СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные интерактивные формы воспитания в работе классного руководителя с младшими школьниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности

(Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.)

Просмотр содержимого документа
«Эффективные интерактивные формы воспитания в работе классного руководителя с младшими школьниками.»

Эффективные интерактивные формы воспитания в работе классного руководителя с младшими школьниками.

Что бы конкретнее разобраться в вопросе, что такое интерактивные методы необходимо вспомнить определение слова «воспитание».

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.)

А вот методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания, т.е. такие способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Классификация методов:

1) методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения личности (приучение, упражнение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, познавательная игра, дискуссия, иллюстрации и демонстрации);

3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание Требование);

Отдельно выделяют методы самовоспитания и самоконтроля. К таким методам относят рефлексию и основные методы формирования сознания и поведения, и его стимулирования с приставкой «само»: самонаблюдение, самоанализ, самосовершенствование.

Все методы условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные и интерактивные. При применении пассивных методов воспитания классный руководитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию. При применении активных методов классный руководитель остаётся центральной частью дела, главным и единственным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.

Интерактивные формы обучения и воспитания.

Так как школа занимает важное место в жизни общества и играет особую роль в судьбе каждого человека, то именно на школу возлагается главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в быстро меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом. Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик всё время находится в положении не справившегося, что влечёт за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения. Необходимо постоянно повышать эффективность методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого учителю в своей работе необходимо использовать разнообразные способы активизации процесса обучения, нестандартные формы организации урока. Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Но нередко ученик является лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место на к
отором отводится монологу учителя. Мы склонны запоминать.

Данная схема наглядно демонстрирует зависимость усвоения учебного материала от степени вовлечения учащихся в процесс познания. В своей практике учителя используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные. При использовании пассивных методов и форм обучения педагог на уроке играет центральную роль. Здесь преобладает монологовый режим общения. При использовании активных методов и форм обучения на уроке используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, но роль педагога остаётся центральной. Ученики уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. На таких уроках формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения. (активный метод). Наиболее интересными (перспективными) в настоящее время являются интерактивные методы и формы обучения младших школьников и различные игровые технологии. На мой взгляд, чтобы побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока:

  • уроки-путешествия;

  • уроки-сказки;

  • викторины;

  • КВН;

  • интегрированные уроки;

  • уроки с использованием информационно;

  • компьютерных технологий;

  • уроки с элементами мультимедиа;

  • уроки с использованием интерактивных технологий обучения.

Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать.

Интерактивное обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивными технологиями называют те, которые ориентированы на жизненный и познавательный опыт и реализуют субъектные отношения всех участников образовательного процесса.

В настоящее время разработано большое количество различных интерактивных форм обучения:

  • работа в малых группах (в парах, ротационные тройки, два-четыре-вместе); - «большой круг»;

  • «вертушка»;

  • «аквариум»;

  • «карусель»;

  • «мозговой штурм»;

  • «круглый стол»;

  • ролевая игра;

  • деловая игра;

  • лекции с проблемным изложением;

  • эвристическая беседа;

  • уроки-семинары (в форме дебатов, дискуссий);

  • конференции;

  • использование средств мультимедиа;

Не всегда некоторые интерактивные формы обучения могут полностью использоваться в начальной школе, но элементы интерактивных форм обучения, доработав их под уровень класса, приносят положительные результаты в учебно-воспитательном процессе. Конечно, каждый учитель должен четко проработать и изучить интерактивные формы обучения, а не слепо их применять, и для каждого класса, определённого возраста использовать только те формы работы, которые соответствуют уровню развития детей на данном этапе. Необходимо использовать интерактивные формы работы, которые создают благоприятные условия и атмосферу доброжелательности для коммуникации всех участников учебно-воспитательного процесса: учитель-ребенок-родитель, при чём этот процесс взаимообратный. Вот, некоторые из интерактивных методов работы, для создания благоприятной атмосферы в классе.

Метод «Имя и жест»

Задачи реализации метода: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации, оперативное включение в деятельность всех учащихся, развитие их зрительной памяти. Рамочные условия реализаций метода. Оптимальное количество участников — до 30 человек.

Специального оборудования реализация метода не требует.

Время реализации метода — до 10 мин.

Алгоритм реализации метода. Участники пространственно размещаются так, чтобы хорошо видеть каждого. Педагог объясняет условия реализации метода: каждый участник представляет предыдущих участников и себя, называя их имена и повторяя (демонстрируя) жесты, которыми сопровождались имена. Поочередно каждые участник, называя свое имя, демонстрирует при этом какой-либо выразительный жест. Первым называет свое имя педагог, сопровождая его каким-либо жестом. Следующий участник сначала называет имя педагога и показывает его жест, а затем представляет свое имя и жест. Так продолжается до последнего участника, которому соответственно необходимо назвать имена и продемонстрировать жесты всех участников взаимодействия.

Метод «поменяйся местами»

Цели реализации метода: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между учащимися, оперативное их включение в деятельность. Рамочные условия реализации метода.

Оптимальное количество участников — до 30 человек.

Специального оборудования реализация метода не требует.

Время реализации метода - до 5 мин.

Алгоритм реализации метода. Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог объясняет, как реализуется метод: участники быстро меняются местами, отвечая таким образом на вопросы и выражая свое отношение к каким-либо предметам, событиям, явлениям.

Оптимальное количество вопросов - 10 - 15. Например, педагог предлагает поменяться местами тем, кто: уже проснулся; жаждет деятельности; пил на завтрак чай; пил на завтрак кофе; добирался до школы пешком; добирался до школы на общественном транспорте; у кого хорошее настроение; у кого есть что-то серое (черное и т. п.) в одежде; у кого черная обувь; хотел бы узнать что-то новое; хочет общаться и т. д. Те участники, которые отвечают на вопрос положительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на какое-либо другое, освободившееся; если участники отвечают на вопрос отрицательно, они остаются на своих местах.

Заверши фразу благоприятной атмосферы

Метод «прогноз погоды»

Задачи реализации метода: развитие положительной мотивации учащихся в деятельности, взаимодействии, создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации участников педагогического процесса.

Рамочные условия реализации метода.

Оптимальное количество участников — до 30 человек.

Необходимое оборудование: лист бумаги большого формата, на котором изображена система координат: ось У — температура эмоционального состояния, душевного настроя; ось X — участники педагогического взаимодействия; 2-3 маркера (можно обойтись доской и мелом).

Время реализации метода — 10 — 15 мин.

Алгоритм реализации метода. Педагог объясняет условия реализации метода: каждый участник рассказывает о своем эмоциональном, душевном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т. е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует? пасмурно или ясно? ветрено или тихо? есть ли осадки? какое время суток? какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие — определить температуру в интервале от 0 до +10 °С). Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) педагог фиксирует маркером (мелом) на листе бумаги (доске). После того как высказались все участники, педагог (он тоже описывает свое состояние, причем будет лучше, если он первым предложит свой рассказ, задав в нем определенный алгоритм повествования) соединяет все отметки температуры в график. Когда график построен, педагог приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свое отношение к нему. Подводя итог, педагог отмечает, что каждый из участников взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение, и построенный график подтверждает это.

Игровые педагогические технологии. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи. Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С переходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность ученика должна быть пронизана играми и игровыми моментами. Существуют различные классификации игр, но на мой взгляд, какова бы ни была классификация игр, ясно одно: игра для ребёнка не просто время провождение. Она для него учёба, труд, серьёзная форма воспитания и обучения. При организации проведении игр на уроках я придерживаюсь следующих требований:

  • правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, материал посилен для всех учащихся.

  • дидактический материал должен быть прост по изготовлению и использованию.

  • игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок.

  • подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.

Вот тогда игра и игровые моменты принесут тот положительный результат, который мы, учителя ожидаем от наших учеников. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребёнка, на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом. Игра помогает мне делать урок живым, а общение искренним, вызвать творческий интерес к обучению.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!