СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные формы взаимодействия семьи и школы – залог успеха учебно- воспитательного процесса в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе-интернат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективные  формы взаимодействия семьи и школы – залог успеха учебно- воспитательного процесса в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе-интернат

Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы взаимодействия семьи и школы – залог успеха учебно- воспитательного процесса в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе-интернат»

Доклад

«Методы и приемы работы с учащимися и их семьями, состоящими на межведомственных учетах»



Семья начинается с детей. 

                                А.И.Герцен


Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.Макаренко


Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

  Семья, находящаяся в социально опасном положении (неблагополучная семья) – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

 Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)

  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);

  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;

  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.

  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьи "группы риска" – это семьи, члены которой  уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.

В нашей школе большое количество неблагополучных семей, многодетных, малообеспеченных. Есть семьи, в которых дети находятся под опекой, семьи, стоящие на учете в ОСЗН, много семей, воспитывающих детей-инвалидов. Причины неблагополучия разные: безнадзорность, бесконтрольность, алкоголизация родителей, несоблюдение требований по обеспечению ребенка необходимым для жизни и учебы, невыполнение родительских обязанностей и т.д

На данный момент в нашей школе на учетах состоят:

1. Многодетные семьи - 13 семей

2. Опека - 13 семей

3. СОП семей – 4 семьи

4. Учащиеся, состоящие на ВШУ (ОДН)-5

5. Учащиеся, состоящие на учете в Наркодиспансере-2

В школе сложилась определенная система выявления неблагополучных семей.

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.

Источниками получения информации о семейном неблагополучии являются классные руководители и специалисты ОСЗН, РКДНиЗП. На начало каждого учебного года совместно с классными руководителями, проводится изучение контингента обучающихся и их семей. Проводится уточнение и корректировка списков детей, состоящих на учете в ПДН, многодетных, малообеспеченных, неполных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении. Все эти категории требуют повышенного педагогического внимания и состоят на контроле у классных руководителей и социального педагога. На основании полученных данных составляются социальные паспорта классов и школы.

Работа классного руководителя по работе  с неблагополучной  семьёй:

По своему опыту могу сказать, что работать с семьей значительно труднее, чем работать с ребенком. Первая проблема, с которой мы сталкиваемся – это нежелание родителей идти на контакт, раскрываться. Решить эту проблему нам помогают наши дети. Сначала необходимо построить доверительные отношения с ребенком, постоянно присутствовать в его жизни, стать близким и понятным. Я использую любую возможность сблизиться с ребенком: всегда интересуюсь, как его дела дома, как настроение, провожу уроки (где имею также возможность наблюдать ребенка в учебной деятельности).


Направления работы классного руководителя:

  • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;

  • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);

  • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;

  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;

  • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения

  • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;

  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;

  • отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

Также оказывает реальную помощь в :

 организация встреч со специалистами школы, медицинскими работниками, работниками правоохранительных органов;

 психолого-педагогическая помощь (часто родители стесняются того, что их дети учатся в нашей школе, необходимо провести огромную работу по «принятию» взрослых сложившейся ситуации);

 подбор литературы для родителей по вопросам воспитания, поведения и т.д.;

 правовое просвещение (выступления социального педагог, педагога-психолога на родительских собраниях, раздача памяток);

 консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;

 помощь родителям в организации досуговой деятельности детей;

 ознакомление со службой экстренной психологической помощи;

 информирование родителей о работе различных служб.

В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся,    индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.


Представление на  комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав


В работе с семьями можно выделить основные направления работы классного руководителя и социального педагога:

- проверка жилищно-бытовых условий семьи;

- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;

- составление плана работы с семьей;

- проведение консультаций, лекций  для родителей;

- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;

- отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных   семей;

- организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время  и  во время каникул;

- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.


Хочется отметить, что наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.


Какую бы работу с неблагополучной семьёй, мы бы не осуществляли, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.  

Подводя итоги профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе можно сказать, что только при взаимодействии со всеми структурами системы профилактики (КДН и ЗП, ОДН ОП, здравоохранение) может осуществляться такой объем работы. Благодаря напряженной работе удается спасти от неверного шага многих подростков, вернуть их на правильный жизненный путь.