«Эффективные приемы подготовки выпускников к итоговой аттестации по английскому языку. Задание 40»
СЛАЙД 1
В наш современный век с использованием сети Интернет и публикацией многочисленных статей о подготовке к ЕГЭ по английскому языку несложно запутаться ученику и найти оптимальный ответ на вопрос «Так как же написать эссе?», а учителю научить ученика успешно решить эту проблему.
В 2006 году я также испытывала трудность. И передо мной стоял вопрос:
«С чего начать?»
Как научить писать письмо успешно?
Где взять материал для подготовки?
Сейчас я могу ответить на эти и другие вопросы.
Актуальность применения: в нынешнем Российском образовательном стандарте отношение к письму и обучению учащихся выражать свои мысли в письменной форме изменилось.
Из средства обучения другим видам речевой деятельности или средства контроля речевых навыков и умений, письмо стало целью обучения в программах всех типов образовательных учреждений.
Следует отметить, что подготовку к сдаче выпускного экзамена необходимо начинать с пятого класса, а в настоящее время со второго. Тщательно продумывать каждый урок и занятие. Вносить элемент игры. В этом новизна моего опыта: «Учимся, играя. Играя, учимся».
Созданы Портфолио для хранения интересных проектов, сочинений, писем, используются тетради для контрольных работ с разбором лексических и грамматических ошибок, тетради для «топиков» и изученной лексики по теме, конспекты по разделу «Грамматика». А с десятого класса подготовка к экзамену начинается более интенсивно.
СЛАЙД 2
В своей работе я остановлюсь на задании 40. Многолетний опыт доказывает, что именно это задание вызывает наибольшие трудности. Прежде всего, необходимо определить цели и поставить задачи, составить алгоритм работы.
При подготовке к Заданию 40 предлагаю следующий алгоритм работы:
Знакомство с нормативными документами (Кодификатор, Спецификация, Демонстрационный материал)
Новые подходы к выполнению задания 40.
Структура и содержание письменного высказывания Задания 40.
Стратегии выполнения задания 40.
Критерии оценивания.
Учимся писать вступление/заключение. Разбор примерных заданий.
Учимся писать основную часть. Отбор аргументов.
Полезные клише. Строим «скелет» эссе.
Типичные ошибки.
Тренинг.
СЛАЙД 3
Знакомство с нормативными документами
Кодификатор. Спецификация. Демонстрационный материал.
В начале работы необходимо познакомиться с нормативными документами:
Эти три важных документа определяют структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.
Кодификатор (словарь ЕГЭ) – документ, представляющий собой перечень элементов обязательного минимума содержания среднего и основного общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования.
Кодификатор содержит перечень всех тем, терминов и понятий, которые нужно изучить для успешной сдачи экзамена. Эта информация находится в Разделе 1 «Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене".
Раздел 2 - имеет перечень требований, которым в идеале должен соответствовать сдающий экзамен по английскому языку. Эта информация поможет дать оценку того, насколько испытуемый соответствует указанным требованиям.
Спецификация КИМ (контрольно-измерительных материалов) - это информация о структуре экзамена. Предоставляет возможность выяснить:
максимальный первичный балл,
количество заданий в 1-й и 2-й частях,
какие задания соответствуют, какой теме,
какие задания относятся к базовому уровню, а какие к повышенному,
как нужно распределять время на экзамене, рекомендуемое время,
сколько баллов даётся за каждое конкретное задание,
изменения в экзамене по сравнению с прошлым годом.
Демонстрационный вариант КИМ (контрольных измерительных материалов) единого государственного экзамена.
Таким образом, эти три документа важны при подготовке к экзамену. Их ни в коем случае нельзя игнорировать!
Рекомендации: скачать эти документы с сайта fipi; проработать материал с карандашом в руках; обсудить на занятии в парах, группе, индивидуально; использовать в дальнейшем для работы; считать настольной книгой для подготовки к ЕГЭ.
СЛАЙД 4
Новые подходы к выполнению задания 40
В демонстрационном варианте ЕГЭ 2019 года по английскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года по английскому языку уточнены критерии оценивания выполнения задания 40 раздела «Письмо», а также формулировка задания 40. Участнику экзамена предлагаются на выбор две темы развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение».
СЛАЙД 5
Задание 40 – Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения. Здесь предлагается один тип высказывания: «Ваше мнение». Это задание высокого уровня сложности. В работе проверяются следующие умения:
строить развернутое высказывание в контексте коммуникативной задачи и в заданном объеме;
выражать собственное мнение/суждение;
аргументировать свою точку зрения;
приводить примеры в поддержку высказанных суждений;
описывать события/факты/явления
делать выводы;
последовательно и логически правильно строить высказывание;
использовать соответствующие средства логической связи;
лексически, грамматически, орфографически и пунктуационно правильно оформить текст;
стилистически правильно оформить текст (в соответствии с поставленной задачей – нейтрально)
Время выполнения данного задания – 60 минут. Объем работы: 200-250 слов.
(Приложение 1)
Прежде всего, обратить внимание на объем высказывания.
На экзамене с учетом дефицита времени выпускник сталкивается с психологической проблемой выбора темы. Задача учителя научить выпускника быстро определиться с темой и если уж начал писать одну из выбранных тем, то не переключаться на другую. Важно помнить, что на работу отводится 60 минут.
Рекомендации:
- обратить внимание на объем высказывания. (За 179 слов в эссе получаем «0» баллов).
- учить укладываться во времени и объеме высказывания путем тренировочных упражнений, игровых моментов (например: «Кто быстрее вспомнит и напишет лексику по теме, составит предложения» и т.д.)
- первоначально выполнять домашние заготовки, фрагменты эссе с отслеживанием времени на выполнение работы;
- затем проводить такие упражнения на уроке и во время занятий по подготовке к ЕГЭ.
СЛАЙД 6
3. Структура и содержание письменного высказывания
Нижеприведенный план задания 40 четко определяет структуру и содержание письменного высказывания с элементами рассуждения «Ваше мнение»:
Use the following plan:
make an introduction (state the problem)
express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion
explain why you don’t agree with the opposing opinion
make a conclusion restating your position
На занятии рассматриваем, обсуждаем, разбираем, выясняем, что план состоит из 5 пунктов (абзацев). Как и все сочинения имеет вступление (1 абзац), заключение (1 абзац) и основную часть (3 абзаца).
Рекомендации:
Уточняем, подчёркиваем, обращаем внимание, запоминаем.
Особо обратить внимание в письменном высказывании с элементами рассуждения «Ваше мнение»:
1 пункт плана: вступление (перефразировать тему/проблему);
2 пункт плана: высказать свое мнение и аргументировать его;
3 пункт плана: представить другую точку зрения с аргументами ее
сторонников;
4 пункт плана: дать свои контраргументы, выражая несогласие с оппонентами;
(приводя контраргументы, отстаивая свою точку зрения, желательно выражать свое мнение не теми же словами, что раньше, а использовать перифраз, синонимию)
5 пункт плана: заключение. Возможно, еще раз указать на проблемный характер темы и следует обязательно подтвердить свою точку зрения, высказанную во втором абзаце, желательно другими словами, не повторяя прямо сказанное выше.
СЛАЙД 7
4. Стратегии выполнения задания 40
- строить высказывание в соответствии с предложенным планом;
- при планировании письменного высказывания сначала продумать ключевые фразы каждого абзаца;
- начинать введение с общего представления темы и раскрытия ее проблемного характера;
- во введении перефразировать тему/проблему, данную в задании, не повторяя ее дословно;
- в основной части должно быть три абзаца;
- каждый абзац должен быть написан соответствующим образом (рекомендуется в первом предложении абзаца выразить его основную мысль и далее ее развивать, подкреплять примерами и аргументами и т. д.);
- введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объему;
- делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста;
- общий объем основной части не должен быть меньше общего объема введения и заключения; особое внимание следует уделять средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями и абзацами;
- правильно использовать языковые средства.
СЛАЙД 8
5. Критерии оценивания выполнения заданий раздела «Письмо»
На первом занятии (это можно сделать в парах) познакомить обучающихся с критериями оценивания работы, с дополнительной схемой оценивания (Приложение 2), а также с особенностями оценивания Задания 40.
Уточнить, какие баллы, и за какой критерий можно получить. Обязательно обратить внимание на то, за что ставиться «0» баллов.
В дальнейшем, рекомендуется проверять эссе в соответствии с ними.
Письменное высказывание с элементами рассуждения (задание 40) оценивается по пяти критериям:
«Решение коммуникативной задачи» (максимальное количество – 3 балла),
«Организация текста» (максимальное количество – 3 балла),
«Лексика» (максимальное количество – 3 балла),
«Грамматика» (максимальное количество – 3 балла),
«Орфография и пунктуация» (максимальное количество – 2 балла)
Максимальное количество баллов, которое можно набрать за написание сочинения-рассуждения – 14.
СЛАЙД 9
Под решением коммуникативной задачи понимается:
использование определенного стиля речи (официального, неофициального, нейтрального) в соответствии с указанной в коммуникативном задании ситуацией;
объем, т.е. соответствие высказывания заданному объему.
Рекомендации:
Серьезно рассмотреть критерий «Решение коммуникативной задачи» (РКЗ), так как именно к данному аспекту предъявляются особые требования. В данном критерии выделяются 6 аспектов. Максимальный балл – 3:
Аспект 1. Вступление – постановка проблемы. Д.б. проблемность.
Аспект 2. Мнение автора с 2 -3 аргументами. – Можно взять 2 критерия.
Аспект 3. Противоположная точка зрения с 1- 2 аргументами. Можно взять 1 критерий.
Аспект 4. Объяснение, почему автор не согласен с противоположной точкой зрения (контраргументы).
Я не согласен – аспекта нет. /Я не согласен и почему – аспект есть.
Аспект 5. Заключение с подтверждением позиции автора.
Вывод: д.б. своя точка зрения, чужая не нужна.
Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: соблюдается нейтральный стиль.
(нельзя использовать:1) риторические вопросы, 2) разговорные выражения и конструкции типа Let's … (Let us и Let me все же считаем, как нейтральный стиль) 3) сниженную лексику типа folks (people) 4) стяженные (краткие) формы: I’m, he’s, don’t, aren’t, can’t, I’d like.
Если сочинение «за» и «против», то К1 – 1балл /К2 – 1балл.
В целом, Критерий «Решение коммуникативной задачи» (РКЗ) состоит из 6 аспектов. Аспекты 1-5 оценивают содержание эссе и соответствуют плану сочинения выпускника. Что касается Аспекта 6 – к данному аспекту предъявляются особые требования по стилю написания сочинения.
СЛАЙД 10
Под организацией текста понимается:
логичность в изложении материала;
связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями текста (союзы, вводные слова, местоимения и т. п.);
структурирование текста, т. е. логичное деление текста на абзацы, наличие вступления и заключения.
Основная трудность в оценке данного аспекта состоит в том, что нужно одновременно оценить замысел, смысловую цельность высказывания и композиционную стройность, логику и связность изложения. Однако, как правило, эксперты удачно справляются с оцениванием этого критерия.
СЛАЙД 11
8. Полезные клише.
При написании эссе важно прибегать к словам и выражениям, которые являются общеупотребительными клише для текстов такого рода. Для удобства они разделены на несколько групп по сфере использования (Приложение 3)
для использования во введении;
для перечисления;
для приведения примера;
для выражения своего мнения;
для противопоставления;
переход к другой стороне вопроса;
для описания причинно-следственной связи; чтобы сделать вывод
Рекомендации:
Проработать речевые клише. Позволить выпускнику выбирать клише для себя и заучить их наизусть.
И как показала практика, заученные наизусть речевые клише помогают выпускнику успешно написать сочинение на экзамене с учетом дефицита времени.
СЛАЙД 12
При оценивании лексической грамотности учитываются:
точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность их употребления в контексте;
правильность формирования лексических словосочетаний; соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка;
запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие высокому уровню (В2 по общеевропейской шкале).
Практика проведения экзамена показала, что некоторые эксперты затрудняются при квалификации ошибок и иногда снижают баллы у учащихся за одни и те же ошибки как в разделе лексика, так и в разделе грамматика. Не всегда учитывается такой фактор, как типичность ошибки.
При оценивании грамматической правильности речи учитывается:
точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания;
разнообразие и корректность используемых грамматических средств;
сложность используемых конструкций.
При оценивании правильности орфографии и пунктуации учитывается:
соблюдение норм орфографии иностранного языка;
правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, восклицательный и вопросительный знаки).
СЛАЙД 13
9. Типичные ошибки.
Выделяются следующие типы ошибок: лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки
Повторяющиеся ошибки, т.е. ошибки на одно и то же правило любого типа (лексика, грамматика, орфография) считаются как одна ошибка (Приложение 4).
Уместно познакомить обучающихся с графическим обозначением ошибок. На полях следует указать тип ошибки. Выделяем следующие типы ошибок.
СЛАЙД 14
Symbol | Meaning | Example |
Gr | A grammar mistake | Childrens play computer games. |
Lex | Wrong word | I am interested on playing football. |
P | A punctuation mistake | However many people….. |
Sp | A spelling mistake | They like to buy modern clothers. |
Если ошибка вызвана тем, что учащийся не знает, как образуется или в каких случаях употребляется та или иная видовременная форма глагола, то такая ошибка не нарушает выполнения коммуникативной задачи. Следовательно, здесь следует снижать балл по критерию «Языковое оформление текста».
Лексические | Грамматические | ошибки в организации текста в средствах логической связи |
Если изменяется значение слова Если при неправильном правописании изменяется значение слова, то это лексическая ошибка, например, see – sea; | Предлоги | In the one hand вместо On the one hand, |
послелоги (вторая часть фразового глагола) | Если неправильно употреблена часть речи (например, прилагательное вместо наречия или наоборот) | What about your questions вместо As to your questions участник экзамена не владеет средствами логической связи, т.е. ошибки в организации текста; |
Алгоритм работы с ошибками:
при проверке выделяем ошибку и обозначаем ее на полях;
2.просто подчеркиваем ошибку;
осуществляем взаимопроверку на этапе обучения написанию вступления/заключения эссе;
выделяем время на проверку образцов написания эссе.
СЛАЙД 15
6. Учимся писать вступление/заключение. Разбор примерных заданий
После разбора требований к написанию заданий, изучения критериев и схем оценивания, усвоения стратегий, способствующих успешному выполнению задания 40, необходимо продумать технологию обучения написанию письменного высказывания с элементами рассуждения.
Опыт обучения показывает, что наиболее удачными для обучения учащихся специфике написания заданий с развернутым ответом оказались технология критического мышления, технология КСО и групповые способы обучения, игровые технологии, технология пошагового обучения, интегрированная с кейс-методом (анализ ситуативных проблем).
Данные технологии основаны на деятельностном, коммуникативно-когнитивном и рефлексивном подходах и отвечают современным требованиям личностно-ориентированной парадигмы образования. Пошаговое обучение позволяет дозировано преодолевать трудности, которые могут возникнуть при выполнении заданий раздела "Письмо".
Итак, рассматриваем I абзац. Формулировка основной идеи письма. Перефраз темы сочинения.
Во вступлении необходимо четко сформулировать тему-проблему, указав, что существуют две противоположные точки зрения на проблему. Тем не менее, нельзя, чтобы первое предложение дословно повторяло заданную тему сочинения.
Приведу примеры из эссе моих выпускников (с сохранением языкового оформления оригинала)
2016
Some people think that the greatest holidays and events are those with special traditions for celebrating. At the same time, there are people who believe it is not so. So, who is right?
Some people think that the greatest holidays and festivals are those with special costumes, food and music. At the same time, there are those people who do not believe it to be true. Who is right?
2017
Тема: «A pupil cannot study effectively without a computer»
Nowadays some people think that a computer is essential in studying well. At the same time there those who believe that a PC has a bad influence on pupils and is necessary to do well at school. Who is right, though?
Some people suppose that teenagers are not able to their work very well without a computer. But others think in a different way. Who is right?
Следует обратить внимание, что в критериях 2019 года обращается внимание на нейтральный стиль сочинения, согласно которому в сочинении нельзя использовать риторические вопросы типа Who is right? / Who is right, though? Это будет считаться стилистической ошибкой. (см. Приложение 4)
Что касается пятого абзаца, в этой части следует еще раз выразить свое мнение по выдвинутой проблеме. Можно выразить ту же мысль, что и во введении, только другими словами.
Необходимо сделать вывод, обратившись к заданной в 1-м параграфе теме, что существуют 2 точки зрения на проблему, а также подтвердить собственную точку зрения. Например: «There are different points of view on this problem. I think that...» или «Taking everything into consideration, there are two different points of view on this problem. I believe that…)
2016
To sum it all up, this problem has two sides and is a complicated one. I am convinced that the holidays with traditions are the best.
To conclude, I should admit that the matter has different sides and is a complicated one. As far as it concerns me, I still feel that in our last-moving world men and women should have a few ways in a year when they can be together and have fun with specific traditions of celebrating.
2017
All things considered, I should admit that problem is a complicated one. Nevertheless, I still feel that computers are necessary to study well because they make this process easier and more convenient.
To sum the above up, I want to say this problem has two sides and is a complicated one. But I still believe the computers play an important role in schoolchildren’s life.
СЛАЙД 16
7. Учимся писать основную часть. Отбор аргументов
Основная часть эссе состоит из трёх абзацев:
1. Здесь необходимо отразить собственное отношение к проблеме, привести два-три аргумента.
2. Рассмотреть противоположную точку зрения.
3. Привести контраргументы и аргументировать их.
Рекомендации:
Предложения должны быть короткими, но емкими. Строго запрещается использовать сокращения (I’m, can’t, don’t).
При обучении написания основной части целесообразно использовать приемы и методы технологии критического мышления, игровые технологии, технологии КСО.
Для рационального использования времени экзамена учить использовать черновик. Но нет необходимости писать на черновик все сочинение полностью. Можно записать основную часть сочинения в форме кластера. Записать свою точку зрения, подобрать аргументы, противоположную точку зрения с зеркальными контраргументами.
СЛАЙД 17
Пример «скелета» эссе:
Some people say that … At the same time, there are people who believe it is not so.
If you want my opinion, I think… Firstly,… Secondly… Thirdly…
However, there are people who do not share my point of view. They are sure…. More than that….
I am afraid, I cannot agree with these people here. I guess,… As for….,
All things considered, I should admit that the problem is rather complicated. But I still feel…
СЛАЙД 18
10. Тренинг
Тренинг по написанию эссе начинается с первых дней интенсивной подготовки к ЕГЭ (Приложение 5).
Практика доказала, что пошаговое снятие трудностей при написании письменного высказывания позволит учащимся преодолеть стресс и боязнь предстоящего экзамена, создать ситуацию успеха на уроке и на экзамене.
Замечу, что основная работа по проверке и написанию сочинения ложится на плечи учителя.
Только за последний выпускной год каждый, кто решает сдавать экзамен по языку, пишет больше 40 сочинений – рассуждений. Это колоссальная нагрузка. Но не зря говорят: «Тяжело в ученье, легко в бою».
Результаты работы видны из таблицы
Год | Экзамен | Результаты |
По учителю | По области |
2015 – 2016 | ОГЭ | 4,22 | 4,13 |
2015 - 2016 | ЕГЭ | 74,5 | 74,38 |
2016 - 2017 | ЕГЭ | 85,83 | 74,54 |
2017 - 2018 | ЕГЭ | 80,8 | 73,27 |
Независимый мониторинг
2015-2016: Ученица 10 класса завоевала Диплом победителя в Межрегиональной олимпиаде по английскому языку, дающий дополнительные баллы при поступлении в КФУ.
2016-2017: 2 выпускника поступили в МГИМО МИД России после Дополнительных испытаний в форме письменного тестирования по иностранному языку.
2017-2018: Выпускница 2018 года после успешной сдачи экзамена по английскому языку по результатам конкурсного отбора учится в Италии.
Таким образом, я выстраиваю систему своей работы так, чтобы она отвечала новым требованиям к изучению иностранного языка как инструмента обучения в диалоге культур и цивилизации современного мира.
Приложение 1
Порядок подсчета слов в заданиях раздела «Письмо» по английскому языку
При оценивании заданий раздела «Письмо» (40) следует учитывать такой параметр, как объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для развернутого письменного высказывания в задании 40 – 200-250 слов.
Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%.
Если в выполненном в задании 40 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов.
При превышении объема более чем на 10%, т.е., если в выполненном задании 40 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания 40 отсчитывается от начала работы – 250 слов, и оценивается только эта часть работы.
Объем высказывания соответствует поставленной задаче: 180 – 275 слов.
При определении соответствия объема представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы подлежат подсчету.
Подсчет слов идет по факту написания, т.е. слова, написанные неправильно, например, без дефиса well bred, будут составлять при подсчете 2 слова, а написанные как одно wellbred – как одно слово.
При этом:
- стяженные (краткие) формы can't, didn't, isn't, I'm и т.п. считаются как одно слово;
- числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово;
- числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;
- числительные, выраженные словами, считаются как слова;
- сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;
- сокращения, например, USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово.
Приложение 2
Дополнительная схема оценивания задания 40 «письменное высказывание с элементами рассуждения» («Ваше мнение»)
(Максимальный балл – 14)
ФИО эксперта _____________________________________
НОМЕР БЛАНКА | | | | | | | | | | |
Объем высказывания соответствует поставленной задаче: 180–275 слов. Высказывание носит продуктивный характер | | | | | | | | | | |
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание) | Аспект 1. Вступление – постановка проблемы | | | | | | | | | | |
Аспект 2. Мнение автора с 2–3 аргументами | | | | | | | | | | |
Аспект 3. Противоположная точка зрения с 1–2 аргументами | | | | | | | | | | |
Аспект 4. Объяснения, почему автор не согласен с противоположной точкой зрения (контраргументы) | | | | | | | | | | |
Аспект 5. Заключение с подтверждением позиции автора | | | | | | | | | | |
Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: соблюдается нейтральный стиль | | | | | | | | | | |
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3) | | | | | | | | | | |
2. Организация | Логичность | | | | | | | | | | |
Деление на абзацы | | | | | | | | | | |
Использование средств логической связи | | | | | | | | | | |
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3) | | | | | | | | | | |
3. ЛЕКСИКА (максимальный балл – 3) | | | | | | | | | | |
4. ГРАММАТИКА (максимальный балл – 3) | | | | | | | | | | |
5. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ (максимальный балл – 2) | | | | | | | | | | |
Приложение 3
В методическую копилку учителя.
Полезные клише для написания эссе (Задание 40):
1 Клише для вступления:
Nowadays people are getting more and more concerned about… | В настоящее время люди все больше и больше обеспокоены вопросом о … |
There are those who say that… | Некоторые считают, что… |
Some people are convinced that… | Некоторые люди убеждены в том, что… |
Many people think … but others do not agree.
| Многие люди думают, (что) …, но другие не согласны. |
The first thing that needs to be said is ….
| Первое, что нужно сказать, это то, что… (Прежде всего, следует сказать, что …) |
There is no doubt that… is one of the most pressing issues in the modern world. | Вне всяких сомнений, что… является одной из самых волнующих проблем в современном мире. |
Some people are convinced that… | Некоторые люди убеждены в том, что… |
One issue that has caused lots of controversy over the years is… | Одним из вопросов, который вызвал массу споров за последние годы, является… |
Nowadays many people face difficult decision when they… | В настоящее время люди часто сталкиваются со сложным выбором, когда они… |
This essay deals with … | Это эссе посвящено |
It is often/widely believed that … | нередко считается, что …; широко распространена мысль о том, что … |
2. Клише для основной части:
I would like to express my point of view on the issue of… | Мне бы хотелось выразить свою точку зрения по вопросу … |
In my opinion, /judgment/view… | По моему мнению, …/ С моей точки зрения… |
I strongly believe that … | Я твёрдо уверен(а) в том, что … |
This essay will focus on/examine the issue of | в этом эссе будет рассмотрен вопрос |
The main issues addressed in this essay are | Основными проблемами, которые поднимаются в данном эссе, являются |
| |
It seems to me (that) … | Мне кажется, (что) … |
I’d like to support my point of view with an example… | Мне бы хотелось подкрепить мою точку зрения примером… |
Moreover…/ What is more, | Более того… |
Besides… / Futhermore… | Кроме того, … |
Finally, … | Наконец, … |
In addition to … | в дополнение к … |
Experts say that… | Эксперты считают, что… |
As far as I’m concerned… | Что касается меня… |
| |
Personally, I strongly object to this statement… | Лично я категорически против данного утверждения… |
The thing that needs to be said… | Первое, с чего нужно начать, это… |
I completely disagree with this statement… | Я полностью не согласна с данным утверждением… |
Some people argue that … | некоторые люди утверждают, что … (используется, если вы не разделяете их точку зрения) |
First of all/secondly/ thirdly/ finally… | Во-первых, / во- вторых, / в-третьих /в конечном итоге… |
Furthermore, one should not forget that… | Кроме того, не следует забывать, что …. |
For example/ for instance… | Например, … |
Such as… | Такие(ой/ая/ое), как … |
Consequently, | Следовательно, … |
Due to (the fact that) | По причине того, что |
Thus | Следовательно, …, поэтому … |
3. Клише для заключения.
All in all, I still strongly believe that… | Так или иначе, я твердо считаю, что… |
To draw the conclusion, it should be observed that… | В заключении следует отметить, что… |
To draw the conclusion, one can say that… | Подводя итог, можно сказать, что … |
In conclusion, it should be noted that although… | В заключении следует отметить, что, хотя ... |
In conclusion, I would like to emphasize that …. | В заключении я хотела бы подчеркнуть, что … |
In conclusion, I can say that although | В заключение я могу сказать, что, хотя …, |
To sum up, … | Подводя итог… |
In summary, I believe that… | Подводя итог вышесказанному, я считаю, что… |
To summarize… | Подводя итог… |
Taking into consideration all mentioned above… | Принимая во внимание все вышеупомянутое… |
Приложение 4
Типичные ошибки.
Выделяем следующие типы ошибок.
К лексическим ошибкам отнесем:
- ошибки в неправильном употреблении слова в контексте;
- ошибки в сочетаемости;
- пропуск слова, когда это не влияет на грамматическую структуру предложения;
- ошибки в словообразовании (если не меняется часть речи: regular-unregular вместо irregular);
- послелоги во фразовых глаголах;
- орфографические ошибки в словах, которые меняют значение слов (think – thing, lose – loose).
К грамматическим ошибкам отнесем:
- ошибки в употреблении видовременных форм глаголов,
-неличных форм глаголов, модальных глаголов;
- форм множественного числа
- притяжательного падежа существительных;
- форм степеней сравнения прилагательных и наречий;
- артиклей, предлогов, местоимений и т.д. (см. Кодификатор);
- ошибки в порядке слов в предложении;
- пропуск слова (подлежащего и сказуемого), влияющий на грамматическую структуру предложения;
- ошибки в словообразовании, если меняется часть речи, например, от глагола contribute вместо существительного contributor образуют существительное contribution.
К орфографическим ошибкам отнесем все ошибки в написании слова, если они не меняют значение слова.
- Если ошибка в написании слова меняет его значение, то такая ошибка переходит в разряд лексических (think – thing, lose – loose).
- Если слово написано правильно, а затем зачеркнуто и дан неправильный вариант, либо наоборот, принимается последний, не зачеркнутый вариант.
- Если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй (третий и т.п.) – неправильно, это считается ошибкой.
- Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой;
В плане пунктуационных ошибок учитываем правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, восклицательный и вопросительный знаки), запятую при однородных членах и вводных словах, кавычки при прямой речи.
повторяющиеся ошибки, т.е. ошибки на одно и то же правило любого типа (лексика, грамматика, орфография) считаются как одна ошибка;
Если ошибка вызвана тем, что учащийся не знает, как образуется или в каких случаях употребляется та или иная видовременная форма глагола, то такая ошибка не нарушает выполнения коммуникативной задачи. Следовательно, здесь следует снижать балл по критерию «Языковое оформление текста».
- не следует путать лексические и грамматические ошибки (классификация ошибок приведена выше). Если изменяется значение слова, то это лексическая ошибка. Предлоги – грамматическая ошибка, послелоги (вторая часть фразового глагола) – лексическая ошибка. Если неправильно употреблена часть речи (например, прилагательное вместо наречия или наоборот), то это грамматическая ошибка;
- не следует путать лексические и ошибки в средствах логической связи, например, In the one hand вместо On the one hand, What about your questions вместо As to your questions. Это ошибки, которые показывают, что участник экзамена не владеет средствами логической связи, т.е. ошибки в организации текста;
- не следует путать лексические и орфографические ошибки. Если при неправильном правописании изменяется значение слова, то это лексическая ошибка, например
Приложение 5
Тренировочные упражнения
ЗАДАНИЕ 1. Что не учитывается при оценивании работы по критерию «Лексика»?
а) точность в выборе слов и выражений и их соответствие ситуации общения
б) правильность употребления слов в контексте и правильность лексических сочетаний
в) написание слов
г) запас слов и разнообразие используемой лексики
ЗАДАНИЕ 2. Что не учитывается при оценивании работы по критерию «Грамматика»?
а) количество грамматических ошибок
б) характер ошибок
в) разнообразие грамматических структур
г) отдельные неточности в употреблении слов
Для отработки и выбора речевых клише
ЗАДАНИЕ 1. Какие из нижеприведенных слов и выражений вводят сравнение/контраст, результат/вывод, аргумент в поддержку высказанной мысли. Заполните таблицу (в списке есть лишние слова):
what’s more, firstly; in summary; in spite of; thus, lastly, however, in addition, apart from that, in consequence, moreover, despite; on the other hand, in contrast to this; as a result, because of that, although, whatever, as, and so; nevertheless; in conclusion, besides, while, even if, and yet, equally, to put it briefly.
Introducing comparison/contrast | Introducing result/conclusion | Introducing supporting argument |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ЗАДАНИЕ 2. В каждой строке связующих слов и выражений есть одно лишнее. Найдите его:
1) when, whenever, moreover, before, until, while, as soon as, after;
2) finally, lastly, all in all, in conclusion, in addition, to sum up;
3) and, also, too, moreover, what is more, in addition, furthermore, therefore;
4) although, because, but, however, on the other hand.
ЗАДАНИЕ 3. Какие из нижеприведенных слов и выражений могут быть использованы (характерны) для введения, основной части, заключения письменного высказывания с элементами рассуждения? Заполните таблицу.
Firstly, to begin with, furthermore, moreover, also, In my opinion, I believe, I think, As I see it, In today’s world it is important…, many people believe… but to my mind, However, on the other hand, though, in conclusion, all in all, to sum up, All things considered I believe…, In conclusion it is important to remind/add/point out that…the issue is far from solving/resolving yet but I think…, there is no doubt, there is a dispute, discussion/no agreement…, the problem/issue/phenomenon of…is/appears to be/has always been… many people think that… , on the one hand, on the other hand, To begin with, Firstly, secondly, finally, in addition, Besides, Moreover, in spite of this, in fact, As a result, consequently. One major advantage is, As advocates of… claim/argue, as critics point out, There are a number of disadvantages/drawbacks, To sum it up, one can come to the conclusion that…., To conclude, it appears that… .
Introduction | Main part | Conclusion |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Для отработки аргументов
ЗАДАНИЕ 1. Согласитесь либо не согласитесь со следующими высказываниями. Подумайте, какие аргументы могут привести учащиеся. Назовите не менее 3 аргументов «за» и 3 аргументов «против» и сформулируйте собственное мнение.
Having a pet is good for a family.
Living in a big city is better than in a village.
Being famous is wonderful.
It’s better to travel with friends than alone.
Internet makes people lazy.
21