Эффективные формы и методы обучения школьников по специальным (коррекционным) программам VII вида в условиях общеобразовательного класса
Учитель русского языка
моу Курбской СОШ
Ярославского МР
Кузнецова Г.Л.
2010 год
Цель исследования
Научиться действовать при проявлении у ученика признаков школьной дезадаптации
Методика обучения учащихся VII вида
1. Содержание предлагаемого учебного материала должно быть изменено в сторону уменьшения степени сложности за счёт:
- отказа от рассмотрения теоретических фактов с доказательствами;
- ограничения степени сложности упражнений;
- снятия вопросов, которые не усваиваются большинством учащихся или рассмотрение их в обзорном виде.
2. Методика подачи учебного материала должна основываться на принципах доступности, наглядности, занимательности:
- упор на письменные формы работы позволяет установить постоянную обратную связь, закрепить навыки за счёт постоянной практики;
- Использование большого количества иллюстративного материала помогает более глубокому формированию образов, усвоению теории;
- Подбор занимательных заданий даёт возможность поддерживать благоприятный психологический климат и внимание учащихся в течении всего урока;
- Использование опорных схем, таблиц, алгоритмов, позволяет стимулировать мыслительные процессы учащихся.
3. В учебной ситуации должна измениться позиция ученика и функция учителя:
- позиция ученика с объекта обучения на субъект обучения;
- функция учителя оказывать педагогическую помощь и поддержку ребёнку в решении различных жизненных и образовательных проблем, передавая не готовые знания, а средства для преодоления затруднений, препятствий.
Принципы работы с учащимися VII вида
- Признание потенциальных возможностей каждого ученика.
- Исключение всякого давления на детей, создание доброжелательной, доверительной обстановки.
- Поощрение вовлечённости ученика в совместную деятельность, констатация даже самых маленьких учебных успехов.
- Поиск возможных точек соприкосновения учебных ЗУН и практической деятельности.
- Личностно-ориентированный подход в обучении в зависимости от способностей и возможностей учеников.
- Совместная практическая деятельность учителя и ученика в учебной и воспитательной работе.
Урок русского языка в системе коррекционно-развивающего обучения
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ
- четкая постановка цели и задач урока
- определение структуры и преемственности этапов урока
- тщательный отбор методов и приемов с опорой на несколько анализаторов
- определение рациональной комбинации урока
- создание атмосферы психологического комфорта
ЗАДАЧИ УРОКА
- образовательная
- коррекционно-развивающая
- воспитательная
Цель образования в современной школе
Развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и самоопределению
Сформированность общеучебных умений и навыков (ОУУН)
- мыслительные ОУУН
- информационные ОУУН
- коммуникативные ОУУН
- организационные ОУУН
Мыслительные навыки:
- умение производить простейший анализ и сопоставлять ( анализ )
- умение обобщать ( синтез )
- умение сравнивать ( сравнение )
- умение устанавливать причинно-следственные связи; умение классифицировать и систематизировать ( логика )
- умение делать выводы ( вывод )
Информационные навыки
Восприятие информации
Навык смыслового чтения
Наблюдение
Информация через ощущения
- Навык смыслового чтения Наблюдение Информация через ощущения
- Навык смыслового чтения Наблюдение Информация через ощущения
Сворачивание информации
Построение графиков
Построение схем
Построение систем понятий
Создание опорного конспекта
- Построение графиков Построение схем Построение систем понятий Создание опорного конспекта
- Построение графиков Построение схем Построение систем понятий Создание опорного конспекта
Разворачивание информации
Рассказ по схеме
Нахождение закономерностей по таблице
Рассказ по опорному конспекту
- Рассказ по схеме Нахождение закономерностей по таблице Рассказ по опорному конспекту
- Рассказ по схеме Нахождение закономерностей по таблице Рассказ по опорному конспекту
Поиск информации
Умение пользоваться справочной литературой
Реферирование по заданной теме
Навык поиска информации с помощью ТС
Библиографическая грамотность
- Умение пользоваться справочной литературой Реферирование по заданной теме Навык поиска информации с помощью ТС Библиографическая грамотность
- Умение пользоваться справочной литературой Реферирование по заданной теме Навык поиска информации с помощью ТС Библиографическая грамотность
Коммуникативные навыки
- Владение монологической речью
- Навык активного слушания
- Навык ведения диалога
- Навык работы в полилоге
( дискуссии, обмен мнениями в группе)
Организационные навыки
- Умение ставить учебную задачу
- Умение планировать свою деятельность
- Навык организации рабочего места
- Навык выбора оптимального способа работы
- Умение прогнозировать результаты работы
- Навык самоконтроля и самооценки
- Умение руководить работой группы или быть её участником
- Умение действовать по алгоритму
Приемы и методы организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса
Здоровьесберегающие технологии:
- Игра (деловая, познавательная, дидактическая)
- Проектная технология
- Уровни сложности усвоения материала
Функции игры
- Обучающая.
- Развитие знаний, умений, навыков.
- Развлекательная
- Создание психологического климата на уроке.
- Коммуникативная.
- Объединение учителей и учащихся.
- Релаксационная (снятие психологического напряжения).
- Психотехническая (формирование навыков настроя на работу).
- Функция самовыражения: реализация собственных возможностей.
- Компенсаторная ( в игре получается то, что не получается в жизни).
- Коррекционная ( изменение личности в лучшую сторону)
- Диагностическая ( самопознание).
«Дидактические кубики»
На гранях куба пишутся названия из разделов русского языка. Учащийся выбирает одну из граней куба и выполняет задание.
Дидактическая игра «крестики - нолики»
Нумерация клеток показывает ход заполнения квадрата, чтобы ребенок не растерялся и не ошибся, ставя крестики и нолики.
Например, тема «Правописание ь после шипящих», тогда если пишется ь , то ставим в клетку квадрата нолик, если не пишется – крестик.
Материал к теме:
- шалаш, камыш, прочь, мышь
- кирпич, хорош, завлечь, стричь
- стриж, речь, нарежь, задач
- ночь, луж, училищ, мелочь.
1
x
2
x
5
x
6
x
9
x
3
o
7
o
4
o
10
o
13
o
14
x
8
o
11
o
12
x
15
x
16
o
Орфографическое лото
Приставка
Простой,производный предлог
Наречие
Союз сочинительный
Простой,непроизводный предлог
Союз подчинительный
Простой,непроизводный предлог
Составной,производный предлог
Простой,производный предлог
вопреки прогнозам
из–за
при
в течение
когда
впоследствии
ввиду
но
от
«Третий лишний»
- Растение,росток,прилагательное
- Приложить,вырос, предлагать
- Загар, пригорел, соберу
- Сгореть, собирал, замер
Уровни сложности усвоения материала
Репродуктивный
(работа по образцу)
Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их .
Репродуктивно –
продуктивный
Продуктивный
Полусамостоятельный (частичный) поиск решения.
Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их .
Способы решения
Творческий (самостоятельный) поиск решения
Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их .
В задании уже содержится четкая инструкция по его выполнению:
Строят устное высказывание - ответ
Самостоятельно :
производят операцию сравнения;
определяют их синтаксическую роль
делают вывод;
строят устное высказывание – ответ.
Учащиеся должны самостоятельно решить, какие операции с языковым материалом и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы выполнить задание. Строят устное высказывание – ответ.
Уровни самостоятельности
Уровни сложности усвоения материала
Репродуктивный
(работа по образцу)
Вставить и – ы после шипящих и ц.
Ж _ р, уж_ н, реж_ м, ландыш_ , сестриц_ н, нарц _ссы, бархатц_, настурц_и .
Выделить морфемы на месте вставленных букв; составить с ними словосочетания.
Репродуктивно –
продуктивный
Продуктивный
Полусамостоятельный (частичный) поиск решения.
Вставить и – ы после шипящих и ц.
Ж _ р, уж_ н, реж_ м, ландыш_ , сестриц_ н, нарц _ссы, бархатц_, настурц_и .
Собрать букет, объяснить вставленные орфограммы;
Составить предложения из выбранных слов.
Творческий (самостоятельный) поиск решения
Вставить и – ы после шипящих и ц.
Ж _ р, уж_ н, реж_ м, ландыш_ , сестриц_ н, нарц _ссы, бархатц_, настурц_и .
Собрать букет, объяснить вставленные орфограммы;
Написать сочинение – миниатюру о цветах.
Выводы
Таким образом, вышеназванные методы и приемы в организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса, способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, привычки к самопроверке. Игры учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца, эту особенность детской психики следует учитывать при обучении учащихся с ОВЗ.
Разные уровни сложности в обучении создают условия, способствующие не только эффективному усвоению учебного материала, но и развитию личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей
Литература
1.Научно – методический журнал «Русский язык в школе». 2007. № 3
2.Научно – методический журнал «Русский язык в школе». 2009. № 5
3. Научно – методический журнал «Русский язык в школе». 2007. № 2
4. Развивающие игры на уроках. Ростов – на Дону «Феникс» 2008.
Урок литературы в системе коррекционно-развивающего обучения
Цели изучения литературы
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком
Виды учебной деятельности:
- рецептивная деятельность : чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность : осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность : сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность : самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы , комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность : анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт .
Программа рассчитана на учащихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического (психологического) развития (задержку психического развития) и обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида.
Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Характерная для этих учащихся повышенная истощаемость ЦНС и, в связи с этим, сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся VII вида отрицательно влияют на успешность их обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе.
В связи с данной характеристикой, процесс обучения школьников имеет следующие особенности:
- носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков;
- опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Задачи изучения литературы
представлены тремя категориями:
- воспитательной,
- образовательной
- коррекционно-развивающей.
Помимо образовательной и воспитательной задач, обязательной задачей каждого урока должна быть коррекционно-развивающая. Реализация данной задачи предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока корректировались, упражнялись и, как следствие, развивались различные психические процессы, преодолевались индивидуальные недостатки развития. Одним из основных средств достижения коррекционно-развивающих задач является включение в содержание каждого урока специальных коррекционно-развивающих упражнений.
К коррекционно-развивающим задачам относятся:
- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;
- развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
- совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
- уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;
- развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;
- развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).
Методические рекомендации по реализации адаптированной программы по литературе
Первостепенной задачей учителя, работающего с детьми VII вида, является формирование интереса учащихся к чтению. Для этого уроки литературы должны быть увлекающими, разнообразными по форме и содержанию. Очень эффективны уроки в игровой форме (особенно уроки обобщающего повторения), а использование игровых приемов целесообразно на каждом уроке
В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Дети обучаются анализу художественных произведений, практическому умению различать произведения разных жанров: сказку, рассказ, повесть, роман, статью, стихотворение, басню, оду, сонет.
Приемы проверки знания текста
- Ответы на вопросы по тексту.
- Составить свои вопросы на проверку знания текста.
- Продолжить предложение.
- Тестовые задания.
- Поисковое чтение. Учитель начинает читать отрывок из произведения, учащихся должны найти место цитирования и включиться в процесс чтения(вслух). Когда все учащихся найдут то место в тексте, где читает учитель, можно прекратить.
- Определить, какие слова отсутствуют в отрывке текста.
- Отзыв на текст.
- Выражение собственного мнения и подтверждение его фактами текста.
- Изложение краткого содержания текста.
- Логическое выстраивание предложений из текста.
- Соединение частей произведения по смыслу.
- Пронумеруйте предложения из текста (можно пользоваться первоисточником).
- Аннотация, реклама книги.
- Составить или разгадать кроссворд по тексту.
- Нарисовать иллюстрацию к сцене.
Давая задание выучить стихотворение наизусть, учитель должен помнить об индивидуальных особенностях каждого ученика. В зависимости от них, ребенок может выучить все стихотворение, его часть, а в крайних случаях задание может быть заменено выразительным чтением.
На уроках литературы уместны приемы, пришедшие из форм внеклассной работы по литературе: инсценирование, театрализация, концерты, конференции, диспуты, игры. Уроки внеклассного чтения не предполагают углубленной работы с текстом, их стержень - выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельности суждений и оценок.
Инсценирование
Театрализация
Урок - концерт
Игры
Игры
Выводы
Таким образом, вышеназванные методы и приемы в организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса, способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, привычки к самопроверке. Игры учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца, эту особенность детской психики следует учитывать при обучении учащихся с ОВЗ.
Разные уровни сложности в обучении создают условия, способствующие развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.
Литература
- 1.Научно – методический журнал «Литература в школе». 2009. № 1
- 2.Научно – методический журнал «Литература в школе». 2008. № 5
- 3. Развивающие игры на уроках. Ростов – на Дону «Феникс» 2008.
Пути выявления причин школьной дезадаптации
И завтра ровно к девяти
Придется в школу мне идти
И до обеда там сидеть –
Читать, писать и даже петь!
И у доски стоять молчать,
Не зная, что же отвечать…
© ГОУ Ярославской области Переславль-Залесская
специальная (коррекционная) школа-интернат № 4, 2004
Почему дети не хотят учиться?
Ребенок не усваивает учебную программу Причину помогут определить:
- Врач: Сниженная энергетика (астенизация)?
- Дефектолог: Несформированность учебных навыков? Интеллектуальное снижение? Психофизический инфантилизм?
- Логопед: Речевые проблемы?
- Психолог: Низкая мотивация? Высокий уровень тревожности? Негативное отношение к учителю? Другие психологические причины?
Вернуться назад
Ребенок ленится Причину помогут определить:
- Врач: Сниженная энергетика (астенизация)?
- Психолог: Низкая мотивация? Высокий уровень тревожности? Нарушение отношений с учителем? Другие психологические причины?
- Дефектолог: Общая замедленность темпа деятельности?
Вернуться назад
Ребенок неуправляем Причину помогут определить:
- Врач: Повышенная энергетика? Психоневрологические причины?
- Психолог: Двигательная расторможенность, «гипердинамический синдром»? Ошибочное мнение взрослых? Негативистическая демонстративность?
- Социальный педагог: Ошибки воспитания?
Вернуться назад
Ребенок агрессивен Причину помогут определить:
- Врач: Повышенная энергетика? Психоневрологические причины?
- Психолог: Несформированность средств общения? Защитная реакция?
- Социальный педагог: Ошибки воспитания?
Вернуться назад
Ребенок рассеян Причину помогут определить:
- Врач: Психоневрологические причины?
- Психолог: Низкая мотивация? Высокий уровень тревожности? Двигательная расторможенность, «гипердинамический синдром»? Другие психологические причины?
- Дефектолог: Снижение функции внимания? Несформированность организации деятельности? Общая замедленность темпа деятельности?
Вернуться назад
Ребенок необщителен Причину помогут определить:
- Врач: Психоневрологические причины?
- Психолог: Аутизация? Несформированность средств общения? Защитная реакция?
- Социальный педагог: Ошибки воспитания?
Вернуться назад
Помощь учителю при составлении коррекционных программ
Учитель
- Врач
- Психолог
- Дефектолог
- Логопед
- Соц. педагог
Выводы
- Учителю необходимо грамотно сформулировать проблемы ученика
- Составить коррекционно-развивающую программу должны помочь специалисты
Информационные источники
- Безруких М., Ефимова С. Школьные трудности, связанные со здоровьем. http://parent.fio.ru/news.php?n=1214&c=1238
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей. – М., 2003.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2003.
- Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – М., 2003.
- Р.Овчарова. Школьная дезадаптация http://parent.fio.ru/news.php?n=1214&c=1238
- Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – М., 2003.
- Школьные трудности, связанные со здоровьем. Почему детям трудно в школе? http://parent.fio.ru/news.php?n=1214&c=1238 (19 янв. 2005)