СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность презентаций в обучении младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентации – важный и чрезвычайно полезный элемент процесса обучения, поскольку учитель может не только продемонстрировать содержательный материал по изучаемой теме, но формировать определенную логику мышления

Просмотр содержимого документа
«Эффективность презентаций в обучении младших школьников»

Эффективность презентаций в обучении младших школьников.

Что такое презентация? Почему именно презентация? "Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Презентации – важный и чрезвычайно полезный элемент процесса обучения, поскольку учитель может не только продемонстрировать содержательный материал по изучаемой теме, но формировать определенную логику мышления, так как все презентации строятся по одной и той же логической схеме:

- Первый слайд – это всегда заголовок презентации.

- Второй слайд – определение термина или общее пояснение к теме.

- Два-три слайда посвящаются иллюстрациям, примерам, применению объекта изучения, то есть выделению его наиболее ярких особенностей.

- Последний слайд – итог, то есть, выделяется то главное, что должно быть понято и должно остаться в памяти учащихся.

Каждая презентация – это открытая дидактическая единица, которая состоит из нескольких слайдов, которую учитель может использовать в заданном виде или отредактировать под свою задачу. Можно изменить стиль оформления, добавить или убавить слайды, отредактировать тезисты и иллюстрации, если учитель этого хочет. Вносить те или иные изменения в презентацию могут и учащиеся, то есть можно использовать редактирование слайдов как дополнительное творческое задание для учащихся .

Презентации, в отличие от таких как: «Словарь», «Плакаты», клавиатурные тренажеры и тренажеры мыши, используются, как правило, при объяснении нового материала, при закреплении учебного материала в процессе самостоятельной работы. В первую очередь, презентации на уроке служат для объяснения нового материала. В то же время их можно также использовать и при повторении, систематизации знаний, закреплении изученного материала. Презентации могут использоваться и при подведении итогов работы на уроке и при контроле знаний в форме устного опроса. В последнем случае ученик рассказывает тему, пользуясь презентацией. Это формирует его информационную компетенцию, такую, как представление информации в форме устного рассказа с использованием электронной презентации. Данная информационная компетенция носит инвариантный характер относительно изучаемой (представляемой) темы или предметной области.

Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, способствующим лучшему запоминанию учебного материала. При ее систематическом использовании возрастает (увеличивается) продуктивность обучения. Ключевая идея каждой темы курса в презентациях содержатся в систематизированном виде. В такой форме содержание изучаемого материала представлено коротко и наглядно. При объяснении нового материала они сопровождают, иллюстрируют рассказ учителя. Использование презентации обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Такое сопровождение позволяет получать детьми информацию не только аудиально, но и визуально.

Таким образом, понимание достигается не только посредством устного слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект. Кроме того, вместе с обеспечением наглядности презентация помогает упорядочить знания. Детям наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи.

Форма использования презентации на уроке может быть выбрана учителем в зависимости от существующих условий, от фронтальной формы, когда учитель, объясняемый материал иллюстрирует слайдами на экране с помощью мультимедийного проектора. Такая форма наиболее подходит для некоторых презентаций по теме «Объект», где детям предлагается ответить на вопросы. Например. «Чем отличаются объекты?», «Какой лишний объект?». В таком случае учитель получает устные ответы детей, и только потом показывает ответ на экране.

Таким образом, презентация помогает объяснение нового материала организовать в различных формах. Это рассказ, эвристическая беседа, диалог, решение проблемных ситуаций и другие. Возможен вариант и без мультимедийного проектора, когда учитель объясняет, а дети по его команде осуществляют смену слайдов на своих компьютерах. В таком случае успех лежит в синхронной, слаженной работе всех участников. Нельзя оставить без внимания и такой вариант, когда по разным причинам знакомство с презентацией осуществляется учениками в самостоятельном режиме. Это не самый удачный вариант при изучении нового, так как презентации не предназначены для этого, они не являются электронной версией учебника для самостоятельного чтения или обучающей программой. В них мало слов и они ориентированы на рассказ учителя. Но и такая форма работы с презентацией может быть успешной при соблюдении ряда условий. Во-первых, соответствие сложности темы возможностям детей. Во-вторых, необходима обеспеченная должным образом мотивация учащихся перед работой с презентацией, чтобы дети понимали, для чего это нужно. Учителем должны быть четко поставлены вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти. После такого просмотра, важно получить ответы детей на поставленные вопросы, проверить степень понимания материала презентации и при необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых прокомментировать или объяснить.

Такая форма, как самостоятельная работа с презентацией в индивидуальном режиме, наиболее удачна при повторении материала, когда необходимо актуализировать имеющиеся по теме знания. При повторении и закреплении можно попросить детей самих прокомментировать тот или иной слайд, раскрыть суть иллюстрируемого понятия, объяснить взаимосвязи и содержание представленных на слайдах презентации объектов.

В основу разработки презентации положена многофункциональность, то есть возможность использования в различных видах уроков или его этапов. Во-первых, как иллюстративный материал при изложении новой темы. Во-вторых, как обобщение материала при подготовке к самостоятельной или контрольной работы. В-третьих, как материал для самостоятельного выборочного повторения учащихся. Презентацию можно использовать при устном опросе учащихся в начале или в конце урока.

Учитель определяет объем материала (количество слайдов), которые необходимо использовать на данном уроке. Разработчиками предусмотрена возможность редактирования презентации. Учитель в соответствии со своими задачами может добавить или удалить какие-либо объекты или слайды, создать и дополнить новыми. Учитель может использовать идею для самостоятельного создания презентации в случае необходимости.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – техническим средством, позволяющим осуществить показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.

Использование презентаций позволяет проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).


Таким образом, следует отметить, что применение мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе, несомненно, развивает познавательную активность младших школьников и тем самым позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний. Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.


Список использованной литературы:

1.Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе/ Л.Л. Босова// Информатика и образование. - 2002. - №1. - С. 10 - 42.

2.Гейн, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники / А.Г. Гейн. - М.: Просвещение, 2003. - 254 с.

3.Иванов, В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний/ В.Л. Иванов// Информатика и образование. - 2002. - №1. - 210 с.

4.Нужина, Е. В. Применение ИКТ на уроках [Электронный ресурс]/ Е.В. Нужина. - http://www.openclass.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!