СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность урока как условие повышения качества образования (из личного опыта преподавания русского языка)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдения из личного опыта преподавания русского языка и развития речи детей.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность урока как условие повышения качества образования (из личного опыта преподавания русского языка)»

МКОУ «Николо – Поломская СОШ» Парфеньевского муниципального округа Костромской области











Доклад





Эффективность урока

как условие повышения качества образования

(из личного опыта преподавания русского языка)







подготовила: учитель русского языка Галбур Ольга Юрьевна













Николо – Полома 2022



Введение

Слово «эффективность» в переводе означает – результат какого-либо действия. 

На эффективном уроке должна быть видна грамотность учителя.

Есть много методических разработок на предмет эффективности современного урока. Все они, несомненно, ценны и богаты идеями, подходами. Но хочется подробнее остановиться на моментах, связанных не только с результативностью урока, что называется в рамках ФГОС, но и не упустить особенности преподавания русского языка.

На мой взгляд, современный эффективный урок включает 3 этапа:

Первый этап – это создание благоприятного, психологического климата  на занятии.

Следующий этап - этап работы над повышением эффективности урока - это

формирование и удержание учебной мотивации.


Завершающий этап – это рефлексия, которая помогает каждому ребёнку осознать важность урока и проанализировать свои достижения.



Приёмы, средства и технологии для успешной составляющей каждого этапа


Первый этап: Прежде всего, необходимо нейтрализовать память от эмоций неуспеха в предыдущей деятельности, особенно у слабых учеников, а затем создавать перспективу для новой успешной деятельности.

Так, добродушное приветствие, разговор о погоде, о проведённых выходных, значительно повышает интерес учащихся. Этот приём служит связующим звеном при переходе ко второму этапу: формированию учебной мотивации.


Второй этап - формирование и удержание учебной мотивации:


Развитие коммуникативных способностей обучающихся занимает самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться формальным способом, пусть даже и на родном языке. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него развитие речи стала потребностью. Для преодоления этих трудностей и создания позитивной мотивации я использую на уроках следующие средства и приёмы:



  1. Игры: лексические (особой популярностью пользуется у всех обучающихся игра «Снежный ком»),

- игры-соревнования, КВН-ы (как формы проведения обобщающих уроков), ролевые игры. Например, разыгрывание диалогов на уроках по развитию речи.

  1. Элементы инсценирования (инсценировки ситуаций общения по теме, можно даже проиграть эпизод из отрывка произведения), что позволяет не только вызвать интерес к предмету, но и развивать творческие способности ребёнка.

  2. Групповая форма работы:

- работа в парах с постоянным или меняющимися собеседниками (интервью, разговор по телефону);

- малые группы. Работа в малых группах отличается от парной работы не только количеством учащихся, но и характером задач общения. Обычно кто-то один выступает в роли ведущего, его назначение - вводить в ситуацию, делать выводы, обобщать. Поэтому в малых группах принимают участие несколько собеседников, представляющих разные точки зрения на определённый предмет обсуждения.

- команды. Деление класса на команды рассчитано на выполнение учебных задач в виде конкурсов, соревнований, викторин.

4. Современные информационные технологии (средства наглядности, музыка, задания разного уровня), что в совокупности позволяет учителю, используя на уроках мультимедийные презентации, не только повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Завершающий этап – это рефлексия.

Примеры рефлексии:

  1. Цветовые сигналы: зелёный – всё понятно, жёлтый – не всё понятно, красный – испытываю большие затруднения.

  2. Популярны среди детей смайлики: смеющийся, улыбающийся, грустный, помогающие детям передать настроение, которое он испытывает на уроке.

  3. + - что понравилось; - -что не понравилось; «интересно» - любопытные факты на уроке.

  4. «Что у вас получалось сегодня лучше всего?», «В чём испытывали затруднения?»

  5. Предлагаю детям самим по инструкции оценить, например, тестовую работу друг друга по 5 бальной шкале.



Главное, на мой взгляд, при проведении этапа рефлексии не повторятся, а искать разные средства, чтобы дети с желанием выражали своё настроение, эмоции и переживания по поводу полученного опыта, пусть даже не всегда положительного.



Выводы

Итак, на эффективность современного урока влияют:

 – создание психологического комфорта на уроке;

 – формирование учебной мотивации, что, как результат, является формированием и развитием познавательных процессов;

– включение учащихся в игровую  деятельность для возникновения у них естественного желания вступать в общение;

–  сочетание самостоятельной индивидуальной работы и групповой;     

 – использование современных информационных технологий












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!