Общеобразовательная средняя школа №104 имени Е.Юсупова
ДОКЛАД
Тема: «Эффективные методы и приемы по качественной подготовки к ЕНТ по математике»
Юлдашев Адхам Хамракулович
Учитель математики осш №104 имени Е.Юсупова
Цель выступления:
- Определить наиболее эффективные компоненты и приемы по повышению качества знаний при подготовке к ЕНТ.
- Поделиться своим опытом и достижениями в данном направлении.
- Побудить учителей к активной работе по повышению качества знаний учащихся.
“ Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Модернизация отечественного образования созвучна словами Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны».
Как мы понимаем термин « качество образования»?
- Успешность поступления в ВУЗЫ по гранту.
- Интеллектуальное развитие.
- Высокий % ЗУНов.
" Основной целью образовательного процесса в школе является развитие каждого ученика. Мера этого развития выступает как мера оценки качества работы учителя, руководителя, школы в целом."
Что такое ЕНТ?
- Единое национальное тестирование - система оценки знаний выпускников, одна из форм отборочных экзаменов для поступления в высшие учебные заведения.
Результаты ЕНТ признаются колледжами и вузами в качестве результатов приёмных экзаменов.
Задачи ЕНТ:
- 1. Обеспечение государственного контроля и управления качеством образования с помощью единых измерительных материалов;
- 2. Повышение объективности, достоверности оценки качества образования;
- 3. Обеспечение социальной справедливости в доступе к высшему и среднему профессиональному образованию.
Планирование деятельности по подготовке учащихся к ЕНТ представляет собой следующие этапы:
I. Диагностический этап:
1. Анализ результатов пробных тестирований с целью выявления «западающих звеньев» в отдельных темах.
2. Индивидуальная еженедельная работа:
а) тестирование по отдельным темам;
б) собеседование;
в) контрольные срезы.
II. Практический этап:
а) работа по сборникам тестов
б) по электронным тестёрам;
в) посещение факультативов и курсов по выбору, индивидуальных занятий;
г) посещение курсов при вузах
III. Контрольный этап .
а) контрольное тестирование по темам.
б) ведение коррекционной работы:
в) ведение листа диагностики ошибок.
Проводится соответствующая работа с учащимися по трем уровням: с одаренными учащимися,
средними и со слабоуспевающими;
психологическая подготовка учащихся к снятию стрессовой ситуации;
подготовка учащихся к обоснованным формам подачи апелляции в комиссию ЕНТ.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕНТ можно выделить следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Методика подготовки к ЕНТ в обучении математике.
Рассмотрим методику подготовки к ЕНТ в трёх аспектах: техническая подготовка к ЕНТ, методическая подготовка к ЕНТ и психологическая подготовка к ЕНТ.
I. Техническая подготовка к ЕНТ.
При работе с тестами следует приучать учащихся не делать подробные записи каждого шага своих рассуждений. Чем меньше и короче ученик делает записи, тем выше будет его результат, поскольку больше времени останется на работу с самим заданием.
II. Методическая подготовка к ЕНТ.
Принципы построения методической подготовки к ЕНТ.
Первый принцип – тематический . Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая «правило спирали» – от простых типовых заданий до заданий со звёздочками, от комплексных типовых заданий до заданий раздела С.
Второй принцип – на этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего.
Третий принцип – переход к комплексным тестам разумен только в конце изучения определенных тем, когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт их применения на заданиях любой степени сложности.
Четвёртый принцип – все тренировочные тесты следует проводить с жёстким ограничением времени.
Пятый принцип – максимализация нагрузки (по содержанию и по времени) для всех школьников в равной мере. Это необходимо, поскольку тест по определению требует всех ставить в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Шестой принцип – нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.
Психолого–педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при подготовке к ЕНТ
Прекратить пугать учеников предстоящим ЕНТ, и начать формировать в них твёрдое убеждение в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл: время для подготовки ещё не полностью потеряно. Конечно, не стоит «перегибать палку» и внушать школьнику, что ЕНТ – это легко и просто. Но не нужно и внушать им мысль о полной безнадёжности.
Психологическое просвещение и профилактика
Психокоррекционное направление
Семейная психотерапия
- Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ЕНТ. Такая среда создается следующими приемами:
-более частый контакт родителей с ребенком, в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.
-совместное ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем.
-совместные воспоминания о прошлых успехах в сдаче пробных ЕНТ
-стиль общения с ребенком - оптимистический
Математика
- Немногие относятся с ответственностью к ЕНТ в начале учебного года, немногие удерживаются. Но кто усерден, тот обязательно наберет высокие баллы, может и все 140.
- Не смотрите на тех, кто не готовится, не сравнивайте себя с ними.
- Начинайте повторять математику уже сейчас
Важно:
- Решайте задачи в тот день, когда были заданы, не ленитесь;
- Выучите все формулы, даже если они вам непонятны;
- Набивайте руку: решайте хотя бы 50 задач в день любой сложности;
- Достаньте тестовые книги прошлых годов (2016 -2017)
Очень полезно:
- Чем больше вариантов будете решать, тем лучше. Делайте все ясно и четко – вам же потом читать написанное.
- Всегда говорите себе «Я смогу!».
- Ищите соперника в ком угодно, чем сильнее он, тем лучше. Дайте себе слово, что переплюнете его, и это сработает, не сомневайтесь.
- На ЕНТ по математике никто не поможет, подтягивайте ее сами. На удачу не надейтесь, методом тыка натыкаете себе двойку.
- Если вы на ЕНТ набрали плохо, не ищите виноватых, виноваты будете вы сами. А чтобы не винить себя в будущем, готовьтесь. Осознайте, что ЕНТ – это что-то большее, чем тест.
Рекомендации учащимся:
- Внимательно прочитайте условие задачи.
- Отвечайте на вопросы теста в порядке их предложения. Если некоторые задания вызовут у вас затруднения, оставьте их на потом. Не тратьте зря время.
- Если полученный вами ответ не совпадает ни с одним из предложенных вариантов, не пытайтесь найти ошибку. Потратите немало времени. Лучше отложить и решить заново.
Берем 3 ручки с цветными чернилами
( зеленым, желтым, красным и начинаем прорешивать любые доступные сборники пробных тестов
Правила трех цветов
Зеленым цветом отмечаем вопросы, ответы на которые мы знаем
Желтым-вопросы, на которые можете ответить с трудом или не уверены
Красным- вопросы на которые совсем не знаем ответа
Для начала приступим к повторению. Начинать повторять надо с вопросов, которые отмечены красным цветом. Находим соответствующие темы в учебнике и выучиваем их. Затем изучаем вопросы, которые знаем слабо., т.е. «желтые». В оставшиеся время повторяем те, которые знаете хорошо (зеленые).
Как запомнить большее количество формул.
- А) повторяй формулы и умей их применять;
- Б) вначале вспомни и обязательно запиши все, что выучил, и лишь затем проверь правильность формул;
- В) в последний день перед ЕНТ просмотри листочки с формулами.
Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
Сухомлинский
В своей работе я акцентирую внимание на следующих этапах.
- Необходимо знакомить учащихся и родителей с правилами проведения ЕНТ уже в девятом классе.
2. К десятому классу необходимо организовать приобретение учащимися литературы для подготовки к тестированию (справочники, таблицы, схемы, тестовые материалы за различные годы).
3. Планомерно совместно с психологом школы проводить психологические тренинги для подготовки учащихся и родителей к сдаче ЕНТ. 4. Регулярно организовывать пробные тестирования, проводить их анализ и сообщать родителям результаты пробных тестирований. 5. Привлекать родителей к организации внеурочной деятельности детей для подготовки к сдаче ЕНТ. 6. Ясно и четко организовать работу учащихся по подготовке к ЕНТ в урочное и внеурочное время.
Я бы предпочел следующие ИНТЕРНЕТ ресурсы:
http :// www.testent.ru/tests/ math /9 ,
http ://ustudy.kz/ , образовательный портал http://ent-online.kz/ ,
http :// ymnik.kz/tests/ math / ,
которые дадут возможность ученикам получить хорошие баллы на ЕНТ. Также можно использовать сайты по подготовке к ЕГЭ
http :// ege.yandex.ru/ math / .
Методики и приемы, помогающие ученикам успешно сдать единое национальное тестирование.
- 1. Подготовка учащихся по программе 5-10 классов. * Начинается уже в курсе средней школы. (5-8 класс).
- * В 9 классе продолжаем подготовку учащимися в течении учебного года в виде тестов. По тестам ВОУД (Внешняя оценка учебных достижений).
- *И в 10 классе учащиеся активно работают с тестами.
- 2. Подготовка учащихся в 11 классе. Тестирование провожу после изучения каждой темы, за годы работы накоплены тесты по всем темам с 5 по 10 класс, которые использую и в 11 классе для закрепления изученного материала.
Хитрые приемы:
1) Первое - будьте внимательны. Всегда обращайте внимания на знаки. Вот к примеру , часто делают ошибку при раскрытии скобок , если там стоит перед скобкой умножение на число отрицательное. Н-р: -(2+6*5)=-2-6*5 или вот например -7(-7*5-1+2)=7(7*5+1-2) Как вы поняли знаки всегда меняются на противоположные. То же самое и при работе с дробями. Только знак изменять нужно либо в числителе, либо в знаменателе (тут я вам скажу - делайте так чтобы было выгодно вам)
2) Второй совет, это варианты ответов! Если вам предлагается выбрать из 5 вариантов, значит там 4 неправильных. Пробуйте подставлять в уравнения сами ответы. Это очень легко. НО! Будьте внимательны, не всегда первое совпадение ответа, есть правильный ответ. Иногда имеются не один, а несколько верных ответов.
3) Наверное это нужно было делать первым, хотя ..... Короче берите с собою инженерный калькулятор. С ним можно решить практически все задания на тригонометрию, на задания где требуется найти значение выражения. А также он вам очень пригодится, даже при вычислении arctg, arcctg, arccos, arcsin.
4) Знание формул. Вы знаете формулы - вам легко решать. Не знаете - не поймете, даже если дадут формулу. Формулу нужно не просто тупо знать, а знать куда ее можно применить, как раскрыть и в чем суть формулы, а для этого вам нужно решать примеры именно для тех задач, которые вам даются с трудом.
5) Вы решаете и не получается. Вы решаете, но не получается решить. И вроде бы испробовали все, но все равно ответ не получается. Я сам знаю....потом начинаешь нервничать и остальное идет точно также. Так вот, если не получается ответ: 1) обратите внимания на правильность написания знаков. 2) посмотрите верно ли вы переписали само задание.
Система подготовки к ЕНТ не будет завершенной, если постоянно не отслеживать результаты учащихся, поэтому мониторинг просто необходим. Я провожу мониторинг по темам, который позволяет проследить - какие темы отработаны учащимся, а какие требуют повторного изучения. И конечно постоянно провожу мониторинг пробного теста ЕНТ. Эта информация служит основанием для прогнозирования дальнейшего результата, для постановки новых ближних и дальних целей.
Спасибо за
внимание