СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные методы и средства обучения на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и средства обучения, которые являются наиболее эффективными на уроках биологии в школе

Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы и средства обучения на уроках биологии»





Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБОУ "Заиграевская ОССОШ" п. Заиграево















«Эффективные методы и средства обучения на уроках биологии для повышения качества образовательного процесса»













Составитель: Шойдопов Б.Б.,

учитель биологии







п. Заиграево

2020











Современная школа - это результат больших изменений, которые произошли в национальной системе образования за последние десятки лет. Существенно это связано с тем, что сейчас система начинает ориентироваться на личностно-ориентированную педагогику, одной из задач которой является раскрытие творческого потенциала всех участников педагогического процесса.

Поэтому образование это значительная часть социальной жизни общества: сомнительно, что какая-то другая её система в той же степени может подтвердить факт своего постепенного развития таким обилием новшеств и экспериментов.

Согласно требованиям государственного стандарта, дисциплина биологии достаточно сложна и наглядена, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет преподавание.

Преподавание биологии, как и любого другого предмета успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.

Несомненно, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Но зачастую, организация урока приводит к тому, что ученикам просто надо слушать внимательно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения. Так получается, что представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность.

Преподавание биологии поразумевает использование различных форм, средств и методов обучения. Конечно нужно обратить внимание на то, что в связи со спецификой предмета часто необходимо выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта, что возможно только при непосредственной работе с ним. При этом ведущими являются методы изучения живых объектов т.е. наблюдение и эксперимент.

Введение в педагогическую науку понятия современные образовательные технологии является результатом широкого внедрения компьютеров и интернета в образование.

Главной отличительной чертой использования информационных технологий (далее ИТ) в биологическом и экологическом образовании является перераспределение потоков информации на занятии. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность учащегося приводит к значительному повышению его мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение биологии и экологии с использованием ИТ следует рассматривать как форму организации самостоятельного качественно нового освоения школьниками содержания учебного предмета и их развития.

Использование ИТ в общем биологическом и экологическом образовании целесообразнее в тех случаях, если:

  • требуется индивидуализировать обучение, особенно в связи с большими различиями в уровне подготовленности учащихся;

  • проверяется уровень овладения значительным объемом материала с использованием заданий, отличающихся по содержанию и порядку следования в обычной или тестовой форме;

  • необходимо обеспечить формирования навыков распределения внимания для многостороннего анализа разнородной информации, особенно в условиях дефицита времени;

  • требуется быстрый поиск информации в большом ее массиве;

  • реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальных моделей деятельности каждого учащегося;

  • научно устоявшееся и хорошо формализуемое содержание подтверждается множеством фактов и иллюстраций, но трудно осваивается.

При использовании современных образовательных технологий на уроках биологии и экологии позволит повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений

ИТ позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся ,их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.


Использование ИТ на уроках позволяет повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов.

ИТ я использую как на уроках, так и во внеурочное время. У меня есть возможность развивать творческие способности моих учеников, используя проблемно-развивающее обучение на уроках, в домашнее задание я включаю не типовые творческие задания, а мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации следует отнести к наиболее эффективным формам представления материала по биологии и экологии. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются разные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мышления. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения , высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Использование презентаций целесообразно а любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. ИКТ играют важную роль в подготовке учащихся к ЕГЭ. Формат тестов даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт. Тесты я составляю сам с помощью MS Word, Google forms или использую готовые.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии и экологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных опытов и практических работ с получением лабораторного оборудования .

У меня появилась возможность увеличить объём лабораторных и практических работ (за счет получения лабораторного оборудования и готовых микропрепаратов), что позволяет повысить интерес биологии как школьному предмету, развивать практические умения и навыки учащихся, а в конечном итоге – повысить качество знаний.
Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности.

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Систематическое использование разнообразных форм работы в собственной практике позволило мне добиться определенных результатов при обучении биологии. Учащиеся имеют глубокие, прочные знания по предмету «биология». У них выработаны умения и навыки для самостоятельного приобретения званий, проведения наблюдений, опытов, экспериментов. У учащихся сформирована устойчивая мотивация к изучению предмета; прослеживается динамика роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предмета биологии.

Aнализ уровневой дифференциации позволяет сделать вывод о том, что у учащихся сформирована устойчивая мотивация к изучению предмета; прослеживается динамика роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предмета биологии

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.