СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные формы работы по формированию читательской грамотности младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены эффективные формы работы по формированию читательской грамотности  младших школьников в МБОУ "Лицей г. Рошаль"

Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы работы по формированию читательской грамотности младших школьников»

Эффективные формы работы по формированию читательской грамотности

младших школьников


Данилова С.Е.,

учитель начальных классов, заместитель директора по УВР

МБОУ «Лицей г. Рошаль»


Умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, да! Но умеют ли они читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста? Извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Поэтому вопрос о грамотном чтении остается в центре внимания.


Слайд 2

Формирование читательской грамотности младших школьников лицея проводится по следующим направлениям:


уроки

внеурочная деятельность

внеклассные мероприятия

ведение читательских дневников

проектно-исследовательская деятельность

сотрудничество с библиотекой

совместная работа с родителями


Остановимся на каждом из них немного подробнее.


Слайд 3

На уроках в начальной школе у обучающихся формируются специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Например, на уроках литературного чтения отрабатываются умения:

- Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке с опорой на цветовое маркирование.

- Работа со словарями разных видов.

- Умение рассматривать репродукции живописных произведений в разделе учебника «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами.

- Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Слайд 4

Читательская грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

Например, научный клуб младших школьников: «Ключ и заря» (Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка). Формы деятельности клуба: практическое занятие, игра, заседание научного сообщества, олимпиада, экскурсия и другие.

Цель - формирование метапредметных результатов методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки. Дети присылают в клуб личные или коллективные письма в форме отчетов, включающих мини-проекты, поздравительные открытки, сочинения, дневники наблюдений, иллюстрированные сочинения, памятки, информационные материалы.




Слайд 5

На занятиях кружка «Ключ и Заря» ребята также работают по серии учебных пособий «Пишем сочинения на «отлично» издательства «Академкнига/Учебник». В пособиях используется методика обучения, разработанная для младших школьников по одному из направлений развития речи - написанию сочинений разных видов.


Слайд 6

На занятиях кружка «Театральные ступеньки» отрабатываются элементы творческой деятельности: практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные); сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).


Слайд 7

Цель программы внеурочной деятельности «Грамотный читатель» - формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.


Слайд 8

На занятиях кружка дополнительно используются материалы аудио-проекта «Книжный клуб» Интернет-журнала «Место для шага вперёд» Издательства «Академкнига/Учебник».

Аудио-проект помогает школьникам научиться слушать литературные тексты, то есть включать одновременно внимание, воображение и память; учит удерживать в памяти разворачивающиеся события и мысленно строить из них целостную картину мира.  Данный проект помогает формировать умение выразительно читать поэтический и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения к тексту.


Слайд 9

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Это умение мы развиваем на кружках внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», «Расчетно-конструкторское бюро», «Занимательная математика». На приёмах, используемых педагогами на занятиях, мы подробнее остановимся во 2 части нашего семинара.


Слайд 10

Любить литературу может только тот, кто знает ее и понимает. Внеклассные мероприятия, проводимые в начальной школе, направлены на развитие познавательного интереса младших школьников, на продвижение и популяризацию чтения среди детей. Это:

- поэтические конкурсы

- читательские конференции

- литературные игры и праздники

Одним из любимых видов деятельности обучающихся на внеклассных мероприятиях является хоровое чтение. Это доступная форма обучения выразительному чтению, а также способ формирования способностей, имеющих значение в общем развитии личности обучающегося.


Слайд 11

Каждому человеку книги нужны по-разному. Кому-то больше, кому-то меньше.
Лучшая книга в мире – та, которую человек прочитал и полюбил. Но найти ее может
только он сам. Мы, взрослые, должны помочь ребенку в этом.

Как средство развития читательского интереса у младших школьников и эффективный способ привлечения внимания детей к книге, педагоги используют читательский дневник. Дневники по выбору обучающихся ведутся в бумажном или электронном виде.
Читательский дневник предусматривает ежедневное совместное семейное чтение в каникулярное время. Ребёнок должен читать вслух, внимательно, вдумчиво и понимать прочитанное. Убеждаем, что необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку. Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут не только отследить
интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка, но и
сами становятся участниками процесса чтения.
Каким образом проверяется активность чтения школьников? Учителя во внеурочное время проводят читательские конференции. Ученики готовят выставки книг, рисунки, книжки-малышки, кроссворды, составляют вопросы, краткий пересказ по
прочитанным произведениям. Ребята обсуждают произведения, которые вызвали особый интерес, рассказывают какие книги появились у них дома. Конференции проходят интересно, творчески, продуктивно.

Слайд 12

Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации. Этому способствовало участие начальных классов в этом учебном году в Осеннем марафоне онлайн-уроков «ГазАкадемия. Борьба с ТипОшами», организованном АО «Мособлгаз» для школьников Подмосковья. Использование мобильного приложения, а также яркий раздаточный материал мотивировали обучающихся глубже погрузиться в анализ представленной информации, в том числе и текстовой.

Слайд 13

Когда мы выходим с ребятами на улицу, нас окружает информация, которую нужно прочитать и понять. На экскурсии «Учимся читать улицу» рассматриваем таблички на домах, думаем, что они обозначают, вчитываемся в названия улиц, обсуждаем режим работы почты, магазина. Такая информация помогает ребенку хорошо ориентироваться в окружающем мире. Организуем так же занятия «Учимся читать ярлыки и упаковки», «Учимся читать афиши», «Учимся читать знаки и схемы».


Слайд 14

Уникальный мир загадок, ребусов, квестов, кроссвордов притягивает учеников начальной школы. Во внеурочной деятельности используем интернет ресурсы для создания интересных заданий. Например, при помощи QR-кодов можно закодировать любую информацию: текст, ребус, визитную карточку и т.д. Дети учатся получать и применять информацию, таким образом идёт процесс формирования функциональной грамотности, а значит и читательской.

Слайд 15

Формированию читательской грамотности также способствует и проектно- исследовательская деятельность, в процессе которой требуется найти необходимую информацию по теме, обработать её. В течение учебного года младшие школьники работают над проектами. Обучающиеся увлечены этой работой, т. к. темы для проектов выбирают сами. Проекты ежегодно представляем на научно-практических конференциях в лицее. В этом учебном году приняли участие в муниципальном и зональном этапах конференции проектных и учебно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных организаций Московской области «Что, как и почему?» в рамках проекта «За страницами учебника».


Слайд 16

Обязательно посещаем лицейскую библиотеку и совместно с библиотекарем проводим библиотечные часы. Цель мероприятий - формирование библиографической культуры, совершенствование представлений о периодической печати, о справочной литературе, об алфавитном каталоге библиотеки.

Слайд 17

Также совместно с библиотекарем и родителями проводим праздники «Прощание с Азбукой», «Праздник первой отметки», «Мы теперь ученики», на которых дети в качестве подарков за успешный труд получают книги, энциклопедии, словари.


Слайд 18

При развитии читательского интереса у младших школьников большое внимание
уделяем работе с родителями.

Низкий уровень семейного чтения – важный фактор, влияющий на уровень читательской компетентности школьников, поэтому привлечение родителей к решению проблемы грамотности чтения – серьезный и важный этап работы лицея.

Педагогами ведётся активная работа по пропаганде чтения. В тематику родительских собраний включаем беседы о значении и правильной организации чтения детей дома, о пользе вечеров «семейного чтения», о необходимости создания домашней библиотеки, знакомства с детской периодикой, о необходимости посещения детских театров для просмотра спектаклей по классическим произведениям.

С целью привлечения родителей к проблемам детского чтения проводим литературные вечера, открытые уроки и занятия.

Слайд 19

Завершить своё выступление мне хотелось бы словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

«Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем
интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего
интеллектуального развития – чтение».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!