Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках музыки
- В последние годы одним из ведущих средств реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода в образовании стал метод творческого проекта , обеспечивающий продуктивное усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, практических навыков.
- Проект (с лат. «брошенный вперед»)- прообраз какого-либо объекта, вида деятельности .
- Понятие «учебный проект» рассматривают: 1) как задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, требующей решения; 2) как целенаправленную деятельность учащихся (информационную, исследовательскую, аналитическую) по решению проекта-проблемы; 3) как форму взаимодействия с учителем и между собой; 4) как результат деятельности - найденный способ решения проблемы; 5) как процесс защиты (презентации) результатов решения проблемы.
Метод проектов в образовании рассматривается как альтернатива классно-урочной системе.
Современный проект учащихся - это средство активизации познавательной деятельности, развития творческого мышления, исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования личностных качеств.
- Метод проектов- педагогическая технология , ориентированная не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования .
- Проектная деятельность позволяет включать в содержание образования широкий спектр проблем практической значимости, формировать метапредметные умения и навыки, устанавливать причинно-следственные связи с позиции поставленной в проекте проблемы.
- Метод творческого проекта или проектную технологию можно отнести к категории исследовательских, т.к. они побуждают к поиску, отбору, систематизации знаний, собственной оценке их достоверности, доказательности и экспериментальной проверке.
- В творческих проектах применяют эвристические, проблемные, диалого-дискуссионные, поисковые технологии.
- Реализация технологии проектного обучения приводит к изменению функции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Это приводит к изменению психологического климата: субъектно-объектные отношения между учителем и учениками превращаются в личностно-ориентированные субъектно-субъектные отношения сотрудничества и совместной деятельности.
- Задача педагога в творческом проекте заключается в том, чтобы в процессе его выполнения у учащихся развивались познавательные интересы, формировались универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной, интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполненного проекта.
учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность, подсказывает пути поиска информации, выступая в роли консультанта;
- учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Они активные участники процесса, а не пассивные статисты;
- происходит формирование конструктивного мышления.
- Проекты, «встроенные» в рабочую программу, обуславливают принципиально новую организацию учебного процесса.
- Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и мини-проекты, ориентированные на изучаемую в данном разделе тему, должны усиливать практическую направленность содержания раздела в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
Выделяется четыре этапа работы над проектом:
1.погружение в проект
2.организация деятельности
3.осуществление деятельности
4.презентация результатов
Для учащихся, впервые приступающих к проектированию, необходимо включить еще один этап- «Введение в проектную деятельность».
Алгоритм работы над
творческим проектом
1. Введение в проектную деятельность по предмету или по межпредметным проектам.
- Обсуждение возможных вариантов проектов, выбор исполнителей (индивидуальных, групповых, парных).
- Формулирование целей и задач, вычленение проблемы, определение этапов проектной деятельности .
4. Самостоятельная работа учащихся по проектным заданиям. Со стороны учителя-консультирование, оказание организационной и технической помощи.
5. Обобщение результатов проектной деятельности, их оформление.
6. Организация презентации (защиты) проекта.
7. Экспертная оценка результатов проектной деятельности.
Методический паспорт проекта
- Тема
- Цель
- Задачи
- Возраст учащихся, класс
- Сроки работы над проектом
- Режим работы над проектом (этапы проектной деятельности)
- Технологическое обеспечение
- Прогнозируемые результаты
Этапы работы над проектом
Название проекта. Автор проекта. Руководитель проекта.
Обоснование темы ( ее актуальность).
- Постановка проблемного вопроса.
- Определение объекта исследования.
- Определение предмета исследования.
- Формулировка цели исследования.
- Постановка задач.
- Гипотезы (Мы предполагаем, что...).
- Ход исследования (план, затем ход).
- Результаты исследования (выводы, достигнутая цель и поставленные задачи).
- Информационные источники (литература).
- Цель – запланированный результат. Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Методы – как решать задачи, проводить исследование. Гипотеза – предположение, требующее доказательств. Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование. Объект – что исследуется. Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.
- Цель – запланированный результат.
- Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
- Методы – как решать задачи, проводить исследование.
- Гипотеза – предположение, требующее доказательств.
- Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование.
- Объект – что исследуется.
- Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.
Толкование понятий
Примерные темы творческих проектов по музыке
- Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве.
- Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе.
- Народная музыка: истоки, направления, сюжеты, образы, известные исполнители и исполнительские коллективы.
- Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего.
- Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему.
- Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения.
- Авторская песня. Любимые барды.
- Что такое современность в музыке?
- 1. Что такое звук? 2. Почему звучат музыкальные инструменты? 3. Знакомьтесь, балет! 4. Какие бывают марши? 5. Экскурсия в мир оперы. 6. Из жизни музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные, смычковые и т.д.) 7. Музыкальные краски. 8. Музыкальная азбука. 9. Ритм, темп в музыке и в других видах искусства. 10. Музыкальный язык: средства музыкальной выразительности. 11. Музыкальный язык: форма музыкального произведения. 12. Музыкальная азбука. 13. Инструменты симфонического оркестра. 14. Инструменты народного оркестра. 15. Музыкальные стили и направления. 16. Фольклорная и этническая музыка. 17. Музыкальные инструменты разных стран и народов. 18. Свет и музыка.
19. Многокрасочность и колорит национальной музыки. 20. Танцы, танцы, танцы.
21. Острый ритм – джаза звуки.
22. Музыкальный образ России. 23. Разнообразие жанров народной музыки России. 24. Волшебный мир романса. 25. Образ природы в искусстве. 26. Юмор в музыке. 27. Женские образы в искусстве. 28. Богатырская тема в музыке. 29. Сказка в музыке. 30. Поэзия и музыка. 31. Музыка в кинофильмах. 32. Вечные темы в искусстве. 33. Музыка о войне. 34. Музыка - оружие в борьбе за мир и свободу. 35. Почему сказки о силе музыки есть у многих. народов мира? 36. Музыка разных времен и эпох (барокко, классицизм, романтизм, музыка 20 века).
37. Представители «Могучей кучки» - кто они? 38. Жизненный и творческий путь любимого композитора. 39. История одного шедевра (о любимом музыкальном произведении). 40. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители. 41. Музыкальный театр: прошлое и настоящее. 42. Современна ли музыка Баха? 43. Такую жизнь нельзя назвать короткой (творчество Высоцкого). 44. Новые направления в развитии музыки 20 – го века. Творчество «Битлз». 45. Может ли быть современной классическая музыка? 46. Музыкальный калейдоскоп современности. 47. Новые краски музыки 20-го столетия. 48. Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра.
49. Другая жизнь песни. 50. Красота в искусстве. 51. Творческий путь любимого исполнителя. 52. Композиторы-песенники как музыкальные символы своего времени (Дунаевский И., Александров А.). 53. Выдающиеся музыкальные исполнители – Шаляпин Ф., Ойстрах Д., Рихтер С. и др. 54. Российские музыкальные коллективы и исполнители. 55. Профессии, связанные с музыкой. 56. Музыкальные конкурсы.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, включающие в себя индивидуальное и коллективное музицирование, театрализацию (драматизацию) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников; творческие работы: изготовление тематических альбомов, газет, создание видеофильмов, электронных презентаций, составление коллекций; рисование, конструирование, литературное творчество и др.
- Критерии оценки творческих проектов
- актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- умение делать выводы и обобщения;
- самостоятельность суждений ;
- творческий уровень участников проекта, оригинальность решений;
- умение аргументировать собственную точку зрения;
- художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов, литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).