Эффективность взаимодействия родителей и педагогов с детьми с нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС НОО
В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это дети с логоневрозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, ДЦП), дети-инвалиды.
Социализация очень важна для каждого маленького человека, а для ребенка с ограниченными возможностями особенно. Школа играет важнейшую роль в процессе адаптации к жизни.
На сегодняшний день, наша задача состоит в том, чтобы создать для детей с нарушением в развитии, по-настоящему добрую, тёплую и комфортную атмосферу, чтобы избавлялись они от комплексов, становились увереннее в своих силах, раскрывали свои творческие способности, умнели, взрослели…
В своей школе четвертый год мы апробируем технологию инклюзивного обучения совместно с учителем-логопедом и психологом. Имея в классе ребенка с нарушениями в развитии, нам пришлось перестраивать свою работу с учетом особенностей коррекции у детей данной категории, придерживаясь основных принципов инклюзивного образования:
-ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
-каждый ребенок способен чувствовать и думать;
-каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
-все люди нуждаются друг в друге;
-подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
-все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
-для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
-разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
На фоне развития инклюзивных процессов меняется и роль родителей во взаимодействии со школой, так как семья является первым социальным институтом, в котором ребенок вступает в первый контакт и приобретает навыки общения. Семейный круг обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с проблемами в развитии. Однако его использование возможно лишь при адекватном восприятии проблем ребенка его родителями и сформированностью в сознании понимания их роли в развитии ребенка. Таким образом, мы пришли к общему мнению привлечь к этой проблеме родителей. С целью социальной адаптации и развития детей с ОВЗ, необходимо, чтобы родители и учителя школы были единомышленниками в решении поставленных задач, а коллектив класса, школы создавал условия для их реализации. В итоге к нам пришла идея организовать нетрадиционные родительские собрания.
Так возник «Клуб родительских встреч» - одна из форм приобщения родителей к сотрудничеству. Такая работа представляется нам очень важной, поскольку помогает выявить реальный родительский запрос, строить работу, учитывая реальные трудности, возникающие у родителей в процессе занятий с детьми, оказывать помощь, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.
Исходя из опыта своей работы, предлагаем ознакомиться с перспективным планированием работы с родителями детей с нарушениями в развитии - «Клуб родительских встреч».
Сентябрь
№ | Тема | Форма работы |
1. | «Родительский университет» | Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» (Роль семьи и условия семейного воспитания.) |
2. | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) |
3. | Наглядность | «Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка» – оформление папки «Артикуляционная гимнастика»; – оформление папки «Мелкая моторика» |
Октябрь
№ | Тема | Форма работы |
1. | «Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) |
2. | «Родительский университет» | Консультация «Трудности адаптации первоклассников в школе» |
3. | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы |
4. | Наглядность | – дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка школьного возраста – все о здоровье»; – оформление папки «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Ноябрь
№ | Тема | Форма работы |
1. | «Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания» |
2. | «Родительский университет» | Консультация: ««Воспитание сознательной дисциплины в начальной школе. Самообслуживание и его значимость в воспитании ребенка.» |
3. | Наглядность | – оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»; – дополнение в папку «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Декабрь
№ | Тема | Форма работы |
1. | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр; |
2. | «Родительский университет» | Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность»(Мотивы плохого поведения). |
3. | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году) |
4. | Наглядность | – Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка» – оформление стенда «Зимушка – зима» – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Январь
№ | Тема | Форма работы |
1. | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей |
2. | «Родительский университет» | Беседа: «Особенности мыслительной деятельности младших школьников»(Развитие памяти и внимания). |
3. | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой) |
4. | Наглядность | – дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка школьного возраста»; -оформление папки «Развитие памяти и внимания« – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Февраль
№ | Тема | Форма работы |
1. | «Игра – это серьезно» | Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики» |
2. | «Родительский университет» | Беседа: «Какой папа нужен ребенку» |
3. | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «соленое тесто») (Выражение эмоций через творческую деятельность детей.) |
4. | Наглядность | – оформление фотовыставки «Мой папа – солдат» – оформление папки «Развитие воображения и мышления» |
Март
№ | Тема | Форма работы |
1. | «Игра – это серьезно» | Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные». |
2. | «Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми)Взаимодействие детей с ОВЗ со взрослыми во время семейных мероприятий. |
3. | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Цветок для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы) |
6 | Наглядность | – оформление фото-выставки «Самые обаятельные и привлекательные» – оформление стенда «Весна» – дополнение в папку «Развитие воображения и мышления». |
Апрель
№ | Тема | Форма работы |
1. | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Взрослые и дети» |
2. | «Родительский университет» | Беседа: «Детская агрессия. Взаимодействие с агрессивными детьми.»(о методах воспитания) |
3. | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги |
4. | Наглядность | – выставка детских книг |
Май
№ | Тема | Форма работы |
1. | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры) |
2. | «Научите меня говорить правильно» | «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей) |
3. | «Родительский университет» | «Наши достижения. Портфолио». |
4. | Наглядность | – оформление стенда «Здравствуй, лето!»; – оформление стенда «Основы безопасности жизнедеятельности»; – выставка детских работ |
В заключении отметим, что результатом работы «Клуба родительских встреч» стало улучшение взаимоотношений детей и родителей, родители идут на контакт с педагогами и выполняют наши рекомендации, потому что убедились в эффективности работы и в добрых намерениях помочь их детям. За эти годы мы стали одной дружной семьёй. Взрослые и дети стали лучше понимать, любить и уважать друг друга. Родители научились слушать и слышать своих детей.
У нас в школе есть свой консилиум ПМПк ,где принимаю участие директор, заместители директора, классные руководители, родители, психолог, учитель-логопед, медсестра.. Ученики нашей школы принимают участие в общешкольных мероприятиях, соревнованиях, классных часах, конкурсах рисунков, научно-практических конференциях.( Так Кошелева Виктория , ребенок – инвалид, была награждена грамотой общества «Талант» за участие в конкурсе открыток для ветеранов «Живем. Помним.Гордимся.» ). Одной из наших задач стоит социализация этих ребят, чтоб они чувствовали себя полноценно включенными в жизнь школы. Ребята взаимодействуют с одноклассниками, которые им всячески помогают, подсказывают. Очень важным аспектом является толерантное воспитание. Ученики с ограниченными возможностями не ощущают злобности, упреков и косых взглядов со стороны.
Подводя итог своей работы в 4 классе, обучая детей с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе, мы пришли к следующим выводам:
Что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками. Инклюзивная технология не только повышает в обществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства. Благодаря совместной работе всех участников коррекционно-образовательного процесса (учителя-логопеда, педагога- психолога, социального педагога, учителей начальных классов, воспитателей ГПД и родителей) возможно своевременно и качественно помочь детям овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, освоить основные способы социального взаимодействия.
Очень важно понять: при инклюзивном обучении дети привыкают к тому, что мир разнообразен, что люди в нем разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Лагутинская С.П., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» г. Курска, Отличник народного образования РФ,
Рассказенкова Л.И., учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа №45» г. Курска.