СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ефремова Лариса Николаевна учитель начальных классов МБОУ "Лицей №24" г. Волгодонск "Духовно-нравственное воспитание в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников"   Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Я считаю, что эта  подготовка начинвется с семьи, школы.  

Просмотр содержимого документа
«Ефремова Лариса Николаевна учитель начальных классов МБОУ "Лицей №24" г. Волгодонск "Духовно-нравственное воспитание в начальной школе"»

 Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность  В.Г. Белинский Духовно-нравственное воспитание младших школьников учитель начальных классов МБОУ «Лицей№24» г.Волгодонска Ефремова Л.Н.

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью человечность

В.Г. Белинский

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей№24»

г.Волгодонска

Ефремова Л.Н.

Актуальность проблемы  духовно-нравственного воспитания Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

  • Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности
Цель: Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России  Задачи:  Воспитание духовности и чувства сопричастности к истории России  Воспитание потребности в здоровом образе жизни  Формирование культуры семейных отношений  Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали;  Воспитание уважения к правам каждой личности  Воспитание чувства патриотизма, чести, достоинства и справедливости.  Развитие экологической культуры учащихся в окружающей среде  Воспитание положительного отношения к труду и проблемам экономического воспитания

Цель:

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Задачи:

  • Воспитание духовности и чувства сопричастности к истории России
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • Формирование культуры семейных отношений
  • Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали;
  • Воспитание уважения к правам каждой личности
  • Воспитание чувства патриотизма, чести, достоинства и справедливости.
  • Развитие экологической культуры учащихся в окружающей среде
  • Воспитание положительного отношения к труду и проблемам экономического воспитания

В реализации воспитательной  программы участвуют классный руководитель,  родители и ученик Ученик школа семья Задачи ученика : Задачи классного руководителя: Задачи родителей : познавать себя; понимать;   стремиться изменить себя; поддерживать;   совершенствовать себя. контролировать;  заботиться;  интересоваться;  обеспечивать. помогать в достижении цели;  поощрять инициативу и самостоятельность;  создавать условия для развития способностей  и личностных качеств.

В реализации воспитательной

программы участвуют классный руководитель,

родители и ученик

Ученик

школа

семья

Задачи ученика :

Задачи классного

руководителя:

Задачи родителей :

познавать себя;

понимать;

стремиться изменить себя;

поддерживать;

совершенствовать себя.

контролировать;

заботиться;

интересоваться;

обеспечивать.

помогать в достижении цели;

поощрять инициативу

и самостоятельность;

создавать условия для

развития способностей

и личностных качеств.

 Участники духовно-нравственного воспитания Ученик школа семья Уреждения СМИ доп. образования  Основные принципы работы равенства позиций толерантности  гуманистический доверительности нравственный пример педагога индивидуальное развитие

Участники духовно-нравственного воспитания

Ученик

школа

семья

Уреждения

СМИ

доп.

образования

Основные принципы работы

равенства позиций

толерантности

гуманистический

доверительности

нравственный пример педагога

индивидуальное развитие

Направления воспитательной программы  Воспитательная программа

Направления воспитательной программы

Воспитательная

программа

Духовно-нравственное воспитание   Программа развития классного коллектива 3 класс 1-2 класс «Моя малая родина» «Мой дом, моя семья» 4 класс «Я – гражданин России»

Духовно-нравственное воспитание

Программа

развития

классного

коллектива

3 класс

1-2 класс

«Моя малая родина»

«Мой дом,

моя семья»

4 класс

«Я – гражданин

России»

Для реализации этой цели и решения задач, в своей работе использую и применяю различные технологии: Проблемное обучение Проектная деятельность Развивающее обучение ИКТ

Для реализации этой цели и решения задач, в своей работе использую и применяю различные технологии:

Проблемное обучение

Проектная деятельность

Развивающее обучение

ИКТ

В плане воспитательной работы с классным коллективом  особое внимание уделено формам работы  с детьми младшего школьного возраста Коллективные  творческие дела  трудовые соревнования дела  Формы работы беседы, классные часы викторины выставки, конкурсы экскурсии, поездки

В плане воспитательной работы

с классным коллективом

особое внимание уделено формам работы

с детьми младшего школьного возраста

Коллективные

творческие дела

трудовые

соревнования

дела

Формы

работы

беседы,

классные часы

викторины

выставки,

конкурсы

экскурсии,

поездки

"Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего"

  • Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам

Понятие « гражданственность » предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, к семье, коллективу, к родному краю, Отечеству.

Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя

М О Д Е Л Ь  Г Р А Ж Д А Н И Н А - П А Т Р И О Т А  Свободолюбивый и ответственный Трудолюбивый и настойчивый, любящий и заботливый Любящий свою Родину и народ, знающий историю и культуру страны  Самостоятельный и законопослушный Творчески мыслящий, способный саморазвиться Честный и справедливый, толерантный  (уважающий других, не похожих на него)  Духовно и физически здоровый Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города, России) Обладающий культурой мысли и речи

М

О

Д

Е

Л

Ь

Г

Р

А

Ж

Д

А

Н

И

Н

А

-

П

А

Т

Р

И

О

Т

А

Свободолюбивый и ответственный

Трудолюбивый и настойчивый, любящий и заботливый

Любящий свою Родину и народ, знающий историю и культуру страны

Самостоятельный и законопослушный

Творчески мыслящий, способный саморазвиться

Честный и справедливый, толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Духовно и физически здоровый

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами

ради «своих» - класса, школы, города, России)

Обладающий культурой мысли и речи

Семейное направление Физкультурно- оздоровительное Экологическое направление направление Историко – краеведческое направление Моя безопасность Патриотическое направление Трудовое направление Направления работы с классом

Семейное

направление

Физкультурно-

оздоровительное

Экологическое

направление

направление

Историко –

краеведческое

направление

Моя

безопасность

Патриотическое

направление

Трудовое

направление

Направления

работы

с классом

Нравственно воспитание На муниципальном уровне – акции: «Посылка солдату», «Акция милосердия пожилым людям» Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого – то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту всегда. И если кому – то, кому - то поможет Твоя Доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря Классный час «Дружба –это не работа…»

Нравственно воспитание

На муниципальном уровне – акции: «Посылка солдату», «Акция милосердия пожилым людям»

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому – то, кому - то поможет

Твоя Доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно

был прожит,

Что годы живешь ты не зря

Классный час «Дружба –это не работа…»

Моя безопасность  Цель: формирование культуры безопасного поведения.   Задачи: воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах; закрепить знание правил пожарной безопасности, ПДД, оказания первой помощи, безопасности в интернете.  В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности. Сайрус

Моя безопасность

Цель:

  • формирование культуры безопасного поведения.

Задачи:

  • воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах;
  • закрепить знание правил пожарной безопасности, ПДД, оказания первой помощи, безопасности в интернете.

В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности. Сайрус

Нравственно – правовое воспитание Участие в городской акции по безопасности дорожного движения, открытый классный час «Помни правила дорожного движения, как таблицу умножения»

Нравственно – правовое воспитание

Участие в городской акции по безопасности дорожного движения, открытый классный час «Помни правила дорожного движения, как таблицу умножения»

Дидактическая игра «Собери герб» Классный час «Государственные символы России», на котором дети готовили и рассказывали исторические справки о гербе, флаге России.  Содержание материала направления «Россия – родина моя» включает в себя знакомство с символами государства, с народами России.   Классный час « Права детей России»  знакомят детей с правами и обязанностями детей .

Дидактическая игра «Собери герб»

Классный час «Государственные символы России», на котором дети готовили и рассказывали исторические справки о гербе, флаге России.

Содержание материала направления «Россия – родина моя» включает в себя знакомство с символами государства, с народами России.

Классный час « Права детей России» знакомят детей с правами и обязанностями детей .

Патриотическое воспитание П – полезный А – активный Т – творческий Р – решительный И – инициативный О организованный Т - толерантный В современном понимании патриотизм - это (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Патриотическое воспитание

П – полезный

А – активный

Т – творческий

Р – решительный

И – инициативный

О организованный

Т - толерантный

В современном понимании патриотизм - это (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Патриотическое воспитание  Подготовка к празднованию Дня Победы также способствует воспитанию гражданских качеств личности: ответственность, чувство долга, уважение к военной истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны   В нашем классе проводятся конкурсы рисунков и сочинений на тему «Война глазами детей», ко Дню Победы дети выполняют проекты о героях семьи, классный час «Ордена моего деда», «Спасибо деду за победу»   Дети являются участниками Бессмертного полка

Патриотическое воспитание

Подготовка к празднованию Дня Победы также способствует воспитанию гражданских качеств личности: ответственность, чувство долга, уважение к военной истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны В нашем классе проводятся конкурсы рисунков и сочинений на тему «Война глазами детей», ко Дню Победы дети выполняют проекты о героях семьи, классный час «Ордена моего деда», «Спасибо деду за победу» Дети являются участниками Бессмертного полка

Патриотическое воспитание «Прошла война, прошла беда, Но боль взывает к людям: В рамках месячника по военно – патриотическому воспитанию – мой класс является участником общешкольного конкурса битвы хоров «Я о России буду говорить!» «Давайте, люди, никогда об этом НЕ ЗАБУДЕМ!...» «Урок Мужества»

Патриотическое воспитание

«Прошла война, прошла беда,

Но боль взывает к людям:

В рамках месячника по военно – патриотическому воспитанию – мой класс является участником общешкольного конкурса битвы хоров «Я о России буду говорить!»

«Давайте, люди, никогда об этом

НЕ ЗАБУДЕМ!...»

«Урок Мужества»

Конкурс патриотическои песни

Конкурс патриотическои песни

"Нас песня к победе вела"

Приобщение к истокам родины Работая по направлению «Мой город» содержание работы которого включает разделы: история жизни города;  знаменитые люди нашего города;  достопримечательности Волгодонска.  Например, ко дню рождения нашего города мы выполнили проект «Волгодонск в прошлом», на котором знакомились с историческим прошлым Малой Родины.  Провели конкурс рисунков «Наш город глазами детей» г.Таганрог. Солнечные часы

Приобщение к истокам родины

Работая по направлению «Мой город» содержание работы которого включает разделы: история жизни города; знаменитые люди нашего города; достопримечательности Волгодонска. Например, ко дню рождения нашего города мы выполнили проект «Волгодонск в прошлом», на котором знакомились с историческим прошлым Малой Родины. Провели конкурс рисунков «Наш город глазами детей»

г.Таганрог.

Солнечные часы

Приобщение к православной культуре

Приобщение к православной культуре

 « ЭКСКУРСИИ  нашего класса» Волгоград Элиста Москва Ростов-на-Дону Москва Элиста

« ЭКСКУРСИИ нашего класса»

Волгоград

Элиста

Москва

Ростов-на-Дону

Москва

Элиста

 Эстетическое воспитание В рамках «Театр и дети» -посещение театра в новогодние праздники, поездка «Таганрог- театральный»  «Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок.»

Эстетическое воспитание

В рамках «Театр и дети» -посещение театра в новогодние праздники, поездка «Таганрог- театральный»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок.»

 Профориентационная работа В рамках работы -посещение «Кидбурга» - город профессий , поездка Ростов - на- Дону» «Мотай на ус!»

Профориентационная работа

В рамках работы -посещение «Кидбурга» - город профессий , поездка Ростов - на- Дону»

«Мотай на ус!»

Экологическое воспитание Выездная экскурсия на конезавод п.Зимовники Экскурсия в природу (Берег реки Дон) Экскурсия в природу «День здоровья» Экскурсия в природу «ЛОГО парк»

Экологическое воспитание

Выездная экскурсия

на конезавод

п.Зимовники

Экскурсия в природу

(Берег реки Дон)

Экскурсия в природу

«День здоровья»

Экскурсия в природу

«ЛОГО парк»

Трудовое воспитание Трудовой десант по уборке территории вокруг школы. Уборка класса и дежурство В рамках городской акции «Чистый город», «Посади дерево Победы».

Трудовое воспитание

Трудовой десант по уборке территории вокруг школы.

Уборка класса и дежурство

В рамках городской акции «Чистый город», «Посади дерево Победы».

Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически. С этой целью традиционно в феврале проводится «День Защитников Отечества», где проходят соревнования между мальчиками, а в марте - между девочками. «Мы за здоровый образ жизни» Классный час Лист «Здоровья»

Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически. С этой целью традиционно в феврале проводится «День Защитников Отечества», где проходят соревнования между мальчиками, а в марте - между девочками.

«Мы за здоровый образ жизни»

Классный час

Лист «Здоровья»

Работа с родителями Индивидуальные и групповые консультации Краткие советы, небольшие тексты для использования в общении с ребёнком Конкурсы для всей семьи по разным  видам деятельности Привлечение родителей к подготовке и  участию в праздниках и развлечениях Очень важно для решения поставленных задач и достижения цели, комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся

Работа с родителями

Индивидуальные и групповые консультации

Краткие советы, небольшие тексты

для использования в общении с ребёнком

Конкурсы для всей семьи по разным

видам деятельности

Привлечение родителей к подготовке и

участию в праздниках и развлечениях

Очень важно для решения поставленных задач и достижения цели, комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся

Совместные классные часы Родительские собрания Проведение праздников Родители в школьной жизни

Совместные классные часы

Родительские собрания

Проведение праздников

Родители в школьной жизни

 - Участвуя в олимпиадах, выполняя проекты, ребята узнают историю родного города, его историю; -проникаются сознанием, что высшей нравственной ценностью является Родина; - участие в делах и акциях развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи;  В процессе нравственного воспитания у детей формируются усиливает положительную мотивацию обучения активизирует познавательную деятельность обучающихся духовность, нравственность, личная и общественная ответственность; - умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни - способность к саморазвитию, к творчеству, физическое совершенство

- Участвуя в олимпиадах, выполняя проекты, ребята узнают историю родного города, его историю;

-проникаются сознанием, что высшей нравственной ценностью является Родина;

- участие в делах и акциях развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи;

В процессе нравственного воспитания у детей формируются

усиливает положительную мотивацию обучения

активизирует познавательную деятельность обучающихся

духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

- умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни

- способность к саморазвитию, к творчеству, физическое совершенство

Наши победы Конкурсы: «Кенгуру» «Русский медвежонок» «Учи.РУ» (50% участников) Международный  уровень Конкурсы: «Олимпусик», «Спасатели» (70% участников) Всероссийский  уровень Экопроект Конкурс «Родной край» 3 место «Эко-кутерье» 3 место Муниципальный  уровень Олимпиада по окружающему миру 2 место Краморенко Ксения Конкурс военной песни 2место Комбинированная  эстафета, посвя- щенная 23 февраля 2 место Школьный уровень Битва хоров по экологии 1 место

Наши победы

Конкурсы: «Кенгуру» «Русский медвежонок» «Учи.РУ»

(50% участников)

Международный

уровень

Конкурсы:

«Олимпусик»,

«Спасатели»

(70% участников)

Всероссийский

уровень

Экопроект

Конкурс «Родной край»

3 место

«Эко-кутерье»

3 место

Муниципальный

уровень

Олимпиада по окружающему миру 2 место

Краморенко Ксения

Конкурс

военной песни

2место

Комбинированная

эстафета, посвя-

щенная 23 февраля

2 место

Школьный

уровень

Битва хоров по экологии

1 место

В процессе нравственного воспитания у детей формируются чувства патриотизма товарищества коллективизма глубокое уважение к людям труда активное отношение к действительности Результат: дети добрые, справедливые, уважающие родителей, способные отвечать за свои поступки

В процессе нравственного воспитания у детей формируются чувства

патриотизма

товарищества

коллективизма

глубокое уважение к людям труда

активное отношение к действительности

Результат: дети добрые, справедливые, уважающие родителей, способные отвечать за свои поступки