Просмотр содержимого документа
«Эффективные приёмы работы с информацией на уроках английского языка»
Эффективные приёмы работы с информацией на уроках английского языка.
Работа с информацией играет важнейшую роль при изучении языка и соответственно при разработке методического плана урока. Именно в рамках работы с информацией происходит развитие лексических навыков, а также навыков говорения, письма и аудирования. Кроме того, работа с информацией расширяет кругозор учащихся, удовлетворяет их познавательные запросы.
Умение найти нужную информацию, оценить её и работать с ней – это необходимые навыки для развития любого современного ребенка. При помощи различных методических приёмов можно помочь им в овладении этими навыки.
На сегодняшний день существует много форматов (приёмов) работы с информацией. На своих уроках я активно использую следующие методы:
«Пазлы»
Один или несколько текстов предварительно разрезаются на абзацы и перемешиваются. Учащиеся восстанавливают предложенные им тексты в нужной последовательности. При этом они могут работать как в группах, так и по отдельности.
«Ассоциации»
Учащимся предлагается прочитать заголовок текста и рассказать, какие ассоциации он у них вызывает, а также высказать свои предположения о содержании текста. После его прочтения они сравнивают свои ассоциации с информацией из текста.
«Бинго»
Учащиеся получают таблицы с определенными словами из текста или сами вписывают слова по теме в карточки. Встречая их во время прослушивания текста, они их отмечают. Тот, кто отметил все слова, кричит: «Бинго!»
«Составь свой текст»
Учащиеся отвечают на 10 вопросов к незнакомому тексту, составляя, таким образом, небольшой рассказ. Потом каждый из них читает свой рассказ вслух, а затем сравнивает свой вариант текста с его оригиналом.
«Кластер»
Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Этот приём очень хорошо прорабатывать на внеурочном занятии, которая, с одной стороны, подразумевает творческий подход, а с другой - требует очень четкой дисциплины в построении всех логических и смысловых связей.
«Оживи картину»
Учащимся показывается какая-нибудь картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, которые она вызывает. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на этой картине. При этом они могут работать как в группах, так и по отдельности. Этот приём очень хорошо развивает навыки, необходимые для сдачи одного из устных заданий ОГЭ по английскому языку и хорошо вписывается как в формат учебной деятельности, так и внеурочных занятий.
В новом учебном году я планирую ввести в практику следующие методы работы с информацией:
«Толстые и тонкие вопросы»
После прочтения текста учащиеся задают «тонкие вопросы» (Кто? Что? Когда?), требующие однозначных ответов, и «толстые вопросы» (Почему? Если бы ты… что бы ты сделал?), предполагающие объяснение и рассуждение.
«Редукция текста»
Учащиеся читают текст из 20-30 предложений и сокращают его до 10-12 предложений. Главное условие - основной смысл предложенного текста должен быть сохранен.
«Перепутанные логические цепочки»
На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам, которые должны восстановить порядок.
«Бортовой журнал»
Прием обучающего письма, когда учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В самом простейшем варианте перед чтением или иной формой изучения материала учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?