СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективность хорового пения в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Эффективность хорового пения в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ»»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогики и социальной работы

заочная форма обучения




дисциплина «Методика музыкального воспитания»





Реферат на тему

«Эффективность хорового пения в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ»






Выполнила:

студентка 4 курса № группы ЗСД-41

Кравченко В.А.







Астрахань, 2020


Содержание


Введение…..……………………………………………………………………….4

1. Понятие хорового пения и его задачи при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья..……………………………………..6

2. Формирование у детей с ОВЗ вокально-хоровых навыков.…………………10

3. Эффективность результатов использования хорового пения у детей с ОВЗ………………………………………………………………………………..15

Заключение.………………………………………………………………………19

Список использованной литературы…...………………………………………21






































Введение


В современном обществе гораздо больше внимания стало уделяться воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория детей стала более открытой и доступной в общении. В связи с этим возросла роль музыкального воспитания. Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования является хоровое пение.

Дети с ОВЗ, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих наблюдаются дефекты голоса и речи.

Процесс обучения хоровому пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальному сопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей. Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности.

Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия.

Организуя процесс вокально-хоровой работы детей с ограниченными возможностями здоровья, в образовательном учреждении необходимо создать определённые условия. Только их совокупность обеспечит полноценную, грамотно организованную систему музыкального воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.


















  1. Понятие хорового пения и его задачи при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья


Сущность воспитания и обучения ребенка с ОВЗ состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется жизнедеятельности в будущем.

Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы. Таким дополнительным образованием, в частности, является хоровое пение.

Хоровое пение - древнейшее из искусств. Человеческая природа явлена в хоровом пении, соборном единении вокального дара людей. Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу.

Хоровое пение - это надежные пути к постижению вершин мира, движению к высотам духовности. Детский хор - особая ветвь хорового исполнительства, более тонкая, эмоционально открытая, более искренняя. Первой возможностью выразить себя в мире, для детей, становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Хоровое пение предполагает решение воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность и формирование музыкально-эстетических навыков и основ сценического поведения детей с ОВЗ. При нарушениях речи, имеются нарушения двигательных, рече-двигательных, психических процессов. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений. Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью.

Целью хорового пения для детей с ОВЗ является преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией через музыку, слово и движение.

Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, то есть личные качества формируются именно там. Коллективное пение начинается с различных артикуляционных упражнений, вокальных и упражнений дыхательных.

Хоровое пение объединяет детей, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными.

Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, то есть создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения.

Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Развивать певческий голос у ребенка можно лишь в том случае, если он правильно развивается эмоционально. Если ребенок отстает в эмоциональном развитии, то он обычно не проявляет интереса к пению. При первом знакомстве с песней необходимо вызвать интерес у детей, для этого используются игрушки, иллюстрации или картинки.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память.

У детей с ОВЗ пение поможет развить голосовой аппарат, укрепить голосовые связки, улучшить речь, сформировать вокально-слуховую координацию. В хоровой деятельности тесно взаимодействуют такие средства воспитания, как музыка и коллектив. С одной стороны, в хоре развиваются музыкальные способности, формируется художественный вкус учащихся, с другой – создаются условия для выработки у ребёнка внимания и усидчивости, дисциплины и воли, чувства ответственности и целеустремлённости, серьёзного отношения к порученному делу, определённых норм поведения, общения с товарищами, уважительного отношения к труду.

Хоровое пение может позволить детям с ОВЗ проявить индивидуальные особенности, научиться подчинять свои действия общим задачам и требованиям. Влияние музыки непосредственно воздействует на чувства ребёнка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, побуждает ребёнка к сопереживанию, формирует его внутренний мир.

Исходя из особенностей детей, на уроке музыки решаются как общие, так и коррекционные задачи:

1.Развивающие:

- обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их сенсорно-музыкальных способностей, тембрового, ладововысотного, динамического, ритмического слуха;

- развитие психических функций: память, внимание, мышление и др.;

- формирование положительных эмоциональных реакций ребёнка на музыку;

- формирование музыкально-творческих проявлений, своих индивидуальных способностей.

Коррекционные задачи:

- активизирование потенциальных возможностей детей с ОВЗ с помощью средств хорового искусства;

- осуществление профилактики и коррекции имеющихся нарушений развития психических функций;

- создание условий для адаптации ребёнка с нарушениями развития посредствам общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Воспитательные задачи:

- приобщение детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства;

- воспитание культуры поведения в детском хоровом коллективе;

- формирование навыков коммуникации, отношения между ребятами на основе дружбы, товарищества;

- формирование эмоционального положительного отношения к хоровому пению - как одному из видов музыкального искусства.

Для реализации задач обеспечивается психологический комфорт, чувство защищённости для каждого ребёнка, чтобы у него не было страха во время исполнения музыкального произведения. Важно не делать никаких замечаний, если что-то не получается у детей, и тогда сложные элементы в различных произведениях будут усвоены.

Хор детей в основном формируется из детей, не имеющих никакой музыкальной подготовки. В хоровой коллектив нет специального отбора детей, принимаются все желающие.


2. Приемы и методы формирования вокально-хоровых навыков у детей с ОВЗ


Дети существенно отличаются друг от друга и характерными особенностями поведения: одни спокойны, медлительны, неинициативны, с признаками преобладания процесса торможения, другим свойственна повышенная возбудимость, расторможенность. Их поведение неустойчиво, внимание рассеянно.

В отличие от нормальных школьников, дети с ОВЗ быстро утомляются, в результате чего у них резко снижена работоспособность.

Наличие в хоровом коллективе разновозрастных детей с различным уровнем музыкально-слуховых данных, дефектами голоса, речи, а также нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обязывает применять особые методы в их обучении и воспитании для компенсации указанных недостатков.

Формы вокально-хоровой работы детей с ОВЗ:

1) комбинированное, когда ребенок с отклонениями в развитии способен находиться в группе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя;

2) частичное, когда дети с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать учебно-воспитательной программой;

3) временное, когда дети, обучающиеся в специализированном классе и дети из обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения;

4) полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные классы (дети с ринолалией, слабовидящие, слабослышащие); эти дети по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем специалистов).

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения.

Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:

- эмоциональная отзывчивость на музыку,

- ладовое чувство,

- музыкально-слуховые представления,

- чувство ритма, музыкальное мышление,

- музыкальная память.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.

Вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой.

Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно. Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, должны носить игровую форму.

Научить детей правильно дышать - задача одна из самых сложных. У детей певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов.

Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность. Они на занятии сочетаются с движениями рук, туловища, головы. В эти упражнения включен речевой материал, произносимый на выдохе. Проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Включены попевки с междометиями, мелодикломация, проговаривание коротких скороговорок громким шепотом, подвижные игры, игры-драматизации, ходьба с замедлением, игры-дразнилки.

В вокальной работе очень полезны упражнения по методике Е.Ю. Белобровой для развития вокальной техники, методические рекомендации при работе с голосом из «Вокального букваря» Е.М. Пекерской, а также логопедические упражнения, включающие в себя комплекс упражнений для развития правильного речевого дыхания, голоса и дикции.

Выполняя вокально-логопедические упражнения, ребенок учится выразительности, умению распределять и координировать дыхание с речевой фразой, у ребенка развивается чувство ритма и музыкальный слух.

Предполагается неоднократное повторение знакомых упражнений и попевок, это формирует у воспитанника навык чистого интонирования.

Упражнения на развитие слухового внимания помогают детям различать мажорное и минорное окончания музыки, слышать и передавать в движении музыкальные фразы; совершенствовать плавность движений.

Хоровые занятия включают в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения.

Каждое из коррекционных направлений реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка.

Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. В основу коррекционно-развивающих занятий положены ведущие подходы: Системный подход. Сущность которого, заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Личностный подход. Утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании, обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность-основа, средства и решающее условие развития личности. Полусубъектный подход. Сущность человека значительно богаче, разностороннее, сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

В процессе обучения вокальный репертуар подбирается от легких произведений к более трудным.

Музыка дает возможность самотерапии (регуляции состояний, трансформации, коррекции, реабилитации через механизмы катарсиса, компенсации), позволяющей тренировать динамическую устойчивость психики. Для коррекции и развития эмоционально-волевой и познавательной сферы воспитанника, личностных качеств и навыков позитивного общения в образовательный процесс вводятся тренинговые занятия, включающие в себя беседы, сказки, психологические упражнения, сюжетно-ролевые игры, психогимнастические этюды.


3. Эффективность результатов использования хорового пения у детей с ОВЗ


Музыкальные занятия в хоре, общение с педагогом и детьми - выполняют главную цель: восстанавливают, обогащают, развивают чувственные, словесно-логические связи между ребенком и здоровым окружением. Музыка обогащает связь с миром, способствует более полному и разнообразному восприятию предметов и явлений.

Первой особенностью организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекционная направленность, то есть система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Она проявляется в двух аспектах: общем и частном.

Общий аспект – это влияние, которое оказывает искусство на личность ребенка в целом, на формирование его как человека духовного, умеющего чувствовать красоту окружающего мира, музыки, художественного слова.

Специфический аспект коррекционной направленности выражается в положительном воздействии искусства на психофизическое состояние человека (музыка, вокал) и в возможностях каждого конкретного элемента творческой деятельности (слушания музыки, пения, декламации) исправлять речевые и иные недостатки ребенка.

Второй особенностью организации творческой деятельности детей-инвалидов является опора на работу «механизма компенсации».

Суть теории компенсации заключается в свойстве организма замещать или перестраивать нарушенные функции организма. В работе с «особенными» детьми необходимо ориентироваться не на дефект, а на незатронутые болезнью потенциальные возможности, которые, развиваясь, окажут влияние на формирование личности в целом. Это возможно лишь при условии, если принимать ребенка таким, каков он есть, работать с ним так, чтобы сформировать у него ценностное отношение к себе и окружающим.

Третьей особенностью организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья является яркая эмоциональная окрашенность этого процесса.

Создание благоприятной, доброжелательной, радостной атмосферы общения с искусством и интересными людьми во время творческих встреч, детских праздников, концертов, конкурсов, экскурсий и занятий ведет к снижению эмоционального напряжения, побуждает стремление к творческой деятельности и самореализации.

Музыкально-образовательный процесс, организованный в форме музыкально-практической деятельности с учетом индивидуальных особенностей, является средой максимального благоприятствования развитию духовности и творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.

Творческие порывы, любовь к искусству и желание выразить себя в музыке и песне - едва ли не важнейшие составляющие внутренней жизни ребенка, и чем более слабым и уязвимым он нам кажется, тем более яркой и сильной может быть в нем потребность в творческом самовыражении.

Для удовлетворения этой потребности необходимы условия, в которых человек с ограниченными физическими, умственными или психическими возможностями мог бы не только проявить себя, раскрыть свои возможности, но и быть уверенным в том, что его творчество нужно и приносит радость другим людям. Только так – через радость самовыражения и радость признания придет к человеку ощущение полноты жизни.

О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающих музыкальных занятий свидетельствуют, следующие показатели:

- сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;

- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

- сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;

- сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;

- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, скороговорках;

- способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;

- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;

- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

- положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);

- улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Основные результаты:

- наличие интереса к вокальному искусству;

- стремление к вокальному творческому самовыражению (пение ансамблем, хором);

-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, четко и ясно произносить слова;

- артикулировать, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, совершенствовать дыхание, правильную артикуляцию звуков, формировать способность вербального выражения чувств, обогащать словарь);

- желание участвовать в концертах, мероприятиях (раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого обучающегося, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту и вокальному опыту).

Основной ожидаемый результат - духовное развитие ребенка, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.















Заключение


Хоровое пение является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи. Для того, что бы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью творческой, востребованной и нужной обществу, на уроках и во внеурочной деятельности происходит коррекция и развитие его высших психических функций (ВПФ), эмоционально-волевой, двигательной, социальной сфер. Хоровое пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного). Развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Хоровое пение объединяет детей, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными. Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, то есть создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.












































Список использованной литературы


1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Бородулинина С.Ю. Коррекционная педагогика. - М. «Вако», 2006. – 147с.

3. Вахромеева А.Б. Педагогические условия организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. – СПб.: Лань, 1998. – 190 с.

4.Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание 9-12 лет.– М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.

5. Евтушенко И.В. / Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – сирот. – М.- 2003 - 94с.

6. Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии. - Москва, 2001. – 67с.

7. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. - Казань: Бук, 2016. - 87с.

8. Левандовская П. Пособие для учителя «Хоровое пение». - Москва «Музыка».- 1976. – 124с.

9. Передреева О.Б. Методическое пособие для творческого развития детей с ограниченными возможностями на примере музыкально-образовательной программы Российского национального оркестра «Волшебство музыки». – М., 2005. – 39 с.

10. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. — М.: Владос, 2011. — 167 с.

11. Широкова, И.Э., Бешкараева, Е.М., Середкина, А.И. Методические рекомендации по организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. – Йошкар-Ола:,- 2011.- 267с.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогики и социальной работы

заочная форма обучения




дисциплина «Методика музыкального воспитания»





Эссе на тему

«Методы, направленные на развитие у учащихся музыкально-познавательных способностей, умения слушать музыку»





Выполнила:

студентка 4 курса № группы ЗСД-41

Кравченко В.А.

Проверил:

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики,

заместитель декана по воспитательной работе

Голубятникова С.Д.



Астрахань, 2020

Методы, направленные на развитие у учащихся музыкально-познавательных способностей, умения слушать музыку


Способности – это отдельные психические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности.

К музыкально-познавательным способностям учащихся относятся - музыкальный слух, музыкально-ритмическое чувство и музыкальная память. Для создания оптимальных условий, способствующих формированию музыкально-познавательных способностей необходимо учитывать возрастные, психофизиологические особенности ребенка.

Музыкальный слух включает в себя несколько видов:

- мелодический,

- звуковысотный,

- полифонический,

- гармонический,

- внутренний (музыкально-слуховые представления),

- тембро-динамический.

Методы развития у учащихся музыкального слуха:

- проигрывание мелодии с сопровождением и без сопровождения;

- работа с устными диктантами. (Этот вид работы часто незаслуженно бывает забыт на уроках, но, тем не менее, устные диктанты удобны в работе. Занимаясь в классе, учащиеся могут быстро повторить мелодию голосом. Устные диктанты развивают музыкальную память учащихся, способствуют осознанному восприятию мелодии).

- работа с одноголосными музыкальными диктантами;

- досочинение мелодий помогает освоить целостность музыкального фрагмента, а также проявить творческие способности, закончить мелодию на основе предложенного ритмического рисунка;

- чтение с листа с предварительным анализом и определением мелодических и ритмических сложностей, интервалов, аккордов;

- написание двухголосных музыкальных диктантов;

- определение на слух интервальных последовательностей;

- определение на слух аккордовых последовательностей;

- подбор гармонического сопровождения к мелодиям;

- подбор по слуху мелодий, транспонирование. Учащимся предлагается подобрать мелодию (знакомую песню), а затем правильно записать ее. Если учащийся правильно выполнил данное задание, ему предлагается транспонировать данную мелодию;

- запись знакомой мелодии по памяти. Учащимся следует предлагать запись знакомой мелодии по памяти;

- запись мелодии, предварительно выученной с текстом. Мелодия сначала выучивается наизусть с текстом, после чего записывается учащимися без проигрывания.1

Музыкально-ритмическое чувство - способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкально-ритмическое чувство образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Методы развития музыкально-ритмического чувства:

– написание ритмических диктантов:

1) Учащиеся записывают мелодию вне звуковысотности (ритмический рисунок).

2) Преподаватель записывает на доске звуки мелодии точками или нотами одинаковой длительности, а учащиеся оформляют мелодию метроритмически.

Музыкальная память – способность к слуховому представлению образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Память человека – это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний, направляемые потребностями, мотивами и интересами для осуществления настоящей и планируемой деятельности. Все эти психические явления сопровождаются мнемическими процессами. По времени и характеру мнемических процессов в музыкальной памяти различают временные системы памяти:

Музыкальная память включает в себя:

Ультракороткая память. Мгновенная память – отпечаток коротких звуков, главным образом признаков звука – высоты, тембра. Длительность ультракороткой памяти 0,1 – 0,5 секунд).

Кратковременная память – отличается большим объемом запоминаемой звучащей музыки. Обеспечивает запоминание отдельных блоков – мотивов, фраз мелодий.

Оперативная память – использует материал непосредственно кратковременной памяти, так и ранее усвоенного. Основное ее содержание обслуживание непосредственно протекающей музыкальной деятельности – исполнительской, композиторской.

Долговременная память - многократные воздействия одного и того же музыкального материала длительностью более 15 - 20 минут, его повторение приводят к прочному закреплению воспринятого. Это долговременная память, которая сохраняет надолго все запечатленное.

Двигательная память - проявляется у музыкантов в том, что хорошо запоминаются исполнительские движения и их комплексы.

Эмоциональная память - память на пережитые чувства и эмоции. Она окрашивает все восприятие, действия и поступки человека в определенную «тональность» в зависимости от того, какими чувствами сопровождалось восприятие музыки или ее исполнение. Эмоциональная память основа ладового чувства и музыкальности.

Словесно-логическая память - проявляется в облегченном запоминании обобщающих и осмысленных комплексов - формы и структуры музыкальных произведений, исполнительского анализа и плана исполнения.

Методы развития музыкальной памяти:

- диктант для развития музыкальной памяти. Учащиеся, прослушав короткую мелодию несколько раз подряд, должны запомнить ее и записать сразу целиком;

- запись устных диктантов;

- запись знакомой мелодии по памяти. Учащимся следует предлагать запись знакомой мелодии по памяти;

- запись мелодии, предварительно выученной с текстом;

- заучивание диктантов наизусть.2

Методика обучения навыкам слушания музыки сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.

Художественное исполнение музыки - это выразительность, простота, точность. Здесь недопустимы различного рода упрощения и искажения, которые лишают ребят нужных эмоциональных переживаний. Так как вокальные и инструментальные произведения слушают дошкольники, то важно, чтобы звучность и темп были умеренными (без эффектной эстрадности), а звучание естественным и мягким.

Слово педагога о музыке должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Можно считать лишенными педагогического смысла беседы, побуждающие детей к формальным ответам: музыка громкая, тихая, быстрая. Но перед слушанием песен и пьес необходимо направляющее слово руководителя.

Слово педагога должно разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами.

Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, вида музыкального произведения (вокального, инструментального), момента ознакомления (первоначальное или повторное слушание), жанра, характера произведения, возраста маленьких слушателей.

Использование наглядных приемов для активизации музыкального восприятия зависит от источника дополнительной информации о музыке.

Наглядность понимается как метод познания музыки. Живое созерцание не обязательно зрительное. Для развития музыкального восприятия очень ценны музыкальные и литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки.

Восприятию музыкальных произведений помогут также изобразительные иллюстрации, художественные игрушки, пособия, то есть наглядно-зрительные приемы.3


Список литературы:


1.Кругликов В.Н., Платонов, Е.В., Шаранов, Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006.- 190 с.

2.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

3.Ригина Г.С. Музыка 1-2 класс. Методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.


1 Кругликов В.Н., Платонов, Е.В., Шаранов, Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006.- 190 с.


2 Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.


3 Ригина Г.С. Музыка 1–2 класс. Методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.


17