СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему "Эффективные способы изучения английской лексики в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

            Слушать, писать, переводить, говорить на английском языке не возможно без знания определённого колличества слов. Английское слово является точной информацией, а точную  информацию трудно  запомнить.

                Цель работы: разработать эффективные способы запоминания английской лексики для  учащихся начальной школы.

            При проведении данного исследования использовались следующие методы, способствовавшие более глубокому, детальному анализу полученных результатов исследования:  рационально-познавательные, работа с документами, социальный опрос, содержательно-логический,  художественный.  А также интерпретационные методы (сравнения, анализа, синтеза, обобщения).

                В ходе исследования было установлено, что представленные авторские способы запоминания английских слов  оказались наиболее эффективными, так как при заучивании были  задействованы такие виды памяти, как образная, зрительная, произвольная. Сделан вывод, что овладеть английской лексикой может каждый, но  для того чтобы ускорить этот процесс, необходимо систематически учить слова способами,  которые максимально задействуют все  виды вашей памяти.

В ходе эксперимента доказана эффективность этих способов. Коэффициент объёма запомненных слов моими способами в 1,2 раза выше, чем способом многократного повторения.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Эффективные способы изучения английской лексики в начальной школе".»


Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”









Направление: лингвистика

Тема: «Эффективные способы изучения

английской лексики в начальной школе»








Автор:

Конакова Дарья Игоревна, 4-Г класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8», Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Радужный.


Научный Руководитель:

Шаметкина Ирена Иштвановна, учитель английского языка,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8», Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Радужный.















г. Обнинск, 2015/2016 учебный год


Содержание




Введение…………………………………………………………….......................................3



Глава I Способы заучивания английской лексики в начальной школе…………….…..5

Глава II. Эффективные способы изучения английской лексики в начальной школе…...7

Заключение…………………………………………………………………………………...9

Список использованных источников……………………………………………………..10

Приложения…………………………………………………………………………………11































Введение

Английский язык мой любимый предмет. Мне нравится погружаться в культуру англоязычных стран и открывать для себя много нового.

Слушать, писать, переводить, говорить на английском языке не возможно без знания определённого колличества слов. Английское слово является точной информацией, а точную информацию трудно запомнить.

Желанием придумать способы, облегчающие запоминание английских слов была определена тема моего исследования: «Эффективные способы изучения английской лексики в начальной школе».

Объект исследования: способы запоминания английских слов.

Предмет исследования: лексика английского языка.

Гипотеза исследования: придуманные мною способы запоминания английских слов, увеличат скорость запоминания у моих одноклассников, и они начнут активно ими пользоваться.

Цель работы: разработать эффективные способы запоминания английской лексики для учащихся начальной школы.

Всё это определяет задачи исследования:

  • проанализировать теоретическую литературу по теме «Эффективные способы запоминания иностранных слов» и определить понятие памяти;

  • провести анкетирование;

  • создать авторские способы запоминания английских слов;

  • провести эксперимент по запоминанию слов английского языка.

Актуальность исследования: развитие международных отношений требует высокого уровня владения языками.

Новизна исследования: представлены авторские способы запоминания английской лексики для учащихся начальной школы.

Организация и этапы исследования:

  • 2013 год – изучение теоретической литературы по теме;

  • 2014 год – обобщение результатов исследования, оформление текста научной статьи; систематизация материала по теме исследования.

При проведении данного исследования использовались следующие методы, способствовавшие более глубокому, детальному анализу полученных результатов исследования: рационально-познавательные, работа с документами, социальный опрос, содержательно-логический, художественный. А также интерпретационные методы (сравнения, анализа, синтеза, обобщения).

Теоретическая значимость работы заключается в личном вкладе автора исследования в такую область как разработка эффективных способов запоминания английских слов в начальной школе.

Практическая значимость работы: результаты данного исследования могут быть использованы на уроках и внеурочных занятиях по английскому языку, а так же желающими выучить английский язык самостоятельно.

Составлен сборник «Мой город Радужный», в котором описана красота нашего города словами, которые были изучены придуманными способами запоминания. Наш сборник был признан лучшим проектом на фестивале групповых проектов  издательства «Просвещения» для учащихся начальных классов, обучающихся по УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”).































Глава I. Способы заучивания английской лексики в начальной школе

Изучив теоретическую литературу по данной теме, выяснила, что существует огромное количество интересных способов запоминания слов.1

Но каждый из этих способов имеет, как преимущества, так и недостатки, поэтому не выделен ещё эффективный способ заучивания иностранных слов.2 (Приложение I).

Из работ по психологии я поняла, что в процессе запоминания слов память играет ведущую роль.

Под памятью понимается запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта.3

Ведущими являются различные виды памяти, а потому каналы восприятия и запоминания информации неодинаковые.

Мы запоминаем то, что читаем (10%), слышим (20%), видим (30%), видим и слышим (70%), делаем сами (90%) и через час теряется 50% бессмысленной информации.

Ученые утверждают, что такие виды памяти как словесно-логическая, образная, произвольная, непроизвольная имеют большое значении при изучении иностранных слов. 4

Изучив особенности памятии и описание интересных способов запоминания, разработала два своих способа для облегчения запоминания английских слов для себя и одноклассников. Мне понравились этоти способы запоминания, так как слова запомнились гораздо быстрее и без усилий.

Первый способ назван «Умные книжки». Создаём книжечку на слово, которое нужно заучить. На обложку помещаем картинку, которая отображает слово, которое надо заучить. На второй странице записываем прилагательные и глаголы, которые подходят к этому слову. На третьей странице записываем интересные рифмы или выражения с этим словом. Книжечку периодически пополняем новым интересным для вас материалом.

Этот способ позволяет запомнить не только слова, но и словосочетания.

Зрительный образ слова в виде рисунка увеличивает продуктивность запоминания, а собственная наглядность иногда более благотворна для запоминания, чем рисунки предлагаемые учебником или учителем.

Ученик постоянно работает с книжечками, и слова постоянно воспроизводятся, попадая в активный реестр памяти.

Второй способ называн «Лего». При помощи данного способа, вы легко изложите свои мысли на английском языке и пополните свой словарный запас.

Ставим перед собой цель, например, написать сочинение о собаке. Вспоминаем особенности этой собаки: толстая, полосатая. Выписываем эти слова из словаря на кубики «лего». Кубики лего можно вырезать из картона или создать на компьютере. Берём за основу хорошо знакомый текст или стих на английском языке. Представляем, что этот текст это игра «Лего», а слова в тексте отдельные кубики «лего». Так, переставляя кубики «лего» в тексте, мы строим совершенно другой текст.

Например, возьмём строчки из стишка, про коробки и дом, который мы учили наизусть по школьной программе.

Му house is very funny. There are boxes everywhere.

Мой домик очень смешной. В нём коробки повсюду.

Поменяем слова домик, смешной, коробки на слова собака, толстая, полосатая.

dog is very fat. It has stripes everywhere.

Моя собака смешная. У неё пятнышки повсюду.

В результате у нас получился текст о собаке, а лексику собака, толстая, полосатая вам не надо заучивать; пока вы играли в лего, слова запомнились в непроизвольной форме.


Глава II. Эффективные способы изучения английской лексики в начальной школе

Для того чтобы узнать, полезно ли будет моё исследование для одноклассников и какие спосабы запоминания уже известны им провела анкетирование. (Приложение 2).

Анализ результатов анкетирования показал, что сложнее всего ученикам удаётся заучить английские слова, но без заучивания слов невозможно изучение английского языка, поэтому я сделала вывод, что моё исследование важно. Многие ученики используют способы, в которых слова заучиваются многократным повторением. Это трудно, неинтересно и заученные слова быстро забываются. Все мои одноклассники хотят научиться более лёгким способам запоминания английских слов. А значит необходимо знакомить учащихся с интересными способами запоминания слов.

Чтобы выявить эффективность разработанных мною способов для запоминания английских слов, решила провести эксперимент.

В эксперименте приняло участие 24 респондента: учащиеся 4 классов МОБУ СОШ №8. г. Радужный.

Все участники эксперимента были разделёны на 3 группы. Группам предлагалось запомнить 10 незнакомых слов за 15 минут.

Первой группе было предложено запомнить незнакомые слова с помощью способа «Умные книжки»; второй группе - с помощью способа «Лего»; Третьей группе - с помощью способа «Многократных повторений».

Объяснив суть способов, раздала каждой группе памятки с инструкцией, как запомнить слова, используя предложенный способ.

С помощью способа «Умные книжки» ученики смогли запомнить в среднем 8 - 9 слов. Ученики отметили, что они быстро и весело заучили слова, так же им ещё удалось запомнить словосочетания с этими словами.

С помощью способа «Лего» дети смогли запомнить в среднем 7- 8 слов. Новые слова трансформировались в уже имеющиеся в памяти понятия и образы, поэтому запомнились быстрее, так как происходило включение новых данных в информационные структуры долговременной памяти.

С помощью способа ««Многократных повторений» дети смогли запомнить в среднем 5 - 6 слов. Ученики отметили, что слова запоминать было не интересно. (Приложение 3).

Коэффициент объёма запомненных слов: у учащихся 1 группы составил - 4,2; учащихся 2 группы составил - 3,8; учащихся 3 группы составил – 2,5.

Через месяц я проверила, помнят ли заученные в ходе эксперммента слова ученики. Ученики 1 группы запомнили в среднем 80% от общего числа слов, 2 группы 75% слов, 3 группы 45% слов.

Опрос, проведённый через три месеца, показала, что ученики активно используют мои способы запоминания английских слов и отмечают, что скорость запоминания у них повысилась, запоминать стало легче и интересней. (Приложение 2).

Проанализировав результаты эксперимента, я сделала следущий вывод:

представленные авторские способы запоминания английских слов оказались наиболее эффективными, так как при заучивании были задействованы такие виды памяти, как образная, зрительная, произвольная.




Заключение

Изучив теоретическую литературу и работая над темой «Эффективные способы запоминания иностранных слов» я поняла, насколько актуальна и интересна данная тема.

Существует много интересных способов запоминания слов, но каждый из этих способов имеет как преимущества, так и недостатки которые описаны в данной работе.

Невозможно разработать эффективный способ запоминания английских слов для учеников начальной школы без учёта индивидуальных особенностей памяти.

Анкетирование выявило, что учащиеся не запоминают английские слова более лёгкими способами, а просто их заучивают, поэтому ученикам трудно и не интересно учить новые слова.

В работе были представлены авторские способы запоминания английских слов и дано их теоретическое обоснование.

В ходе эксперимента доказана эффективность этих способов. Коэффициент объёма запомненных слов моими способами в 1,2 раза выше, чем способом многократного повторения.

В заключении хочется сказать, что представленные авторские способы запоминания английских слов оказались наиболее эффективными, так как при заучивании были задействованы такие виды памяти, как образная, зрительная, произвольная.

Овладеть английской лексикой может каждый, но для того чтобы ускорить этот процесс, необходимо систематически учить слова способами, которые максимально задействуют все виды вашей памяти.

Английские слова можно изучать без скучной зубрежки, получая удовольствие от самого процесса запоминания, используя разработанные мною способы запоминания.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Матюгин И.Ю. Эффективная память: Как быстро запоминать цифры и английские слова М.: Рипол классик 2004 г.

  2. Лавренюк М.В. Простые и эффективные способы запоминания английской лексики. Донецк, 2006 год.

  3. Маклаков А. Г. Общая психология: СПб.: Питер, 2001.

  4. Немов Р. С. Общие основы психологии: В3-х кн. Кн. 1, Москва, 2003 год.

  5. Российский энциклопедический словарь: В 2–х кн. Кн 2/под ред. А.М.Прохорова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Существует огромное количество интересных способов запоминания слов.

Но каждый из этих способов имеет и приимущества и недостатки.

  1. Фонетические ассоциации.

Фонетические ассоциации помогают нашему мозгу установить связь между иностранным словом и его русским значением. Звуковая ассоциация это не звуковой аналог английского слова, а слово, похожее по звучанию или написанию, для того чтобы вспомнить английское слово. Чем абсурднее связь образа и слова, тем прочнее слово запоминается.

bell – белка. Book – буква. Push – толкать пушку.

В слове коттедж пишем две тт так как кот тед проживает в нашем коттедже.

Средства массовой информации заполнены иностранными словами, которые вызывают мгновенную ассоциацию: shampoo, talk show, mineral water, gel, basketball,taxi.

Этим способом удобно запоминать интернациональные слова, которые по звучанию легко ассоциируются с русским словом. К недостаткам этого метода следует отнести ограниченность применения, так как не ко всем словам удается подобрать хорошую фонетическую ассоциацию. Очень часто эту ассоциацию приходится подбирать из двух слов русского языка, что несколько снижает эффективность запоминания.

  1. Картотека слов.

Предлагается как замена словаря. Слово записывается на карточку. Перевод записывается на обратной стороне карточки. Сложите карточки стопкой иностранным языком вверх, перекладывая, проверяете знание слов. Слова, которые вы уже выучили ложите в одну стопку, те которые ещё надо выучить в другую стопку.

Этот способ очень удобный картотеку можно брать с собой в дорогу, повторять в любом порядке, откладывать в другую стопку заученные слова. К недостаткам этого способа следует отнести то, что запоминание осуществляется многократным повторением что снижает эффективность данного способа.

  1. Картинка.

Находим картинку, на которой изображено много предметов, животных, людей. Подписываем отдельные элементы картинки английскими словами и заучиваем их. Существует достаточно много уже готовых словарей в картинках. Достоинство этого способа – создается внутренний мысленный образ слова. К недостатку можно отнести ограниченность применения данного метода.

  1. Графический.

Создаётся зрительный план, по которому можно прогуливаться в произвольном порядке. Пользуясь этим способом можно быстро заучить стихотворение, каждую его строку кодируем  символом или графическим рисунком. Например, любовь – сердечко. Расположение символов слева направо либо сверху вниз. Закодированная в символах ситуация всплывает в памяти. Этот способ подходит для составления рассказа. Но для запоминания группы слов к диктанту он не подходит.

  1. Компьютерные программы.

Компьютерных программ по изучению английских слов огромное множество в интернете. Наиболее удачными, я считаю программы Оpen Book, Lex, Booster. В программе Open Book можно создали создать свои словари при помощи редактора. Ученикам нравится работать и играть на компьютере, но очень много детей страдает заболеваниями зрения, и пополнение словарного запаса через компьютер для них нежелательно, не все дети владеют компьютерной грамотностью в начальной школе и не у всех есть компьютер.

  1. Бирки.

Наклеиваются сaмоклеящиеся карточки с aнглийскими словaми на разнообразные предметы в квартире, во дворе, в школе. Проходим мимо наклеек и повторяем слова. Заученные слова снимаем. Способ интересный, можно учить английский всей семьёй. Достоинство этого способа в том, что слово запоминается, как образ-понятие. Недостаток, – ограниченное применение, этим способом можно выучить только слова бытовой сферы.

  1. Рифмический.

Придумываем со словом, которое надо заучить рифму. Зарифмованные слова сами врезаются в память. Процесс запоминания делается простым и интересным. Недостаток этого способа не у всех детей рифмические способности и не всегда удаётся быстро придумать рифму.

  1. Традиционный

Листок делим пополам, справа записываем двадцать новых слов на русском языке, слева на английском. Читаем список несколько раз. Делаем двадцати минутный перерыв. Затем, закрываем левый столбик, по переводу восстановливаем звучание и написание английских слов по памяти. Повторяем список на следущий день. Этот способ самый распространённый и удобный для записывания слов. Мы на уроке пользуемся этим способом для записывания слов, но многие ученики пренебрегают этапом периодического повторения после записывания, так как это очень скучный процесс. После завершения работы над темой эти списки слов остаются не востребуемыми. Мы прекрасно знаем слова по теме, но мы не знакомы со способами, где дальше эти знания применить в жизни. Я не ставлю это в укор нашим учителям они замечательные, у них просто на это нет времени.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета №1

Уважаемыеу ченики! Просим Вас ответить на следующие вопросы!

1. В каком классе вы учитесь? ___________________________________

2. Что для вас является самым трудным при изучении английского языка?

______________________________________________________________

3. Каким способом вы пользуетесь для запоминания слов?

______________________________________________________________

4. Хотели бы вы научиться спосабам для более лёгкого запоминание слов?

______________________________________________________________

Спасибо!

Было опрошено 32 респондента: учащиеся 4 классов МОБУ СОШ №8. г. Радужный.


Диаграмма 1.

Анкетирование выявило, что самым трудным является…



Диаграмма 2

Определение применяемых способов запоминания.

.


Диаграмма 3

Определение выброра авторских способов запоминания.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Определение коэффициента объёма запомненых слов в ходе эксперимента


  1. баллов. Ученик не запомнил ни одно слова

  2. балл. Ученик запомнил одно – два слова из предложенных десяти.

  3. балла. Ученик запомнил три - четыре слова из предложенных десяти.

  4. балла. Ученик запомнил пять - шесть слов из предложенных десяти.

  5. балла. Ученик запомнил семь - восемь слов из предложенных десяти.

  6. баллов. Ученик запомнил девять - десять слов из предложенных десяти.



Первоя группа заучивала слова способом «Умные книжки»

Фамилия, имя Балл Колличество запомненых слов

1. Алиниседова Милана 4 (запомнила 8 слов)

2. Анищенко Ян 4 (запомнил 8 слов)

3. Багаутдинова Аделина 5 (запомнила 9 слов)

4. Баширова Аделина 4 (запомнила 7 слов)

5. Варакса Мария 5 (запомнила 9 слов)

6. Габибуллаев Абдулмалин 3 (запомнил 8 слов)

7. Габибуллаева Диана 4 (запомнила 6 слов)

8. Глушков Егор 5 (запомнил 10 слов)



Коэффициент объёма запомненых слов = сумма типов / количество детей

34/8=4,2

Втораяя группа заучивала слова способом «Лего»

Фамилия, имя Балл Колличество запомненых слов

1. Захаренков Александр 4 (запомнил 8 слов)

2. Калюжный Максим 4 (запомнил 7 слов)

3. Кахриманова Оксана 4 (запомнила 8 слов)

4. Козак Михей 3 (запомнил 6 слов)

5. Копач Григорий 3 (запомнил 5 слов)

6. Ишдавлетова Азалия 4 (запомнила 7 слов)

7. Кныш Анна 5 (запомнила 10 слов)

8. Аксенова Юлия 4 (запомнила 7 слов)



Коэффициент объёма запомненых слов = сумма типов / количество детей

31/8=3,8

Третья группа заучивала слова способом «Многократных повторений».

Фамилия, имя Балл Колличество запомненых слов

1. Айбатыров Айбатыр 2 (запомнил 4 слова)

2. Айбатырова Сабрина 3 (запомнила 5 слов)

3. Биксултанова Карина 4 (запомнила 7 слов)

4. Гаджиметов Али 2 (запомнил 3 слова)

5. Головчиц Виктория 4 (запомнила 7 слов)

6. Гошовская Елизавета 3 (запомнила 5 слов)

7. Зиянгирова Камилла 3 (запомнила 6 слов)

8. ИсабековИсабек 2 (запомнил 5 слов)


Коэффициент объёма запомненых слов = сумма типов / количество детей

23/8=2,8



Коэффициент объёма запомненых слов группой 1 и группой 2 = сумма типов группы 1 + сумма типов группы 2 / количество детей группы 1 + количество детей группы 2

34+31/16+16=1,2






















1 Матюгин И.Ю. Эффективная память: Как быстро запоминать цифры и английские слова М.: Рипол классик 2004 г.

2 Лавренюк М.В. Простые и эффективные способы запоминания английской лексики. Донецк, 2006 год.

3 Маклаков А. Г. Общая психология: СПб.: Питер, 2001.

4 Немов Р. С. Общие основы психологии: В3-х кн. Кн. 1, Москва, 2003 год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!