СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность взаимодействия родителей и педагогов с детьми с нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

         С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это дети с логоневрозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, ДЦП), дети-инвалиды.

Социализация очень важна для каждого маленького человека, а для ребенка с ограниченными возможностями особенно. Школа играет важнейшую роль в процессе адаптации к жизни.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность взаимодействия родителей и педагогов с детьми с нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС НОО»

Эффективность взаимодействия родителей и педагогов с детьми с нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС НОО


В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это дети с логоневрозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, ДЦП), дети-инвалиды.

Социализация очень важна для каждого маленького человека, а для ребенка с ограниченными возможностями особенно. Школа играет важнейшую роль в процессе адаптации к жизни.

На сегодняшний день, наша задача состоит в том, чтобы создать для детей с нарушением в развитии, по-настоящему добрую, тёплую и комфортную атмосферу, чтобы избавлялись они от комплексов, становились увереннее в своих силах, раскрывали свои творческие способности, умнели, взрослели…

В своей школе четвертый год мы апробируем технологию инклюзивного обучения совместно с учителем-логопедом и психологом. Имея в классе ребенка с нарушениями в развитии, нам пришлось перестраивать свою работу с учетом особенностей коррекции у детей данной категории, придерживаясь основных принципов инклюзивного образования:

-ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

-каждый ребенок способен чувствовать и думать;

-каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

-все люди нуждаются друг в друге;

-подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

-все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

-для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

-разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

На фоне развития инклюзивных процессов меняется и роль родителей во взаимодействии со школой, так как семья является первым социальным институтом, в котором ребенок вступает в первый контакт и приобретает навыки общения. Семейный круг обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с проблемами в развитии. Однако его использование возможно лишь при адекватном восприятии проблем ребенка его родителями и сформированностью в сознании понимания их роли в развитии ребенка. Таким образом, мы пришли к общему мнению привлечь к этой проблеме родителей. С целью социальной адаптации и развития детей с ОВЗ, необходимо, чтобы родители и учителя школы были единомышленниками в решении поставленных задач, а коллектив класса, школы создавал условия для их реализации. В итоге к нам пришла идея организовать нетрадиционные родительские собрания.

Так возник «Клуб родительских встреч» - одна из форм приобщения родителей к сотрудничеству. Такая работа представляется нам очень важной, поскольку помогает выявить реальный родительский запрос, строить работу, учитывая реальные трудности, возникающие у родителей в процессе занятий с детьми, оказывать помощь, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.

Исходя из опыта своей работы, предлагаем ознакомиться с перспективным планированием работы с родителями детей с нарушениями в развитии - «Клуб родительских встреч».

Сентябрь

Тема

Форма работы

1.

«Родительский университет»

Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» (Роль семьи и условия семейного воспитания.)



2.


«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

3.

Наглядность

«Уголок для родителей»:

– оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка»

– оформление папки «Артикуляционная гимнастика»;

– оформление папки «Мелкая моторика»


Октябрь

Тема

Форма работы


1.

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

2.

«Родительский университет»

Консультация «Трудности адаптации первоклассников в школе»

3.

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы

4.

Наглядность

– дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка школьного возраста – все о здоровье»;

– оформление папки «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Ноябрь

Тема

Форма работы

1.

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

2.

«Родительский университет»

Консультация: ««Воспитание сознательной дисциплины в начальной школе. Самообслуживание и его значимость в воспитании ребенка.»

3.

Наглядность

– оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;

– дополнение в папку «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»


Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.


Декабрь

Тема

Форма работы

1.

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;

2.

«Родительский университет»

Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность»(Мотивы плохого поведения).

3.

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

4.

Наглядность

– Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»

– оформление стенда «Зимушка – зима»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»



Январь

Тема

Форма работы

1.

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

2.

«Родительский университет»

Беседа: «Особенности мыслительной деятельности младших школьников»(Развитие памяти и внимания).

3.

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Кормушка своими руками»

(дома с папой)

4.

Наглядность

– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка школьного возраста»;

-оформление папки «Развитие памяти и внимания«

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Февраль

Тема

Форма работы

1.

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

2.

«Родительский университет»

Беседа: «Какой папа нужен ребенку»

3.

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «соленое тесто») (Выражение эмоций через творческую деятельность детей.)

4.

Наглядность

– оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»

– оформление папки «Развитие воображения и мышления»

Март

Тема

Форма работы

1.

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные».

2.

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми)Взаимодействие детей с ОВЗ со взрослыми во время семейных мероприятий.

3.

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Цветок для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы)

6

Наглядность

– оформление фото-выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

– оформление стенда «Весна»

– дополнение в папку «Развитие воображения и мышления».

Апрель

Тема

Форма работы

1.

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Взрослые и дети»

2.

«Родительский университет»

Беседа: «Детская агрессия. Взаимодействие с агрессивными детьми.»(о методах воспитания)

3.

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

«Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги

4.

Наглядность

– выставка детских книг


Май

Тема

Форма работы

1.

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)

2.

«Научите меня говорить правильно»

«Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)

3.

«Родительский университет»

«Наши достижения. Портфолио».

4.

Наглядность

– оформление стенда «Здравствуй, лето!»;

– оформление стенда «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– выставка детских работ


В заключении отметим, что результатом работы «Клуба родительских встреч» стало улучшение взаимоотношений детей и родителей, родители идут на контакт с педагогами и выполняют наши рекомендации, потому что убедились в эффективности работы и в добрых намерениях помочь их детям. За эти годы мы стали одной дружной семьёй. Взрослые и дети стали лучше понимать, любить и уважать друг друга. Родители научились слушать и слышать своих детей.

У нас в школе есть свой консилиум ПМПк ,где принимаю участие директор, заместители директора, классные руководители, родители, психолог, учитель-логопед, медсестра.. Ученики нашей школы принимают участие в общешкольных мероприятиях, соревнованиях, классных часах, конкурсах рисунков, научно-практических конференциях.( Так Кошелева Виктория , ребенок – инвалид, была награждена грамотой общества «Талант» за участие в конкурсе открыток для ветеранов «Живем. Помним.Гордимся.» ). Одной из наших задач стоит социализация этих ребят, чтоб они чувствовали себя полноценно включенными в жизнь школы. Ребята взаимодействуют с одноклассниками, которые им всячески помогают, подсказывают. Очень важным аспектом является толерантное воспитание.  Ученики с ограниченными возможностями не ощущают злобности, упреков и косых взглядов со стороны.

Подводя итог своей работы в 4 классе, обучая детей с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе, мы пришли к следующим выводам:

Что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками. Инклюзивная технология не только повышает в обществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства. Благодаря совместной работе всех участников коррекционно-образовательного процесса (учителя-логопеда, педагога- психолога, социального педагога, учителей начальных классов, воспитателей ГПД и родителей) возможно своевременно и качественно помочь детям овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, освоить основные способы социального взаимодействия.

Очень важно понять: при инклюзивном обучении дети привыкают к тому, что мир разнообразен, что люди в нем разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.


Лагутинская С.П., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» г. Курска, Отличник народного образования РФ,

Рассказенкова Л.И., учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа №45» г. Курска.