Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность
В.Г. Белинский
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей№24»
г.Волгодонска
Ефремова Л.Н.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
- Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности
Цель:
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Задачи:
- Воспитание духовности и чувства сопричастности к истории России
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Формирование культуры семейных отношений
- Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали;
- Воспитание уважения к правам каждой личности
- Воспитание чувства патриотизма, чести, достоинства и справедливости.
- Развитие экологической культуры учащихся в окружающей среде
- Воспитание положительного отношения к труду и проблемам экономического воспитания
В реализации воспитательной
программы участвуют классный руководитель,
родители и ученик
Ученик
школа
семья
Задачи ученика :
Задачи классного
руководителя:
Задачи родителей :
познавать себя;
понимать;
стремиться изменить себя;
поддерживать;
совершенствовать себя.
контролировать;
заботиться;
интересоваться;
обеспечивать.
помогать в достижении цели;
поощрять инициативу
и самостоятельность;
создавать условия для
развития способностей
и личностных качеств.
Участники духовно-нравственного воспитания
Ученик
школа
семья
Уреждения
СМИ
доп.
образования
Основные принципы работы
равенства позиций
толерантности
гуманистический
доверительности
нравственный пример педагога
индивидуальное развитие
Направления воспитательной программы
Воспитательная
программа
Духовно-нравственное воспитание
Программа
развития
классного
коллектива
3 класс
1-2 класс
«Моя малая родина»
«Мой дом,
моя семья»
4 класс
«Я – гражданин
России»
Для реализации этой цели и решения задач, в своей работе использую и применяю различные технологии:
Проблемное обучение
Проектная деятельность
Развивающее обучение
ИКТ
В плане воспитательной работы
с классным коллективом
особое внимание уделено формам работы
с детьми младшего школьного возраста
Коллективные
творческие дела
трудовые
соревнования
дела
Формы
работы
беседы,
классные часы
викторины
выставки,
конкурсы
экскурсии,
поездки
"Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего"
- Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам
Понятие « гражданственность » предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, к семье, коллективу, к родному краю, Отечеству.
Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя
М
О
Д
Е
Л
Ь
Г
Р
А
Ж
Д
А
Н
И
Н
А
-
П
А
Т
Р
И
О
Т
А
Свободолюбивый и ответственный
Трудолюбивый и настойчивый, любящий и заботливый
Любящий свою Родину и народ, знающий историю и культуру страны
Самостоятельный и законопослушный
Творчески мыслящий, способный саморазвиться
Честный и справедливый, толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Духовно и физически здоровый
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами
ради «своих» - класса, школы, города, России)
Обладающий культурой мысли и речи
Семейное
направление
Физкультурно-
оздоровительное
Экологическое
направление
направление
Историко –
краеведческое
направление
Моя
безопасность
Патриотическое
направление
Трудовое
направление
Направления
работы
с классом
Нравственно воспитание
На муниципальном уровне – акции: «Посылка солдату», «Акция милосердия пожилым людям»
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому – то, кому - то поможет
Твоя Доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно
был прожит,
Что годы живешь ты не зря
Классный час «Дружба –это не работа…»
Моя безопасность
Цель:
- формирование культуры безопасного поведения.
Задачи:
- воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах;
- закрепить знание правил пожарной безопасности, ПДД, оказания первой помощи, безопасности в интернете.
В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности. Сайрус
Нравственно – правовое воспитание
Участие в городской акции по безопасности дорожного движения, открытый классный час «Помни правила дорожного движения, как таблицу умножения»
Дидактическая игра «Собери герб»
Классный час «Государственные символы России», на котором дети готовили и рассказывали исторические справки о гербе, флаге России.
Содержание материала направления «Россия – родина моя» включает в себя знакомство с символами государства, с народами России.
Классный час « Права детей России» знакомят детей с правами и обязанностями детей .
Патриотическое воспитание
П – полезный
А – активный
Т – творческий
Р – решительный
И – инициативный
О организованный
Т - толерантный
В современном понимании патриотизм - это (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Патриотическое воспитание
Подготовка к празднованию Дня Победы также способствует воспитанию гражданских качеств личности: ответственность, чувство долга, уважение к военной истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны В нашем классе проводятся конкурсы рисунков и сочинений на тему «Война глазами детей», ко Дню Победы дети выполняют проекты о героях семьи, классный час «Ордена моего деда», «Спасибо деду за победу» Дети являются участниками Бессмертного полка
Патриотическое воспитание
«Прошла война, прошла беда,
Но боль взывает к людям:
В рамках месячника по военно – патриотическому воспитанию – мой класс является участником общешкольного конкурса битвы хоров «Я о России буду говорить!»
«Давайте, люди, никогда об этом
НЕ ЗАБУДЕМ!...»
«Урок Мужества»
Конкурс патриотическои песни
"Нас песня к победе вела"
Приобщение к истокам родины
Работая по направлению «Мой город» содержание работы которого включает разделы: история жизни города; знаменитые люди нашего города; достопримечательности Волгодонска. Например, ко дню рождения нашего города мы выполнили проект «Волгодонск в прошлом», на котором знакомились с историческим прошлым Малой Родины. Провели конкурс рисунков «Наш город глазами детей»
г.Таганрог.
Солнечные часы
Приобщение к православной культуре
« ЭКСКУРСИИ нашего класса»
Волгоград
Элиста
Москва
Ростов-на-Дону
Москва
Элиста
Эстетическое воспитание
В рамках «Театр и дети» -посещение театра в новогодние праздники, поездка «Таганрог- театральный»
«Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок.»
Профориентационная работа
В рамках работы -посещение «Кидбурга» - город профессий , поездка Ростов - на- Дону»
«Мотай на ус!»
Экологическое воспитание
Выездная экскурсия
на конезавод
п.Зимовники
Экскурсия в природу
(Берег реки Дон)
Экскурсия в природу
«День здоровья»
Экскурсия в природу
«ЛОГО парк»
Трудовое воспитание
Трудовой десант по уборке территории вокруг школы.
Уборка класса и дежурство
В рамках городской акции «Чистый город», «Посади дерево Победы».
Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически. С этой целью традиционно в феврале проводится «День Защитников Отечества», где проходят соревнования между мальчиками, а в марте - между девочками.
«Мы за здоровый образ жизни»
Классный час
Лист «Здоровья»
Работа с родителями
Индивидуальные и групповые консультации
Краткие советы, небольшие тексты
для использования в общении с ребёнком
Конкурсы для всей семьи по разным
видам деятельности
Привлечение родителей к подготовке и
участию в праздниках и развлечениях
Очень важно для решения поставленных задач и достижения цели, комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся
Совместные классные часы
Родительские собрания
Проведение праздников
Родители в школьной жизни
- Участвуя в олимпиадах, выполняя проекты, ребята узнают историю родного города, его историю;
-проникаются сознанием, что высшей нравственной ценностью является Родина;
- участие в делах и акциях развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи;
В процессе нравственного воспитания у детей формируются
усиливает положительную мотивацию обучения
активизирует познавательную деятельность обучающихся
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни
- способность к саморазвитию, к творчеству, физическое совершенство
Наши победы
Конкурсы: «Кенгуру» «Русский медвежонок» «Учи.РУ»
(50% участников)
Международный
уровень
Конкурсы:
«Олимпусик»,
«Спасатели»
(70% участников)
Всероссийский
уровень
Экопроект
Конкурс «Родной край»
3 место
«Эко-кутерье»
3 место
Муниципальный
уровень
Олимпиада по окружающему миру 2 место
Краморенко Ксения
Конкурс
военной песни
2место
Комбинированная
эстафета, посвя-
щенная 23 февраля
2 место
Школьный
уровень
Битва хоров по экологии
1 место
В процессе нравственного воспитания у детей формируются чувства
патриотизма
товарищества
коллективизма
глубокое уважение к людям труда
активное отношение к действительности
Результат: дети добрые, справедливые, уважающие родителей, способные отвечать за свои поступки