Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия им. И.Ш. Муксинова г. Янаул
муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Выступление на конкурсном испытании «Методическая мастерская»
на тему «Эффективные приёмы и методы работы
на уроках литературного чтения в начальной школе»
Выступление подготовила:
учитель начальных классов
Михайлова Регина Рафисовна
2024 г.
Я, Михайлова Регина Рафисовна, учитель начальных классов гимназии им. И. Ш. Муксинова.
Свое выступление хочу начать со слов А. С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!»
Работая в школе, постоянно стремлюсь к эффективным формам и методам работы с учащимися. Организовать учебный процесс стараюсь так, чтобы каждый ученик на уроках работал увлеченно. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, задумываюсь о том, как строить урок так, чтобы каждый ученик развивался. При переходе учащихся из начальной школы в основную, должно быть выполнено самое главное педагогическое условие, научить ребенка читать и привить интерес к чтению.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – этим умением человек пользуется в течении всей своей жизни, то есть понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Формирование читательской грамотности используется на всех уроках. Но особое место занимает на уроках литературного чтения и русского языка. Поэтому все уроки должны быть интересны ребёнку.
Тема моего выступления: «Эффективные приёмы и методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе».
Цель моего выступления: показать как можно применять на практике эффективные приемы и методы на уроках литературного чтения, которые способствуют развитию читательской грамотности младших школьников.
Задачи: - показать варианты применения приемов работы в своей практической деятельности;
- доказать важность использования подобных методов и приёмов на уроках в начальной школе.
Особую роль в 1 классе отвожу развитию фонематического слуха. Так как некоторые дети говорят с ошибками: ягоди-ягоды, несок-мешок, латочка-ласточка, луди-люди, болше-больше, ждорово-здорово.
Для этого использую следующие методы и приемы: артикуляционную гимнастику - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Кинезиологические упражнения (Упражнение «Ухо-нос», «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь») - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления. Упражнение для голосовых связок: отдельные слова, словосочетания или предложения произносятся шёпотом – тихим («для себя») и громким («для других»).
Су-Джок терапия - прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук, способствует быстрому усвоению навыков письма, развивает речь и концентрирует внимание у младших школьников, а также способствует повышению общего тонуса организма, увеличению работоспособности. Для того, чтобы детям было интересно заниматься с массажерами я использую ритмичные стихотворения и сказки, которые применяем как во время учебных, развивающих занятий, так и во внеурочной деятельности.
Применяю на уроках чистоговорки и скороговорки. Они помогают довести правильное и четкое произношение звуков до автоматизма. При постоянных занятиях скороговорки:
тренируют связки;
разрабатывают артикуляционный аппарат, речевое дыхание;
улучшают память и умение концентрировать внимание;
развивают слуховое восприятие, речь;
увеличивают словарный запас и расширяют активную фантазию.
Использую карточки: «Составь слова по первым буквам», «На какую букву начинается?».
На уроках литературного чтения использую разрезной алфавит: составляем слоги, читаем слоги, составляем слова и предложения.
Выполняем различные задания:
Прочитать слова слева направо и справа налево.
Шрам (марш), топор (ропот), сорт (трос);
Шалаш, топот, дед и т.д.
Прочитать слова. Из этих же букв, переставив их местами, составить другие слова.
Арфа (фара), карп (парк), рамка (марка), чурка (ручка), икра (раки), норка (крона), актёр (тёрка).
Послушайте слова и назовите лишнее:
1) волк, лиса, собака, заяц;
2) лошадь, телёнок, лось, корова;
3) медведь, овца, белка, барсук.
4. Ребусы
1) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов:
а) яблоко, напёрсток, аквариум (Яна);
б) утка, лягушка, ящерица (Уля).
2) Отгадайте слово по первым звукам названий.
Картинки: шар, арбуз, ракета, флаг (шарф).
5. Игра «Топ-хлоп». Услышав звук О в словах– хлопнуть в ладоши, звук У – топнуть ногой.
6. Где находится звук ч в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? (чемоданчики на доске), деление на слоги.
7. Наборщик.
Прочитать слово. Используя только эти буквы, составить другие слова.
Башкортостан
Бак, тост, сорт, рот, нора….
На уроках литературного чтения с 1 по 4 класс применяю следующие приемы чтения:
- чтение шёпотом, медленно;
- чтение громко, уверенно;
- чтение за диктором;
- чтение по цепочке;
- чтение в парах;
- чтение с убыстрением темпа;
- жужжащее чтение;
- ежеурочные минутки чтения (3 минуты в режиме жужжащего чтения);
- чтение хором;
- чтение строчек наоборот (шар-раш);
- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот (первое слово читается как обычно; второе справа налево; третье как обычно; четвёртое –справа налево …);
-чтение предложений снизу вверх;
- чтение перед сном;
- режим щадящего чтения (ученик читает 1-2 строчки и потом немного отдыхает, а потом продолжает. Для тех ребят, кто неохотно читает);
- «Игра в прятки» (один начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под его чтение);
- «Мнимое слово» (учитель входе чтения неправильно произносит слово, дети прерывают и исправляют);
- метод динамического чтения (когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов- это чтение только глазами);
Творческие методы и приемы: пальчиковые куклы, инсценировка сказок (репка, колобок), задаю на дом составить и нарисовать картинный план по пройденным произведениям, при помощи которого дети пересказывают. Таким образом прививаю интерес к урокам чтения и обогащаю словарный запас.
Во 2 классе разгадываем ребусы, отгадываем кроссворды, составляем кластеры. Кластер - один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Кластер помогает обобщить и систематизировать учебный материал. Его можно использовать на любом этапе урока. Живые картинки (один читает, другой передает жестами и мимикой), создаем книжки-малышки по пройденным произведениям.
В 3 классе создаём комиксы, кластеры.
Комикс (от англ. comic «смешной») — рисованная история, рассказ в картинках.
Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
Комиксы повышают мотивацию к изучению, они способны приковать наш взгляд и заставить прочитать реплики героев. Читать комиксы гораздо легче и интереснее, чем длинные тексты. Чтение и понимание коротких комиксов может вселить уверенность в своих способностях, которая порой так необходима в процессе обучения, а их создание помогает творческому развитию учащихся.
В 4 классе создаём постеры и электронные постеры по произведениям. Это прививает интерес к урокам, творческий подход, развитие мелкой моторики рук и развивает креативное мышление.
А так же применяю игровые технологии.
Корректировка деформированных предложений
Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.
Набор деформированных предложений.
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу наловят рыбаки на рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная, крутая и длинная горка была
Восполнение пропусков букв в словах:
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Упражнение формирует умение учитывать значение каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, для хорошего формирования навыка чтения. Это упражнение способствует развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
Таким образом используя данные приёмы и методы на уроках литературного чтения мы развиваем читательскую грамотность у учащихся и универсальные учебные действия. Личностные - умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, регулятивные – умение высказать свою точку зрения, целеполагание, планирование, прогнозирование, познавательные -умение воспринимать звуки, чтение небольших текстов, письмо под диктовку, извлекать информацию и анализировать, коммуникативные - умение слушать и понимать других, умение правильно договариваться о правилах общения и поведения. Детям на уроках очень познавательно и интересно, они с удовольствием начинают читать.