ММО учителей английского языка
МБОУ СОШ №3 с.Хороль
Эффективные приёмы для организационно-мотивационного этапа
на уроке английского языка
(мастер-класс)
Подготовила Лущ Е.Ф.,
учитель английского языка
2024 год
с.Хороль
Почему так важно правильно начать урок?
Пословица гласит: “A good beginning is half done”. Так и начало урока, организационно-мотивационный этап – это важный аспект в его структуре.
Этот этап нужен для того, чтобы:
— презентовать тему урока
— заинтересовать ею учеников
— задать темп и нужную для обучения атмосферу урока
Наша задача – плавно переключить и сфокусировать внимание учеников и подготовить ко всему тому, чем они будут заниматься в течение урока.
Основные правила организации этапа
Для эффективного начала урока нужно помнить о следующих правилах:
1. Организационно-мотивационный этап должен быть коротким и занимать от 3 до 5 минут.
2. Приёмы должны быть интересными.
3. Релевантность. При выборе и разработке заданий для начала урока нужно обязательно помнить о конечной цели урока и его структуре в целом. Несоответствие вводной и основной частей урока может вызвать у учеников непонимание и вопрос «Зачем мы все это делали?»
4. Аутентичность. «Being fully exposed to the authentic materials is one of key factors for language acquisition». Аутентичные материалы могут послужить повышению интереса учащихся, при условии, что они выбраны в соответствии с уровнем, возрастом и интересами конкретных учащихся.
Виды заданий для организационно-мотивационного этапа
Можно выделить два вида заданий, используемых на организационно-мотивационном этапе: warmers and lead-ins.
Warmers используются для того, чтобы активизировать обучающихся, создать позитивную рабочую атмосферу перед основной частью урока.
Lead-ins являются «подводкой» к основной части и содержанию урока. Цель такого рода заданий – мотивировать обучающихся и дать им возможность самим понять, о чём будет урок, сфокусировать внимание на его теме, выявить связь между нею и жизненным опытом учеников.
Приёмы для организационно-мотивационного этапа
Мы поговорим о приёмах, которые помогут нам вывести учеников на понимание темы урока.
What are we going to speak about? /What is the theme (topic) of our lesson?
Приём «Песня»
В начале урока можно поставить песню, которая подходит под тему урока. Обсудите, какое впечатление произвела песня, понравилась ли она, о чём в ней поётся. Прослушав песню, учащиеся должны предположить, какой теме будет посвящён урок.
Приём «Видео- или аудиоподсказка»
Использование аудио- и видеороликов на иностранном языке концентрирует внимание школьников, с первых минут включая их в работу.
Прослушав аудиозапись, ученики должны догадаться, о чём пойдёт речь на уроке. В качестве видеоматериалов можно использовать рекламу, фрагменты мультфильма или кинофильма, фрагменты телепередач и новостей, связанных с темой урока.
Изучая тему «Transport», можно послушать звуки разных транспортных средств (мотор машины, шум самолёта, гудок парохода и т.д.).
Тему «Travelling» можно начать с просмотра следующего видеоролика «At the travel agency».
Перед изучением темы «School Uniform» можно использовать аудиозапись «School Uniform Rap».
Тема «Music» может быть введена c помощью музыкальных фрагментов разных жанров.
Желательно, чтобы эти видео- или аудиоролики были задействованы и в дальнейшем на уроке. Например, на их основе можно разработать разные задания для последующих этапов, то есть одно и то же средство используется не только для стимулирования интереса к теме урока, но и для достижения других целей.
Приём «Стоп-кадр»
Показываем ученикам кадр из видео. Обсуждаем, что на нём происходит, а что случится далее. После обсуждения можно посмотреть видео до конца и поговорить о том, ожидали ли они такой концовки или нет, и почему.
Приём «Фотография»
Обсуждение изображения – это весьма распространённое задание. Фотографию выводим на стену или доску с помощью проектора.
Приём «Что общего?»
Готовим несколько фотографий на одну тему. Обсуждаем с учениками, что их объединяет. Просим по изображениям угадать тему урока.
Приём «Цитата»
Пишем на доске заранее выбранную цитату. Спрашиваем, как ученики её понимают, согласны с ней или нет, кому эта цитата могла бы принадлежать и почему они так считают.
Once you stop learning, you start dying. (A. Einstein) – тема «School»
Fiction is the truth inside the lie. (S. King) – тема «Books. Literature»
Приём «Идиома/ крылатое выражение»
Просим учеников объяснить, как они понимают фразу, написанную на доске. Спрашиваем, согласны они с ней или нет, и почему.
Born with a silver spoon in one’s mouth — родиться в богатой семье. (тема “Pocket money”)
Charm the birds out of the trees — добиваться своего обаянием и харизмой; умасливать. (тема “Appearance”)
Приём «Пословицы и поговорки»
Начинаем урок с чтения английских пословиц или поговорок, с помощью которых учащиеся определяют его тему.
Например, можно использовать следующие пословицы:
тема «School»: Knowledge is power. It is never too late to learn.
тема «My Hero»: Actions speak louder than words.
тема «Health»: An apple a day keeps the doctor away. Good health is above wealth. A sound mind in a sound body. Wealth is nothing without health.
Тема «Money, pocket money»: Never spend your money before you have it. Time is money. Money is a good servant but a bad master.
Приём «Загадка»
Готовим одну загадку, разгадав которую учащиеся назовут тему урока.
It’s a place where children learn to read and write. (School)
Можно подготовить 2-3 загадки на одну тему, обобщив отгадки, учащиеся смогут угадать и тему урока. Например, загадки по теме «Weather».
It makes trees shake.
It makes clouds run away.
It makes water frown.
It makes flowers bow.
(Wind)
I am asked to come,
I am waited for;
But I make you hide
When I knock at the door.
(Rain)
Приём «Ребус»
Предлагаем учащимся отгадать ребус и назвать тему урока или догадаться о теме урока по отгаданному слову.
Приём «Кроссворд» или «Буквенный квадрат»
Предлагаем учащимся разгадать кроссворд или найти слова в квадрате из букв. Ключевое слово и будет темой урока.
Solve the crossword puzzle. / Разгадайте кроссворд.
| | 3 | | | | | | |
| | D | | | 6 | | | 9 |
1 | | | | | | | | G |
| | | 4 | | | | 8 | |
| 2 | | | 5 | | 7 | | |
C | H | R | I | S | T | M | A | S |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | L | |
| | | | | | | |
| | | | E | | | |
| | S | | | | | |
| S | | | | | | | |
Приём «Стихотворение»
Предлагаем учащимся прочитать стихотворение и угадать по его содержанию тему урока.
We laugh and cry,
We work and play,
We help each other
Every day. The world’s a lovely
Place to be
Because we are
A ...
(Family)
Более интересными являются стихотворения, в которых первые буквы строчек складываются в тему.
Try to be responsible, Roads are open to you. And you can go alone Villages and cities through. Everything is new, Look and try to remember, London invites you In this nice November. Never stay in one place, Go and come apace! | Subjects are so nice and great Classes, teachers every day. Here life is flying by, Only students will survive. Open your eyes and ears, Listen, learn and study there. |
Приём «Синквейн»
В начале урока учащиеся видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырёх строк пытаются сформулировать тему синквейна, и, соответственно, урока. После этого составляются индивидуальные синквейны. Примеры предлагаемых учащимся синквейнов при изучении различных тем:
Hobby Interesting, favourite. To collect, to play, to read. Tastes differ. Free time | Sport Extreme, individual. To play, to swim, to skate A sound mind in a sound body. Activity |
Films Funny, interesting. To laugh, to relax, to enjoy. They are worth seeing. Cinema | School Favourite, interesting. to study, to listen, to communicate. We all need to go to school Education |
Приём «Вещественное доказательство»
Демонстрируем предметы, вещи, связанные с темой урока. Например: Let’s try to guess the topic of our lesson.
I have five things: a map, a compass, a guidebook and a camera. (тема «Travelling»);
I have five things: a pen, a notebook, a bag, a pencil and a ruler. (тема «School») и т.д.
I have five things: a bed, a carpet, a table, a wardrobe, a chair («My room»)
Приём «Кластер»
На доске или экране ученики видят слова, которые объединены одним ключевым словом. По словам из группы они должны угадать ключевое слово, которое и является темой урока.
Приёмы, применяемые на организационно-мотивационном этапе урока, должны соответствовать целям и планируемым результатам урока, уровню подготовки класса, а также учитывать возрастные особенности учащихся. Каждый приём требует от учащихся концентрации внимания, творческого воображения или смекалки. Как показывают наблюдения и опыт, использование таких приёмов позволяет заинтересовать учащихся, создать позитивный психологический настрой на учебную деятельность, стимулирует учащихся к самостоятельной работе по английскому языку.