СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные пути патриотического воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал о эффективных путях патриотического воспитания младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные пути патриотического воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы»

Глава 1. Внеклассная работа и ее роль в патриотическом воспитании младших школьников.

    1. Место внеклассной работы в целостном педагогическом процессе начальной школы

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и в  первую очередь неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка[15].

В связи с этим, основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.).

Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо координально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определённой суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор,  а в воспитании его личности.

Поэтому решение главных задач обучения должно обеспечивать: формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В научном основании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур, и просто как ребёнка, строящего свой возраст в соответствии со своими возможностями.

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений[15].

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё более также непредсказуемым, проблемы нравственности, патриотизма, нравственной культуры, нравственное и патриотическое воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодёжи.

Как же сделать так, чтобы воспитание младших школьников не было для их воспитателя непосильной ношей?

Для учащихся начальных классов особенно актуальна игровая деятельность, поскольку потребность в игре в этом возрасте остаётся по-прежнему, достаточно сильной. Дети с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям: с удовольствием готовят их, и принимают в них участие.

Сегодня школа - это не только место, где можно получить новую информацию, а затем — и аттестат об образовании; школа - это компонент культуро-социо-педагогического пространства развития личности гражданина России. Именно она должна стать средоточием интеллектуальной, духовной, культурной жизни школьника[29].

Отличительной особенностью обучения является  компонент личностного развития и предъявляемые требования к результатам образования: предметные, метапредметные и личностные. Задача педагога суметь внести новые смыслы в процесс обучения по новым образовательным стандартам, раскрывает новую идеологию система выверенных идей: Концепция духовно-нравственного воспитания, Фундаментальное ядро, организация системно-деятельностного подхода; формы, методы и технологии, способствующие развитию ценностного отношения личности.

Методологической основой разработки и реализации федерального образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Концепция определяет содержание обучения. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащегося являются базовые национальные ценности[30].

Сегодня идет непрерывный, повседневно воздействующий на духовный мир учащихся поток представлений и впечатлений. Войти в этот «поток» возможно при условии интереса у учащихся и учителей к внедрению чего-то, что будет новым, интересным.

В каждой школе существуют свои традиции, которые определяют базовые национальные ценности.

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка. В последнее время педагоги часто говорят о составляющей общей цели – освоение учениками системы общечеловеческих ценностей. Существуют различные подходы к определению структуры этой системы: с одной стороны, отдаётся приоритет нравственным ценностям, с другой – широкому выбору ценностей разноуровневого плана. К этим последним относится – Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование, культура. Каждое из этих направлений несёт глубокое нравственное содержание. Указанный набор общечеловеческих ценностей можно использовать для определения содержания воспитательной работы с детьми во внеурочное время с учётом возрастных особенностей учащихся.

При составлении планов воспитательной работы на первое место выступает принцип гуманно-личностного подхода к детям. Другой не менее важный принцип – учёт возрастных особенностей учащихся. Кроме того, при планировании учитывается и принцип деятельного подхода к воспитанию.

Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя[23].

При планировании учитываются особенности региона, народные традиции, школьный уклад. Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

Если учитель реализует в учебной работе развивающую и воспитывающую функции обучения, то внеклассная работа в виде праздников, экскурсий, разнообразных викторин, конкурсов, творческих мастерских, играх-путешествиях и т.п. способствует деятельности, проявлению их личностных качеств.

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка[19].

Прежде всего следует определить место внеклассной воспитательной работы в педагогическом процессе школы.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Рассмотрим эти возможности.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Внеклассная работа в начальных классах необходима для того, чтобы сформировать правильную мотивацию учения, чтобы активизировать познавательную деятельность учеников, а также развивать в них главные моральные качества. Роль внеклассной работы огромная, так как она несет в себе как воспитательную, так и общеобразовательную функцию, каждый учитель знает, что она дает очень много, и в ней заложен огромнейший потенциал. Задачи внеклассной работы: - развивать у детей любовь к творчеству, укреплять межличностные отношения, приобщать их к здоровому образу жизни, расширять систему их общения; - выявлять интересы детей в различных сферах деятельности; - создавать благоприятные условия для ребенка вне школы; - формировать определенную систему знаний и умений; - проводить коррекционную работу с теми детьми, которые имеют определенные трудности, как в обучении, так и в отношениях с одноклассниками. Внеклассная работа учителя, если она разработана правильно, развивает у школьников начальных классов важные качества дисциплинированности и ответственности, они лучше готовятся к урокам, с энтузиазмом работают в школе, такие дети доброжелательно относятся к своим друзьям. Что касается вариантов организации внеклассной работы, то их может быть огромное количество, главное – не переусердствовать. Ими могут быть и кружки, и секции, и конференции. Формы работы делятся на массовые, кружковые и индивидуальные. Что касается индивидуальных форм, то они направлены на работу важного качества каждого ребенка – саморазвития. Индивидуальная внеклассная работа включает в себя номера художественной самодеятельности, а также подготовку различных рефератов, конструирование. Данная форма позволит каждому ученику найти то дело, в котором он сможет достигнуть больших высот в будущем. Поэтому данная деятельность требует от преподавателя, как знаний, так и индивидуального подхода. Кружковая работа способна выявить и развить творческие способности в том или ином направлении, будь это искусство или спорт. Чаще всего кружки бывают по интересам, а также спортивные. В них проводятся различные занятия – экскурсии, обсуждения литературных произведений, изготовление различных поделок, бисероплетение, вышивание, проведение лабораторных занятий и так далее. Результат работы чаще всего ежегодно показывается в виде выставок, детских фестивалей, детских смотров, фестивалей и так далее.... Что касается форм массовой работы, то в каждой школе их устраивают чаще всего. К ним относятся различные конкурсы, олимпиады, соревнования, вечера, беседы. Они, как правило, проходят на высоком эмоциональном уровне, они яркие и красочные, поэтому каждому ребенку поднимают настроение, поднимают его боевой дух. Ребята начальных классов на таких мероприятиях очень активные, помогают товарищам, поддерживают их в трудные минуты перед выступлением, с азартом участвуют в конкурсах, желая победить. Когда проходят утренники, беседы и вечера, активные школьники берут в них непосредственное участие, демонстрируя свои таланты. А при посещении музеев или при встрече с известными людьми, ребята выступают в роли зрителей. Стоит отметить, что такого рода мероприятия во многом способствуют сплочению коллектива, дружбы и взаимопомощи. Общепринятой формой массовой работы выступают праздники. Они посвящаются главным датам календаря, юбилеям известных писателей, деятелей науки, спорта и так далее. Кроме того, праздники могут иметь развлекательный или фольклорный характер. Но слишком часто устраивать их не стоит, достаточно будет пяти праздников за один учебный год. В таком случае они будут положительно влиять на детей, расширяя их кругозор. Большой популярностью и с большим нетерпением дети начальных классов ждут конкурсов, смотров и олимпиад. Ведь именно на них участники имеют возможность раскрыться полностью, показав свои способности. Среди учеников 2-4 классов проводятся довольно часто малые научно-практические конференции. Такого рода мероприятия во многом развивают как детскую активность, так и инициативу. Ребята по желанию могут создавать сочинения, различные поделки, рисунки и проекты. Кстати, проектная деятельность в последнее время стала очень распространенной, ведь в ней принимает участие определенная группа детей по интересам для того, чтобы работать над каким-то вопросом. Каждый имеет свой объем работы и отвечает за свой определенный процесс. Школьные олимпиады проводятся по различным учебным предметам. Они проходят в несколько туров, и побеждает самый сильный участник по определенному предмету. Он представляет не только класс, но и школу, поэтому подготовка к олимпиаде должна начинаться с начала учебного года. Уже несколько лет в начальных классах многих школ проводится научно-практическая конференция. Она, как и олимпиада, проходит в нескольких турах. В первом, отборочном, принимают участие ученики класса, а во втором туре – только лучшие исследователи школы. Главные победители пробуют соревноваться на фоне районной конференции среди младших школьников. Что касается тематики детских работ, то она бывает самой разнообразной, и с каждым годом только расширяется. К примеру, ученики могут проводить исследование в области филологии на тему «Кто такой домовой? », в области естествознания на тему: «Значение воды для нашей планеты», «Секреты зеленого лука», и так далее. Области, как и темы, могут быть совершенно разные, и школьники могут на выбор работать над определенной темой. Если участники начальных классов хорошо разбираются в компьютере, то могут использовать для защиты работ компьютерные презентации. Но какие бы формы внеклассной работы не проводились, не стоит забывать о традиционной и доступной всем форме – классному часу. Он, как и урок, выступает неотъемлемой частью воспитательной деятельности и классного руководителя, всего учебного заведения. Классный час, как и любая форма внеклассной работы, должен включать в себя тщательную подготовку учителя. Он должен подбирать наиболее актуальные темы для его проведения, с учетом возрастной категории и уровня знаний детей. Перед тем, как начать подготовку к классному часу, нужно поинтересоваться у детей, на какую тему им бы хотелось поговорить. Нужно учитывать и тот факт, что для детей начальных классов главной выступает игровая деятельность. Поэтому желательно все внеклассные мероприятия нужно готовить в интересной форме. На уроках также можно организовывать интересные методы внеклассной работы. Для учеников начальной школы устраиваются уроки творчества, встречи с увлечением, путешествия в сказку, дидактические театры, персональные выставки, индивидуальные марафоны, творческие мастерские, предметные КВН и так далее. Предметные тематические недели могут стать традиционными и устраиваться в каждой школе. Они включают в себя как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Классные руководители могут проводить интересные конкурсы в своем классе. К примеру, деткам можно поручить еженедельный выпуск стенгазеты, посвященный определенной теме, а в итоге объявить конкурс на лучшую стенгазету, победитель которой обязательно награждается. Стоит помнить о том, что любой успех должен быть вознагражден. Пусть это будут небольшие, памятные подарки, но им все равно будут радоваться дети. Тематическую неделю внеклассной работы можно проводить каждый год. Вот примерный ее план:

- Объявление конкурса рефератов по любимому предмету; - Смотровой конкурс поделок, различных поделок, сделанных своими руками; - Выставка книг и продажа литературы, конкурс интеллектуалов «В мире кроссвордов»; - Проведение этнических бесед на моральные темы. Нужно помнить, что к каждой беседе учитель должен готовиться заранее, разрабатывать ее план, подготавливать примерные вопросы, так как дети начальных классов очень хорошо воспринимают беседы, поэтому нужно стараться максимально, чтобы каждый высказал свое мнение по определенному вопросу; - Путешествие в определенный предмет, проведение конкурса сочинений и различных работ: Каким образом моя жизнь связана с литературой? (историей, математикой и так далее). В заключение стоит добавить то, что каждое внеклассное мероприятие должно быть разработано так, чтобы оно понравилось каждому ребенку, поэтому в каждое из них учитель должен постараться вложить максимум усилий.

    1. Основные задачи, средства, методы и формы патриотического воспитания в современной начальной школе

Отчизна, Родина, гордость за страну и патриотизм – слова, которые знакомы с детства и казалось, что они давно канули в прошлое. Современные школьники имеют о своей Родине лишь общее представление.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности[27].

У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Поэтому хотелось рассмотреть   средства и методы для решения задачи патриотического воспитания.
К эффективным средствам патриотического воспитания относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театрализованные, групповые семинары, уроки-характеристики и др. Ведущий принцип современного образования — принцип интеграции, предполагающий объединение нескольких предметов вокруг общих для них проблем[31]. 
К эффективным средствам патриотического воспитания мы относим также дидактические методы и приемы. Среди них интересны метод художественного исполнительства (изображение эпохи в виде эмблемы-символа), исследовательский метод (интервьюирование, социальные опросы и т.п.) [30]
В методе художественного исполнительства для учителя на первый план выступает информация об уровне эмоционального отношения учащихся к историческому периоду или личности. Учащиеся изображают определенные детали, которые в их сознании ассоциируются с изучаемым периодом или конкретной личностью, используя подходящую цветовую гамму. Данный метод довольно сложный, требует от школьников не только художественных способностей, но и творческого осмысления материала в разных аспектах: историческом, психологическом, философском. При этом степень обобщения исторического знания доводится до уровня определенного зрительного образа.
Работа над эмблемой-символом ведет учащихся к более глубокому осмыслению деяний исторических личностей и сути событий особой национальной и исторической значимости. Соединяя интеллектуальный и творческий труд школьников, эта работа развивает ассоциативное мышление, воображение, помогает зримо через образ-символ выразить не только суть явления, но и передать свое отношение к нему. При этом лучшие эмблемы воспринимаются как эстетически самоценные произведения.
В ряду эффективных средств патриотического воспитания можно назвать исследовательский метод (социальные опросы, интервьюирование). Предмет и проблемы опроса могут быть связаны с прошлыми историческими эпохами и современностью.
Интервьюирование родственников и знакомых характеризуется следующим: во-первых, ученик получает возможность непосредственного общения с носителями исторического опыта (бабушки, дедушки, родители): во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания и поведении людей; в-третьих, важное достоинство этого метода - широта охвата разнообразных сфер социальной практики. 
Следует отметить, что перечисленные методы помогают формированию гражданских навыков: обогащения социального опыта учащихся путем активного включения в реальную жизнь, уважения мнения другого человека, открытости к диалогу. Благодаря им фактический материал усваивается на более высоком уровне в единстве знаний, чувств и практической деятельности.
Формами работы по патриотическому воспитанию являются:

  • Книга памяти.

  • История боевой славы Отечества

  • Работа с ветеранами Великой Отечественной Войны

  • Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание Книги памятиВ своем составе книга имеет несколько разделов: «Равнение на героев», «Репортаж с места событий», «Наше счастливое детство».
Широкое распространение получили летописные журналы, описывающие боевой и трудовой подвиг народа. Такая работа имеет большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.
Такая работа призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Свою работу ученики осуществляют в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой в школе.
В ходе работы используются следующие виды деятельности: организуются встречи с ветеранами, собирается материал о их жизни, оформляем в Книге памяти, изучается собранный материал;

  • проводится сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

  • проводятся уроки Мужества для учащихся, их родителей, работников школы;

  • оказывается содействие учителям в использовании материала в учебном процессе.

Основная функция Книги памяти - образовательно-воспитательная. Создание Книги памяти - это многогранная деятельность, направленная на повышение уровня образования, нравственное воспитание и формирование патриотического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм деятельности [17].
Обогащение знаниями и формирование патриотического сознания, подготовка школьников к жизни и трудовой деятельности - важные задачи. Успешное выполнение этих задач связано с принципами обучения и образования. В данном контексте имеется в виду следующее: научность организации материала и его изучение; достоверность излагаемых фактов; связь теоретических знаний с практическими навыками; систематичность и непрерывность воспитательной работы; доступность излагаемого материала; преемственность; прочность усвоения знаний.
История боевой славы Отечества. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее [42].
Организовывая воспитательную работу, руководитель учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков; бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне.
Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснить всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и других войнах, разоблачить фальсификаторов истории Второй мировой войны.
Важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.
Историческая подготовка включает следующие разделы:

  • изучение истории малой Родины (родного края), микрорайона, улицы; изучение ратной истории России и Советского Союза, истории их вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота;

  • изучение государственной и военной символики;

  • изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, деятельности ученых и конструкторов, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов, режиссеров и актеров, художников, в том числе земляков

  • проведение дней воинской славы России;

  • увековечение памяти российских и советских воинов;

  • изучение военной формы и т. д.

Работа с ветеранами Великой Отечественной Войны. В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Стенд боевой славы и Книга памяти.
Организуя встречи с ветеранами, необходимо подготовить учащихся, сообщив некоторые сведения героической биографии приглашенных. При подготовке встречи можно заранее попросить ветерана, чтобы в своем выступлении он обратил внимание на те факты, которые наиболее актуальны в данный момент и в данной аудитории. Организаторам встречи необходимо помнить, что далеко не всегда человек, совершивший в свое время героический поступок, прошедший славный жизненный путь, способен убедительно, доходчиво рассказать об этом детям. В этом случае организаторы встречи сами рассказывают подробную информацию о герое, а он отвечает на вопросы.

 Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают огромным духовным богатством. Именно поэтому клуб ведет поисковую работу, члены клуба берут интервью у ветеранов, посещают семьи, где хранится память о ветеране, записывают рассказы членов семей, а также оказывают ветеранам посильную помощь, поздравляют с праздниками.
Школьники на основе найденного материала оформляют Книгу памяти, мультимедийную презентацию.
Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.
Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность [20].
Однако многим из нас сегодня, увы, не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад. Нам почти нечего передать своим детям. Вот почему на помощь семье сегодня призвана прийти школа». 
«Как показывают многочисленные исследования, большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный миро, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности.
В сегодняшней России традиционное общество ставится в соответствие с метафорой семьи, а современное - с метафорой рынка.
Несмотря на трансформационные изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу. Для нее характерно ориентирование на национальные ценности, воплощаемые, прежде всего в человеческой духовности, всестороннее развитой личности, полноценной семье и здоровом образе жизни [12].
Родители, род, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.
У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Как строятся отношения человека со своей малой и большой Родиной, Отечеством, так же должны строиться и отношения гражданина со своим государством. Интересы Родины, Отечества превыше всего. Для российского полиэтнического сознания унаследовать прошлое - значит не уходить от предшествующих поколений, а идти по их путям, дорогам: с преданиями, традициями, обычаями, заветами предков [10].
Взаимоотношения малого отечества и большого, своей региональной, этнической родины и другой, огромной, называемой Россией, определяют во многом процесс патриотического воспитания. Этот процесс не должен замыкаться этническими, культурными, конфессиональными, хозяйственными, политическими рамками, а определяться их совокупностью, интеграцией. Каждая их этих позиций выступает в различные исторические периоды жизни личности, нации, народа, страны, государства основанием для самоидентификации, поиска собственного «я».

В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Гражданский патриотизм - взаимоотношения, которые возникают между гражданином и государством, человеком и Родиной[19].
В качестве ключевых ценностей социального мира выступают отношения взаимопонимания и поддержки. Отчий дом притягивает людей своей теплотой и открытостью, создавая возможности для самореализации и самовыражения.
Все начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. Какова семья, такое и государство. При изучении памятников литературы - поучений, житий - учащиеся видят, что все положения, лежавшие в основе семьи тысячу, пятьсот, двести, сто лет назад, актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые всегда ценились в детях, женах, отцах, являются ныне самыми ценными.
В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций русской семьи - истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи. Постепенно ребята знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой. На уроках и во внеурочное время знакомятся с Библией.
Одним из основных направлений можно считать «Краеведение». Ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Из истории семьи, отчего края учащиеся черпают немало полезного для души. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей.
Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.
Одним из любимых занятий у ребят является составление «Народного календаря». Это дает им представление о русском фольклоре, народных и православных праздниках, которые постепенно входят в дома наших учеников.



Выводы по 1 главе

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. К эффективным методам патриотического воспитания в начальное школе относят книгу памяти, историю боевой славы Отечества, работу с ветеранами Великой Отечественной Войны, историю родного края, взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма, которые способствуют расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, развитию творческих способностей, формированию исторического сознания. Изучение истории родной земли, истории Отечества, культурных традиций, духовных традиций считается важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине, к семье.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!