СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные формы и методы обучения химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качественное образование-это не только передача глубоких знаний, но и формирование таких знаний и навыков, потребность в которых порождается именно информационным обществом.  Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе форм и методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся в процессе обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы и методы обучения химии.»

  1. Здравствуйте ув коллеги!

Я, Кульшарипова Гульнара Кадылбековна - учитель химии в СШ с.Калкаман

  1. Слайд 1 Тема моего выступления: Эффективные формы и методы обучения химии.

Качественное образование-это не только передача глубоких знаний, но и формирование таких знаний и навыков, потребность в которых порождается именно информационным обществом.

Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе форм и методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся в процессе обучения.

  1. Слайд 2 В практике обучения химии получили распространение следующие формы как: урок, конференция, лекция, практикум, экскурсия, факультативные занятия

  2. Слайд 3 такие методы, как: рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, просмотр экранных пособий, практическая работа. В настоящее время методы обучения обогатились методами моделирования, построения мысленных моделей, математического моделирования.

  3. Слайд 4 Урок является основной моделью организации учебного процесса в классе. Выбор типа урока осуществляется в зависимости от дидактической цели урока.

  4. Слайд 5 Для всех типов урока общими формами обучения являются индивидуальная, парная, групповая и коллективная учебная работа:

  5. Слайд 6 Рассказ это основной метод изложения. В основе рассказа лежит изложение материала учителем.

  6. Слайд 7 Школьная лекция. В ходе её проведения необходимо учитывать такие требования:

  • в начале лекции учитель должен указать цель повествования;

  • учащимся должен быть предложен план лекции;

  • учитель должен следить за тем, как учащиеся конспектируют излагаемый материал;

  • в заключение чтения лекции учитель должен дать короткое резюме, раскрывающее основные идеи лекции.

  1. Слайд 8 Метод беседы может быть использован при фронтальной проверке знаний учащихся на первом этапе урока; в ходе выявления новых знаний после работы с учебной литературой; на отдельном уроке при обобщении изученной темы.

  2. Слайд 9 Методы самостоятельной работы– это вид деятельности учащихся, состоящий из действий и операций, которые формируются под контролем учителя. Организация самостоятельной работы учащихся придает обучению исследовательский характер. К этим методам относятся работа с книгой, выполнение и наблюдение эксперимента, графическая работа учащихся, работа с техническими средствами обучения, выполнение упражнений и решение задач.

  3. Слайд 10 Экспериментальная работа учащихся занимает особое место в обучении, прививает интерес к предмету, делает учение более разнообразным.

  4. Слайд 11 Работа с графическими наглядными пособиями: с периодической системой элементов, с таблицей растворимости и др.

  5. Слайд 12 Работа с учебной книгой занимает большое место в учебном процессе. В последнее время значительно возросло внимание к обучению учащихся работе с учебником, книгами учебно-методического комплекта и научно-популярной литературой. При работе с учебником ученики не должны заучивать наизусть текст учебника. Надо помнить, что при кажущейся легкости организации работа с учебником занимает много времени на уроке, поэтому она должна использоваться на тех уроках, которые не содержат много нового информационного материала. Следует отметить особую значимость работы с учебником на первых уроках обучения химии, целью которой является знакомство учащихся со структурой учебника, со специальными обозначениями.

  6. Слайд 13 Решение химических задач. Химические задачи помогают совершенствованию качества обучения, закреплению знаний, установлению межпредметных связей. Виды расчетных задач, которые должны уметь решать учащиеся, указываются в программе по химии.

  7. Слайд 14 Наблюдение. Это активный метод познавательной деятельности, опирающийся на работу органов чувств.

  8. Слайд 15 Химический эксперимент. Педагогическая ценность эксперимента в том, что в ходе его наблюдения ученик убеждается в том, что сложными химическими процессами можно управлять, что в кажущихся сначала непонятными явлениях нет ничего загадочного. В этом отношении эксперимент как метод обучения выполняет развивающую и воспитывающую функцию.

  9. Слайд 16 Лабораторные опыты по химии могут быть индивидуальными, групповыми (учащиеся, сидящие за одним столом, выполняют одну и ту же работу, но функции между ними распределены), коллективными (учащиеся, сидящие за разными столами, выполняют разные опыты, а затем докладывают о результатах и делают коллективные выводы). Так как лабораторная работа является частью обычного урока, она должна быть заранее тщательно продумана и технически подготовлена. Лабораторная работа может проводиться перед теоретическим объяснением для создания проблемной ситуации.

Практические занятия образуют строгую систему формирования практических умений. Практические занятия бывают двух видов: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи.

  1. Слайд 17 Демонстрационные опыты проводит учитель.

  2. Слайд 18 Мысленный эксперимент – это метод обучения, использующий воображение учащихся, благодаря которому строится мысленный образ осуществления отдельных стадий опыта. Его часто применяют при решении качественных задач, которые могут быть различными по содержанию.

Моделирование. Сущность метода заключается в том, что при изучении какого- либо явления создается модель, которая служит для учеников объектом рассмотрения. Например, представление электронного облака служит моделью электрона. Желательно, чтобы модели были еще и осязаемые, то есть материальные, что позволило бы привлечь дополнительный канал поступления информации.

  1. Слайд 19 Экскурсия. Форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.

Создание проблемной ситуации. Использование проблемных ситуаций позволяет создать осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

  1. Слайд 20 Метод проектов нацелен на развитие личности, их самостоятельности, творчества. Позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком из курса химии.

22) Слайд 21 Использование ИКТ на уроках химии позволяет

• сделать урок более интересным, наглядным; применение на уроке Мультимедийных презентаций.

23) слайд 22 Активное обучение обеспечивает вовлеченность учащихся в построение смысла на основании инструкций учителя посредством действий, при которых они должны активно вспоминать и применять знания.

В классе такие подходы реализуются через групповую работу , «имитацию» игры, определенную тематику по предмету. Активное обучение позволяет ученикам развивать процесс саморефлексии, вносить посильный вклад в работу пары или группы, чувствовать себя вовлеченным и необходимым в работе пары или группы, развивать тесные взаимоотношения со сверстниками.

Учителя должны постоянно предлагать поддержку, чтобы обеспечить обратную связь и оценивание прогресса всех учащихся с помощью моделирования, демонстрации, тщательных опросов, наблюдения, и игры вместе с учащимися.

Таким образом, учителя должны постоянно оценивать отдельных учащихся так, чтобы развивать потенциал и определять дальнейшие шаги в процессе обучения для каждого ученика.

Учащиеся достигают более высоких результатов на уроках, где учитель может обеспечить необходимые условия и поддержку, нежели там, где они обучаются полностью самостоятельно. Важным способом для достижения данных результатов является предоставление регулярной обратной связи каждому учащемуся и установление соответствующих перспективных целей.


24) слайд 23 Важен ежедневный анализ собственных уроков с точки зрения того, что удалось на уроке и что не удалось, в чем причина неудачи и каковы пути ее преодоления, что нужно дальше развивать и закреплять, положить в копилку опыта, должен стать потребностью учителя. Анализ собственных уроков, а также посещение уроков опытных учителей с последующим анализом этих уроков помогут учителю овладеть искусством проведения уроков.


Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI– век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!