СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективный учитель – успешный ученик. Преподавать лидерство или действительно готовить лидеров

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективный учитель – успешный ученик.

Преподавать лидерство или действительно готовить лидеров.

Повышение качества образования – одна из основных задач, поставленная концепцией модернизации казахстанского образования. Объективной необходимостью в условиях современного образования становится создание инновационной модели общего среднего образования, сочетающей лучшие традиции казахстанской и мировой образовательных систем.

Сегодня перед преподавателями стоит задача – воспитывать высокообразованную личность с активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне. Наиболее  актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего челове­ка, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. В решении задач социального становления личности ребенка большое значение имеет стимулирование лидерства. Сегодня  необходимо рассматривать вопрос о воспитании не только лидеров-организаторов, но и лидеров-взаимодействия. Главное для лидера-взаимодействия создать условия для действия других. В лиде­рах - взаимодействия необходимо развивать следующие качества: коммуникабельность, ответственность, инициативность, сочувствие. Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимно­го уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для че­ловека.          Ни для кого не является секретом, что главное условие для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учеников – это возможность применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях.

И поэтому сегодня актуальным является вопрос: «Что нужно для того, чтобы провести  интересный и познавательный урок для учащихся?»

Для того чтобы сделать учебный процесс интересным и насыщенным, необходимо применение новых технологий, нового подхода в преподавании, и так как мне самой нравиться создавать интересные и продуктивные уроки я с удовольствием прошла курсы по Программе повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Республики Казахстан Третий базовый уровень.   В процессе обучения я ознакомилась с семью модулями: «Новые подходы в преподавании и обучении: обучение тому, как учиться», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании», «Обучение талантливых и одаренных детей», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Управление и лидерство в обучении».  И  теперь с уверенностью  могу  утверждать, что применение на уроках истории  семи модулей, сделали процесс преподавания моего предмета более разнообразным, эффективным и интересным. В данной работе предпринята попытка систематизации и обобщения наблюдений, накопленных за один год работы после пройденных курсов.

Источниками повышения эффективности урока является: интерес к учению, самостоятельная работа на уроке, умелое использование оборудования, сотрудничество детей и т.д. Эффективным урок будет считаться после того, когда учащиеся,  достигнут определенного уровня усвоения материала.  

Каждому ребенку учиться приятно, когда он чувствует успех, когда он верит в свои способности. Свои  уроки  я стараюсь построить так, чтобы каждый ученик  ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить.

Как замечают многие ученые: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятий, т.е. его эффективность». Для того чтобы урок был эффективным,  необходимо создать условия для проявления познавательной активности учеников.  Достигнуть этой цели можно разными способами, например, использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. На каждом моём уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Один из приёмов который я использую это «Инсерт» ведь данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Но, также предлагаю  и следующие задания, связанные с поиском информации: найти в тексте ответ на поставленный вопрос; найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации; придумать к данному тексту вопросы; составить план рассказа; заполнить таблицу: сравнительно-обобщающую; хронологическую; составить кластер.

На своих уроках большое внимание уделяю применению методов нетрадиционных уроков с элементами творчества, например, интервью с героем: учащиеся ведут рассказ от имени героя защитника города Отрар или правителем Вавилона Хаммурапи. Совершаем  заочные экскурсии в прошлое: после просмотра видеоматериала учащиеся делятся впечатлениями, обсуждают находки, как археологи или историки. Уроки «Золотой человек», «Гунны» и многие другие. В 5 классе делаем орудия труда древнейшего человека, чтобы учащиеся осознали, какой это тяжелый труд был для первых людей. Такие задания дети выполняют с удовольствием, тем самым раскрываясь перед одноклассниками с новой необычной стороны. Урок – интервью «Хозяйство и быт древних племен». После выступления сделали вывод об общих чертах в развитии хозяйства древних племен, что обусловлено природно-климатическими условиями Казахстана. При выполнении этого задания учащиеся закрепили навык составления вопросов и умения давать развёрнутый ответ. На этом задании я просила детей сравнивать быт древних племен и современного казахстанского народа, таким образом, развивая навык критического мышления.

Урок  в 6-м классе по теме «Появление неравенства и знати у древних людей». Учитывая возрастные особенности детей, у них не было задания заранее выучить материал. Ребята учили параграф самостоятельно по рядам: пункт первый – третий ряд, пункт второй – первый ряд, пункт третий – второй ряд. Этому был посвящен первый урок. Второй урок дети работали в парах сменного состава. Каждый из них должен был рассказать выученную часть параграфа хотя бы двум одноклассникам и с помощью товарищей выучить оставшиеся две темы. Мне интересно наблюдать за работой учеников в парах сменного состава, видно, что многим  нравится выступать в роли учителя. Учащиеся чувствуют себя на таких уроках легко, каждый из них осознаёт ответственность за свои действия.  Ребята, общаясь друг с другом, учатся объяснять и рассуждать, слушать и понимать.

Очень часто в 6-х классах я провожу уроки  «Виртуальное путешествие в прошлое», например, урок на тему «Положение трудового населения в древнем Египте». Дети получили следующее задание «Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг». Класс был поделен на три группы. Перед детьми была поставлена задача: путешествуя во времени, посмотреть, как жили люди и нарисовать увиденное. Фантазии и творчеству ребят не было предела. Дети спорили, общались, работали дружно. Так была достигнута, на мой взгляд, одна из целей урока: создание образного представления о жизни людей в Древнем Египте. Через такие задания можно увидеть лидера в команде, который организует работу в группе, так как группы постоянно меняются то, лидером может стать любой учащийся. 

В процессе творческой деятельности ученики становятся соратниками общего дела, обсуждают, сравнивают, участвуют в отборе подходящих решений, выражают свое отношение к происходящему, поощряют интересные идеи, радуются находкам, спорят, осуждают, думают. Все это развивает интеллектуальную сферу, воспитывает личность, формирует умение общаться, уступать друг другу, быть внимательным, ценить друг друга, то есть быть коммуникативным, без чего невозможно прожить как в стенах школы, так и за их пределами.

Для устной проверки пройденного материала очень редко остается достаточное количество времени на уроке. Поэтому я практикую  письменные проверочные работы.

Одним из видов таких заданий является написание эссе. Эссе – это письменное размышление на заданную тему. Этот вид работ особенно эффективен, если школьники пишут его «по горячим следам», не продумывая тщательно план и структуру.

    В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Благодаря курсам я познакомилась с критериальным оцениванием. В этом учебном году мои маленькие ученики составили критерии оценивания для устного ответа:

  • Точность исторических данных (имена, понятия, даты).
  • Полнота содержания.
  • Последовательность ответа.
  • Речь, стиль изложения.
  • Использование дополнительной информации.

Благодаря данному критерию ученики перестали использовать в своей речи слова-паразиты, правильно произносить имена легендарных исторических деятелей. Больше стали читать дополнительной литературы, так как я это поощряю баллом.

Оценочная деятельность учащихся создаёт ситуацию успеха, способствует осмыслению своих достижений, заставляет задуматься «Как правильно оценить себя и моего товарища?». Как результат оценочной деятельности ученику может быть выставлена отметка.

Я думаю, что отметка – сильное оружие в моих руках, поэтому пользоваться ею нужно осмотрительно и осторожно. Главное  для меня это справедливость и у меня нет предвзятого отношения ко всем моим учащимся.

На уроках истории широко используются презентации, подготовленные учащимися. Школьники имеют возможность использовать: компьютер,  мультимедийный проектор, живой Интернет. Работа дает возможность проявлять творчество, индивидуальность. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.

     Моя учительская практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия учащихся на уроке.

Таким образом, повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Учителя должны искать разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, разнообразия  форм  объяснения  и обратной  связи. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному.

Мне хотелось бы отметить следующие положительные результаты:

  • учащиеся научились формулировать и задавать вопросы разного уровня сложности;
  • работать с текстом, анализировать, выделять главное и второстепенное;
  • планировать свою учебную деятельность при самостоятельной работе и работе в группах;
  • при работе в группах учащиеся   проявляют большую толерантность, умеют признать чужое мнение;
  • по самооценке учащихся, они стали более ответственно относиться к учебе;
  • у большинства учащихся сформирована адекватная самооценка, что позволяет определять собственные пробелы в усвоении материала и стремиться их ликвидировать;
  • наблюдается рост показателей у учащихся с низкого на средний уровень в проявлении активности на уроке.

 

Закончить мне хотелось бы словами А. Адамского : «Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность, делает урок эффективным».