СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные нестандартные формы работы методического объединения "Азбука методического объединения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет спланировать и организовать методическую работу учителей общеобразовательных учреждений.  

Просмотр содержимого документа
«Эффективные нестандартные формы работы методического объединения "Азбука методического объединения"»

Азбука методической работы «Эффективные нестандартные формы работы методических объединений» Составитель :Е.Н.Деркач Составлено на основе системы методической работы образовательных учреждений

Азбука

методической работы

«Эффективные нестандартные формы работы методических объединений»

Составитель :Е.Н.Деркач

Составлено на основе

системы методической работы образовательных учреждений

Сущность и задачи методической работы в образовательном учреждении    Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.   Самым главным и существенным в методической работе в образовательном учреждении является оказание реальной, действенной помощи педагогическим работникам в развитии их мастерства.

Сущность и задачи методической работы в образовательном учреждении

  • Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства. Самым главным и существенным в методической работе в образовательном учреждении является оказание реальной, действенной помощи педагогическим работникам в развитии их мастерства.
 Определить цели и задачи методической работы - значит определить важнейшие желаемые, необходимые результаты.   Цель, прежде всего, заключается в росте педагогического мастерства. 

Определить цели и задачи методической работы - значит определить важнейшие желаемые, необходимые результаты.

  Цель, прежде всего, заключается в росте педагогического мастерства. 

Направления работы методического объединения:   изучение вопросов организации образовательного и воспитательного процессов; овладение научной методологией;  ознакомление с новыми положениями, документами, постановлениями и т. д.;  углубленное изучение методики проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий;  опережающее рассмотрение вопросов методики изучения наиболее сложных вопросов внеклассной и внешкольной работы с демонстрацией открытых внешкольных мероприятий, воспитательных часов;  изучение возрастной и педагогической психологии , психолого-педагогических особенностей детей разных возрастных групп…

Направления работы методического объединения: 

  • изучение вопросов организации образовательного и воспитательного процессов; овладение научной методологией;
  • ознакомление с новыми положениями, документами, постановлениями и т. д.;
  • углубленное изучение методики проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий;
  • опережающее рассмотрение вопросов методики изучения наиболее сложных вопросов внеклассной и внешкольной работы с демонстрацией открытых внешкольных мероприятий, воспитательных часов;
  • изучение возрастной и педагогической психологии , психолого-педагогических особенностей детей разных возрастных групп…
Формы организации методической работы     Формы работы могут быть коллективные и индивидуальные.   ^  Коллективные формы:  семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, методические кабинеты и т. д.   ^  Индивидуальные формы:   стажировка, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т. д.

Формы организации методической работы

Формы работы могут быть коллективные и индивидуальные. Коллективные формы:  семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, методические кабинеты и т. д. Индивидуальные формы:   стажировка, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т. д.

Одна из самых важных форм методической работы – это работа над  единой методической темой  (проблемой)образовательного учреждения.

Одна из самых важных форм методической работы

– это работа над  единой методической темой  (проблемой)образовательного учреждения.

Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы  Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы –  методические объединения учителей .  Заседание МО, как правило, проводится один раз в четверть.  Однако деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер работы. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, сообщения, обзор методической литературы), так и практическую (посещение уроков, воспитательных часов, их обсуждение, открытые внеклассные мероприятия и т. п.).  Как итог работы методического объединения может быть методическая продукция для учителей предметников. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль.

Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы

Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы –  методические объединения учителей .  Заседание МО, как правило, проводится один раз в четверть.

Однако деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер работы. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, сообщения, обзор методической литературы), так и практическую (посещение уроков, воспитательных часов, их обсуждение, открытые внеклассные мероприятия и т. п.).

Как итог работы методического объединения может быть методическая продукция для учителей предметников. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль.

Формы занятий (заседаний):  1) теоретические семинары (доклады, сообщения);   2) семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, воспитательных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);   3) диспуты, дискуссии;   4) «деловые игры», ролевые игры; уроки (мероприятия)-панорамы;   5) лектории ученых, психологов, социологов, врачей;

Формы занятий (заседаний):

1) теоретические семинары (доклады, сообщения); 2) семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, воспитательных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях); 3) диспуты, дискуссии; 4) «деловые игры», ролевые игры; уроки (мероприятия)-панорамы; 5) лектории ученых, психологов, социологов, врачей;

Формы занятий (заседаний):    6) обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки;   7) обсуждение открытых мероприятий;   8) обсуждение и оценка авторских программ;   9) обсуждение результатов тестирования, анкетирования;   10) разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;

Формы занятий (заседаний):

6) обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки; 7) обсуждение открытых мероприятий; 8) обсуждение и оценка авторских программ; 9) обсуждение результатов тестирования, анкетирования; 10) разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;

Формы занятий (заседаний):    11) обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;   12) конкурсы ( «Учитель года»,«Лучший классный руководитель »);   13) научно-практические конференции;   14) педагогические советы и др. 

Формы занятий (заседаний):

11) обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению; 12) конкурсы ( «Учитель года»,«Лучший классный руководитель »); 13) научно-практические конференции; 14) педагогические советы и др. 

Теоретические семинары   Это форма занятий является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями педагогической науки и передового педагогического опыта. Она требует, в первую очередь, доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы педагогического процесса, раскрывать содержание новых технологий, методов, приемов воспитания.

Теоретические семинары

Это форма занятий является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями педагогической науки и передового педагогического опыта. Она требует, в первую очередь, доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы педагогического процесса, раскрывать содержание новых технологий, методов, приемов воспитания.

Семинары-практикумы    Семинары-практикумы требуют серьезной подготовки, т. к. на них знакомят с результатами собственной поисковой, исследовательской работы, проводившейся под руководством специалистов-ученых и апробировавшейся в течение нескольких месяцев.   В центре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы, но и практические умения и навыки, что особенно важно и ценно для роста профессионального мастерства педагогов.   После посещения практической части очень важно умело организовать обсуждение, дискуссию, на которых каждый может высказать свое мнение, свои соображения, дать оценку практикуму. 

Семинары-практикумы

Семинары-практикумы требуют серьезной подготовки, т. к. на них знакомят с результатами собственной поисковой, исследовательской работы, проводившейся под руководством специалистов-ученых и апробировавшейся в течение нескольких месяцев. В центре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы, но и практические умения и навыки, что особенно важно и ценно для роста профессионального мастерства педагогов. После посещения практической части очень важно умело организовать обсуждение, дискуссию, на которых каждый может высказать свое мнение, свои соображения, дать оценку практикуму. 

Диспуты, дискуссии    Дискуссия – целенаправленный обмен мнениями, суждениями, идеями с целью поиска истины.  Ее существенной чертой является равный диалог всех участников.

Диспуты, дискуссии  

Дискуссия – целенаправленный обмен мнениями, суждениями, идеями с целью поиска истины.

Ее существенной чертой является равный диалог всех участников.

Диспуты, дискуссии Круглый стол  — беседа, в которой на равных участвует небольшая группа педагогов, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с аудиторией.

Диспуты, дискуссии

  • Круглый стол  — беседа, в которой на равных участвует небольшая группа педагогов, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с аудиторией.
Диспуты, дискуссии  Заседание экспертной группы  (или «панельная дискуссия» )  — участвуют 4—6 педагогов с заранее назначенным председателем. В начале намеченная проблема обсуждается всеми участниками группы, а затем всему коллективу ими излагаются свои позиции. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь.

Диспуты, дискуссии

Заседание экспертной группы  (или «панельная дискуссия» ) — участвуют 4—6 педагогов с заранее назначенным председателем. В начале намеченная проблема обсуждается всеми участниками группы, а затем всему коллективу ими излагаются свои позиции. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь.

Диспуты, дискуссии Форум  — обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого вся группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.

Диспуты, дискуссии

  • Форум  — обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого вся группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.
Диспуты, дискуссии Симпозиум  — более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Диспуты, дискуссии

  • Симпозиум  — более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
Диспуты, дискуссии Дебаты  — явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников (представителей двух противостоящих, соперничающих команд) и взаимных опровержений.

Диспуты, дискуссии

  • Дебаты  — явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников (представителей двух противостоящих, соперничающих команд) и взаимных опровержений.

«Деловые» игры

  • Мастерская будущего

Выбирается проблема

  • Первый этап .  Критика. Каждому из участников дается по 2 небольших листа бумаги, на которых предлагается в течение 5-10 мин зафиксировать положительные («+») и отрицательные («-») аспекты обсуждаемой проблемы (на один лист записываются все «+», на др.- все «-»).
  • Второй этап.   Конструирование идеальной модели. Участникам предлагается создать несколько творческих групп численностью 5-7 человек и в течение 20-30 мин разработать (сконструировать) идеальную модель обсуждаемой проблемы. Например, идеальную модель воспитания будущего ребенка или идеальную модель жизнедеятельности класса и т.д. Для оформления разрабатываемой модели у каждой из творческих групп должны быть листы бумаги большого формата и маркеры.  После того, как проекты идеальных моделей подготовлены, каждая из групп публично представляет и защищает свою модель. 
  • Третий этап.  Реальные действия. Тем же творческим группам (прежний состав) предлагается в течение 10-15 мин определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые можно сделать уже сегодня. Например,можно попробовать воспитать себя.
  • Четвертый этап.   Рефлексивный. В «рефлексивном кругу», каждому из участников дается возможность:
  • зафиксировать свое состояние постижения обсуждаемой проблемы;
  • дать самооценку результативности состоявшегося педагогического взаимодействия для своего развития.
Урок-панорама   Урок демонстрации приемов и методов, применяемых в обучении учителями-предметниками

Урок-панорама

Урок демонстрации приемов и методов, применяемых в обучении учителями-предметниками

  Научно-практические конференции и педагогические чтения  Данные формы являются своеобразным подведением итогов работы педагогического коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными педагогическими проблемами.

  Научно-практические конференции и педагогические чтения

Данные формы являются своеобразным подведением итогов работы педагогического коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными педагогическими проблемами.

 Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.  Эта форма широко применяется в работе с молодыми педагогами и теми, кто испытывает затруднения в работе с классом .

Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

Эта форма широко применяется в работе с молодыми педагогами и теми, кто испытывает затруднения в работе с классом .

Методические уголки   Методическая работа требует наглядности – это методические выставки, бюллетени, стенгазеты и т. д.

Методические уголки

  Методическая работа требует наглядности – это методические выставки, бюллетени, стенгазеты и т. д.

Выставки и отчеты по самообразованию    Отчеты по самообразованию требуют наглядной демонстрации продуктов труда педагога: доклады, рефераты, разработки мероприятий, создание авторских программ, составление тестов-анкет и т. д. – и продуктов труда учащихся, созданных под руководством педагога: выступления, рисунки, поделки, творческие работы.

Выставки и отчеты по самообразованию

Отчеты по самообразованию требуют наглядной демонстрации продуктов труда педагога: доклады, рефераты, разработки мероприятий, создание авторских программ, составление тестов-анкет и т. д. – и продуктов труда учащихся, созданных под руководством педагога: выступления, рисунки, поделки, творческие работы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Используемая литература

Используемая литература


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!