемости на этот же период.
К = О/ И.
К = 1 увлажнение достаточное
К 1 увлажнение избыточное
К
Ход работы:
Задание 1. Пользуясь климатическими картами, заполните таблицу 5.
Таблица 5.
Пункты | Суммарная радиация, ккал/см. кв. | Годовое количество осадков, мм | Испаряе- мость, мм | Коэффициент увлажнения | Увлажнение | Температура |
я | и |
Москва | | | | | | | |
Архангельск | | | | | | | |
Астрахань | | | | | | | |
Санкт-Петербург | | | | | | | |
Норильск | | | | | | | |
Якутск | | | | | | | |
Красноярск | | | | | | | |
Сделайте вывод:
- В каком направлении изменяется температура в январе и июне.
- От чего зависит распределение солнечной радиации.
- В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины
неравномерного распределения осадков.
- Установите взаимосвязь между количеством солнечной радиации и испаряемостью
Практическая работа №.8
Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
-
Определить суммарную радиацию, годовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения по климатическим картам и заполнить таблицу.
-
Район (город) | Температура января | Температура июля | Годовое количество осадков, мм | Испаряемость, мм | Коэффициент увлажнения |
| | | | | |
Вывод об условиях жизни и хозяйственной деятельности человека:
2. Определить по климатической карте суммарную, коэффициент увлажнения для нашего населенного пункта. Заполнить таблицу, сделать вывод.
Пункт наблюдения | Температура января | Температура июля | Годовое количество осадков, мм | Испаряе-мость, мм | Коэффи-циент увлажнения | Увлажнение |
| | | | | | |
Вывод:
Практическая работа № 9
«Сравнение особенностей режима и характеристики течения двух рек России»
Задание №1
С помощью карты и справочной информации в интернете заполнить таблицу
План характеристики реки | | |
Океан, к бассейну которого относится река | | |
Исток | | |
Устье | | |
Площадь водосборного бассейна, тыс. км² | | |
Высота истока, м | | |
Высота устья, м | | |
Длина, км | | |
Падение, м | | |
Уклон, см/км (Результат округлите до десятых.) | | |
Тип реки по характеру течения | | |
Тип питания реки | | |
Режим реки | | |
Возможность её хозяйственного использования | | |
3.Объясните причины выявленных в ходе сравнения различий в режиме и характере течения рек.
Справочный материал «Реки России»
Реки | Исток | Устье | Длина реки, км | Высота истока, м | Высота устья | Притоки |
Лена | | | 4400 | 930 | 0 | |
Нева | | | 74 | 4 | 0 | |
Обь | | | 5410 | 1000 | 0 | |
Урал | | | 2428 | 800 | -28 | |
Амур | | | 4440 | 1000 | 0 | |
Волга | | | 3531 | 256 | -28 | |
Дон | | | 1870 | 300 | 0 | |
Енисей | | | 4102 | 1000 | 0 | |
Индигирка | | | 1726 | 1000 | 0 | |
Колыма | | | 2129 | 1500 | 0 | |
(для учителя)
Справочный материал «Реки России»
Реки | Исток | Устье | Длина реки, км | Высота истока, м | Высота устья | Притоки |
Лена | Байкальский хребет | море Лаптевых | 4400 | 930 | 0 | Алдан, Вилюй, Олекма, Витим |
Нева | Ладожское озеро | Финский залив | 74 | 4 | 0 | Охта, Тосна |
Обь | Телецкое озеро (Бия и Катунь) | Карское море | 5410 | 1000 | 0 | Иртыш |
Урал | Уралтау (Уральские горы) | Каспийское море | 2428 | 800 | -28 | Илек, Сакмара |
Амур | Б.Хинган | Охотское море | 4440 | 1000 | 0 | Сунгари, Уссури, Шилка, Аргунь |
Волга | Валдайская возвыш. | Каспийское море | 3531 | 256 | -28 | Кама, Ока |
Дон | Среднерусская возвыш. | Азовское море | 1870 | 300 | 0 | Северный Донец, Хопер |
Енисей | Восточный Саян | Карское море | 4102 | 1000 | 0 | Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска |
Индигирка | хребет Сан-тар-Хаяга | Восточно-Сибирское море | 1726 | 1000 | 0 | Мома |
Колыма | хребет Черского | Восточно-Сибирское море | 2129 | 1500 | 0 | Омолон, Анюй |
Практическая работа № 10
«Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах».
Цель: научиться составлять схему высотной поясности;
Оборудование: - карта Крыма, инструктивные карточки.
ХОД РАБОТЫ.
ЗАДАНИЕ 1.
Используя предложенную таблицу, начертите схему высотной поясности Горного Крыма, обозначив по вертикали высоту от 0 до 1500 метров над уровнем моря, а по горизонтали (срез гор)слева – северный склон Крымских гор, а справа – южный.
Обозначьте типы растительности разными условными знаками.
ЗАДАНИЕ 2.
Сделайте вывод о причинах отличий растительности северного и южного склонов Горного Крыма
Северный макросклон | Высота | Южный макросклон | Высота |
пояс горных степей и лугов | от 1300м | пояс горных степей и лугов | от 1300м |
буково-грабовые леса | 700-1300м | буково-сосновые леса | 900-1300м |
дубовые леса | 350-700м | сосновые леса | 400-900м |
предгорная лесостепь | До 350м | приморский пояс дубово-можевеловые леса | До 400м |
Вывод:
-
В горном Крыму в характере размещения растительного покрова выражена высотная поясность
-
Наблюдаются отличия в растительности северного и южного склонов Горного Крыма
-
Главные древесные породы крымского леса: дуб, бук, сосна, граб, реже встречаются липа, клен, вяз.
-
Из кустарников: кизил, орешник, грабинник, держидерево, боярышник, терн, бересклет.
-
Приморский пояс дубово - можевелового леса состоит из: дуба пушистого, фисташки, можжевельника, иглицы, земляничника мелкоплодного.
Практическая работа11
«Определение по статистическим данным общего, естественного или миграционного прироста населения субъектов РФ или своего региона»
-
Дайте определение что такое миграция
-
Проанализируйте внутренние миграции России. Какие выводы вы можете сделать?
-
Используя текст учебника и карты атласа, определите направления внешней миграции: из каких стран к нам преимущественно приезжают иммигранты?
-
Что такое миграционный прирост (убыль)?
Формула миграционного прироста Мп=П-В, где П-это прибывшие, а В-выбывшие
-
Практическая часть. Решение заданий:
1) Рассчитайте миграционный прирост населения Ростовской области в 2019 году (количество человек и промилле) если известно, что: за год въехало 48 231 человек, а выехало 49 719 человек. В области проживает 4200000 человек.
Расчет миграционного прироста населения в промилле:
Мп : обшее количество человек в области : 1000( %0)
2) Определите миграционный прирост населения Ростовской области в 2005 г. Ответ запишите в виде числа.
Общие итоги миграции населения в Ростовской области в 2001–2009 гг.
(человек)
3) Пример задания
Используя данные таблицы, определите величину миграционного прироста населения Московской области в 2010 г. Ответ запишите в виде числа.
Изменение численности населения Московской области
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Общий прирост населения за год, человек | 27 101 | 39 809 | 40 145 | 44 693 |
Естественный прирост населения за год, человек | –46 816 | –40 859 | –32 942 | –32 076 |
Формула общего прироста
ОП=МП+ЕП,
где МП- это миграционный прирост, ЕП – это естественный прирост
МП= ОП-ЕП
МП= 44693-( -32076)= 76769
4) Используя данные таблицы, определите величину миграционного прироста населения Ростовской области в 2009 г.
Изменение численности населения Ростовской области
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Общий прирост населения за год, человек | –8255 | –7058 | –6807 | –6517 |
Естественный прирост населения за год, человек | –9285 | –8805 | –7774 | –7265 |
5) Определите величину естественного прироста населения России в 2012 г. Ответ запишите в виде числа.
Компоненты изменения общей численности населения в России, тыс. человек
Годы | Среднегодовая численность населения | Общий прирост | Миграционный прирост |
2009 | 142 737,2 | –114,6 | 247,4 |
2010 | 142 849,0 | –81,5 | 158,1 |
2011 | 142 960,5 | 190,7 | 319,8 |
2012 | 143 201,7 | 291,7 | 295,0 |
Практическая работа12
«Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ»
Задание: По данным построить круговую или столбчатую картограмму.
Практическая работа13
«Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид»
Проведите анализ двух половозрастных пирамиды населения страны за 1959 и 2002 годы.
Год | Количество родившихся детей, тыс. чел. | Возраст, с которого начинается превышение количества женщин, лет | Общая численность населения, тыс. чел |
1959 | | | |
2002 | | | |
Сделать выводы.
-
Как изменяется соотношение мужчин и женщин.
мужчин ____________________, женщин ___________________________
-
Как изменяется соотношение основных возрастных групп.
дети и подростки __________________, трудоспособное население ___________________,
пенсионеры_______________________.
-
С чем связано уменьшение числа группы 25-26 летних (1959 г.) и 68-69 летних (2002 г.)?
_________________________________________________________________________
Практическая работа14
«Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического состава населения»
9 класс
Практическая работа №1
«Определение влияния географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России»
Цель. Оценить экономико- географическое положение страны, выявить положительные и отрицательные черты географического положения и их влияние на отраслевую и территориальную структуру
Оборудование: атлас, учебник.
Ход работы
Задание 1. Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств Таблица 1, Таблица 2
2). Сделайте вывод.
Таблица 1.
Площадь России более 17,1 млн.кв.км
Площадь материков
Материк | Площадь, млн. кв. км. |
Евразия | 54 |
Африка | 30,3 |
Северная Америка | 30,3 |
Южная Америка | 18,2 |
Антарктида | 14 |
Австралия | 9 |
Таблица 2.
Площади крупнейших государств мира
Государство | Площадь, млн. кв. км. |
Канада | 9,98 |
Китай | 9,56 |
США | 9,36 |
Бразилия | 8,51 |
Австралия | 7,59 |
Задание 2 Ответьте на вопросы, используя атлас
1. Определите отношение России к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам.
2. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна. В каких частях света.
3. Определите моря и океаны, омывающие Россию.
4. Назовите страны, с которыми граничит Россия.
5. С какими странами самая протяженная граница?
6. Какая область граничит с Польшей и Литвой?
7. С какими странами граница проходит по горам, по рекам?
8. С какими странами Россия имеет морские границы?
Задание 3. Проанализируйте положительные и отрицательные черты географического положения России и сделайте вывод какое влияние ЭГП оказало на территориальную и отраслевую структуру. Назовите отрасли, развитие которых обусловило ЭГП
благоприятные | неблагоприятные |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Сделай вывод о проделанной работе
Практическая работа №2«Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в разных регионах»
Цель: сравнить стоимость электроэнергии в разных регионах России. Выявить причины различия.
Субъект | С 1.01.20 руб. кВтч |
Чеченская республика | 2,68 |
Чукотский автономный округ | 8,42 |
Ленинградская область | 4,27 |
Иркутская область | 1,11 |
Субъект | С 1.01.20 руб. кВтч |
Чеченская республика | 2,68 |
Чукотский автономный округ | 8,42 |
Алтайский край | 4,09 |
Ленинградская область | 4,27 |
Иркутская область | 1,11 |
Вывод:
- расположите регионы в порядке возрастания цены на электроэнергию;
- в каком регионе самая дорогая электроэнергия?
- в каком регионе самая дешевая электроэнергия?
- объясните причины этих различий.
Практическая работа № 3
«Сравнительная оценка возможностей для развития
энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны»
Цель: изучить возможности развития ВИЭ в различных регионах России.
Оборудование: справочные материалы.
Ход работы
1. Проработайте текст
Справочная информация
ВИЭ- возобновляемые источники энергии (солнце, ветер)
Согласно Энергетической стратегии России до 2030 г. преобладающую долю имеет потенциал использования энергии солнца и энергии ветра.
Производство электроэнергии от ВИЭ согласно стратегии будет связано с географией экономически эффективного потенциала соответствующих первичных энергоресурсов, в том числе: солнечной и биоэнергии — преимущественно в южных районах страны; ветровой — в зонах стабильных ветров со скоростью свыше 8—10 м/с (например, на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере, в районе Новороссийска); геотермальной — в районах Дальнего Востока, в Прикавказской зоне, Юго-Западной Сибири и др.; приливной — в районах с большими диапазонами приливных уровней морей (Дальний Восток, Крайний Север); низкопотенциальное тепло — повсеместно.
2. Изучите и составьте в тетради схему "Основные причины необходимости развития ВИЭ (см. фото)
3. Составьте таблицу "Возможности развития энергетики ВИЭ в регионах России" (в таблице указать вид ВИЭ, природные условия, позволяющие использовать данный вид ВИЭ, регионы России (где есть такие условия?)
Вид ВИЭ | Природные условия | Регионы России |
Энергия солнца | | |
Энергия ветра | | |
Геотермальная энергия | | |
Приливная энергия (ПЭС) | | |
Биоэнергия | | |
Вывод:......... (В качестве вывода ответьте на вопрос «Какие существуют недостатки и преимущества у возобновляемых источников энергии ?).
Практическая работа №4
«Выявление факторов, влияющих на себестоимость производства предприятий металлургического комплекса»
Составление картосхемы размещения чёрной металлургии России и определение факторов их размещения
Цель: развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения растениеводства и животноводства, определение факторов специализации отраслей сельского хозяйства.
Планируемые результаты: использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны.
Оборудование: карты атласа, контурные карты.
Последовательность выполнения работы
На контурную карту России:
1. Нанесите государственную границу России и границы её экономических районов.
2. Используя карты атласа, нанесите крупнейшие месторождения железных руд и коксующихся углей России.
3. Кружками коричневого цвета обозначьте и подпишите названия металлургических центров полного цикла: Магнитогорск, Липецк, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новотроицк, Серов, Старый Оскол, Тулу, Череповец.
4. Кружками красного цвета обозначьте и подпишите названия центров передельной металлургии: Верхний Уфалей, Волгоград, Выксу, Екатеринбург, Златоуст, Ижевск,
0
Колпино, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Кулебаки, Москву, Нижний Новгород, Новосибирск, Омутнинск, Орёл, Петровск-Забайкальский, Ревду, Санкт-Петербург, Электросталь.
5. Обозначьте на карте.
6. Обозначьте границы металлургических баз России: Центральной, Уральской, Сибирской, Дальневосточной.
7. Красными стрелками покажите пути транспортировки железных руд, а чёрными стрелками - коксующихся углей.
8. Какой фактор размещения имеют металлургические комбинаты полного цикла, а какой -предприятия передельной металлургии?
9. Подчеркните единственный в России комбинат полного цикла, имеющий транспортный фактор размещения.
10. Отметьте электроплавильный комбинат.
11. Назовите две крупнейших металлургические базы России и сделайте вывод о размещении чёрной металлургии России.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам
Цель: развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения с учетом основных факторов размещения производства. Планируемые результаты: использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны.
Оборудование: карта машиностроения и черной металлургии. Заполните таблицу.
Группа отраслей | Основной фактор размещения | Районы |
Трудоемкое | 1 | | 1 | |
машиностроение | | | 2 3 4 | |
| | | |
Металлоемкое | 1 | | 1 | |
машиностроение | | | 2 3 4 | |
| | | |
Вывод. Укажите причины подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого
машиностроения.
Практическая работа №5
«Выявление факторов, повлиявщих на размещение машиностроительного предприятия»
Цель: выяснить географическое положение машиностроительного предприятия;
выяснить влияние географического положения на конкурентоспособность ее продукции.
1 | Название, центр размещения (город) | |
2 | Г.П. (регион, соседи) | |
3 | Наименование продукции | |
4 | Транспортная сеть | |
Вывод: Как влияет географическое положение предприятия на конкурентоспособность ее продукции.
Пятерка крупнейших машиностроительных предприятий в России
Предприятие | Регион | Отрасль |
АвтоВАЗ | Самарская область | автомобильная промышленность |
ГАЗ | Нижегородская область | автомобильная промышленность |
КамАЗ | Татарстан | автомобильная промышленность |
ЗИЛ | Москва | автомобильная промышленность |
Челябинский тракторный завод | Челябинская область | тракторостроение |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора РФ до 2030» и «стратегия развития» с целью определения проблем и перспектив.
Цель работы: систематизировать и обобщить знания о лесной промышленности Европейского Севера, её отраслевой структуре; закрепить знания о территориальном расположении основных районов и центров отрасли; научиться по плану составлять характеристику одного из районов лесной промышленности; продолжить отработку навыков работы с тематическими картами и справочниками.
Опорные понятия Лесная промышленность — совокупность отраслей, специализирующихся на заготовке и переработке древесины, производстве мебели и полуфабрикатов, бумаги, картона, искусственного волокна, целлюлозы и другой продукции.
Лесные ресурсы — один из важнейших видов природных ресурсов, включающий имеющиеся на территории страны запасы леса и не древесные ресурсы (кормовые, охотничье-промысловые ресурсы, плоды и ягоды дикорастущих растений, грибы, лекарственные растения и т. п.).
Лесопромышленный комплекс (ЛПК) — объединение предприятий, выполняющих весь комплекс работ: от выращивания леса до полной комплексной переработку древесины.
Ход работы
-
Составьте комплексную характеристику лесной промышленности Европейского Севера России по плану в таблице.
План характеристики | Лесная промышленность Европейского Севера |
-
Географическое положение отрасли | |
-
Виды и запасы лесных ресурсов в районе | |
-
Факторы размещения отраслей производства | |
-
Виды производимой продукции | |
-
Крупные центры | |
-
Экологические проблемы отрасли | |
-
Перспективы развития отрасли | |
ВЫВОДЫ:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7
Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.
Цель: определить по карте размещение отраслей АПК.
Ход работы:
-
Выяснить факторы и районы размещения основных отраслей растениеводства и животноводства в России.
Вывод: Значение АПК для экономики страны. Проблемы и перспективы развития в ближайшем будущем.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8
Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий.
Задание №1
Изучи динамику грузооборота морских портов России.
Крупнейшие порты России, динамика развития 2003-2017гг. |
Порты России(бассейны) | 2005г. | 2017г. |
Порты (грузооборот, млн.т.) | 406,9 | 787 |
Арктический бассейн | 50 | 74,2 |
Балтийский бассейн | 140 | 274,5 |
Азово-Черноморский | 150 | 267,5 |
Каспийский | 11 | 4 |
Дальневосточный | 70 | 191,7 |
а) построй секторную диаграмму доли грузооборотов морских портов России за 2005 г. и 2017г.
Инструкция:
-
берем не отдельный порт, а бассейн (Арктический, Балтийский, Азовско — Черноморский, Каспийский, Дальневосточный)
-
секторная диаграмма — это круговая. Полный круг — это 100%. В 2005 году 100 % грузоперевозок по всем портам России составило 406,9 млн.тонн (видно из таблицы). Теперь нам необходимо рассчитать сколько же процентов от 100 занимает доля грузоперевозок Арктического бассейна (50 млн. тонн — опять же нашли в таблице в колонке 2005г.). Зная, что 100% — 406,9; х%-50, находим х=50*100/406,9=12,3%. Итак, доля грузоперевозок Арктического бассейна — приблизительно 12%
-
аналогично рассчитываем для всех остальных бассейнов (за 2005 и 2017гг) и только потом мы сможем начертить секторную диаграмму!
б) сравни полученные диаграммы, какие бассейны за последние 15 лет интенсивно развивались, почему?
Задание №2
Сравни структуру грузооборота внутреннего водного и морского транспорта России.
рис. 1 Структура перевозок российского внутреннего (речного) торгового флота по категориям товаров в 2018 г.
рис. 2 Структура отгруженных товаров в российских морских портах в 2018 г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9
Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края
Дать комплексную туристско-рекреационную характеристику Алтайского края по плану.
План характеристики туристско-рекреационного района
1. Географическое положение региона.
2. Природные условия (общая физико-географическая структура региона):
-
Рельеф.
-
Климатические особенности и ресурсы.
-
Растительный и животный мир.
-
Ландшафтная структура. Уникальные природные особенности территории.
-
Особо охраняемые природные территории и памятники природы. Необычные явления природы и стихийные бедствия.
3. Геодемографическая характеристика региона (численность и воспроизводство населения, состав и структура населения, расселение населения и т. д.).
4. История формирования и развития региона.
5. Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы региона (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территории и т. д.).
6. Туристско-рекреационные ресурсы. Виды рекреации и туризма.
Задание 2. На контурной карте обозначить важнейшие курорты края
Задание 3. Разработка туристского маршрута по краю
Необходимо разбиться на группы по 5 человек. Каждой группе нужно выбрать маршрут протяженностью более 1000 км. Составить паспорт разрабатываемого маршрута, который должен содержать следующую информацию:
-
Название маршрута;
-
Цели и задачи маршрута, тип маршрута;
-
Протяженность маршрута;
-
Продолжительность маршрута;
-
Фактор сезонности;
-
Начальная, конечная и промежуточные точки маршрута;
-
Категории людей, на которые рассчитан маршрут;
-
Использование транспортных средств;
-
Примерная стоимость маршрута;
Все полученные результаты должны быть оформлены в письменном виде!
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе анализа стат. материалов.
Цель работы
Проанализировать состояние экологической ситуации
в отдельных регионах России на основе
разнообразных источников информации
Задание 1. На основе анализа карты (карта стр.29) «Современное состояние окружающей среды» определите наиболее острые экологические проблемы в Центральной России, Урале, Западной Сибири и Дальнем Востоке. Обоснуйте свой ответ.
Задание 2. На основе анализа карты определите какие производства оказывают
наибольшее влияние на экологическое состояние крупных городов России. Выделите самые чистые
регионы страны. Обоснуйте свой ответ.
Задание 3. На основе анализа карты укажите самые радиационно-загрязненные территории
России. Обоснуйте свой ответ.
Задание 4. На основе анализа карты «Экологическое состояние поверхностных вод» укажите какие речные системы России наиболее загрязненные. В каких регионах страны относительно чистые
поверхностные воды. Ответ обоснуйте.
Вывод: В выводе, укажите какие территории России наиболее загрязненные и экологически опасны для жизни и хозяйственной деятельности людей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11
Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам»
практической работы по плану:
1) состав
2 )эгп
3) природные условия и ресурсы
4) хозяйство, отрасли специализации
5) проблемы района
6) сделаем вывод:
Влияние различной специализации районов на уровень хозяйственного развития региона.
Выявление экономической роли этих районов в жизни страны.
Ход урока
Задание. Сравнить экономические районы Урал и Поволжье по плану. Данные занести в таблицу.
План сравнения | Поволжье | Урал |
1. Состав | | |
2. ЭГП | 1. Образуют регион Урало – Поволжье 2. Оба находятся на востоке европейской части России. 3. Оба вытянуты с севера на юг. 4. Оба граничат с Казахстаном. 5. Транзитные дороги пересекают оба региона с запада на восток |
6. Омывается Каспийским морем | Сухопутный |
7. Ось района – река Волга | Ось района – Уральские горы |
3. Природные условия | 1.Рельеф – равнинный. | Рельеф – горный. |
2. Климат- умеренно- континентальный, на юге континентальный , увлажнение на юге недостаточное, возможны засухи. | Климат меняется с севера на юг. На юге лето теплее, длиннее. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье. Иногда бывают засухи, пыльные бури. |
3. Почвы- чернозем, плодородные. | Почвы- плодородные. |
4. Природные ресурсы. | | |
5. Хозяйство. Отрасли специализвции. | | |
6. Проблемы района. | Загрязнение реки Волга. Конверсия оборонных предприятий. Безработица. | Экологическая. Конверсия ВПК. Истощение ресурсов. Захоронение ядерных отходов. |
Вывод сделать с учетом данных вопросов.
1. Влияние различной специализации районов на уровень хозяйственного развития региона.
2. Выявление экономической роли этих районов в жизни страны.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №12
Классификация субъектов РФ одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития»
Задание1. Определите федеральный округ по предложенному описанию:
Округ занимает площадь 5118,4 тыс. км2, что составляет примерно 30% территории Российской Федерации, расположен между экономически развитой Европейской частью страны и Дальним Востоком. На севере он омывается водами Северного Ледовитого океана, на юге его территория примыкает к государственной границе с Казахстаном, Монголией и Китаем.
2. Перечислите все субъекты, входящие в состав данного федерального округа (задание 8).
1. | 5. | 9. |
2. | 6. | 10. |
3. | 7. | 11. |
4. | 8. | 12. |
3.Заполнить таблицу «ФО, их состав и характеристика»
ФО | Площадь км.кв Доля в % к РФ | Население Доля в % к РФ | Состав ФО |
Сибирский | 5 144 953 30,09% | 19 324 031чел. 13,19 % | Забайкальский кр., Иркутская обл., Республика Тыва, Республика Хака- ссия, Красноярский кр., Республика Бурятия, Омская обл., Томская обл., Новосибирская обл., Кемеровская обл., Алтайский кр., Республика Алтай. | |
-
Составьте картосхему «Экономика Сибирского федерального округа», обозначив границы района, состав, соседние субъекты, основные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, крупные транспортные узлы, месторождения полезных ископаемых, железные и автомобильные дороги (с указанием их направлений за пределами района), водные пути, нефтепроводы и газопроводы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №13
«Выявление факторов размещения предприятий одного из промышленных кластеров Дальнего Востока»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №14
«Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов РФ) по заданным критериям
Задание:
1.Постройте ранжированный ряд по ВВП на душу населения.
2.В каких регионах наибольшая продолжительность жизни, в каких наименьшая.
3.Выделите регионы с наибольшим ИЧР. Почему они вышли на первые места.